Главная / Русский язык и литература / Конспект урока литературы «Лингвостилистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова « Родина», 9 класс

Конспект урока литературы «Лингвостилистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова « Родина», 9 класс


Урок литературы в 9 классе

Учитель: Фокина Елена Валерьевна

Лабораторная работа по теме

«Лингвостилистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина»

Цель: отработать навыки анализа стихотворного текста, расширить знания литературоведческих терминов, обратить внимание на стилистические особенности произведения, бережное отношение к родному языку и русской культуре.

Оборудование: портрет поэта, диск «Тарханы», репродукции картин русских художников с пейзажными зарисовками, использование интерактивной доски.

Предварительно участники элективного курса группами готовились к занятию. Система вопросов к решению лингвистических задач предполагала анализ композиции, синтаксиса, лексики, стилистических фигур, фонетики поэтического текста.

Вопросы к нравственно-эстетической задаче:

-проведите лингвистический эксперимент: замените слово отчизна на слово родина. В чём различие?

-почему слово отчизна оправдано в первой строке?

-с чем ассоциируется образ родины у поэта? Объясните эти понятия, обращаясь к толковому словарю (чета, гумно, жнивьё, нива, отрада). Как это раскрывает тему и идею стихотворения?

-найдите лексику высокую, пафосную и трогательную, выражающую любовь поэта к родине;

-почему именно в конце взгляд поэта становится пристальнее, внимательнее, на лицо детали крестьянского быта?

Вопросы к смысловой задаче:

-найдите примеры строк, характерных для оды, думы, лирического стихотворения. Можно ли однозначно определить жанр произведения?

-каково соотношение частей, о чём каждая часть, противопоставлены они или гармонично продолжают друг друга?

-определите размер стихотворения, составьте схему каждого стиха, какую закономерность вы увидели?

-охарактеризуйте рифмы и способ рифмовки.

Вопросы к языковой задаче:

-в чём синтаксические особенности текста?

-объясните выбор частей речи; местоимения какого лица преобладают и почему; почему в начале второй части нет глаголов; какие слова создают мотив движения?

-охарактеризуйте текст с точки зрения поэтической фонетики;

-что вы можете сказать о цветописи стихотворения?

-роль выразительных средств.


Ход урока.


1.Организационный момент: сообщение темы, целей, плана работы, сделать акцент на отличие занятия элективного курса от урока.

2.Психологическая разминка.

3.Мультимедийная экскурсия по «малой родине» М.Ю.Лермонтова (использование диска «Тарханы»):

-работа с эпиграфом: «Мой дом везде… И осуждён страдать я долго в нём. И в нём лишь буду я спокоен »;

-поэтические минуты (прочтение стихотворения «Родина»);

-история создания стихотворения.

4.Решение лингвостилистических задач в поэтическом тексте:

А) нравственно-эстетическая задача с лекционным элементом

решение:

-тема;

-идея;

-проблематика;

-автор.

Ответ: для поэта родина - в жизни народа, в его простом быту, он любит родную землю и её людей, которых он познал, едучи в телеге, ночуя в степи вместе с обозом, в избе с крестьянами. Хорошо и удобно любить свою страну, сидя в удобном кресле и читая о доблестных подвигах предков. Но как трудно бывает любить то, что перед тобой в будничной жизни, любить страну, зная, что в ней царят невзгоды, творится беззаконие, деревни разорены и печальны. Вот то новое слово, которое сказал Лермонтов о родине своему поколению и потомкам. Тема родины впервые в русской поэзии представлена как проблема, которую каждый может решить по-своему.

Б) смысловая задача с использованием интерактивной доски

решение:

-жанр;

-композиция;

-размер стихотворения;

-рифма.

Ответ: однозначно определить жанр нельзя, здесь есть строки, характерные для оды, думы, лирического стихотворения. В стихотворении две части. Первая-отстаивание в полемике с воображаемым оппонентом права на любовь к родине. Вторая-объяснение, что значит для поэта родина, каковы её символы. Стихотворение написано шести-, пяти-, четырёхстопным ямбом, причём чёткий переход на четырёхстопный. Это делает стих лёгким, простым. Рифма простая, точная, перекрёстная, с чередованием женской и мужской рифмы, что придаёт стиху плавность и торжественность.

В) языковая задача с использованием интерактивной доски

решение:

-синтаксические особенности;

-лексические особенности (тропы, роль частей речи, словарный запас);

-фонетические особенности;

-цветопись.

Ответ: стихотворение окрашено эмоционально, интимно, лирически. Цветопись неяркая, несочная; такой колорит как раз характерен для изображения уголков малой родины. Синтаксические конструкции содержат и противопоставление, и восклицание, и паузы, и волнение.

5. Итоги: пресс-конференция «В двух словах» (на вопросы девятиклассников отвечают участники элективного курса 10 класса):

-помог ли элективный курс «Анализ текста» успешно сдать экзамены по русскому языку и литературе?

-анализировать труднее поэтический или прозаический текст?

-можете ли вы самостоятельно создавать тексты определённого стиля?

-помог ли элективный курс развить ваши индивидуальные творческие способности?

-нужно ли расширять гуманитарное образование в школе?


Домашнее задание: лингвостилистический анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Пророк».


Литература

1.М.Ю.Лермонтов. Сочинения в 2 томах./М.: Художественная литература, 1990.

2.Голышева Г.Э. Лингвостилистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина»/Русский язык в школе № 6.-с.30, 2001.

3.Зотина Т.В. Готовимся к комплексному анализу текста на экзамене/Русский язык в школе № 6.-с.39, 2001.

Конспект урока литературы «Лингвостилистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова « Родина», 9 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Этот урок являетсяключевым в понимании темы Родины в творчестве Лермонтова. Он помогает разобраться, какой  виделась Россия, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы.

 

В связи с этим будутотработаны навыки анализа стихотворения, выделены стилистические особенности этого произведения и углублены литературоведческие знания, которые помогут девятиклассникам увидеть новаторство Лермонтова, заключавшееся в том, что он впервые «малую родину» соотнес с понятием «большой Родины», сделал «малую родину» самым главным эле­ментом сложного понятия «большой Ро­дины». В «Родине» Лермонтовприближается к народному осмыслению любви к ней. Такое соотнесение боль­шой и малой Родины впоследствии ста­ло традиционным в русской поэзии.

Автор Фокина Елена Валерьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1367
Номер материала 47955
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓