Главная / Начальные классы / Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"

Уровни образования: начальное общее образование

Класс: 3 Б класс МБОУ «Лицей № 6 им. М.А. Булатова» г. Курска

Предмет: литературное чтение

Учитель: Березникова Наталия Викторовна

Тема урока: Стихи Н.А. Некрасова о детях. «Мужичок с ноготок» (отрывок)


УМК «Начальная школа. ХХI век»


Урок направлен на формирование УУД:


Личностные - оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;

Коммуникативные - умение работать в парах и группах, доносить свою позицию, понимать других;

Познавательные - поиск информации, умение переработать её;

Регулятивные - умение определять цель и составлять план работы, действовать по плану, оценивать результат.

В соответствии с поставленными целями были выбраны следующие способы учебного взаимодействия с обучающимися: фронтальная работа по формированию нравственных ценностей, задания развивающего и занимательного характера в парной и групповой работе. Урок носил деятельностный характер. Ведущие технологии урока: проблемный диалог, продуктивное чтение, оценивание учебных успехов. Была использована компьютерная презентация. Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены здоровьесберегающие технологии: физкультурные паузы, игровые моменты. При взаимодействии с учащимися приоритетными формами работы были: сотрудничество, дискуссия, коллективный поиск решения, моделирование.


Организационные условия:

-преемственность в подаче материала;

-введение системы «заменителей» (условных обозначений), а также составление моделей;

-разнообразие видов деятельности в процессе изучения материала, так как монотонность является фактором утомления.








Цель: познакомить с отрывком из поэмы Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания о жизни детей в прошлом.


Учебные задачи :

- формировать навык выразительного чтения стихов;

- познакомить с понятием «лирический герой»;

- закрепить навык выделения логического ударения и указания пауз;

- учить понимать значения эпитетов, сравнений в произведениях Н. А.Некрасова;

- формировать навык исследовательской деятельности со словами;

- воспитывать интерес к русской поэзии и народному творчеству;

- формировать коммуникативные навыки работы в группе и в парах;

- развивать позитивную самооценку учащихся.

.

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение. 3 класс» Ефросининой М. А., М., «Вентана-Граф», 2013;

- тетрадь на печатной основе «Литературное чтение.3 класс», М., «Вентана-Граф», 2013 г;

- портрет Н. А.Некрасова;

- выставка книг писателя; словари.

- компьютерная презентация «Биография Некрасова»;

- компьютер, мультимедийный проектор, экран;

-памятки «Синквейн», «Чтение стихов».

- костюмы для детей, инсценирующих «Мужичок с ноготок».

- репродукция картины Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети"


Современные технологии:

- игровые технологии;

- технологии проблемного обучения; исследовательской деятельности;

- технологии уровневой дифференциации;

- информационно-компьютерные технологии






Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стихотворение это, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас.



Мотивация к учебной деятельности



Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-подготовиться к продуктивной работе на уроке,

Задачи:

-Создать положительный эмоциональной настрой, помочь настроиться на работу

Методы: словесные

- Я приветствую вас. Наверное, вы согласитесь, что литературное чтение – это необычный урок. Авторы произведений одним росчерком пера могут превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать.

Я надеюсь, что такими читателями вы и будете сегодня на уроке.




Самоопределение к деятельности – (Л);


2

Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Выработать на личностнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности

 - Кого можно назвать хорошим читателем?

 - Как вы считаете, легко ли быть хорошим читателем?
- Что для этого надо делать?

- Я желаю, чтобы в конце урока каждый из вас мог бы похвалить себя и назвать хорошим читателем.

Самоопределение к деятельности – (Л);

-смыслообразование (Л);

- целеполагание - (П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К);

3



































































































































































































4.




























































































Актуализация знаний, умений и навыков.

Цели, которые учитель ставит перед учащимися:

Показать свои знания, активно участвовать в диалоге.

Цель, которую учитель хочет достичь:

Актуализировать знания учащихся, необходимые для восприятия нового материала, подведения к теме урока.



Методы: словесные



Методы стимулирования: похвала.



















Знакомство с биографией – этап сыщики

























Работа по картине











































Постановка учебной задачи



Цель: сформулировать цель урока.

































Словарная работа















Первичное восприятие (аудиофрагмент)















Словарная работа













Этап осмысления





Цель: обсудить проект решения учебной задачи, составление плана работы над стихотворением.



Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умений слушать, анализировать поэтическое произведение, выразительно читать стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации, ориентироваться в тексте, моделировать обложку, рассуждать.



Методы: учебный диалог, моделирование













Физминутка

-Попробуйте доказать, что вы уже умеете думать, рассуждать и, хотя бы отчасти, можете назвать себя хорошими читателями. Для этого вам нужно разгадать кроссворд. Внимание на экран.



СЛАЙД 2

// прикрепляю к доске таблички:

- А теперь разгадайте ребусы. СЛАЙД 3



стихотворение

Некрасов

Детство



- Ключевые слова перед вами. Попытайтесь сформулировать тему и цель нашего урока.



- Да, правильно, но прежде чем приступить к изучению стихотворения, что бы вам еще хотелось узнать.

-Я предоставляю слово разведгруппе РВС (разведай, выясни, сообщи), которая и познакомит вас с биографией поэта.



- Что запомнили? Что поразило? Чем поделитесь с родителями?



СЛАЙД 4

-Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н. А. Некрасов, рассмотрим репродукцию картины великого русского художника В. Е. Маковского. Что вы видите на первом плане? Что вы можете сказать о материальном положении семьи? Как вы определили?



- Вам, ребята, живущим радостно и счастливо, очень трудно представить, как тяжело приходилось простым, бедным людям в прошлом, особенно их детям. Некрасов жил во времена крепостного права, которое было отменено 153 года назад в 1861г. В произведениях этого поэта отражены впечатления детства, воспоминания о тяжелой жизни крестьян.

Некрасов особую любовь питал к детям. У него немало произведений посвященных крестьянским детям, детям городской бедноты, детям, рано познавшим голод, нужду, тяжелый труд. У Некрасова есть целая поэма, которая так и называется «Крестьянские дети». Творчество Николая Алексеевича Некрасова и отрывок из его поэмы «Крестьянские дети» тема нашего сегодняшнего урока.



Лучше подготовиться к восприятию нового произведения поможет нам минутка покоя

Напряженье улетело

И расслаблено все тело

Руки теплые у нас

Дышится легко, ровно и глубоко

Губы чуть приоткрываются

Всё чудесно расслабляется

Нам понятно, что такое

Состояние покоя.

(А теперь тихонечко проснулись, встрепенулись. Продолжаем работать)

- Прочитайте слова на доске (бредет, шагает, шествует). Как назовем их и почему?

- Подберите к ним пару..



- Чуть позже мы вернемся к объяснению, почему именно так уместно говорить.

- Сейчас вы услышите отрывок из поэмы «Крестьянские дети». Подумайте, кто герой этого отрывка и где и когда происходит действие.



Откройте учебники на с. 151

- Сейчас вы прочитаете отрывок самостоятельно, после чего вам нужно будет ответить на вопрос: «Какие слова остались для вас непонятными?»

- Какие являются устаревшими?



Рабочая тетрадь - с. 93. Выполним задание 1 ПОИСК.



- Как вы считаете, для чего поэт начинает с описания природы и погоды?

- Объясните из контекста, что значит «в студеную пору».

- Вспомним, как мы работаем над образом героя произведения. С чего начинаем?



- Давайте создадим портрет героя. Как зовут? Как герой-рассказчик называет мальчика?

- Сколько лет мальчику?

- Как выглядит Влас? Зачитайте. Почему на нем одежда большого размера?

Описывает его, какие средства использует?

- Почему мальчик оказался в лесу в такую пору? Что узнали о семье мальчика? Зачитайте.

- Найдите и прочитайте, что говорится о движениях мальчика.



- Объясните, почему употреблено именно это слово «ШЕСТВУЯ»?

- Почему?



- Давайте встанем и подвигаемся, как мужичок с ноготок. Представили, что вы взяли за уздечку лошадь и шествуете важно.



- Портрет Власа у нас начал складываться, обратимся к его речи. Найдите реплику, которой мальчик ответил на приветствие героя-рассказчика.



- Почему он так сказал? Как разговаривает Влас? (грубо, коротко)

Словами «парнище» герой-рассказчик подчеркивает, что мальчик мал и ростом, и годами. Поэтому Влас, уловив легкую иронию, отвечает сердито, даже грубо.

- Найдите слова, как он обращается к лошади. Почему он так говорит?





- Как относится герой-рассказчик к мальчику? Прочитайте.

- Почему?























- Мы познакомимся со стихотворением Некрасова о детях….











- Ближе познакомиться с поэтом, узнать важные факты его биографии.





Дети // записывают кратко факты.





















Диалог

Мы видим большую семью у бедного дома.

Это крестьянская семья. Дети одеты бедно, худы. Жильё ветхое.



Учитель: Художник с большой любовью относится к детям. Хотя на детях бедная, оборванная одежда, босые ноги, давно не стриженые головы, прежде всего бросаются в глаза их смышленые лица, живые, любознательные глаза. А это свидетельствует об уважении Маковского и других художников к крестьянским детям, о том, что они видели в простом мужике человека, личность со своим миром чувств, переживаний, мыслей.























Дети расслабляются под музыку















Синонимы, т.к. близкое лексическое значение.



Бредет грибник, шагает солдат, шествует король







Прослушивание отрывка.

- Герой – крестьянский мальчик, который оказался в зимнем лесу.





Самостоятельно перечитывают,

ПОЛУШУБОК, ВОЗ ХВОРОСТУ, ШЕСТВИЕ, ВЕСТИМО, ЧИННО.

Объяснение значения этих слов, пользуясь словарем.

Сноска в учебнике









подчеркивают описание природы.







- Нужно создать портрет, обратить внимание на речь героя и его поступки.



Мужичок , парнище /Значение суффиксов

- Шестой миновал, т.е. прошел.



- В больших сапогах, в полушубке овчинном….



Семья-то большая, да 2 человека всего мужиков-то…



шествуя важно в спокойствии чинном… (не суетится, не резвится, не шалит, неторопливо, уверенно, без лишних движений, т.е. как взрослый)



Важно, торжественно, гордо, как король…

- Уважает себя за то, что ему доверили важное дело. Он гордится этим.



- Ступай себе мимо.















- Ему некогда.

- Подражает речи взрослых



«Малюточка басом» - подражает…

-Лошадь остановилась, мальчик кричит так, как взрослые обращаются к животным.

Обобщение информации.

-С любовью и уважением (малюточка, мужичок)

- Хоть он и маленький, но уже выполняет тяжелую работу. Уважает за взрослые поступки.



5.



Закрепление учебного материала



Цель: развивать творческие способности, самостоятельность учащихся ,

создать условия для формирования умений самостоятельно работать, выполнять самоконтроль.



Методы: репродуктивные

-Ребята, давайте вспомним, как мы работаем над стихотворением? Что осталось « за кадром»?

Для выполнения следующих заданий нам потребуется сила коллективной мысли. Мы с вами будем работать в группах. Подготовка инсценировки – задание для 1 группы. С чего нужно начать?



- Это очень красивое стихотворение, с интересным интонационным рисунком. Необходимо правильно использовать паузы. Вспомните, какие бывают паузы? Выделите их аккуратно карандашом.



-Найдите в стихотворении рифмы. Выдели аккуратно их карандашом.



2 группа составит синквейн - описание героя Власа.



3 группа:

Моделирование обложки книги с объяснением.





Выступление и оценивание групп



Инсценировка или театрализация.





«Метод «Чтение с пометами» (паузы)

упражнение в выразительном чтении



- Паузы бывают короткие -/, средние



-//и длинные-///.





Пору-гору, мороз-воз…





Дети выполняют моделирование обложки.

Защита заданий.

Фронтально:

Крестьянским детям приходилось помогать выполнять работу взрослым. Им некогда было играть, они не играли во взрослых, а рано ими становились.

5

Итог .

Вывод: Что хотел Некрасов донести до нас текстом произведения?

Какова ИДЕЯ отрывка и поэмы в целом?






- Хотел сказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Детям приходилось работать наравне со взрослыми.


Домашнее задание



Цель, которую ставит перед собой учитель: формирование познавательного интереса к литературному чтению, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;



- Мы заглянули с вами в художественную мастерскую поэта Некрасова и убедились в том, что в каждом стихотворении есть тайна, найти которую можно только при внимательном, вдумчивом чтении.

Работа с выставкой книг.

- Обратите внимание на нашу выставку. Здесь много произведений Некрасова, которые вам неизвестны. Но наш классный библиотекарь готов их вам открыть.


Домашнее задание

Выучить наизусть или написать

аргументированное эссе

Методика незаконченных предложений.

Я узнал….

Меня поразило во Власе…..

Особенно интересным было…..


7

РЕФЛЕКСИЯ



Цель, которую ставит перед собой учитель: формировать у детей навык самоконтроля, развивать рефлексивную деятельность учащихся.



Цель: учиться определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем

- Вспомните свои ощущения в зимнюю стужу.

- Еще раз давайте вернемся к чувствам, которые вызвал у вас этот отрывок. Какое желание у вас возникло бы, если бы вы оказались в тот момент на месте героя-рассказчика и встретились лицом к лицу с Власом? А давайте представим, что мы действительно можем передать мужичку с ноготку наше душевное тепло. Я приготовила рукавички, которые ему бы так пригодились. Давайте отправим их в далекий 19 век в нашей волшебной корзине.

Сочувствие, желание помочь, обогреть…

Выбор цвета Карточка красного цвета означает: «я удовлетворен уроком, он был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку. Я понимал все, о чем говорилось и делалось на уроке». Карточка желтого цвета означает: « Урок был интересен, и я принимал активное в нем участие, урок был в большей степени полезен для меня, я отвечал на вопросы, я смог выполнить ряд заданий. Во время урока мне было достаточно комфортно». Карточка зеленого цвета означает: «пользы от урока я получил мало, я не многое понимал из того, о чем говорилось и что делалось на уроке, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответам готов не был».




Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок"
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок" по УМК " Начальная школа XXI века", составленный  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

Уровни образования:  начальное общее образование

 Предмет:  литературное чтение

Тема урока:  Стихи Н.А. Некрасова о детях. «Мужичок с ноготок» (отрывок)

 УМК «Начальная школа. ХХI век»

  Урок  направлен на формирование УУД:

 Личностные - оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;

Коммуникативные - умение работать в парах и группах, доносить свою позицию, понимать других;

Познавательные - поиск информации, умение переработать её;

Регулятивные -  умение определять цель и составлять план работы, действовать по плану, оценивать результат.

  В соответствии с поставленными целями были выбраны следующие способы учебного взаимодействия с обучающимися: фронтальная работа по формированию нравственных ценностей, задания развивающего и занимательного характера в парной и групповой работе. Урок носил деятельностный характер.  Ведущие технологии урока: проблемный диалог, продуктивное чтение, оценивание учебных успехов. Была использована  компьютерная презентация. Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены здоровьесберегающие технологии: физкультурные паузы, игровые моменты. При взаимодействии с учащимися приоритетными формами работы были: сотрудничество, дискуссия, коллективный поиск решения, моделирование.

 

Автор Березникова Наталия Викторовна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 2650
Номер материала 4792
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓