Главная / Начальные классы / Конспект урока литературного чтения "«Москва начала 19 века. Интересны ли детям басни? И.А. Крылов «Слон и Моська»»

Конспект урока литературного чтения "«Москва начала 19 века. Интересны ли детям басни? И.А. Крылов «Слон и Моська»»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 59 «Перспектива»

59

Урок литературного чтения в 4 классе.

Образовательная система « Школа 2100»



«Москва начала 19 века. Интересны ли детям басни?

И.А. Крылов «Слон и Моська»»

Головченко Лариса Юрьевна

учитель 4 А класса



Липецк 2013

Цели урока:

1. Формирование типа правильной читательской деятельности.

2. Осознание целостности и динамики литературного процесса.

3. Обработка и систематизация сведений об И.А Крылове и его роли в литературном процессе.

4. Знакомство с басней как жанром литературы.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД:

- формируется умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- происходит анализ объекта с целью выделения существенных признаков;

- извлекается необходимая информация из текста.

Коммуникативные УУД:

- формируется умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- формируется умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД:

- формируется осознание своих возможностей в учении на основе сравнения своих возможностей и возможностей одноклассников;

- формируется стремление к приобретению новых знаний и умений.

РегулятивныеУУД:

- формируется умение контролировать процесс и результат своей деятельности;

- формируется установка на улучшение результата своей деятельности.

Оборудование : учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литературное чтение. В океане света» 4 класс, мультимедийное сопровождение, интерактивная доска, толковый словарь С.И. Ожегова.

Ход урока:

Этап урока

Цели

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

1). Мотивация обучающихся к учебной деятельности посредством театральной постановки

2). Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

Познавательные УУД

Личностные УУД

1.Повторение. Беседа.

- Какой период литературы мы изучили?

- Что интересного мы узнали о становлении детской литературы?

2. Введение в тему. Работа с иллюстрацией на стр. 86.

- В какой век отправляемся?

- Что нового могло появиться в детской литературе в 19 веке?

Итак, проверим наши предположения. А помогут нам наши герои: Николай Александрович, Оля и Игорь.

3. Театрализация.

Н.А.

- Друзья мои, я усовершенствовал машину времени, и мы снова отправляемся в путешествие.

Нам предстоит полёт в 19 век. Я точно знаю, где мы приземлимся. Но для путешествия нам необходимо переодеться. У меня есть сюртук, плащ-накидка и даже цилиндр.

- А это для вас, сударыня! (протягивает муфту Оле).

О.: - Что это?

Н.А.: Муфта. Если замёрзнут руки, то их можно обе туда засунуть. Так делали дамы в прошлом веке. Ну, а длинное платье и тёплая накидка у вас найдутся?

О.: Конечно! Я готовила в прошлом году к новогоднему карнавалу костюм феи, а Игорь был эльфом. У него есть хорошенький фрак.

Н.А.: Ну, что ж, друзья мои, встречаемся у меня через несколько минут уже в костюмах.

- Ребята, как вы думаете, почему нашим героям надо переодеться?

- А что мы можем ждать о встречи с этим веком?

- Итак, какую цель поставим перед собой?










Работают с текстом и иллюстрациями учебника.













Участие в инсценировке.







































Предположения детей.

Формулирование цели учащимися.

2. Введение в тему

1). Актуализация мыслительных операций: анализ, сравнение;

2). Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

3). Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

1)Работа с текстом статьи «Путешествие 3». Стр. 88-89.

СЛАЙД1

(чтение до слов «.. был значительно моложе»).

2) Обсуждение прочитанного.

- Куда перенесла машина времени наших друзей?

- Какой они увидели Москву?

-Почему наши герои отправились вслед за незнакомцем?

- Кто этот человек? Что мы о нём знаем?

3) Доклад и презентация об И.А Крылове.

СЛАЙД 3-6.

4) Продолжение работы с текстом (от слов «…Позвольте выразить своё восхищение»…. До слов «…углубился в книгу»)

5) Анализ прочитанного и извлечение необходимой информации.

- Какое мнение о баснях у Николая Александровича? СЛАЙД 7

- Какова точка зрения И.А. Крылова? СЛАЙД 7 (1)

- Скажите, а можете ли вы сейчас сказать, чью точку зрения вы поддерживаете? Почему?

Какую цель поставим перед собой?

(Узнать, что такое басня, прочитать басни Крылова, составить своё мнение)


Чтение текста по ролям.



Участие в обсуждении.











Индивидуальный доклад об И.А. Крылове.



Анализ текста, отбор информации и обобщение.









Целеполагание.


Самостоятельная работа.

1). Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

2). Формирование умения извлекать необходимую информацию из текста.

Регулятивные УУД

Личностные EEL

Познавательные УУД

- Итак, используя монолог И.А. Крылова, раскройте понятие басни и запишите его в рабочую тетрадь.

- Сравним ваши предположения со статьёй из толкового словаря С.И. Ожегова. СЛАЙД 8.

- Можно ли назвать басни поучительными?

- Какая черта литературы 18 века сохранилась в литературе 19 века?

- Как «поучали» в 18 веке? А как в 19 веке?


Самостоятельная работа со слайдами презентации и с тетрадью.



Сравнение со статьёй словаря.

Работа с литературными понятиями.

1). Формирование стремления к приобретению новых знаний и умений;

2). Формирование умения слушать.


Познавательные УУД

-В баснях очень часто используется такой приём, ка иносказание. СЛАЙД 8 (1)

- Как вы понимаете смысл этого слова?

(выражение, заключающее в себе скрытый смысл).

- Вспомните, какую книгу листал Крылов в лавке.

- А кто такой Эзоп? Чем он занимался?

Рассказ учителя:

- Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. СЛАЙД 8 (2). Первое известие о нём находим у Геродота, который сообщает, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса и был убит. В своих баснях он обличал тех, кто был зол, жесток, глуп, жаден, но не указывал на конкретных людей. И его именем был назван был назван один из способов иносказания. СЛАЙД 8 (3)

Эзопов язык — тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль, которую прямо высказать нельзя.









Предположения детей.

Физкультминутка

1). Релаксация, сброс мышечного и зрительного напряжения.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Видеопрезентация физминутки. СЛАЙД 9

Дети выполняют упражнения на массажных ковриках

Работа с текстом басни «Слон и Моська».

1). Формирование умения анализировать и осмысливать текст;

2). Формирование умения слушать и вступать в диалог;

3). Вести диалог диалога с автором;

4). Анализ текста с целью выделения существенных признаков.


Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД


1.Антиципация.

- Прочитайте название. Посмотрите на иллюстрацию. Подумайте, о чём пойдет речь в басне?

- Как вы думаете, чему эта басня может научить?

2. Прослушивание аудиозаписи басни в исполнении В. Гафта. СЛАЙД 10

- Оправдались наши ожидания?

- Пользуясь памяткой в тетради, докажите, что это басня.

3. Работа с текстом басни. СЛАЙД 11

1 группа – самостоятельное чтение и составление цитатного плана.

2 группа - самостоятельное чтение и ведение диалога с автором.

3 группа – сравнительный анализ басен Крылова и Эзопа «Орёл, галка и пастух».

- Какой вывод можно сделать о творчестве И.А. Крылова и Эзопа?

4. .Выразительное чтение басни.

Рассматривание иллюстраций, чтение заглавия, высказывание предположений.

Слушание аудиозаписи.



Работа в тетради.





Работа в группах с текстом басни.



Участие в обсуждении.





Выразительное чтение.

Рефлексия.

1). Формирование осознания своих возможностей в учении на основе сравнения своих возможностей и возможностей одноклассников.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД


Беседа:

- Встречаются ли такие Моськи в нашей жизни?

-Что осуждает Крылов в этой басне?

- Подумайте, а нет ли таких черт в вашем характере? Принесут ли они вам пользу?

- А теперь вернёмся к началу нашего урока. Чью же точку зрения на басни вы поддерживаете?

.

Коллективная беседа.

Домашнее задание.

1). Формирование стремления к приобретению новых знаний и умений;

2). Формирование установки на улучшение результата своей деятельности


Познавательные УУД

Личностные УУД

-Используя материалы энциклопедий, ресурсов сети Интернет, подготовьте доклад о творчестве И.А. Крылова.

- Самостоятельное чтение басен Крылова И.А.

СЛАЙД 12.








Конспект урока литературного чтения "«Москва начала 19 века. Интересны ли детям басни? И.А. Крылов «Слон и Моська»»
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока литературного чтения разработан применительно к образовательной программе "Школа 2100".

Материал урока предполагает использование таких приёмов как антиципация, театрализация, что позволяет заинтересовать детей в открытии и изучении нового материала.

В качестве пропедевтической работы был включен материал об Эзопе: его жизни, творчестве.

Использование аудиозаписи басни "Слон и Моська" в исполнении В.Гафта  помогло детям в работе над выразительностью речи.

Содержание и структура урока были разработаны в соответствии с особенностями классного коллектива.

 

 

 

Автор Головченко Лариса Юрьевна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1036
Номер материала 12325
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓