Главная / Русский язык и литература / Конспект урока литературы на тему: «М.А. Шолохов. Жизнь и творчество писателя. Ранние рассказы»

Конспект урока литературы на тему: «М.А. Шолохов. Жизнь и творчество писателя. Ранние рассказы»

Описание: Описание: без лого шапка









Конспект урока литературы

на тему:

«М.А. Шолохов. Жизнь и творчество писателя. Ранние рассказы»



Разработала преподаватель русского языка и литературы

Акпамбетова Т.М.














2014


ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

Познакомить студентов с творчеством М.А. Шолохова; показать гражданское и писательское мужество М. Шолохова, одним из первых сказавшего правду о гражданской войне как о трагедии народа; показать неизбежность трагической судьбы человека в переломные моменты истории на примере ранних рассказов М.А. Шолохова; понять, в чем особенность изображения Шолоховым исторических современных ему событий на примере рассказов «Шибалково семя», «Продкомиссар».

Развивающие:

Формировать навыки анализа текста, развивать устную монологическую речь, формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности (самостоятельному чтению и анализу художественных произведений, исследовательской работе), развитие умения работать в малой группе.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся гражданскую позицию, чувство ответственности за свои поступки, объективное понимание истории своей страны.

Методика обучения: развивающе обучение.

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: текст рассказов М.А. Шолохова для анализа («Донские рассказы»), презентация, фотография писателя; карточки с заданиями.

Технические средства обучения: компьютер, телевизор

Форма организации познавательной деятельности: групповая, коллективная

Задание к уроку: прочитать «Донские рассказы» М. Шолохова, познакомиться с историческими событиями периода гражданской войны на Дону.





Индивидуальные задания

Три ученика готовят сообщение о М.А. Шолохове, его творчестве, о гражданской войне (историческая справка), этимологии слова “казак” и казачестве, о своеобразии ранних рассказов писателя.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: казак, казачество, гражданская война, метафора, эпитет, сравнение.

Предполагаемые результаты:

Формирование коммуникативной компетенции:

  • Формирование правильной и эффективной речи.

  • Обучение умению выслушивать мнения других, оценивать разные точки зрения, вести дискуссию, организовывать совместную деятельность (работать в группе); излагать свои мысли в письменной и устной форме.

План урока

1.Организационный момент. Определение целей урока.

2.Актуализация знаний учащихся. Подготовка к восприятию проблемы. Вступительная беседа.

3.Сообщение об исторических событиях периода гражданской войны на Дону, о трагедии народа, ввергнутого не по своей воле в конфликт.

4.Знакомство с биографией М. Шолохова и его личным участием в гражданской войне.

5.Создание проблемной ситуации. Сообщение о своеобразии ранних рассказов писателя.

6.Процесс решения проблемы. Работа в группах. Анализ рассказов «Шибалково семя», «Продкомиссар».

7.Закрепление материала .Выводы.

8.Подведение итогов урока.

9.Домашнее задание

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Определение целей урока.

2.Вступительная беседа.

Революция и гражданская война круто изменили Россию, вошли в жизнь каждого человека. Страшна любая война, потому что она несет смерть, горе, боль, разрушения, но война гражданская страшна и бесчеловечна вдвойне.

Изображение гражданской войны стало одной из главных тем русской литературы 20 века.

В произведениях каких писателей нашла свое отражение тема гражданской войны?

- Почему гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики?

-Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения?

-Как вы понимаете утверждение Демокрита: “Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна?

В «Донских рассказах» Шолохов заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия.

- Какие были последствия революции и гражданской войны на Дону?

3. Рассказ ученика о гражданской войне на Дону, о трагедии казачества, ввергнутого не по своей воле в конфликт.

Промежуточный вывод. Гражданская война – величайшее бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности.

Учитель:

-Как вы можете прокомментировать эти данные? Какие чувства они в вас вызывают?

-Почему М.А.Шолохов, сражавшийся на стороне красных, так последовательно на протяжении всего цикла «Донские рассказы» доказывает бессмысленность братоубийственной войны?

-Кто же этот человек?

4. Рассказ ученика о М.А. Шолохове (презентация)

Учитель:

- Как называется первый сборник рассказов Шолохова?

- О чем эти произведения?

5. Сообщение ученика о ранних рассказах М. Шолохова

Промежуточный вывод. Именно такой кровавой, ожесточенной

показана борьба казаков против новой власти в “Донских рассказах” М. Шолохова.

-Итак, мы обращаемся к “Донским рассказам” М. Шолохова.


6. Работа в группах. Анализ рассказов «Шибалково семя», «Продкомиссар».


А. Анализ рассказа “Шибалково семя”(ответ на один вопрос дает представитель малой группы)

- О чем этот рассказ?

- Объясните смысл названия рассказа.

- Что мы узнаём о героях рассказа?

- В чём драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета?

- Каким видит будущее своего ребенка герой рассказа ?

-Авторская оценка героев. На чьей стороне автор?

Промежуточный вывод. Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью войны.

Драматический раскол казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов цикла.

Б. Анализ рассказа «Продкомиссар» (ответ на один вопрос дает представитель малой группы)

- Что мы узнаём о героях рассказа?

- Почему между отцом и сыном возникает конфликт?

- Какие жизненные позиции сталкиваются в рассказе?


- «Не серчай, батя…». Что хочет сказать этими словами Бодягин – младший?


- Почему вслед за эпизодом отцеубийства идёт эпизод о спасении ребёнка?


- Почему Бодягин-младший спасает ребёнка?


- Можно ли оправдать отцеубийство спасением мальчика?

- Какова позиция автора? Возможно ли “в годину смуты и разврата” примирение враждующих сторон?

- Особенности языка писателя

7. Закрепление материала .Выводы.

Итоговая беседа:

- Какие проблемы мы обсуждали на сегодняшнем уроке?

- Какую роль играют образы детей в рассказах «Шибалково семя» и «Продкомиссар» ? ( в понимании идейно-нравственных ценностей)

- Родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным гражданской войной. Где выход? Какой ответ дает нам М. Шолохов ?

Вывод:

Любая война – это страшная трагедия, а гражданская вдвойне, потому что она братоубийственная.

Гражданская война для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Формой выражения социального у Шолохова часто становится внутрисемейный конфликт. Здесь нет и не может быть

победителей. Сломана, изувечена судьба многих людей, их жизнь. Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на стремление народа к самосохранению. М. Шолохов верил в торжество человеческой жизни над социальными конфликтами. В своих ранних рассказах писатель показал, что вопреки смерти и разрухе люди сохранили в себе память о человеческом в человеке, мечту о счастье.

По словам писателя К. Федина, «громадна заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий, будь то любая эпоха, им изображаемая. Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего».

        «Сила правды его произведений такова, что горечь жизни, как бы даже она ужасна ни была, перевешивается, преодолевается волею к счастью, желанием достичь и радостью достижения».

8. Подведение итогов урока

- В чем вы видите нравственное значение рассказов М. Шолохова?

- Попытайтесь самостоятельно оценить свою работу на уроке.

9. Домашнее задание: в сообщении выразите свое отношение к утверждению В. Распутина: «Шолохову удалось «талантливо и доступно передать суровую правду о её (России) нелегкой судьбе».















Конспект урока литературы на тему: «М.А. Шолохов. Жизнь и творчество писателя. Ранние рассказы»
  • Русский язык и литература
Описание:

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

Познакомить студентов с творчеством  М.А. Шолохова; показать гражданское и писательское мужество М. Шолохова, одним из первых сказавшего правду о гражданской войне как о трагедии народа; показать неизбежность трагической судьбы человека в переломные моменты истории на примере ранних рассказов  М.А. Шолохова; понять, в чем особенность изображения Шолоховым исторических современных ему событий  на примере рассказов «Шибалково семя», «Продкомиссар».

Развивающие:

Формировать навыки анализа текста, развивать устную монологическую речь, формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности (самостоятельному чтению и анализу художественных произведений, исследовательской работе), развитие умения работать в малой группе. 

         Воспитательные:

Воспитывать у учащихся гражданскую позицию, чувство ответственности за свои поступки, объективное понимание истории своей страны.

Методика обучения: развивающе обучение.

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование:текст рассказов  М.А. Шолохова для анализа  («Донские рассказы»),  презентация,  фотография писателя; карточки с заданиями.

     Технические средства обучения: компьютер, телевизор

Форма организации познавательной деятельности:  групповая, коллективная 

Задание к уроку: прочитать «Донские рассказы» М. Шолохова, познакомиться с историческими событиями периода гражданской войны на Дону.

 

 

Индивидуальные задания

Три ученика готовят сообщение о М.А. Шолохове, его творчестве, о гражданской войне  (историческая справка), этимологии слова “казак” и казачестве, о своеобразии ранних рассказов писателя.

 СЛОВАРНАЯ РАБОТА: казак, казачество, гражданская война, метафора, эпитет, сравнение.

Предполагаемые результаты:

          Формирование коммуникативной компетенции:

§  Формирование правильной и эффективной речи.

 

§  Обучение умению выслушивать мнения других,оценивать разные точки зрения, вести дискуссию, организовывать совместную деятельность (работать в группе);излагать свои мысли в письменной  и устной форме.

Автор Акпамбетова Тамара Мауленовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1898
Номер материала 47088
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓