Ф.И.О. Беловол Татьяна Федоровна
Предмет: литературное чтение:
уроки слушания
Класс: 1
Тип урока: изучение нового
материала
Тема урока В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок»
Планируемые результаты
Предметные: ориентироваться в учебнике и в тетради (на
развороте, в условных обозначениях); находить
ответы на вопросы в тексте; учиться
сравнивать героев и содержание сказок с похожим сюжетом; делать выводы
в результате совместной работы класса и учителя; подробно пересказывать небольшие тексты; уметь
определять авторскую принадлежность произведения (находить фамилию автора);
выделять признаки сказки; рассказывать по сюжетным рисункам в учебной
хрестоматии;
Личностные: эмоционально «проживать» текст,
выражать свои эмоции; высказывать
своё отношение к героям прочитанных произведений и к их поступкам.
Метапредметные:
Личностные УУД: воспитывать учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу с
помощью учителя, работать по предложенному плану, организовывать свое рабочее
место под руководством учителя; совместно с учителем давать эмоциональную
оценку деятельности на уроке.
Коммуникативные
УУД: уметь слушать и слышать речь
учителя и других учащихся, формулировать собственное мнение, понимать
прочитанное, выполнять различные роли в группе, слушать высказывания своих
товарищей.
Познавательные УУД: находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт
и информацию, полученную на уроке; отвечать на вопросы учителя, приводить
сравнения, строить рассуждения в форме связи простых суждений.
Основные понятия
Сказка (авторская и народная), автор, заголовок.
Межпредметные связи
Изобразительное искусство (иллюстрирование эпизодов
произведения), технология (изготовление книги-самоделки), русский язык (запись
фамилий и заголовков литературных произведений), окружающий мир (повадки
животных).
Ресурсы:
Л.А.Ефросинина, Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс,
Л.А.Ефросинина, Рабочая тетрадь: 1 класс. Интерактивная доска, ноутбук, детские
книги, индивидуальные карточки, маски зверей, карточки-заместители главных
героев, суперобложка для новой книги-самоделки.
Методы:
Работа с моделями – сказками. Дети
смогли соотнести отрывки сказок с данной моделью, объяснить, почему это сказка.
( На этом этапе дети учились определять жанр произведения).
Слушание сказки. (На этом этапе
отрабатывалась главная цель уроков литературного слушания – умение
слушать).
После чтения была проведена
первичная беседа на эмоциональное восприятие произведения: (на этом этапе
отрабатывалась воспитательная задача– развитие у детей сопричастности и
сопереживания к услышанному произведению).
Моделирование обложки (отрабатывалось
умение определять жанр и тему произведения, развивалось воображение детей,
мелкая моторика рук)
Работа с учебником (закреплялось
умение работать с книгой, ориентироваться в ней, находить автора и название
произведения)
Работа с иллюстрацией (ведется
работа по подготовке детей к пересказу).
Работа в группах
Коммуникативные УУД: уметь слушать и слышать речь
учителя и других учащихся, формулировать собственное мнение, понимать
прочитанное, выполнять различные роли в группе, слушать высказывания своих
товарищей.
Введение заместителей, беседа по
содержанию, составление цепочки событий (развитие речи и памяти детей,
формирование навыка работы с заместителями).
Инсценировка сказки (на этом
этапе отрабатывалось умение рассказывать, по возможности передать характер
героев).
Проводила разные виды
деятельности с учащимися, старалась поддерживать их внимание.
В основу урока
были положены здоровьесберегающие технологии.
I.
Организационный момент: целеполагание и
мотивация.
-Ребята, давайте познакомимся с планом работы
на урок.
План.
1. Вспоминаем и повторяем.
2. Новое открытие
3. Работа в учебнике.
4. Работа в группах.
5. Подведем итоги.
-А зачем нужны ученикам уроки литературного
слушания?
( Быть культурным и грамотным, образованным)
-Кто является помощником у ученика на уроке?
(Учитель, книга,
учебник, тетрадь и т.д.)
-Переходим к первому пункту нашего
плана.
II.
Выявление
читательского опыта.
Литературная
игра «Послушай и назови».
-Послушайте отрывок из произведения, вспомните название и
соотнесите с моделью обложки.
1 "Какая славная песенка! - сказала Лиса. - Но ведь я,
Колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку, да пропой еще разок
погромче".
2 Это были славные, бравые ребята: ружье на плече, грудь
колесом, мундир красный, отвороты синие, пуговицы блестят... Ну, словом, чудо
что за солдатики!
3 Старик опять ушел в лес на работу, а кот понёс ему есть.
Старик, уходя, заказывал петуху беречь дом и не выглядывать в окошко.
4 Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая
хорошенькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а
бабушка еще больше.
-Что вы заметили? ( Одинакового жанра. Сказки)
-Разбейте модели обложек на группы (авторские и русские
народные)
- Чем отличаются?
III.
Открытие нового знания.
1. Слушание
произведения В. В. Бианки “Лесной Колобок – Колючий Бок
-А сейчас, ребята, примите позу
слушателя. Я познакомлю вас с новым произведением.
-Какими вы будете слушателями?
2. Беседа по
выявлению первичного восприятия.
-Вам
понравилось?
- Выскажите
свое мнение.
-Кто из героев вам понравился больше остальных? Почему??
-В какой момент вы улыбнулись?
-На какую сказку похоже наше произведение? (Р.Н.С.
«Колобок»).
-А какая вам сказка понравилась больше «Колобок» или новая
сказка?
- Что хотел до нас донести автор?
3.Упражнения
по формированию специальных умений. Моделирование обложки.
СЛАЙД
№1
-Повернитесь.
Выпрямите спинки. Приготовьте листочки.
– Сейчас мы оформим обложку
произведения.
- Что слушали? (Сказку).
- Изобразите на своих моделях жанр произведения. Проверим.
Покажите.
- Сравните свою модель с моделью на доске. У кого так, то
поставьте плюс.
– Каким цветом закрасим круг?
- Как вы думаете, кто автор сказки? Оказывается, ее написал
В.Бианки.
– Обозначьте фамилию автора. Автор
этой сказки В.В. Бианки.
-Как пишем фамилию автора?
- Как вы думаете, как он озаглавил эту сказку?
-Оказывается, он ее озаглавил «Лесной Колобок – Колючий Бок».
Заголовок длинный, будет много больших букв. Пишем с большой буквы.
- Покажите мне свои модели.
Физминутка «Ёжик»
4 Работа с учебником.
-Теперь мы поработаем с нашим учебником-хрестоматией.
-Найдите это произведение в хрестоматии. А как мы сможем его
найти?
-Найдите фамилию автора и прочитайте.
-Кто правильно назовет произведение?
1) Найдите рубрику «Прочитай»
-чтение песенки
2) Давайте посмотрим на иллюстрацию и вспомним, кто встретился
нашему ежику первым?
-Каким голосом он разговаривал? Кто нашел слова волка?
- Кто изображен на следующей иллюстрации? Как разговаривает
медведь? Давайте прочитаем вслух.
- Смотрим на следующую иллюстрацию. Как обращается лиса к
ежику? Каким голосом?
- Давайте посмотрим на последнюю иллюстрацию. Что там
изображено?
- Почему звери удивились? Что их удивило?
5 Работа в группах.
-Вспомните правила работы в
группах. (Каждая группа
получает конверт с заданием).
-Кому потребуется помощь, что надо сделать?
-Желаю удачи!
СЛАЙД №2
1-я группа. Используя план,
составить рассказ о В.Бианки.
-Что вы запомнили из биографии В.Бианки? Поделитесь своей
информацией.
6 Выставка книг
- В. Бианки умел не только
наблюдать, видеть всё интересное, но и увлекательно об этом рассказывать детям
в своих произведениях. Он написал 120 книг. С большой любовью относился
писатель к своим героям – мохнатым и лохматым, пернатым и чешуйчатым, с симпатией
описывает их повадки и поведение, слегка подсмеивается, наделяя их смешными
именами.
СЛАЙД №3
2-я группа. Проинсценировать
эпизод сказки. (Стр.132)
3-я группа. Выполнить Суперобложку
к сказке В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок»
4-я группа. Составить модельный схематичный
план к сказкам.
-Сравните модельный схематичный план сказок Бианки
«Лесной колобок – Колючий Бок» Р.Н.С. «Колобок».
-А как вы думаете, какая сказка появилась раньше? Конечно,
Р.Н.С. В.Бианки взял сюжет для своей сказки из русской народной сказки
«Колобок».
СЛАЙД №4
7 Работа с готовой таблицей.
-Сравните сказки «Лесной Колобок – Колючий Бок» и РНС
«Колобок»
IV.
Обобщение.
- С каким новым произведением работали? О ком оно?
- Чему учились?
(Слушать. Рассказывать.
Моделировать).
-Подпишите свои обложки. (Сдают модели обложек)
- Я еще приготовила вам суперобложку.
V.
Рефлексия.
-Теперь я хочу, чтобы вы оценили
свою работу.
- Если вы смогли самостоятельно отличить авторскую сказку от народной,
активно работали в группе, сами принимали решение, возьмите яркий цветок.
- А если вам требовалась помощь ребят, затруднялись на каком-то этапе,
возьмите белый цветок.
- Подумайте, проанализируйте, возьмите нужный цветок и
прикрепите на нашу лесную полянку.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.