Главная / Русский язык и литература / Конспект урока литературы. "Пушкин. Полтава". 7 класс

Конспект урока литературы. "Пушкин. Полтава". 7 класс

Конспект урока по литературе.


Тема: Александр Сергеевич Пушкин «Полтава». Мастерство поэта в изображении полтавской битвы, прославление мужества и отваги полтавских воинов.

Задачи:

Образовательная: познакомить с отрывками из поэмы, с историей создания поэмы, показать интерес Пушкина к истории России, сравнить образы правителей,.

Развивающая: развитие монологической речи, внимания, воображения, логики.

Воспитательная: воспитание любви к Родине, патриотизма, формирование мужских черт характера.

































Этапы

Содержание

Примечания


Орг. момент

- Здравствуйте.


Актуализация знаний

- Ребята, я вам сейчас прочитаю синквейн (это стихотворная форма, которая состоит из пяти строк), а вы подумайте и ответьте о ком он.

- Русский величайший.

Сочинял, влюблялся, погиб.

Сказки знает каждый ребенок.

Гений.

- Итак, кого вы узнали в строках этого синквейна?

Сообщение темы урока

- Верно, это Александр Сергеевич Пушкин. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с его произведением – поэмой «Полтава».

Изучение нового материала

- А.С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные произведения мирового уровня.
-
Итак, ещё в лицейские годы Пушкин интересовался историей своей Родины.

- Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым героем. Став царем (1696 г.), Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азов­ских походов (1695-1696 гг.) был занят Азов, Россия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода).

- Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале XVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700-1721 гг.) Россия добилась победы.

- Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, кото­рый долгое время одерживал победы над слабыми, неподготовлен­ными войсками противника.

В 1709 году он начал поход с запада. Произошло сражение под Полтавой.
-
Сегодня мы познакомимся с поэмой А.С. Пушкина “Полтава”.
- Кто скажет, что такое поэма? (это большое стихотворное произведение на историческую или

героическую тему).

- Верно.

- Поэма «Полтава» Александром Пушкиным написана в 1828 году.
- Она посвящена Марии Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, которая последовала за своим мужем-декабристом в сибирскую ссылку.
- Из чего состоит поэма? (Поэма состоит из трех песен. В первой песне повествуется о Марии (дочери В. Л. Кочубея), украинском гетмане Мазепе и о событиях Великой Северной войны. Во второй песне рассказывается о казни Кочубея. В третьей - описывается Полтавская баталия).

- В поэме Пушкин обращается к славным страницам истории нашей родины. Смело и широко он рисует Полтавскую битву, от исхода которой зависело существование России как самостоятельного государства.

- Где происходит действие поэмы? (Действие поэмы происходит на Украине в городе Полтава).

- Начав весной 1828 г. и вскоре бросив работу, Пушкин вернулся к поэме осенью (когда к нему обычно приходило вдохновение) и необыкновенно быстро, по его словам, "в несколько дней", закончил свою вторую по величине (после "Руслана и Людмилы") поэму. Сохранился рассказ об этом со слов Пушкина в воспоминаниях его знакомого М.Юзефовича: "Это было в Петербурге. Погода стояла отвратительная. Он уселся дома, писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах. Когда голод его прохватывал, он бежал в ближайший трактир, стихи преследовали его и туда, он ел на скорую руку что попало и убегал домой, чтобы записать то, что набралось у него на бегу и за обедом. Таким образом слагались у него сотни стихов в сутки. Иногда мысли, не укладывавшиеся в стихи, записывались им прозой. Но затем следовала отделка, при которой из набросков не оставалось и четвертой части".

- Пушкин придавал большое значение исторической верности описания и освещения событий в своей поэме, так же как и изображения исторических лиц в ней.


Анализ произведения

- Дома вы прочитали поэму «Полтава».

- Какие эмоции вызвала у вас поэта? Что вы ощущали во время чтения? Какие ощущения были после прочтения?

- Действующие лица:

  • Мазепа — украинский гетман.

  • Мария Кочубей — дочь В. Л. Кочубея.

  • В. Л. Кочубей — генеральный судья.

  • Любовь — жена его.

  • Петр Великий — русский царь.

  • Карл XII — шведский король.



- Сегодня на уроке мы с вами будем работать с двумя отрывками из поэмы «Полтава» , сделаем вывод, какими качествами раньше обладали воины и каким должен быть настоящий царь.

- Перед вами лежит отрывок из поэмы «Полтава», в котором описан полтавский бой.

- Я вам его прочитаю, а вы внимательно слушайте и постарайтесь представить происходящее событие.

Горит восток зарею новой

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там,

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

Пальбой отбитые дружины,

Мешаясь, падают во прах.

Уходит Розен сквозь теснины;

Сдается пылкой Шлипенбах.

Тесним мы шведов рать за ратью;

Темнеет слава их знамен,

И бога браней благодатью

Наш каждый шаг запечатлен.

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

"За дело, с богом!" Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Идет. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком.


Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Кой-где гарцуют казаки.

Ровняясь строятся полки.

Молчит музыка боевая.

На холмах пушки присмирев

Прервали свой голодный рев.

И се - равнину оглашая

Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.


И он промчался пред полками,

Могущ и радостен как бой.

Он поле пожирал очами.

За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова -

В пременах жребия земного

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны;

И Шереметев благородный,

И Брюс, и Боур, и Репнин,

И, счастья баловень безродный

Полудержавный властелин.


И перед синими рядами

Своих воинственных дружин,

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

Вожди героя шли за ним.

Он в думу тихо погрузился

Смущенный взор изобразил

Необычайное волненье.

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье...

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.


И с ними царские дружины

Сошлись в дыму среди равнины:

И грянул бой, Полтавской бой!

В огне, под градом раскаленным,

Стеной живою отраженным,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.


- Итак, какая картина предстала перед вами?

- Какие эмоции она у вас вызывает?

- Вы бы хотели оказаться в центре этих событий? Почему?


План:

  1. Начало боя.

  2. Появление Петра.

  3. Передышка в бою.

  4. Образ Петра и Карла.

  5. Битва в разгаре.

  6. Победа.

  7. Пир Петра.


Начало боя.

- Как рисует Пушкин начало боя?

( описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел)

- Что здесь символизирует фраза «горит восток зарею новой»? ( имеет скрытый смысл : образ зари как начало новой жизни, будет война, мы одержим победу и начнется новая, мирная жизнь; победа Востока над Западом).

- «Дым багровый кругами всходит к небесам». Почему дым багровый?

- Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ?

( Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)

- Почему поле брани называют роковым? От какого слова?

( Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)

- Кто такой « бог браней»?

- «Счастье боевое служить уж начинает нам». Как вы понимаете это выражение? Что оно значит? (начинает выигрывать)

( У древних римлян Марс - бог войны.)

- Кому этот Бог покровительствует?

( В данном сражении он покровительствует русским).

- Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? Что использует? Какие части речи?

(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту .)

- Давайте найдем эти глаголы.

Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает, падают, тесним.

- Как поэт передает ощущение топота множества ног?

- Какое средство выразительности использует автор? (Для этого Пушкин использует звукопись).

- Что такое звукопись?

(это повтор звуков, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п. (""...Чуть слышно, бесшумно шуршат )

- Давайте попробуем в тексте найти такое четверостишие, в котором передается ощущение топота ног.


Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит…

( в словах часто встречается звук т, что и создает ощущение топота)

Появление Петра I.

-Какое впечатление на вас производит Появление Петра?

( впечатление силы, величия, красоты, готовность к бою)

- Как поэт добивается этого эффекта?

(Поэт использует слова, которые уже устарели

«лик, глас»)

- Как они называются? (архаизмы)

- «Божия гроза» почему? (Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление).

- Вдумаемся в эти слова:

Лик его ужасен.

Движенья быстры.

Он прекрасен.

- Ужасен – прекрасен. Это что? (антонимы)

- Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого? (показать со всех сторон)

- С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра? ( Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

- А что можно сказать о коне Петра? (такой же как и Петр. Гордится могущим седоком).

Началась передышка в бою.

- С чем сравнивается образ битвы?

( « Как пахарь битва отдыхает» . Битва - дело народное, трудное, как труд пахаря.)

-Обратите внимание на образ пушек. С кем они сравниваются? ( они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей).

Образы Петра и Карла.

- Заполните таблицу (слова характеризующие правителей, описание внешности, речь):

Петр I

Карл XII




- Как изображается появление Петра I перед своими войнами?

(он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников)

- А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?

- Какой прием использует автор? (антитеза - противопоставление)

- А как вы думаете, каким вообще должен быть настоящий воин? Какие качества ему должны быть присущи? (патриотизм, верность своему делу, отвага, мужество, смелость, хладнокровие, выносливость, стремление к победе над противником, самопожертвование)

- А кто является для воинов примером для подражания? На кого они равняются? (на царя, предводителя).

- Сравнивая Петра и Карла, чьи войска одержат победу и почему?

- С какой целью автор использует такое большое количество знаков препинания в тексте, в котором описывает Карла?( чтобы читатель смог представить Карла, увидеть его безнадежность).

- Как вы понимаете выражение:

«смущенный взор изобразил необычайное волненье.

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье»?


- Итак, Каким изображен Петр? (Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам).


- А Карл? (Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения) .

- А для чего автор использует антитезу? (Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра . Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа).

Описание разгара битвы.

- Какими звуками поэт помогает нам услышать гул сражения, звуковой образ боя создает? (клики, срежет, гром, топот, ржанье, стон; сочетание звуков р, ж, т, создает звуковой образ боя, жужжания клинков и штыков)

- Заполните таблицу:

Глаголы

Существительные




Выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность боя.

( рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)


Выбрать существительные, описывающие бой

- Какой смысл несет в себе заключительная строка: «И смерть и ад со всех сторон»?



- Возьмите листы с другим текстом.

- Послушайте и представьте картину.

Но близок, близок миг победы.
Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Ещё напор – и враг бежит:
И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи,
И падшими вся степь покрылась,
Как роем чёрной саранчи.

Пирует Пётр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своём он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок поднимает

Описание победы.

- Какие чувства передает нам автор? Как он это делает, с помощью чего?

( ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)

- Почему автор сравнивает падших с саранчой?

- Какие чувства испытывает Петр?

Описание пира.

- За каких учителей поднимает кубок Петр I ?

( Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии , таким образом преподали полезные уроки).

- Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?

(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).

Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.

Итог урока.

- Итак, с отрывками из какого произведения мы познакомились сегодня на уроке?

- Каким должен быть настоящий воин? Воины времен Петра таковыми являлись?

- А каким должен быть царь? Кем он должен быть? Когда за ним пойдут воины? (примером)

- А кого из вас присутствуют какие-либо вышеперечисленные качества?

- Вы бы пошли защищать Родину?

- Пушкин воспринимает себя и нас, читателей, в единстве с историей страны: «теснили мы шведов рать за ратью».

- Мы – это Россия, наш каждый шаг – это шаг государства, и вы – ее будущее, в ответе за благо Родины!

Домашнее задание.

Выучить отрывок «… И грянул бой»




























Конспект урока литературы. "Пушкин. Полтава". 7 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока по литературе.

 

Тема: Александр Сергеевич Пушкин «Полтава». Мастерство поэта в изображении полтавской битвы, прославление мужества и отваги полтавских воинов.

Задачи:

Образовательная: познакомить с отрывками из поэмы, с историей создания поэмы, показать интерес Пушкина к истории России, сравнить образы правителей,.

Развивающая:развитие монологической речи, внимания, воображения, логики.

Воспитательная: воспитание любви к Родине, патриотизма,  формирование мужских черт характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы

Содержание

Примечания

 

Орг. момент

- Здравствуйте.

 

Актуализация знаний

- Ребята, я вам сейчас прочитаю синквейн (это стихотворная форма, которая состоит из пяти строк), а вы подумайте и ответьте о ком он.

- Русский величайший.

  Сочинял, влюблялся, погиб.

  Сказки знает каждый ребенок.

  Гений.

- Итак, кого вы узнали в строках этого синквейна?

Сообщение темы урока

- Верно, это Александр Сергеевич Пушкин. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с его произведением – поэмой «Полтава».

Изучение нового материала

- А.С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные произведения мирового уровня.
- Итак, ещё в лицейские годы Пушкин интересовался историей своей Родины.

- Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым    героем. Став царем (1696 г.), Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азов­ских походов (1695-1696 гг.) был занят Азов, Россия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода).

- Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале XVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700-1721 гг.) Россия добилась победы.

- Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, кото­рый долгое время одерживал победы над слабыми, неподготовлен­ными войсками противника.

В 1709 году он начал поход с запада. Произошло сражение под Полтавой.
-Сегодня мы познакомимся с поэмой А.С. Пушкина “Полтава”.
- Кто скажет, что такое поэма? (это большое стихотворное произведение на историческую или 

героическую тему).

- Верно.

- Поэма «Полтава» Александром Пушкиным написана в 1828 году.
- Она посвящена Марии Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, которая последовала за своим мужем-декабристом в сибирскую ссылку.
- Из чего состоит поэма? (Поэма состоит из трех песен. В первой песне повествуется о Марии (дочери В. Л. Кочубея), украинском гетмане Мазепе и о событиях Великой Северной войны. Во второй песне рассказывается о казни Кочубея. В третьей - описывается Полтавская баталия).

- В поэме Пушкин обращается к славным страницам истории нашей родины. Смело и широко он рисует Полтавскую битву, от исхода которой зависело существование России как самостоятельного государства.

- Где происходит действие поэмы? (Действие поэмы происходит на Украине в городе Полтава).

- Начав весной 1828 г. и вскоре бросив работу, Пушкин вернулся к поэме осенью (когда к нему обычно приходило вдохновение) и необыкновенно быстро, по его словам, "в несколько дней", закончил свою вторую по величине (после "Руслана и Людмилы") поэму. Сохранился рассказ об этом со слов Пушкина в воспоминаниях его знакомого М.Юзефовича: "Это было в Петербурге. Погода стояла отвратительная. Он уселся дома, писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах. Когда голод его прохватывал, он бежал в ближайший трактир, стихи преследовали его и туда, он ел на скорую руку что попало и убегал домой, чтобы записать то, что набралось у него на бегу и за обедом. Таким образом слагались у него сотни стихов в сутки. Иногда мысли, не укладывавшиеся в стихи, записывались им прозой. Но затем следовала отделка, при которой из набросков не оставалось и четвертой части".

- Пушкин придавал большое значение исторической верности описания и освещения событий в своей поэме, так же как и изображения исторических лиц в ней.

 

Анализ произведения

- Дома вы прочитали поэму «Полтава».

- Какие эмоции вызвала у вас поэта? Что вы ощущали во время чтения? Какие ощущения были после прочтения?

- Действующие лица:

  • Мазепа — украинский гетман.
  • Мария Кочубей — дочь В. Л. Кочубея.
  • В. Л. Кочубей — генеральный судья.
  • Любовь — жена его.
  • Петр Великий — русский царь.
  • Карл XII — шведский король.

 

- Сегодня на уроке мы с вами будем работать с двумя отрывками из поэмы «Полтава» , сделаем вывод, какими качествами раньше обладали воины и каким должен быть настоящий царь.

- Перед вами лежит отрывок из поэмы «Полтава», в котором описан полтавский бой.

- Я вам его прочитаю, а вы внимательно слушайте и постарайтесь представить происходящее событие.

Горит восток зарею новой

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там,

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

Пальбой отбитые дружины,

Мешаясь, падают во прах.

Уходит Розен сквозь теснины;

Сдается пылкой Шлипенбах.

Тесним мы шведов рать за ратью;

Темнеет слава их знамен,

И бога браней благодатью

Наш каждый шаг запечатлен.

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

"За дело, с богом!" Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Идет. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком.

 

   Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Кой-где гарцуют казаки.

Ровняясь строятся полки.

Молчит музыка боевая.

На холмах пушки присмирев

Прервали свой голодный рев.

И се - равнину оглашая

Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

 

   И он промчался пред полками,

Могущ и радостен как бой.

Он поле пожирал очами.

Заним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова -

В пременах жребия земного

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны;

И Шереметев благородный,

И Брюс, и Боур, и Репнин,

И, счастья баловень безродный

Полудержавный властелин.

 

   И перед синими рядами

Своих воинственных дружин,

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

Вожди героя шли за ним.

Он в думу тихо погрузился

Смущенный взор изобразил

Необычайное волненье.

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье...

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

 

   И с ними царские дружины

Сошлись в дыму среди равнины:

И грянул бой, Полтавской бой!

В огне, под градом раскаленным,

Стеной живою отраженным,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

 

- Итак, какая картина предстала перед вами?

- Какие эмоции она у вас вызывает?

- Вы бы хотели оказаться в центре этих событий? Почему?

 

План:

1.     Начало боя.

2.     Появление Петра.

3.     Передышка в бою.

4.     Образ Петра и Карла.

5.     Битва  в разгаре.

6.     Победа.

7.     Пир Петра.

 

Начало боя.

- Как рисует Пушкин начало боя?

( описание боя дается  с точного указания места и времени, где он произошел)

- Что здесь символизирует фраза «горит восток зарею новой»? ( имеет скрытый смысл : образ зари как начало новой жизни, будет война, мы одержим победу и начнется новая, мирная жизнь; победа Востока над Западом).

- «Дым багровый кругами всходит к небесам».  Почему дым багровый?

- Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ?

( Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)

- Почему поле брани называют роковым? От какого слова?

( Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)

- Кто такой « бог браней»?

- «Счастье боевое служить уж начинает нам». Как вы понимаете это выражение? Что оно значит? (начинает выигрывать)

( У древних римлян Марс  - бог войны.)

- Кому этот Бог покровительствует?

( В данном сражении он покровительствует русским).

 - Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? Что использует? Какие части речи?

(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту .)

- Давайте найдем эти глаголы.

Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает, падают, тесним.

- Как поэт передает ощущение топота множества ног?

- Какое средство выразительности использует автор? (Для этого Пушкин использует звукопись).

- Что такое звукопись?

(это повтор звуков, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п. (""...Чуть слышно, бесшумно шуршат )

 - Давайте попробуем в тексте найти такое четверостишие, в котором передается ощущение топота ног.

 

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит…

( в словах часто встречается звук  т, что и создает ощущение топота)

Появление Петра I.

-Какое впечатление на вас производит Появление Петра?

( впечатление силы, величия, красоты, готовность к бою)

- Как  поэт добивается этого эффекта?

(Поэт использует слова, которые уже устарели 

«лик, глас»)

- Как они называются? (архаизмы)

-  «Божия гроза» почему? (Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление).

- Вдумаемся в эти слова:

Лик его ужасен.

Движенья быстры.

 Он прекрасен.

- Ужасен – прекрасен. Это что? (антонимы)

- Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого? (показать со всех сторон)

- С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?  ( Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

- А что можно сказать о коне Петра? (такой же как и Петр. Гордится могущим седоком).

Началась передышка в бою.

- С чем сравнивается образ битвы?

( « Как пахарь битва отдыхает» . Битва  - дело народное, трудное, как труд пахаря.)

-Обратите внимание на образ пушек. С кем они сравниваются? ( они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей).

Образы Петра и Карла.

- Заполните таблицу (слова характеризующие правителей, описание внешности, речь):

Петр I

Карл XII

 

 

 

- Как изображается появление  Петра I  перед своими войнами?

(он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников) 

- А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?

- Какой прием использует автор? (антитеза - противопоставление)

- А как вы думаете, каким вообще должен быть настоящий воин? Какие качества ему должны быть присущи? (патриотизм, верность своему делу, отвага, мужество, смелость, хладнокровие, выносливость, стремление к победе над противником, самопожертвование)

- А кто является для воинов примером для подражания? На кого они равняются? (на царя, предводителя).

- Сравнивая Петра и Карла, чьи войска одержат победу и почему?

- С какой целью автор использует такое большое количество знаков препинания в тексте, в котором описывает Карла?( чтобы читатель смог представить  Карла, увидеть его безнадежность).

- Как вы понимаете выражение:

«смущенный взор изобразил необычайное волненье.

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье»?

 

- Итак, Каким изображен Петр? (Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам).

 

- А Карл? (Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход  сражения) .

- А для чего автор использует антитезу? (Противопоставление двух полководцев  указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра . Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа).

Описание разгара битвы.

- Какими звуками поэт помогает нам услышать гул сражения, звуковой образ боя создает? (клики, срежет, гром, топот, ржанье, стон; сочетание звуков р, ж, т, создает звуковой образ боя, жужжания клинков и штыков)

- Заполните таблицу:

Глаголы

Существительные

 

 

 

Выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность  боя.

( рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)

 

Выбрать существительные, описывающие бой

- Какой смысл несет в себе заключительная строка: «И смерть и ад со всех сторон»?

 

- Возьмите листы с другим текстом.

- Послушайте и представьте картину.

Но близок, близок миг победы.
Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Ещё напор – и враг бежит:
И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи,
И падшими вся степь покрылась,
Как роем чёрной саранчи.

Пирует Пётр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своём он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок поднимает

Описание победы.

- Какие чувства передает нам автор? Как он это делает, с помощью чего?

( ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)

- Почему автор сравнивает падших с саранчой?

- Какие чувства испытывает Петр?

 Описание пира.

- За каких учителей поднимает кубок Петр I ?

( Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии , таким образом преподали  полезные уроки).

- Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?

(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).

Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.

Итог урока.

- Итак, с отрывками из какого произведения мы познакомились сегодня на уроке?

- Каким должен быть настоящий воин? Воины времен Петра таковыми являлись?

- А каким должен быть царь? Кем он должен быть? Когда за ним пойдут воины? (примером)

- А кого из вас присутствуют какие-либо вышеперечисленные качества?

- Вы бы пошли защищать Родину?

- Пушкин воспринимает себя и нас, читателей, в единстве с историей страны: «теснили мы шведов рать за ратью».

- Мы – это Россия, наш каждый шаг – это шаг государства, и вы – ее будущее, в ответе за благо Родины!

Домашнее задание.

Выучить отрывок «… И грянул бой»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Кощеева Алёна Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 9170
Номер материала 31572
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓