Главная / Русский язык и литература / Конспект урока литературы Л. Толстой "После бала"

Конспект урока литературы Л. Толстой "После бала"

Конспект урока литературы в 8 классе.

Тема: «Л.Н.Толстой. «После бала». История создания рассказа.

Эпиграф урока: Толстой – это целый мир… Не зная Толстого –

нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя

считать себя культурным человеком.

М. Горький

Цель урока:

- познакомить учащихся с композицией рассказа, с писательским замыслом, особенностями рассказа;

- расширить знания о биографии писателя;

- показать своеобразие историзма Толстого;

- усвоение понятий рассказ, рассказчик, обрамление («рассказ в рассказе), контраст, антитеза как композиционными приемами;

- определение социально-нравственных проблем рассказа;

- воспитание гуманизма, человечности через прочтение художественного текста.

Предварительное задание:

1. Прочитать статью в учебнике о Л.Н.Толстом «Художник, мыслитель, человек»

2. Объяснить значение ключевых слов и словосочетаний: мировоззрение, проблемы бытия, деспотизм, деспотизм власти, нравственное обновление, мораль. Обрамление.

Знать: содержание произведения, авторский замысел, особенности рассказа

Уметь: владеть понятиями рассказ, рассказчик, композиция, контраст, обрамление, нравственная ответственность.

Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Активация. Кто же это удивительный человек, какую жизнь он прожил?

(Толстой был велик не только как гениальный писатель, но и как человек, как личность. Вся его жизнь - это путь самосовершенствования , поэтому он призывает человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к сознанию нравственной ответственности за свои поступки)

На доске слова: мировоззрение, проблемы бытия, деспотизм, деспотизм власти, нравственное обновление, мораль. Словарная работа – записать слово мировоззрение, выделить корень, определить лекс. Значение.

- Что такое нравственность?

Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

1.Вступительное слово учителя о писателе.

Если мы посмотреть на даты жизни Льва Николаевича Толстого, то можно отметить за этот период массу величайших событий в становлении государства Российского. Чему Толстой был непосредственным свидетелем.

Толстой (граф Лев Николаевич) - знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Толстого, его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании своих идеалов, его попытка отказаться от благ мира сего, жить новой, хорошей жизнью, имеющей в основе своей только высокие, идеальные цели и познание истины - все это доводит обаяние имени Толстого до легендарных размеров.

На рубеже двух веков Л.Н.Т. создает целый ряд произведений разных по тематике, жанру и стилю. Они объединяются «вечными» нравственными проблемами гражданской ответственности, социальной справедливости, человеческого счастья, совести, добра. Веря в то, что « должно совершиться освобождение людей от тех страданий, которые они несли так долго». Обратимся к статье учебника о Л. Н. Толстом. Что вам показалось важным, значимым? (зачитать)

2 Сообщение о Николае Первом и его эпохе. Порядки в армии времен Николая Первого.

Слайд 3-4 (музыка- барабанная дробь)

3 История создания рассказа. Слайд 5-6.

4. Прототип Вареньки –слайд (?) .Сегодняшний урок мы начнём с музыки. Послушайте и попробуйте представить ситуацию: где и когда мы можем слышать эту музыку? Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты.

(Запись на доске: волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая и т.д)

- Что ёще можно услышать на балу? (Легкий шорох платьев, скольжение туфелек по полу, разговоры, веселье и т.д.)

Запомним эти эпитеты

4. Слайд 7- Какое событие описано в рассказе?

(Бал у губернаторского предводителя, влюблённость героя, разочарование, потрясение от жестокости случившегося после бала.)

- Что необычного вы заметили в построении рассказа? (прочитать начало ) (Рассказ начинается внезапно, разговор ведётся о нравственных ценностях человеческого бытия: «… что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия. Среди которых живут люди…», «что хорошо что дурно…» и так завершается внезапно без выводов.) Возникает образ Рассказчика. В произведении он носит имя Иван Васильевич. Перед нами предстаёт рассказ в рассказе. Такой приём называется обрамлением. В процессе знакомства с произведением мы задумаемся, почему автор использует такой приём.

II. Изучение произведения

-Обратимся к жанру произведения. Почему этот текст является рассказом?

(В центре повествования одно важное событие из жизни героя, текст небольшой по объёму)

-Какое событие описано?

(Потрясение героя от увиденного после бала)

В рассказе слышна перекличка двух эпох - той, которую непосредственно изображает Толстой ( 40-е годы XIX века, время правления Николая 1), и той, которая присутствует незримо, определяя основные вопросы бытия. Поэтому писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать , что его ужасы живут и в настоящем. Он выступает против насилия и гнета, против бесчеловечного отношения к людям. Изучая это произведение, мы должны дать правильную оценку героям и событиям. – Вспомним, какие реальные факты легли в основу сюжета рассказа «После бала»?

(Казнь солдата вблизи Ясной Поляны, за которого заступился Толстой; рассказ старого солдата Толстому о воинской службе; история, пережитая братом)

- Пишет этот рассказ Толстой в 1903 году. А действия в рассказе происходят в 40-е годы 19 века. Почему Толстой вдруг возвращается к этой теме через 50 лет? Как вы думаете? Неужели то, что происходило в 40-е годы 19 века, могло произойти и в начале 20 века? ( стр. 72, учебник)

5. Работа над композицией рассказа.

- Что такое композиция произведения? (построение произведения)

- Из каких частей обычно состоит композиция? (слайд 8)

( завязка, развитие действия, кульминация и развязка)

- Как построен рассказ «После бала»? Слайд 9.

- Как можно назвать такую композицию? (Рассказ в рассказе)

6. Работа с текстом (детали, изобразительные средства)

- Назовите день, когда происходило событие. (Последний день Масленицы) - Что вы знаете об этом празднике? Как называют последний день Масленицы и последующий за ним?

Масленица получила свое название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.

Прощеное воскресенье и Чистый понедельник –

Первый день Великого Поста называется Чистым понедельником. Это название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от "духа масленицы", завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий Пост очищенными духовно - через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье - и телесно.

То есть последний день масленицы – очень важный день для христиан. В этот день люди освобождаются от грехов, вступая в великий пост очищенными духовно.

Следуем дальше. Слайд 11.

- Найдите в тексте описание бала. Стр.75.

- Определите смысловой рисунок бала (детали, которые используются для описания бала). Найдите изобразительные средства, при помощи которых автор создает этот смысловой рисунок. Слайд 12 – муз. сопровождение МАЗУРКА.

- Рассказ называется «После бала». Значит, самим названием рассказа предполагается, что был сам бал?

- Давайте возвратимся на бал.

- Какие поэтические, образные выражения, краски использовал автор при описании бала? (Бал был чудесный: зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный)

- Все эти описания передают чувства героя. Какие? (Любовь)

- Говорят, когда любишь – всё видишь в розовом свете. Найдите подтверждение этому в рассказе.

- В кого же влюблён главный герой? (В Вареньку)

- Перескажите своими словами то, как говорит Иван Васильевич о любимой девушке. Употребите в пересказе слова и выражения: высокая, стройная, грациозная, в белом платье с розовым поясом в белых лайковых перчатках, в белых атласных башмачках, сияющее лицо, ласковые, милые глаза.

- Найдите описание Вареньки и её отца. Слайд 13. Вывод – красивые, чудесные господа.

7. Заполнение таблицы. (бал, эпитеты –цвета) Дома продолжат заполнение

На балу.

После бала.

чудесный

туманный

прекрасный

пустынный

знаменитые

большое, чёрное

великолепные

оголённый по пояс

белое

что-то страшное

розовый

сморщенное

высокая, стройная

пёстрое, мокрое

сияющее, зарумянившееся

красное неестественное

милые, ласковые

спотыкающийся

весёлые

жёсткая нехорошая

мазурки

неприятная визгливая

красивый, статный

высокая статная

высокий, свежий

твёрдая подрагивающая

румяное

румяное

радостная, ласковая

сильная

блестящие

гневный

весел, добр

самоуверенный

доволен, счастлив

тоска физическая

восторженное умиление

ужас



- На кого из действующих лиц на балу обращаешь внимание? (На отца Вареньки)

- Найдите описание его внешности.

- Какое впечатление он на вас произвёл? (Красивый, ласковая улыбка, свежий старик)

-Но что настораживает в его описании? (Он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки) надо всё по закону

- В каком настроении приехал Иван Иванович домой?

- Найдите слова, фразы, которые особенно ярко передают ощущение счастья, испытанного рассказчиком? В ушах звучала музыка – мазурка и т.д. – вспомним, как мы охарактеризовали её в начале урока.

(«Соединяло его и её в одном нежном, умиленном чувстве»; «мне стало любовно жалко его, жалко за то, что он не знал и не разделял того счастья, которое он испытывал»; «вид его заспанного лица с спутанными волосами показался мне умилительно трогательным»; «нет, я не мог спать».) Дома мы обратимся к событиям утра, т.е. после бала. Заполнить таблицу. Инд. Задание; подобрать музыку к событиям на площади – сцене наказания, выделив в тексте эпитет к ней.

Итак, итоги урока. Порассуждаем следующим образом:

1). Что уже знал?

2). Что удивило?

3) Что хотел бы узнать?





Конспект урока литературы Л. Толстой "После бала"
  • Русский язык и литература
Описание:

- познакомить учащихся с композицией рассказа, с писательским замыслом, особенностями рассказа;

- расширить знания о биографии писателя;

- показать своеобразие историзма Толстого;

- усвоение понятий рассказ, рассказчик, обрамление («рассказ в рассказе), контраст, антитеза как композиционными приемами;

- определение социально-нравственных проблем рассказа; 

- воспитание гуманизма, человечности через прочтение художественного текста.

Объяснить значение ключевых слов и словосочетаний: мировоззрение, проблемы бытия, деспотизм,деспотизм власти, нравственное обновление, мораль.

В рассказе слышна перекличка двух эпох - той, которую непосредственно изображает Толстой ( 40-е годы XIX века, время правления Николая 1), и той, которая присутствует незримо, определяя основные вопросы бытия. Поэтому писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать , что его ужасы живут и в настоящем. Он выступает против насилия и гнета, против бесчеловечного отношения к людям. Изучая это произведение, мы должны дать правильную оценку героям и событиям.

Автор Касьянова Наталия Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2884
Номер материала 46840
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓