- 30.09.2020
- 2210
- 163
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Конспект урока по литературе.
Тема: Александр Сергеевич Пушкин «Полтава». Мастерство поэта в изображении полтавской битвы, прославление мужества и отваги полтавских воинов.
Задачи:
Образовательная: познакомить с отрывками из поэмы, с историей создания поэмы, показать интерес Пушкина к истории России, сравнить образы правителей,.
Развивающая:развитие монологической речи, внимания, воображения, логики.
Воспитательная: воспитание любви к Родине, патриотизма, формирование мужских черт характера.
Этапы
Содержание
Примечания
Орг. момент
- Здравствуйте.
Актуализация знаний
- Ребята, я вам сейчас прочитаю синквейн (это стихотворная форма, которая состоит из пяти строк), а вы подумайте и ответьте о ком он.
- Русский величайший.
Сочинял, влюблялся, погиб.
Сказки знает каждый ребенок.
Гений.
- Итак, кого вы узнали в строках этого синквейна?
Сообщение темы урока
- Верно, это Александр Сергеевич Пушкин. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с его произведением – поэмой «Полтава».
Изучение нового материала
- А.С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные произведения мирового уровня.
- Итак, ещё в лицейские годы Пушкин интересовался историей своей Родины.
- Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым героем. Став царем (1696 г.), Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов (1695-1696 гг.) был занят Азов, Россия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода).
- Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале XVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700-1721 гг.) Россия добилась победы.
- Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, который долгое время одерживал победы над слабыми, неподготовленными войсками противника.
В 1709 году он начал поход с запада. Произошло сражение под Полтавой.
-Сегодня мы познакомимся с поэмой А.С. Пушкина “Полтава”.
- Кто скажет, что такое поэма? (это большое стихотворное произведение на историческую или
героическую тему).
- Верно.
- Поэма «Полтава» Александром Пушкиным написана в 1828 году.
- Она посвящена Марии Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, которая последовала за своим мужем-декабристом в сибирскую ссылку.
- Из чего состоит поэма? (Поэма состоит из трех песен. В первой песне повествуется о Марии (дочери В. Л. Кочубея), украинском гетмане Мазепе и о событиях Великой Северной войны. Во второй песне рассказывается о казни Кочубея. В третьей - описывается Полтавская баталия).
- В поэме Пушкин обращается к славным страницам истории нашей родины. Смело и широко он рисует Полтавскую битву, от исхода которой зависело существование России как самостоятельного государства.
- Где происходит действие поэмы? (Действие поэмы происходит на Украине в городе Полтава).
- Начав весной 1828 г. и вскоре бросив работу, Пушкин вернулся к поэме осенью (когда к нему обычно приходило вдохновение) и необыкновенно быстро, по его словам, "в несколько дней", закончил свою вторую по величине (после "Руслана и Людмилы") поэму. Сохранился рассказ об этом со слов Пушкина в воспоминаниях его знакомого М.Юзефовича: "Это было в Петербурге. Погода стояла отвратительная. Он уселся дома, писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах. Когда голод его прохватывал, он бежал в ближайший трактир, стихи преследовали его и туда, он ел на скорую руку что попало и убегал домой, чтобы записать то, что набралось у него на бегу и за обедом. Таким образом слагались у него сотни стихов в сутки. Иногда мысли, не укладывавшиеся в стихи, записывались им прозой. Но затем следовала отделка, при которой из набросков не оставалось и четвертой части".
- Пушкин придавал большое значение исторической верности описания и освещения событий в своей поэме, так же как и изображения исторических лиц в ней.
Анализ произведения
- Дома вы прочитали поэму «Полтава».
- Какие эмоции вызвала у вас поэта? Что вы ощущали во время чтения? Какие ощущения были после прочтения?
- Действующие лица:
- Сегодня на уроке мы с вами будем работать с двумя отрывками из поэмы «Полтава» , сделаем вывод, какими качествами раньше обладали воины и каким должен быть настоящий царь.
- Перед вами лежит отрывок из поэмы «Полтава», в котором описан полтавский бой.
- Я вам его прочитаю, а вы внимательно слушайте и постарайтесь представить происходящее событие.
Горит восток зарею новой
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Пальбой отбитые дружины,
Мешаясь, падают во прах.
Уходит Розен сквозь теснины;
Сдается пылкой Шлипенбах.
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамен,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлен.
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
"За дело, с богом!" Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.
Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
Кой-где гарцуют казаки.
Ровняясь строятся полки.
Молчит музыка боевая.
На холмах пушки присмирев
Прервали свой голодный рев.
И се - равнину оглашая
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен как бой.
Он поле пожирал очами.
Заним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова -
В пременах жребия земного
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны;
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный
Полудержавный властелин.
И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье...
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:
И грянул бой, Полтавской бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
- Итак, какая картина предстала перед вами?
- Какие эмоции она у вас вызывает?
- Вы бы хотели оказаться в центре этих событий? Почему?
План:
1. Начало боя.
2. Появление Петра.
3. Передышка в бою.
4. Образ Петра и Карла.
5. Битва в разгаре.
6. Победа.
7. Пир Петра.
Начало боя.
- Как рисует Пушкин начало боя?
( описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел)
- Что здесь символизирует фраза «горит восток зарею новой»? ( имеет скрытый смысл : образ зари как начало новой жизни, будет война, мы одержим победу и начнется новая, мирная жизнь; победа Востока над Западом).
- «Дым багровый кругами всходит к небесам». Почему дым багровый?
- Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ?
( Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)
- Почему поле брани называют роковым? От какого слова?
( Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)
- Кто такой « бог браней»?
- «Счастье боевое служить уж начинает нам». Как вы понимаете это выражение? Что оно значит? (начинает выигрывать)
( У древних римлян Марс - бог войны.)
- Кому этот Бог покровительствует?
( В данном сражении он покровительствует русским).
- Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? Что использует? Какие части речи?
(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту .)
- Давайте найдем эти глаголы.
Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает, падают, тесним.
- Как поэт передает ощущение топота множества ног?
- Какое средство выразительности использует автор? (Для этого Пушкин использует звукопись).
- Что такое звукопись?
(это повтор звуков, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п. (""...Чуть слышно, бесшумно шуршат )
- Давайте попробуем в тексте найти такое четверостишие, в котором передается ощущение топота ног.
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит…
( в словах часто встречается звук т, что и создает ощущение топота)
Появление Петра I.
-Какое впечатление на вас производит Появление Петра?
( впечатление силы, величия, красоты, готовность к бою)
- Как поэт добивается этого эффекта?
(Поэт использует слова, которые уже устарели
«лик, глас»)
- Как они называются? (архаизмы)
- «Божия гроза» почему? (Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление).
- Вдумаемся в эти слова:
Лик его ужасен.
Движенья быстры.
Он прекрасен.
- Ужасен – прекрасен. Это что? (антонимы)
- Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого? (показать со всех сторон)
- С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра? ( Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).
- А что можно сказать о коне Петра? (такой же как и Петр. Гордится могущим седоком).
Началась передышка в бою.
- С чем сравнивается образ битвы?
( « Как пахарь битва отдыхает» . Битва - дело народное, трудное, как труд пахаря.)
-Обратите внимание на образ пушек. С кем они сравниваются? ( они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей).
Образы Петра и Карла.
- Заполните таблицу (слова характеризующие правителей, описание внешности, речь):
Петр I
Карл XII
- Как изображается появление Петра I перед своими войнами?
(он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников)
- А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?
- Какой прием использует автор? (антитеза - противопоставление)
- А как вы думаете, каким вообще должен быть настоящий воин? Какие качества ему должны быть присущи? (патриотизм, верность своему делу, отвага, мужество, смелость, хладнокровие, выносливость, стремление к победе над противником, самопожертвование)
- А кто является для воинов примером для подражания? На кого они равняются? (на царя, предводителя).
- Сравнивая Петра и Карла, чьи войска одержат победу и почему?
- С какой целью автор использует такое большое количество знаков препинания в тексте, в котором описывает Карла?( чтобы читатель смог представить Карла, увидеть его безнадежность).
- Как вы понимаете выражение:
«смущенный взор изобразил необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье»?
- Итак, Каким изображен Петр? (Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам).
- А Карл? (Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения) .
- А для чего автор использует антитезу? (Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра . Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа).
Описание разгара битвы.
- Какими звуками поэт помогает нам услышать гул сражения, звуковой образ боя создает? (клики, срежет, гром, топот, ржанье, стон; сочетание звуков р, ж, т, создает звуковой образ боя, жужжания клинков и штыков)
- Заполните таблицу:
Глаголы
Существительные
Выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность боя.
( рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)
Выбрать существительные, описывающие бой
- Какой смысл несет в себе заключительная строка: «И смерть и ад со всех сторон»?
- Возьмите листы с другим текстом.
- Послушайте и представьте картину.
Но близок, близок миг победы.
Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Ещё напор – и враг бежит:
И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи,
И падшими вся степь покрылась,
Как роем чёрной саранчи.
Пирует Пётр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своём он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок поднимает
Описание победы.
- Какие чувства передает нам автор? Как он это делает, с помощью чего?
( ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)
- Почему автор сравнивает падших с саранчой?
- Какие чувства испытывает Петр?
Описание пира.
- За каких учителей поднимает кубок Петр I ?
( Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии , таким образом преподали полезные уроки).
- Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?
(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).
Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.
Итог урока.
- Итак, с отрывками из какого произведения мы познакомились сегодня на уроке?
- Каким должен быть настоящий воин? Воины времен Петра таковыми являлись?
- А каким должен быть царь? Кем он должен быть? Когда за ним пойдут воины? (примером)
- А кого из вас присутствуют какие-либо вышеперечисленные качества?
- Вы бы пошли защищать Родину?
- Пушкин воспринимает себя и нас, читателей, в единстве с историей страны: «теснили мы шведов рать за ратью».
- Мы – это Россия, наш каждый шаг – это шаг государства, и вы – ее будущее, в ответе за благо Родины!
Домашнее задание.
Выучить отрывок «… И грянул бой»
6 662 418 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Кощеева Алёна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.