Главная / Русский язык и литература / Конспект урока литературы. Тема:

Конспект урока литературы. Тема:









Н.Гумилёв «Волшебная скрипка».

(Опыт анализа поэтического текста).







Урок литературы в 11 классе

















г.Беслан



Задачи. В процессе практической работы

  1. развивать умение учащихся читать, воспринимать, анализировать, интерпретировать поэтическое произведение, способствовать развитию их художественного вкуса;

  2. пробуждать «чувство поэзии», учить воспринимать литературу как искусство слова, формировать эмоциональную восприимчивость;

  3. повторять (актуализировать) литературно-теоретические знания, способствовать обогащению и усложнению словарного запаса молодых читателей, развитию их речевой культуры.



ХОД УРОКА



СЛАЙД 1 (тема)





1.Слово учителя Возможно, тайна поэзии в том и заключается, что порой, читая стихотворение и ещё не отдавая себе до конца отчёта о глубине его содержания, мы вдруг ощущаем сладкую и мучительную истому, некую возвышенную радость от одного лишь его звучания. При этом мы не сразу и не всякому сможем объяснить, что именно трогает нас, почему мы вдруг оказываемся в пленительной власти ритма и слов.

Но именно потому, что этот процесс в каждом из нас происходит по-своему (а в ком-то не происходит вовсе), мы и учимся на уроках литературного чтения вчитываться и вдумываться, вслушиваться и вглядываться в суть и в ткань поэтического произведения, помня при этом о времени, когда оно создавалось, и о личности его автора.

Почти у каждого читателя создаётся своя версия, своя личностная трактовка прочтения текста. Эту трактовку принято называть интерпретацией. Но в общении с поэзией (и искусством вообще) чрезвычайно важно эмоциональное впечатление. И нужно не заменять его логической интерпретацией, а опираться на него.

Именно над этим мы и должны поработать сегодня, объединив опыт каждого из нас, взяв из сегодняшнего общения то, чему, может быть, прежде не уделяли особого внимания, не придавали значения.



СЛАЙД 2 (акмеисты)



-2-



«Серебряный век» русской поэзии, всеми корнями уходящий в век «золотой»: в творчество Пушкина, в тютчевскую философичность, в импрессионистскую лирику Фета, сегодня во многом ещё остаётся для нас загадкой. Не так давно мы начали открывать для себя В.Брюсова и М.Кузмина, К. Бальмонта и И.Северянина, О.Мандельштама и Н.Гумилёва…

- Если вы читали стихи этих поэтов, хотя бы немного знаете об их жизни, то как вы считаете – кому и чему служили они?

(Музе и человеку, добру и красоте… Как и подобает настоящим поэтам).

- Сегодня мы обратимся только к одному, удивительному, на мой взгляд, стихотворению Н.С.Гумилёва «Волшебная скрипка» и вместе попробуем понять, в чём его художественная сила и очарование, что раскрывается перед нами, когда мы рассматриваем его в контексте того времени, в контексте судьбы и творчества самого Гумилёва.



СЛАЙД 3



2. ЗВУЧИТ СТИХОТВОРЕНИЕ «ВОЛШЕБНАЯ СКРИПКА»

(после чтения тексты стихотворения розданы каждому участнику)

3. Этим стихотворением открывается 3-я книга Гумилёва «Жемчуга» с посвящением В.Брюсову, которого Гумилёв считал своим учителем.

- Как каждый из вас понял его смысл? О чём оно?

(О судьбе поэта, о его выборе…)

СЛАЙД 4 (Эпиграф)

- Улавливаете ли вы в нём диалог? Кто ведёт его?

(Слышен монолог- речь одного человека - поэта, умудрённого жизнью, опытного наставника, старшего друга, обращающегося к родственной душе)

- А тот, второй? («Милый мальчик»). Разве он совсем не участвует в диалоге? (просит «о счастье», смеётся»).

-- В чём композиционное своеобразие этого стихотворения?

СЛАЙД 5 (Композиция)

(3 части: I- две первые строчки – заявка юного поэта, просьба о счастье;

-3-

IIпопытка отговорить, напугать теми ужасами, которые ожидают человека, взявшего в руки скрипку;

III – 3 последние строчки - понимание бесполезности, тщетности этой попытки и – благословение)

- Проследим, как с этой композицией связано изменение тональности

(Iлёгкая, светлая, безмятежная, ничем не омрачённая: «милый», «весел», «светла», «счастье». – С какого слова начинается перелом, переход ко второй части? («отравляющем»)

IIдраматически напряжённая, полная мрачных предчувствий и предостережений

IIIтрагически возвышенная, полная почти торжественной обречённости.

- Обратите внимание на размер, которым написано стихотворение (восьмистопный хорей). – Что он подчёркивает? (и драматизм, и торжественность)

СЛАЙД 6 (хорей)



- Покажите, какие новые образы возникают, как выстраивается красноречивый ряд художественных деталей, глаголов, эпитетов («духи ада», «бешеные волки», «обезумевший смычок», «кровожадное исступленье» и т.д.

СЛАЙД 7 (эпитет)

О юном поэте, на первый взгляд, почти ничего не сказано. Что узнаём мы о нём в первых строчках?

- А в какой строке, на ваш взгляд, его полная характеристика? (Но я вижу – ты смеёшься…) – Почему вы так считаете?

- А что же ожидает того, кто взял «в повелительные руки» волшебную скрипку?

- Ещё раз вспомните тот первый аккорд, который задал трагический тон всему стихотворению («счастье, отравляющее миры»)

- Давайте выстроим ряд смелых, неожиданных характеристик – эпитетов, которые один за другим сгущают, нагнетают атмосферу страха и безысходности («тёмный ужас», и т.д.)

-4-

-Характерно, что всё стихотворение строится на развёрнутой ключевой метафоре, которая к финалу перерастает в символ. Покажите это!

СЛАЙД 8 (метафора)

- Что символизирует образ скрипки? (поэтическое дарование, которое является и смертельным заклятием, и высшим блаженством.

- И какова главная мысль этого стихотворения? (Всякий творец живёт своим творчеством и готов пойти на всё, даже умереть, чтоб выразить себя и принести радость людям, ради которых он творит)

Заключение.

-Вернёмся к нашему эпиграфу. Разве не отразились в этом стихотворении судьбы Пушкина, Лермонтова, Грибоедова?

-А в каком смысле его можно назвать пророческим по отношению к самому Гумилёву и его современникам?

СЛАЙД 9 (картинки)

Все они не только творили стихи и баллады, но и с колоссальным напряжением, а порой и смертельным риском лепили собственную судьбу. И эти слова:

«На, владей волшебной скрипкой, погляди в глаза чудовищ

И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!» -

могли быть с полным правом сказаны о каждом из них.

-А теперь послушаем два исполнения песни на слова «Волшебной скрипки» .

- Какое из них, на ваш взгляд, более соответствует содержанию и эмоциональному строю стихотворения? Почему вы так считаете?

СЛАЙД 9 (Группа «Вереск»)



СЛАЙД 9 (Исп. Г.Трофимов)

Конспект урока литературы. Тема:
  • Русский язык и литература
Описание:

          Данный  конспект урока-пример анализа поэтического произведения.  Назначение анализа: а)развитие умения учащихся читать, воспринимать, анализировать, интерпретировать стихотворение;

             б)пробуждение "чувства поэзии", формирование эмоциональной восприимчивости;

              в)повторение (актуализация)литературно-теоретических знаний, обогащение и усложнение словарного запаса молодых читателей, развитие их речевой культуры.

              Урок сопровождается презентацией.

 

 

 

Автор Гокинаева Валентина Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 380
Номер материала 30648
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓