Главная / Начальные классы / Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».

МКОУ «Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2 Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»

Учитель начальных классов: ЮШИНА Елена Александровна



Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».


Цель урока: создать условия для полноценного восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

В достижении этой цели планировались следующие личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою Родину;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;


Метопредметные результаты:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- овладение навыками смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;

- готовность слушать собеседника, изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.


Предметные результаты:

- формирование представлений о малой Родине, понятие о нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;

- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.


Оборудование: портрет И.З.Сурикова, мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация к уроку, выставка книг.


Ход урока


1. Организация совместной деятельности. Рефлексия.

Назовите тему раздела, с которым мы познакомились на прошлом уроке.

«Стихи русских поэтов» Слайд 1.

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!

Слайд 2

Прозвенел звонок весёлый,

Приглашает на урок.

Встали все у парт спокойно,

Начинаем ровно в срок.

Тихо сядем, не нарушим тишину,

И тихонечко, тихонько

Я сейчас урок начну.

Итак, в добрый путь!

2. Речевая разминка.

(На экране скороговорка). Слайд 3

Вез на горку Саня

За собою сани.

Ехал с горки Саня,

А на Сане сани.

- Прочитаем хором.

- Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?

(Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются).

- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.

 (Дети читают).

- Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.

- Прочитайте скороговоркой друг другу в парах, оцените (5 баллов – безошибочно, в темпе, выразительно.

3. Проверка Д/З. (Слайд4-5)

Послушаем ваши мини-сочинения о первом снеге.

4.Постановка целей урока: ознакомиться с жизнью и творчеством И.З.Сурикова; учиться выразительно читать стихотворение; сочувствовать, сопереживать герою стихотворения . (Слайд 6)

Скажу вам по секрету: один ученик в нашем классе знал заранее тему нашего урока, т.к. я попросила его приготовить небольшое сообщение о жизни поэта.


5. Биография поэта. Слайд 7-8

Ученик: Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Иван Захарович издает свои сборники стихов.

Слайд 9

Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И. Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

Учитель: Спасибо за сообщение. Действительно, многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни « Рябина» .(Слайд 10-11).

Настройка» на восприятие:

Сейчас, я хотела бы вместе с вами оказаться во второй половине 19 века и побывать в русской избе. Стать очевидцами деревенского быта.

-Давайте постучимся и войдем туда.

Все вы видите деревенскую печку.

-Красна изба углами,

А печь пирогами. Звучит русская пословица.

- Каков её смысл?

(Далее дети рассматривают предметы деревенского быта: чугунок, ухват, кувшин, прялку, светец, таган.)

Характеристика деревни второй половины 19 века.

( Не было в деревне электричества, ни мобильников, ни компьютера, ни книг) Единственное развлечение-катание на санках, слушание бабушкиных сказок долгими зимними вечерами , да пение песен.)

Рассматривание самодельных игрушек: куклы тряпичной, лошадки деревянной.

- Хотели бы вы играть в такие игрушки?

Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:

Слайд 12

Детства прошлого картины!

Только вы светлы:

Выступаете вы ярко

Из сердечной мглы.

Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение «Детство».

6.Прослушивание стихотворения в записи.

Слайд13

7.Беседа по содержанию:

- Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?

- Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?

- Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером.

Конечно, семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но, я думаю, вы о значении некоторых из них сможете догадаться.

8. Словарная работа в парах.

Словарная работа будет проводиться следующим образом:  

На листе слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом.

Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка

Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.

Прялка – приспособление для ручного прядения.

Проверка по слайду (Слайд 8-13)


Физминутка

1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть, 
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!

9. Работа с текстом.

-Давайте разделим текст на части. (Дети читают вслух и помечают карандашом части по плану)

- Прочитаем 1 часть на стр 72.

- Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?

-  А где происходило событие?

-  Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем повторы не очень-то одобряются в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.

Дети. – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.

-  И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

Ученик. Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.

- А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.

-  А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?

Ученица. “Мне в сугробе горе, 
А ребятам смех!..”

- А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

-  И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

- А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

Ученик. Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.

- Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

Дети. Да, конечно!

Читаем дальше.

- А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? ( О сказках.)

-  А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”). (Слайд 14)

-  А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

Дети. – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.

- А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

А в трубе сердито
Ветер злой поет”?

Ребята. – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.

Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.

Дети. – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно...
– “Складно да ладно”.
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.

Учитель. А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?

Ученик. Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался.

Учитель. Молодец! А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать?

Дети. – О плавной и красивой...
– О тихой и приятной...
– О правильной, ровной, связной.

10.Физминутка для глаз (Слайд 15 – 16)

3 часть прочитайте жужжащим чтением самостоятельно.

- Как можно озаглавить эту часть?

- Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?

Дети. – Но ведь это же во сне!
– И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что побеждает добро.
– А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.
– А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет:

И начну у бабки
Сказки я просить...”

Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.)

Дети. – Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.

Учитель. А как надо эти слова понимать?

Дети. – Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.
– У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.
– А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки.

Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей- остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, но всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину, в наше село. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

5. Подведение итогов:

Писатели пишут стихи не для того, что бы описать что – либо, а для того чтобы передать чувства, переживания.

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство героизма)

Учитель. Что же самое главное из того, что вы унесете с урока?

Дети. Самое главное – внимательно относиться к людям, понимать их.

Главное – думать не только о себе, но и о друге.

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Слайд17

Учитель. Молодцы, ребята! – Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?
Домашнее задание: На «5» - выучить 2 или 3 часть стихотворения, на «4» – первую. Ребята, спасибо за урок, а вам, дорогие гости, спасибо за внимание!










Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».
  • Начальные классы
Описание:

Цель урока: создать условия для полноценного восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

           В достижении этой цели планировались следующие личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою Родину;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 

 

 Метопредметные результаты:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- овладение навыками смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;

- готовность слушать собеседника, изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.

 

Предметные результаты:

- формирование представлений о малой Родине, понятие о нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;

- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Автор Юшина Елена Александровна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1855
Номер материала 17114
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓