1 слайд
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЗАЯЦ-ХВАСТА»
Цели: познакомить учащихся с русской народной
сказкой «Заяц-хваста»; развивать умения выделять эпизоды из текста; развивать
умение прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения;
способствовать нравственному воспитанию учащихся; прививать любовь к устному
народному творчеству.
Ход урока
I.
Организационный момент.
2 слайд
Речевая разминка.
МОЙ ПАПА
Мой папа - красавец!
Соседям на зависть.
Глаза, словно сливы –
Раскосы, красивы.
Он длинные уши
На солнышке сушит.
Врагов не боится -
Ни зверя, ни птицы.
Храбрец и красавец,
Зовут его - заяц.
Е. Григорьева
Заяц - герой произведений, которые вы читали
дома.
П. Проверка домашнего задания.
3 слайд
Давайте вспомним требования к выразительному
чтению. Нужно читать громко, четко, правильно, соблюдать знаки препинания,
интонацию. Как мы оценим? Получилось ли передать отношение автора к герою?
Какую оценку поставим?
1. Выразительное чтение рассказа. Стр.48
Л.Толстой «Зайцы»
4 слайд
2. Стихотворение Н. Рубцова «Про зайца».
3. Сравнительный анализ.
- Где больше авторского вымысла - в рассказе
Д. Толстого или в стихотворении Н. Рубцова?
5 слайд
- Послушайте сказку и скажите, может ли имя определить
характер.
КАК НАЗВАТЬ ЗАЙЦА?
Родился зайчонок. Задумалась мать: как его
назвать? Захотелось назвать Тигром. Узнали козлята, как зовут зайку, и не
захотели играть. Заплакал заинька. Сказал матери, что козлята сразу
разбегаются от него. Тогда мать назвала его Волком.
Пошел заинька гулять. Увидел телят- Захотел с
ними играть.
- А как тебя зовут? - задают ему вопрос.
- Меня зовут Волком, - говорит заинька. Телята
стали бодать заиньку.
- Попался злой Волк! - закричали телята.
Пришел заинька домой, побитые бока облизывает.
Избили его телята. Задумалась мать и назвала заиньку Зайкой. Пошел заинька
играть. Звери узнали, что его зовут Зайкой, и приняли в игру.
И заиньке, и зверям это имя понравилось. Так
его за ним и закрепили.
III.
Постановка целей урока.
6 слайд
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой
сказкой. Откройте
учебники, прочитайте название сказки. («Заяц-хваста».)
- Можно ли по названию сказки сказать, о ком
пойдет речь?
IV.
Изучение нового материала.
1. Первичное чтение сказки подготовленным
учеником (с. 51-52). Проведем словарную работу. Словарная работа
(перед чтением).
Крестьянин - сельский житель, гумно
- площадка для молотьбы сжатого хлеба.
2. Творческое задание.
Прочитав текст до предложения: «Раз сидела
ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел...»,
ученик прерывается и учитель предлагает учащимся придумать его завершение.
Затем сказка дочитывается, и дети сопоставляют свои высказывания-предположения
и то, что написано в тексте.
Давайте придумаем окончание сказки. Что могло
произойти дальше? Совпалили наши предположения с содержанием текста?
Вывод: чтобы понять сказку, надо дочитать ее до конца.
7 слайд
Представьте , что мы зайчики .
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать,
Прыгать заинька горазд,
Он пропрыгал десять раз
Взялся зайка за бока,
Заплясал гопака..
Прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Ах, какая красота,
Заиграли в дудки.
3. Чтение сказки учащимися (про себя).
4. Беседа по содержанию.
- Где жил заяц? (Он жил в лесу.)
- Почему заяц стал хвастаться?
- Зачем ворона его потрепала?
-Как заяц помог вороне?
Что осуждается? (хваставство)
Что поощряется в сказке? (помощь другу)
8 слайд
5. Работа по выделению эпизодов из текста
Сейчас будем учиться выделять эпизоды из
текста, выразительно читать по ролям.
-Найдите в тексте ту часть сказки, которая
относится к картинке. Выразительно прочитайте, как заяц хвастается. Как нужно
читать слова зайца? (громко, уверенно)Давайте придумаем название этой части.
1. заяц хвастает.
9 слайд
- Найдите отрывок в тексте, к которому
нарисована эта картинка.
А как нужно читать слова зайчика в этой части?
(тихо, испуганно) с Алова вороны? (громко, поучительно, осуждающе)
Как мы эту часть сказки назовем?
2. Больше не хвастай!
10 слайд
-Найдите и прочитайте третью часть. Что в
ней главное? Давайте назовем эту часть так, чтобы по названию было понятно, о
чем в ней рассказывается.
3. Как бы вороне помочь!
Найдите и прочитайте последнее предложение в
сказке. Как вы думаете, с каким чувством ворона говорила эти слова? (с чувством
благодарности, уважения). А почему она так говорила? (потому, что он ее спас
от собак)
6. Чтение по ролям. (раздать детям маски).
Приготовились к выразительному чтению
по ролям. Сколько ролей в сказке? (автор, ворона, заяц ). ЧИТАТЬ ГОРОМКО,
ЧЕТКО, ВЫРАЗИТЕЛЬНО.
Справились ребята с заданием?
V. Подведение итогов урока.
- С какой сказкой мы познакомились сегодня?
- Чем вам понравилась сказка?
- К какому виду сказок она относится? (сказки
о животных)
- Почему?
Мы познакомились с тремя произведениями о
зайцах. Л.Толстой «Зайцы», Н.Рубцов «Про зайца», русская народная сказка
«Заяц-хваста».
Какое произведение у вас вызвало добрые
чувства к зайцу?()
А автор какого текста стремился передать нам
зания о зайцах?
Какое произведение учит еас правильному,
верному поведении?
VI.Выставление
оценок с комментированием.
VII.
Домашнее задание: пересказ сказки «Заяц- хваста» по плану(с.50-52), творческое
задание нарисовать картинку к сказке.
Дополнительный материал.
Игра «Чьи это имена?». Узнай героев сказок о
животных по их именам.
- Котофей Иванович, Котофеич. (Кот.)
- Лизавета Ивановна. (Лиса.)
- Левон Иванович. (Волк.)
- Михайло Потапыч, Михайло Иваныч. (Медведь.)
- Дрон Дроныч. (Уж.)
- Лапий. (Кот.)
- Терентий. (Тетерев.) И т. д.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Центр образования
Конспект открытого урока
для 2 класса
по литературному чтению.
Выделение эпизодов из текста.
Русская народная сказка «Заяц-хваста».
Подготовила:
учитель начальных классов
Путинцева О.А.
Волгодонск
2011
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.