Главная / Русский язык и литература / Конспект урока литературного чтения в 5 «Ә» классе по теме: Стихотворение И. Сурикова « Детство».

Конспект урока литературного чтения в 5 «Ә» классе по теме: Стихотворение И. Сурикова « Детство».

Конспект урока литературного чтения в 5 «Ә» классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».

Предмет: литературное чтение

Класс:


Тема: Стихи Русских поэтов. И.Суриков. “ Детство”.

Цель урока: создать условия для полноценного восприятия учащимися литературного произведения, понимания текста и специфики его литературной формы.

. Учебные задачи:

  • учить слушать стихотворения о детях русских поэтов;

  • воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта;

  • учить выражать своё отношение к прослушанному произведению.

Учебные умения:

  • высказывать своё отношение к прослушанному произведению;

  • называть стихотворение, определять тему;

  • выразительно читать отрывок из стихотворения.

.Планируемые результаты:

Личностные:

-формирование чувства гордости за свою Родину;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты:

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-овладение навыками смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;

-готовность слушать собеседника, изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.

Предметные результаты:

-формирование представления о малой Родине, понятие о нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;

-понимание роли чтения, использование разных видов чтения(ознакомительное,.изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Оборудование: мультимедийная установка для демонстрации презентации; книги по разделу “Стихи русских поэтов”, модель обложка, рисунки по теме урока, карточки с изображением снеговиков, презентация, учебник ,«Литературное чтение», рабочая тетрадь по литературному чтению.

Ход урока

1. Организация совместной деятельности. Рефлексия.

а) Активизация внимания.;

долгожданный дан звонок ,
Начинается урок.
б) Оптимистический настрой на урок.

- Вдохните и выдохните. Выдохните всю тревогу и огорчение вчерашнего дня, а вдохните свежесть и красоту морозного дня. Давайте улыбнемся друг другу: вы – мне, а я – вам и скажем такие слова:

Мы спокойны и добры;

Приветливы и ласковы.

Посмотрите в окно. Кругом снег, снег, снег. Как он чист и прекрасен. Как удивительна и прекрасна сама жизнь и ваше детство.

-Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости .Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас на всём уроке.

2.Прверка домашнего задания.

.– Назовите тему раздела, с которым мы познакомились на прошлом уроке.

«Стихи русских поэтов» Слайд№1.

С какими произведением из этого раздела мы уже познакомились, назовите?

(И.Никитин «Утро».)

-Давайте мы сейчас их вспомним.

2) Проверка домашнего задания (дифференцированная работа):

чтение стихотворения Никитина «Утро»
– чтение наизусть;(2-3 уч. Дети оценивают выразительность и правильность чтения)

.3. Актуализация, мотивация.

У вас было задание нарисовать зимние забавы детей. Вы очень хорошо справились с этим заданием. Сейчас посмотрите на ваши рисунки «Зимние забавы»( рисунки на обратной стороне доски.) Какие они красочные и весёлые.

-А с какими произведениями о зиме мы с вами ранее познакомились? Слайд№2

А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер», А.Фет» Мама, глянь-ка из окошка…», Н.Некрасов «Мороз-воевода»,Ф.Тютчев « Чародейкою зимою»

4.Постановка учебной задачи.

Слайд№3 - Как вы думаете, почему я решила вам об этом напомнить при работе в этом разделе?(Будем читать о зиме)

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением из радела « Стихи русских поэтов» и познакомимся с творчеством Ивана Захаровича Сур икова.

Слайд №4.

Алина расскажет нам интересные факты из его биографии, которые для нас подготовила дома. Слайд№5,№6.

(Иван Захарович Суриков – поэт – самоучка. Родился в 1841 году в селе Новоселово. Он жил в деревне с матерью. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно, еле сводила концы с концами. Когда Сурикову исполнилось 10 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно проявился талант сочинительства. В 16 лет вышел его первый сборник стихов. Он писал для взрослых и для детей. В своих стихах показывал трудную деревенскую жизнь, природу. Его стихи отличались певучестью, звучностью, мелодичностью. Иван Захарович Суриков прожил трудную, короткую жизнь. Умер поэт в 1880 году от тяжелой болезни, в нищете)

Слайд№7.

Прочитайте и назовите тему нашего урока.

Тема: Стихи Русских поэтов. И.Суриков. “ Детство”.

3) – Чтобы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

Слайд№8, №9.

Научиться выразительно читать стихотворение; находить в нём красивые слова; узнать, почему Суриков его написал

Для чего это вам нужно?

Для того чтобы красиво и правильно говорить самим и чтобы приятно слушать другим.

Физминутка. Слайд №10

5.Открытие новых знаний и способов действий.

Итак, познакомимся со стихотворением И. Сурикова «Детство».

Слушание произведения.

Сядьте правильно и приготовьтесь, слушайте новое произведение.

6.Первичное закрепление. Слайд№11

Как вы думаете, это – стихотворение или сказка? Докажите.

Стихотворение, т. к. есть рифма и ритмическая пауза.

О чём оно?

Что вы представляли, когда слушали это стихотворение? Какие картины представили?

-Давайте разделим текст на части.(Дети читают вслух и помечают карандашом части по плану)

Слайд№12

Слайд№13

Посмотрите на картину, подходит ли она к началу стихотворения.

На этой картине изображена зимняя природа, деревня.

-Давайте прочитаем ту часть стихотворения, в которой описываются забавы детей.

Слайд№14

Какую картину вы себе представили при чтении этой части, знакомы ли вам были ранее эти строки?(Изучали во втором классе)

А как вы объясните смысл строчки: “И я на бок — хлоп!”?

А как себя чувствовал мальчик?

Все лицо и руки

Залепил мне снег...”

А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!..”

-Жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Всё случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом всё проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы- это действительно весёлые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

Значит, мы можем сделать вывод из этой части?( что мальчик был счастлив)

-Прочитайте строки, в которых описано изменение погод(Поднялася вьюга ,на небе темно…)

-Подберите синонимы к слову «вьюга»(метель, пурга, буран, буря, снежная мгла)

Физминутка дыхательная и для зрения

Слайды №15, 16,17 ,18.-

3) Работа в группах.

1 группа. Режиссёры и кинематографисты.

-Представьте, что вы снимаете фильм «детство». Звучат строки этого стихотворения .Какие изображения будут появляться на экране во время чтения? Сколько героев в стихотворении? Охарактеризуйте их.

2 группа. Историки.

-Какие слова говорят о том , что это было в старину? Найдите в толковом словаре им объяснение.

Словарная работа:

Печь-

Лапти-

Прялка-

Светец-

3 группа. Музыканты и живописцы.

-Какие звуки вы услышали при чтении стихотворения. Какие краски понадобятся нам, чтобы нарисовать картины. Какая музыка понадобится, чтобы озвучивать это стихотворение? (грустная , весёлая, медленная, громкая, тихая.)

Слайд№19.(заставка)

4)Проверка результатов работы групп.

7. Закрепление знаний и способов действий.

1) Моделирование обложки и сравнение её с готовой моделью.(работа в парах)

А сейчас вы будете работать в паре, кто с кем сидит. Каждая пара должна самостоятельно смоделировать обложку к этому стихотворению. Не забудьте указать фамилию автора, жанр произведения, тему и заголовок. Приступайте.

А теперь давайте проверим. К доске пойдёт 1 группа и защитит свою работу. Слайд№20

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока.

Слайд№21

Как вы думаете, удалось ли нам достичь результата? Почему? Кто из вас считает, что сегодня на уроке он работал лучше, чем на предыдущих? Как вы оцениваете в целом общ ую работу класса на уроке? Покажите свои оценки с помощью цветных фишек.

Слайд№22

Стихи Сурикова очень мелодичны и просты. Многие его произведения расходятся по стране в виде новых народных песен. Одна из них « Что стоишь качаясь, тонкая рябина..»

А пока вы слушаете песню на слова Сурикова № Слайд 23 я предлагаю вам раскрасить гроздья рябины, которые лежат у вас на столе

Дорогие ребята, сегодня вы показали свое умение понимать и чувствовать художественное произведение. Мы с вами познакомились со стихотворением « Детство» И. Сурикова. А детство- это счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей- остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, но всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину, в наше село Вязовка.

Слайд№24.

9. Домашнее задание:

1)Читать стихотворение выразительно.

2) выучить стихотворение наизусть;
3) выполнить задания в рабочей тетради;
4) сделать рисунки к стихотворению и подписать словами из текста.

Закончить урок я хочу пожеланием:

Будет все у вас: ошибки, неудачи,

Не уступайте им,

Начав с нуля, иначе

Не изменяйте детской вы мечте. Стремитесь к счастью, к доброте.




Конспект урока литературного чтения в 5 «Ә» классе по теме: Стихотворение И. Сурикова « Детство».
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока литературного чтения в 5 «Ә» классе по теме:                                                                    «Стихотворение  И. Сурикова « Детство».

Предмет: литературное чтение

Класс:

 

Тема: Стихи Русских поэтов. И.Суриков. “ Детство”.

Цель урока: создать условия для полноценного восприятия учащимися литературного произведения, понимания текста и специфики его литературной формы.

. Учебные задачи:

  • учить слушать стихотворения о детях русских поэтов;
  • воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта;
  • учить выражать своё отношение к прослушанному произведению.

Учебные умения:

  • высказывать своё отношение к прослушанному произведению;
  • называть стихотворение, определять тему;
  • выразительно читать отрывок из стихотворения.

.Планируемые результаты:

Личностные:

-формирование чувства гордости за свою Родину;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты:

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-овладение навыками смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;

-готовность слушать собеседника, изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.

Предметные результаты:

-формирование представления о малой Родине, понятие о нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;

-понимание роли чтения, использование разных видов чтения(ознакомительное,.изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание  и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.     

Оборудование: мультимедийная установка для демонстрации презентации; книги по разделу “Стихи русских поэтов”, модель обложка, рисунки по теме урока, карточки с изображением снеговиков, презентация, учебник ,«Литературное чтение», рабочая тетрадь по литературному чтению.

Ход урока

1. Организация совместной деятельности. Рефлексия.

а) Активизация внимания.;

долгожданный дан звонок ,
Начинается урок.
б) Оптимистический настрой на урок.

  - Вдохните и выдохните. Выдохните всю тревогу и огорчение вчерашнего дня, а вдохните свежесть и красоту морозного дня. Давайте улыбнемся друг другу: вы – мне, а я – вам и скажем такие слова:

                     Мы спокойны и добры;

                     Приветливы и ласковы.

Посмотрите в окно. Кругом снег, снег, снег. Как он чист и прекрасен. Как  удивительна и прекрасна сама жизнь и ваше детство.

      -Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости .Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас на всём уроке.

2.Прверка домашнего задания.

.– Назовите тему раздела, с которым мы познакомились на прошлом уроке.

«Стихи русских поэтов»  Слайд№1.

– С какими произведением из этого раздела мы уже познакомились, назовите?

(И.Никитин  «Утро».)

-Давайте мы сейчас их вспомним.

  2) Проверка домашнего задания (дифференцированная работа):

– чтение стихотворения Никитина «Утро»
– чтение  наизусть;(2-3 уч. Дети оценивают выразительность и правильность чтения)

.3. Актуализация, мотивация.

– У вас было задание  нарисовать зимние забавы детей. Вы очень хорошо справились с этим заданием. Сейчас посмотрите на ваши рисунки «Зимние забавы»( рисунки на обратной стороне доски.)  Какие они красочные и весёлые.

-А с какими  произведениями о зиме мы с вами ранее  познакомились? Слайд№2

 А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер», А.Фет» Мама, глянь-ка из окошка…», Н.Некрасов «Мороз-воевода»,Ф.Тютчев « Чародейкою зимою»

4.Постановка учебной задачи.

Слайд№3               - Как вы думаете, почему я решила вам об этом напомнить при работе в этом      разделе?(Будем читать о зиме)

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с  произведением из радела « Стихи русских поэтов» и познакомимся с творчеством Ивана Захаровича  Сур икова.

Слайд №4.

– Алина расскажет нам интересные факты из его биографии, которые для нас подготовила дома. Слайд№5,№6.

(Иван Захарович Суриков – поэт – самоучка. Родился в 1841 году в селе Новоселово. Он жил в деревне с матерью. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно, еле сводила концы с концами. Когда Сурикову исполнилось 10 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно проявился талант сочинительства. В 16 лет вышел его первый сборник стихов. Он писал для взрослых и для детей. В своих стихах показывал трудную деревенскую жизнь, природу. Его стихи отличались певучестью, звучностью, мелодичностью. Иван Захарович Суриков прожил трудную, короткую жизнь. Умер поэт в 1880 году от тяжелой болезни, в нищете)

Слайд№7.

 – Прочитайте и назовите тему нашего урока.

Тема: Стихи Русских поэтов. И.Суриков. “ Детство”.

3) – Чтобы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

Слайд№8, №9.

– Научиться выразительно читать стихотворение; находить в нём красивые слова; узнать, почему Суриков его написал

– Для чего это вам нужно?

– Для того чтобы красиво и правильно говорить самим и чтобы приятно слушать другим.

Физминутка. Слайд №10

5.Открытие  новых знаний и способов действий.

Итак, познакомимся со стихотворением И. Сурикова «Детство».

 Слушание произведения.

– Сядьте правильно и приготовьтесь, слушайте новое произведение.

6.Первичное закрепление. Слайд№11

– Как вы думаете, это – стихотворение или сказка? Докажите.

– Стихотворение, т. к. есть рифма и ритмическая пауза.

– О чём оно?

– Что вы представляли, когда слушали это стихотворение? Какие картины представили?

-Давайте разделим текст на части.(Дети читают вслух   и помечают карандашом части по плану)

 Слайд№12

Слайд№13

– Посмотрите на картину, подходит ли она к началу стихотворения.

– На этой картине изображена зимняя природа, деревня.

 -Давайте прочитаем ту часть  стихотворения, в которой описываются забавы детей.

Слайд№14

– Какую картину вы себе представили при чтении этой части, знакомы ли вам были ранее эти строки?(Изучали во втором классе)

– А как вы объясните смысл строчки: “И я на бок — хлоп!”?

– А как себя чувствовал мальчик?

“Все лицо и руки

Залепил мне снег...”

– А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?

“Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!..”

-Жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Всё случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом всё проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы- это действительно весёлые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

– А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

– И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

– А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

– Значит, мы можем сделать вывод из этой части?( что мальчик был счастлив)

-Прочитайте строки, в которых описано изменение погод(Поднялася вьюга ,на небе темно…)

-Подберите синонимы к слову «вьюга»(метель, пурга, буран, буря, снежная мгла)

Физминутка дыхательная и для зрения

Слайды №15, 16,17 ,18.-

3) Работа в группах.

1 группа. Режиссёры и кинематографисты.

-Представьте, что вы снимаете фильм «детство». Звучат строки этого стихотворения .Какие изображения будут появляться на экране во время чтения? Сколько героев в стихотворении? Охарактеризуйте их.

2 группа. Историки.

-Какие слова говорят о том  , что это было в старину? Найдите в толковом словаре им объяснение.

Словарная работа:

Печь-

Лапти-

Прялка-

Светец-

3 группа. Музыканты и живописцы.

-Какие звуки вы услышали при чтении стихотворения. Какие краски понадобятся нам, чтобы нарисовать картины. Какая музыка понадобится, чтобы озвучивать это стихотворение? (грустная , весёлая, медленная, громкая, тихая.)

Слайд№19.(заставка)

4)Проверка результатов работы групп.

7. Закрепление знаний и способов действий.

1) Моделирование обложки и сравнение её с готовой моделью.(работа в парах)

– А сейчас вы будете работать в паре, кто с кем сидит. Каждая пара должна самостоятельно смоделировать обложку к этому стихотворению. Не забудьте указать фамилию автора, жанр произведения, тему и заголовок. Приступайте.

– А теперь давайте проверим. К доске пойдёт 1 группа и защитит свою работу. Слайд№20

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока.

 Слайд№21

Как вы думаете, удалось ли нам достичь результата? Почему? Кто из вас считает, что сегодня на уроке он работал лучше, чем на предыдущих? Как вы оцениваете в целом общ ую работу класса на уроке? Покажите свои оценки с помощью цветных фишек.

Слайд№22

Стихи Сурикова очень мелодичны и просты. Многие его произведения расходятся по стране в виде новых народных песен. Одна из них « Что стоишь качаясь, тонкая рябина..»

– А пока вы  слушаете песню на слова Сурикова № Слайд 23  я предлагаю вам раскрасить гроздья рябины, которые лежат у вас на столе

Дорогие ребята, сегодня вы показали свое умение понимать и чувствовать художественное произведение. Мы с вами познакомились со стихотворением « Детство» И. Сурикова. А детство- это счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей- остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, но всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину, в наше село Вязовка.

Слайд№24.

9. Домашнее задание:

1)Читать стихотворение выразительно.

2) выучить стихотворение наизусть;
3) выполнить задания в рабочей тетради;
4) сделать рисунки к стихотворению и подписать словами из текста.

Закончить урок я хочу пожеланием:

                                  Будет все у вас: ошибки, неудачи,

                                  Не уступайте им,

                                  Начав с нуля, иначе

 Не изменяйте детской вы мечте. Стремитесь к счастью, к доброте.

 

                                              

Автор Гайыпбаева Моншак Курбанбаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1741
Номер материала 1808
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓