3
4.
|
Актуализация
знаний, умений и навыков.
Цели,
которые учитель ставит перед учащимися:
Показать свои знания, активно участвовать в диалоге.
Цель,
которую учитель хочет достичь:
Актуализировать
знания учащихся, необходимые для восприятия нового материала, подведения к
теме урока.
Методы:
словесные
Методы
стимулирования: похвала.
Знакомство
с биографией – этап сыщики
Работа
по картине
Постановка
учебной задачи
Цель:
сформулировать цель урока.
Словарная
работа
Первичное
восприятие (аудиофрагмент)
Словарная
работа
Этап
осмысления
Цель:
обсудить проект решения учебной задачи, составление плана работы над
стихотворением.
Цель,
которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умений
слушать, анализировать поэтическое произведение, выразительно читать
стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации,
ориентироваться в тексте, моделировать обложку, рассуждать.
Методы: учебный
диалог, моделирование
Физминутка
|
-Попробуйте
доказать, что вы уже умеете думать, рассуждать и, хотя бы отчасти, можете
назвать себя хорошими читателями. Для этого вам нужно разгадать кроссворд.
Внимание на экран.
СЛАЙД
2
//
прикрепляю к доске таблички:
- А
теперь разгадайте ребусы. СЛАЙД 3
стихотворение
Некрасов
Детство
- Ключевые
слова перед вами. Попытайтесь сформулировать тему и цель нашего урока.
- Да,
правильно, но прежде чем приступить к изучению стихотворения, что бы вам еще
хотелось узнать.
-Я
предоставляю слово разведгруппе РВС (разведай, выясни, сообщи), которая и
познакомит вас с биографией поэта.
- Что
запомнили? Что поразило? Чем поделитесь с родителями?
СЛАЙД
4
-Чтобы
лучше представить то историческое время, в которое жил Н. А. Некрасов,
рассмотрим репродукцию картины великого русского художника В. Е.
Маковского. Что вы видите на первом плане? Что вы можете сказать о
материальном положении семьи? Как вы определили?
- Вам,
ребята, живущим радостно и счастливо, очень трудно представить, как тяжело
приходилось простым, бедным людям в прошлом, особенно их детям. Некрасов жил
во времена крепостного права, которое было отменено 153 года назад в 1861г. В
произведениях этого поэта отражены впечатления детства, воспоминания о
тяжелой жизни крестьян.
Некрасов
особую любовь питал к детям. У него немало произведений посвященных
крестьянским детям, детям городской бедноты, детям, рано познавшим голод,
нужду, тяжелый труд. У Некрасова есть целая поэма, которая так и называется
«Крестьянские дети». Творчество Николая Алексеевича Некрасова и отрывок из
его поэмы «Крестьянские дети» тема нашего сегодняшнего урока.
Лучше
подготовиться к восприятию нового произведения поможет нам минутка покоя
Напряженье
улетело
И
расслаблено все тело
Руки
теплые у нас
Дышится
легко, ровно и глубоко
Губы
чуть приоткрываются
Всё
чудесно расслабляется
Нам
понятно, что такое
Состояние
покоя.
(А
теперь тихонечко проснулись, встрепенулись. Продолжаем работать)
-
Прочитайте слова на доске (бредет, шагает, шествует). Как назовем их и
почему?
-
Подберите к ним пару..
- Чуть
позже мы вернемся к объяснению, почему именно так уместно говорить.
- Сейчас
вы услышите отрывок из поэмы «Крестьянские дети». Подумайте, кто герой этого
отрывка и где и когда происходит действие.
Откройте
учебники на с. 151
- Сейчас
вы прочитаете отрывок самостоятельно, после чего вам нужно будет ответить на
вопрос: «Какие слова остались для вас непонятными?»
- Какие являются
устаревшими?
Рабочая
тетрадь - с. 93. Выполним задание 1 ПОИСК.
- Как вы
считаете, для чего поэт начинает с описания природы и погоды?
- Объясните
из контекста, что значит «в студеную пору».
-
Вспомним, как мы работаем над образом героя произведения. С чего начинаем?
-
Давайте создадим портрет героя. Как зовут? Как герой-рассказчик
называет мальчика?
-
Сколько лет мальчику?
- Как
выглядит Влас? Зачитайте. Почему на нем одежда большого размера?
Описывает
его, какие средства использует?
- Почему
мальчик оказался в лесу в такую пору? Что узнали о семье мальчика? Зачитайте.
-
Найдите и прочитайте, что говорится о движениях мальчика.
-
Объясните, почему употреблено именно это слово «ШЕСТВУЯ»?
-
Почему?
-
Давайте встанем и подвигаемся, как мужичок с ноготок. Представили, что вы
взяли за уздечку лошадь и шествуете важно.
-
Портрет Власа у нас начал складываться, обратимся к его речи. Найдите
реплику, которой мальчик ответил на приветствие героя-рассказчика.
- Почему
он так сказал? Как разговаривает Влас? (грубо, коротко)
Словами
«парнище» герой-рассказчик подчеркивает, что мальчик мал и ростом, и годами.
Поэтому Влас, уловив легкую иронию, отвечает сердито, даже грубо.
-
Найдите слова, как он обращается к лошади. Почему он так
говорит?
- Как относится
герой-рассказчик к мальчику? Прочитайте.
-
Почему?
|
- Мы
познакомимся со стихотворением Некрасова о детях….
- Ближе
познакомиться с поэтом, узнать важные факты его биографии.
Дети //
записывают кратко факты.
Диалог
Мы
видим большую семью у бедного дома.
Это
крестьянская семья. Дети одеты бедно, худы. Жильё ветхое.
Учитель:
Художник
с большой любовью относится к детям. Хотя на детях бедная, оборванная одежда,
босые ноги, давно не стриженые головы, прежде всего бросаются в глаза их
смышленые лица, живые, любознательные глаза. А это свидетельствует об
уважении Маковского и других художников к крестьянским детям, о том, что они
видели в простом мужике человека, личность со своим миром чувств,
переживаний, мыслей.
Дети
расслабляются под музыку
Синонимы,
т.к. близкое лексическое значение.
Бредет
грибник, шагает солдат, шествует король
Прослушивание
отрывка.
- Герой
– крестьянский мальчик, который оказался в зимнем лесу.
Самостоятельно
перечитывают,
ПОЛУШУБОК,
ВОЗ ХВОРОСТУ, ШЕСТВИЕ, ВЕСТИМО, ЧИННО.
Объяснение
значения этих слов, пользуясь словарем.
Сноска в
учебнике
подчеркивают
описание природы.
- Нужно
создать портрет, обратить внимание на речь героя и его поступки.
Мужичок
, парнище /Значение суффиксов
- Шестой
миновал, т.е. прошел.
- В
больших сапогах, в полушубке овчинном….
Семья-то
большая, да 2 человека всего мужиков-то…
-И шествуя
важно в спокойствии чинном… (не суетится, не резвится, не шалит,
неторопливо, уверенно, без лишних движений, т.е. как взрослый)
Важно,
торжественно, гордо, как король…
-
Уважает себя за то, что ему доверили важное дело. Он гордится этим.
- Ступай
себе мимо.
- Ему некогда.
-
Подражает речи взрослых
«Малюточка
басом» - подражает…
-Лошадь
остановилась, мальчик кричит так, как взрослые обращаются к животным.
Обобщение
информации.
-С
любовью и уважением (малюточка, мужичок)
- Хоть
он и маленький, но уже выполняет тяжелую работу. Уважает за взрослые
поступки.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.