Конспект урока литературы в 8 классе.
Тема: «Л.Н.Толстой. «После бала». История
создания рассказа.
Эпиграф
урока: Толстой – это целый мир… Не
зная Толстого –
нельзя
считать себя знающим свою страну, нельзя
считать
себя культурным человеком.
М.
Горький
Цель
урока:
- познакомить
учащихся с композицией рассказа, с писательским замыслом, особенностями рассказа;
- расширить
знания о биографии писателя;
- показать
своеобразие историзма Толстого;
- усвоение понятий рассказ, рассказчик, обрамление («рассказ в
рассказе), контраст, антитеза как композиционными приемами;
- определение
социально-нравственных проблем рассказа;
- воспитание гуманизма, человечности через прочтение художественного
текста.
Предварительное задание:
1. Прочитать статью в учебнике о Л.Н.Толстом «Художник,
мыслитель, человек»
2. Объяснить значение ключевых слов и словосочетаний:
мировоззрение, проблемы бытия, деспотизм, деспотизм власти,
нравственное обновление, мораль. Обрамление.
Знать:
содержание произведения, авторский замысел, особенности рассказа
Уметь:
владеть понятиями рассказ, рассказчик, композиция, контраст, обрамление,
нравственная ответственность.
Ход урока.
1. Сообщение
темы и цели урока.
Активация. Кто же это удивительный
человек, какую жизнь он прожил?
(Толстой был велик не только как гениальный писатель, но и как
человек, как личность. Вся его жизнь - это путь самосовершенствования , поэтому
он призывает человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими
недостатками, к сознанию нравственной ответственности за свои поступки)
На доске слова: мировоззрение, проблемы бытия, деспотизм,
деспотизм власти, нравственное обновление, мораль. Словарная работа – записать
слово мировоззрение, выделить корень, определить лекс. Значение.
-
Что такое нравственность?
Нравственность —
термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали.
В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать
согласно своей совести и свободной воле —
в отличие от морали, которая, наряду с законом,
является внешним требованием к поведению индивида.
1.Вступительное
слово учителя о писателе.
Если мы посмотреть на даты жизни Льва
Николаевича Толстого, то можно отметить за этот период массу величайших событий
в становлении государства Российского. Чему Толстой был непосредственным
свидетелем.
Толстой (граф Лев Николаевич) -
знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы.
В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом.
Личная жизнь Толстого, его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в
отстаивании своих идеалов, его попытка отказаться от благ мира сего, жить
новой, хорошей жизнью, имеющей в основе своей только высокие, идеальные цели и
познание истины - все это доводит обаяние имени Толстого до легендарных
размеров.
На рубеже двух веков Л.Н.Т. создает
целый ряд произведений разных по тематике, жанру и стилю. Они объединяются
«вечными» нравственными проблемами гражданской ответственности, социальной
справедливости, человеческого счастья, совести, добра. Веря в то, что « должно
совершиться освобождение людей от тех страданий, которые они несли так долго».
Обратимся к статье учебника о Л. Н. Толстом. Что вам показалось важным,
значимым? (зачитать)
2 Сообщение о Николае Первом и его
эпохе. Порядки в армии времен Николая Первого.
Слайд 3-4 (музыка- барабанная дробь)
3 История создания рассказа. Слайд
5-6.
4. Прототип
Вареньки –слайд (?) .Сегодняшний урок мы начнём с музыки. Послушайте и
попробуйте представить ситуацию: где и когда мы можем слышать эту музыку? Что
это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты.
(Запись на доске: волшебная, волнующая, воздушная,
легкая, добрая и т.д)
- Что ёще можно
услышать на балу? (Легкий шорох платьев, скольжение туфелек по полу, разговоры,
веселье и т.д.)
Запомним эти
эпитеты
4.
Слайд 7- Какое событие описано в рассказе?
(Бал
у губернаторского предводителя, влюблённость героя, разочарование, потрясение
от жестокости случившегося после бала.)
-
Что необычного вы заметили в построении рассказа? (прочитать начало ) (Рассказ начинается внезапно, разговор ведётся о
нравственных ценностях человеческого бытия: «… что для личного
совершенствования необходимо прежде изменить условия. Среди которых живут
люди…», «что хорошо что дурно…» и так завершается
внезапно без выводов.) Возникает образ
Рассказчика. В произведении он носит имя Иван Васильевич. Перед нами предстаёт
рассказ в рассказе. Такой приём называется обрамлением. В процессе знакомства с
произведением мы задумаемся, почему автор использует такой приём.
II. Изучение произведения
-Обратимся к жанру произведения. Почему этот текст
является рассказом?
(В центре повествования одно важное событие из жизни героя,
текст небольшой по объёму)
-Какое событие описано?
(Потрясение героя от увиденного после бала)
В рассказе слышна перекличка
двух эпох - той, которую непосредственно изображает Толстой ( 40-е годы XIX
века, время правления Николая 1), и той, которая присутствует незримо,
определяя основные вопросы бытия. Поэтому писатель восстанавливает прошлое, чтобы
показать , что его ужасы живут и в настоящем. Он выступает против насилия и
гнета, против бесчеловечного отношения к людям. Изучая это произведение, мы
должны дать правильную оценку героям и событиям. –
Вспомним, какие реальные факты легли в основу сюжета рассказа «После бала»?
(Казнь солдата вблизи Ясной
Поляны, за которого заступился Толстой; рассказ старого солдата Толстому о
воинской службе; история, пережитая братом)
- Пишет этот рассказ Толстой в
1903 году. А действия в рассказе происходят в 40-е годы 19 века.
Почему Толстой вдруг возвращается к этой теме через 50 лет? Как вы думаете?
Неужели то, что происходило в 40-е годы 19 века, могло произойти и в начале 20
века? ( стр. 72, учебник)
5. Работа над
композицией рассказа.
- Что такое композиция
произведения? (построение произведения)
- Из каких частей обычно
состоит композиция? (слайд 8)
( завязка, развитие действия,
кульминация и развязка)
- Как построен рассказ «После
бала»? Слайд 9.
- Как можно назвать такую
композицию? (Рассказ в рассказе)
6. Работа с текстом (детали,
изобразительные средства)
- Назовите день, когда
происходило событие. (Последний день Масленицы) - Что вы знаете об
этом празднике? Как называют последний день Масленицы и последующий за ним?
Масленица получила свое название от того,
что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается
употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. В православной
церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение
обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму
общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.
Прощеное воскресенье и Чистый понедельник
–
Первый день Великого Поста называется
Чистым понедельником. Это название закрепилось потому, что в России был обычай
чистить дом от "духа масленицы", завершившейся накануне, и ходить в
баню, чтобы вступать в Великий Пост очищенными духовно - через испрашивание
прощения в Прощеное воскресенье - и телесно.
То есть последний день масленицы –
очень важный день для христиан. В этот день люди освобождаются от
грехов, вступая в великий пост очищенными духовно.
Следуем дальше. Слайд 11.
- Найдите в тексте описание бала.
Стр.75.
- Определите смысловой рисунок
бала (детали, которые используются для описания бала). Найдите изобразительные
средства, при помощи которых автор создает этот смысловой рисунок. Слайд 12 – муз. сопровождение МАЗУРКА.
- Рассказ называется «После
бала». Значит, самим названием рассказа предполагается, что был сам бал?
- Давайте возвратимся на бал.
- Какие поэтические, образные
выражения, краски использовал автор при описании бала? (Бал был чудесный: зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет
великолепный)
- Все эти описания передают
чувства героя. Какие? (Любовь)
- Говорят, когда любишь
– всё видишь в розовом свете. Найдите подтверждение этому в рассказе.
- В кого же
влюблён главный герой? (В Вареньку)
- Перескажите своими
словами то, как говорит Иван Васильевич о любимой девушке. Употребите в
пересказе слова и выражения: высокая, стройная, грациозная, в белом платье с
розовым поясом в белых лайковых перчатках, в белых атласных башмачках, сияющее
лицо, ласковые, милые глаза.
- Найдите описание Вареньки и
её отца. Слайд 13. Вывод – красивые, чудесные
господа.
7. Заполнение таблицы. (бал,
эпитеты –цвета) Дома продолжат заполнение
На балу.
|
После бала.
|
чудесный
|
туманный
|
прекрасный
|
пустынный
|
знаменитые
|
большое, чёрное
|
великолепные
|
оголённый по пояс
|
белое
|
что-то страшное
|
розовый
|
сморщенное
|
высокая, стройная
|
пёстрое, мокрое
|
сияющее, зарумянившееся
|
красное неестественное
|
милые, ласковые
|
спотыкающийся
|
весёлые
|
жёсткая нехорошая
|
мазурки
|
неприятная визгливая
|
красивый, статный
|
высокая статная
|
высокий, свежий
|
твёрдая подрагивающая
|
румяное
|
румяное
|
радостная, ласковая
|
сильная
|
блестящие
|
гневный
|
весел, добр
|
самоуверенный
|
доволен, счастлив
|
тоска физическая
|
восторженное умиление
|
ужас
|
- На
кого из действующих лиц на балу обращаешь внимание? (На отца Вареньки)
- Найдите описание его
внешности.
- Какое впечатление он на вас
произвёл? (Красивый, ласковая улыбка,
свежий старик)
-Но что
настораживает в его описании? (Он был
воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки) надо всё по
закону
- В каком
настроении приехал Иван Иванович домой?
- Найдите слова, фразы, которые
особенно ярко передают ощущение счастья, испытанного рассказчиком? В ушах
звучала музыка – мазурка и т.д. – вспомним, как мы охарактеризовали её в начале
урока.
(«Соединяло его и её в
одном нежном, умиленном чувстве»; «мне стало любовно жалко его, жалко за то,
что он не знал и не разделял того счастья, которое он испытывал»; «вид его
заспанного лица с спутанными волосами показался мне умилительно трогательным»;
«нет, я не мог спать».) Дома мы обратимся к событиям утра, т.е. после бала.
Заполнить таблицу. Инд. Задание; подобрать музыку к событиям на площади – сцене
наказания, выделив в тексте эпитет к ней.
Итак, итоги урока. Порассуждаем
следующим образом:
1). Что уже знал?
2). Что удивило?
3) Что хотел бы узнать?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.