Главная / Начальные классы / Конспект урока литературного чтения по теме "В.Гаршин "Сказка о жабе и розе" (4класс)

Конспект урока литературного чтения по теме "В.Гаршин "Сказка о жабе и розе" (4класс)

Технологическая карта изучения темы

"В. М. Гаршин. "Сказка о жабе и розе"( 1урок)


Тема

"В. М. Гаршин. "Сказка о жабе и розе"( 1урок)


Цели





- развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;

- учить вдумчивому осознанному чтению;

- воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу;

- воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей;

- расширять словарный запас;

-развивать связную речь, умение давать полные ответы.


Межпредметные связи

музыка

Ресурсы:

- основные


- дополнительные


- Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 . Ч. 1 / [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.] – М.: Просвещение, 2011.

- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук, институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополненное.- М.: ООО "А ТЕМП", 2010.- 874 с. (на каждой парте);

- презентация;

- аудиозапись музыки Антона Григорьевича Рубинштейна ;

- задание для работы в группе ;

- задание для работы в группе ;

-аудиозапись сказки ;

- рефлексивный экран


Формы работы

фронтальная, групповая, парная



Ход урока

I.Организационный момент


- Здравствуйте!

- Я очень рада видеть вас. Повернитесь друг к другу и пожелайте удачи на уроке.


II. Актуализация знаний









- Послушайте музыку.

– Понравилась ли вам эта мелодия? Эту музыку написал русский композитор Антон Григорьевич Рубинштейн.

- Какое настроение вызывает?

- Неслучайно мы прослушали именно эту мелодию.

- Однажды один писатель был в гостях у своего друга – поэта Полонского в частном доме, где играл Антон Рубинштейн. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось писателю, старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула писателя на мысль написать своё новое произведение.

- Фамилию этого талантливого писателя вы узнаете, выполнив задание в группе.

Задание:


Вставь пропущенные слова и по первым буквам составь фамилию писателя:

Имя

Отчество

Фамилия

Алексей

Максимович

?

?

Афанасьевич

Фет

Джанни

-

?

Эдуард

Юрьевич

?

?

Андреевич

Крылов

Николай

?

Носов


Правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

-Назовите фамилию писателя.

- Посмотрите на его портрет.

-Внешность человека может поведать о многом: его характере, образе жизни.

-Что можете сказать о человеке, изображённом на портрете? (Человек очень печальный.)

- Этот человек прожил очень тяжёлую жизнь, которая наложила отпечаток на его внешность. Всеволод Михайлович Гаршин был очень добрым, честным, справедливым человеком. Он глубоко сострадал людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!
Он часто не мог смириться с той несправедливостью, которая его окружала, поэтому очень сильно страдал. Это отразилось на его здоровье. Гаршин заболел и очень рано, в 33 года, умер. К сожалению, он очень мало успел написать.

- С каким произведением вы уже знакомы?

-Чем интересно для нас это произведение?

- Правильно, в этой сказке, как в басне, герои и события учат нас, но не говорят об этом прямо, а намекают,
чтобы мы сами сделали вывод.

- Определите жанр произведения по его определению.

Произведение устного народного творчества о вымышленных событиях с участием волшебных фантастических сил.
- Какие бывают сказки?


III. Формулирование темы и целей урока



- Название сказки В.М.Гаршина вы назовёте сами, выполнив задание в группе.

Задание:

Расшифруйте и запишите название произведения, буквы которого обозначены числами по их месту в алфавите:

19, 12, 1, 9, 12, 1 16 8, 1, 2, 6 10 18, 16, 9, 6


- Прочитайте название сказки.

- Жаба, она какая?
Работа со словарём.

Жаба- сходное с лягушкой бесхвостое земноводное с бородавчатой кожей.

-В каких произведениях встречались с жабой?

-Опишите розу.
- Предположите, о чём сказка?

- Как вы думаете, к какой категории можно отнести «Сказку о жабе и розе»?

- Что бы вы хотели узнать, читая эту сказку? Определите цели урока.

IV.Открытие нового знания





-Послушаем сказку в исполнении профессионального актёра.

- Задание перед слушанием : почему автор назвал своё произведение сказкой?

- Понравилась сказка?

-Оправдались ли ваши предположения?

Физминутка

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).

Руки в сторону согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо,

Через левое еще. 

Дружно присели,

Пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.



V. Реализация построенного проекта.



- В этой сказке переплетаются две сюжетные линии, назовите действующие лица.

- Начнём читать сказку. (чтение по смысловым отрывкам)

1 часть - читают по "цепочке".

- Где росла роза?

- Как вы представляете садик?

-Докажите словами текста, что старый цветник был очень запущен.

2 часть - читают "жужжащим" чтением.
- Поработайте с текстом и выберите действия розы.

- Кому обычно принадлежат такие действия?

- Какие чувства испытывает роза?

- Когда плачут люди от счастья?

- Главное для розы: счастье жить.

- Что помогает понять счастье розы?

- Выберите в описании розы эпитеты.

- Что источала роза?

– Как об этом пишет автор?

- А вы ощущаете, что роза счастлива, красива?
3 часть – читают дети по абзацам.
- Найдите описание жабы.

- Какое впечатление производит жаба?

С помощью каких слов автор добивается такого ощущения?
- Прочитайте отрывок-описание Жабы так, чтобы он вызывал соответствующие тексту ощущения. Поработайте в паре.
- Прослушаем выразительное чтение отрывка.

4 часть - читают по цепочке.
- Чей это был цветник?
- Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика?
- Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?
- Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?

5 часть – чтение по «цепочке»
- Что было с жабой, когда она в первый раз увидела цветок?
- Что она решила сделать? Как выражала свои чувства? Прочитайте.
- Что спасло розу от жабы?
- Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали?
- Какую смерть предпочла бы себе роза? Прочитайте.
- Что случилось с мальчиком?
- Как автор показывает розу?
- Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным?
- Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом?
- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?
- Забыли ли розу после этого случая? Докажите словами текста.



VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.



- Подготовьте вопросы другой группе по тексту и его содержанию.

Проверка.





VII. Итог урока







- Чем же закончилась история? Что вы думаете об этом?
Почему так заканчивается произведение?
- Чему научил вас рассказ?
-На следующем уроке мы постараемся разгадать загадки писателя Гаршина.

-Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы.





VIII . Рефлексия












- Закончите урок, продолжив высказывание на рефлексивном экране:

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…



Конспект урока литературного чтения по теме "В.Гаршин "Сказка о жабе и розе" (4класс)
  • Начальные классы
Описание:

 

Представлен конспек урока литературного чтения в 4 классе, построенный в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Структура урока полностью соответствует логике проведения  урока открытия новых знаний, основной организационной задачей является создание условий для восприятия, осмысления и  первичного закрепления нового материала.

 

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока,  индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,  применение различных методов и приёмов, технологии продуктивного чтения способствуют достижению образовательных целей урока, соответствующих  требованиям программы по литературному чтению  для 4 класса начальной школы, стимулируют познавательные интересы учащихся.

 

Для активизации мышления учащихся  используются :

 

-методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические);

 

- методы стимулирования и мотивации (учебная дискуссия, создание эмоционально-нравственных ситуаций, поощрение);

 

- методы контроля и самоконтроля (индивидуальный и фронтальный опрос, рефлексия)

 

Используются разнообразные приемы, а именно: синтез, анализ, сравнение, сопоставление, формирование умений работать в рамках диалога, прием антиципации, обучающиеся сами должны сформулировать тему и цели урока, проанализировать  произведение с помощью системы вопросов по сюжетной линии  на основе  субъективного опыта обучающихся , работа с лексическим значением слов. В ходе урока создаются проблемные ситуации, для восприятия материала работает активный визуальный ряд.

 

Использование компьютерных технологий на уроке в соответствии с требованиями СанПина даст возможность  ярко и наглядно представить материал, стимулировать зрительное и эмоциональное восприятие обучающихся.

 

 

 

 

Автор Сорокина Евгения Валерьевна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 3822
Номер материала 4944
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓