Главная / Начальные классы / Конспект урока литературного чтения по теме "В.Драгунский "Тайное становится явным"

Конспект урока литературного чтения по теме "В.Драгунский "Тайное становится явным"

МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа»









Сценарий урока

литературного чтения

УМК «Школа России»

2 класс





разработала:

Наврова Нина Александровна

учитель начальных классов

МОУ ИРМО «Оекская средняя

общеобразовательная школа»




-2014-



Тема: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным»»

Цель: Создание условий для формирования  метапредметных умений средствами урока «литературное чтение».

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»

2. Развивать интерес к чтению, способность прогнозировать содержание произведения в процессе чтения, умение анализировать поступки героев;

3. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог,  координировать свои действия  с действиями партнера по совместной деятельности.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся:

- устанавливать причинно- следственные связи, объясняющие чувства героев и их поступки;

- улавливать оттенки юмористических ситуаций и адекватно к ним относится;

- доказывать целесообразность средств художественной выразительности, использованных

автором

- читать произведение выразительно


Ход урока


I. Подготовка учащихся к восприятию нового

1. Психологический настрой

- Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь с ним ладошками.

- Настроение поднялось? Уверенности прибавилось? Начнём урок.

2. Прогнозирование личных результатов

- Что вы ждёте от урока литературного чтения сегодня?

- Зафиксируйте свои ожидания в табличке, которая находится на листочке «Мои достижения»

- Надеюсь, ваши ожидания оправдаются.

3. Введение в тему

- О чём говорит этот слайд? (слайд 1)

(Это название раздела учебника, над произведениями которого мы работаем)

- У нас уже есть опыт чтения юмористических рассказов. Скажите, что характерно для таких произведений?

- Начинаем с читательской 5минутки.

4. Читательская 5минутка (групповая работа)

1) Текст о Викторе Юзефовиче Драгунском

Виктор Драгунский родился в Нью-Йорке, где его родители получали образование. Вскоре после рождения сына семья возвратилась в Россию.

Трудиться Виктор Драгунский начал с 16 лет. Он освоил много профессий: работал токарем на заводе, шорником*, лодочником, потом актером в театре и клоуном в московском цирке. А клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показывать, и сальто делать, и по канату ходить, и танцевать, и петь, и с животными уметь общаться. Виктор Драгунский всё это умел. В это время он стал писать клоунады и веселые юмористические рассказы.

У Драгунского родился сын Денис. С мальчиком происходили всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получилась серия увлекательных произведений под общим названием «Денискины рассказы». Всего было написано около 100 веселых рассказов.

Так что если вдруг кому-нибудь из вас станет грустно, берите и читайте «Денискины рассказы»

Дополнительные задания для обсуждения по группам:

1 группа -Выделите цветом в тексте информацию о писательской деятельности Драгунского.

2 группа -Выделите цветом в тексте информацию, которая подтверждает, что Драгунский был трудолюбивым, талантливым, весёлым, с чувством юмора)

3 группа. – Кто такой «шорник»?

2) Проверка восприятия.

- О ком текст? – Что вас удивило?

- Кто является героем самых популярных рассказов В. Драгунского?


II. Сообщение темы

- Я думаю, вы еже догадались, кто сегодня будет нам преподавать весёлый жизненный урок?

Вот его портрет.


III. Формулирование учебной задачи

- Сформулируем учебные задачи урока, используя опорные слова:

Мы познакомимся (с рассказом В. Драгунского)

Мы будем учиться анализировать (и понимать поступки героев)

Мы научимся (читать выразительно отдельные отрывки данного произведения)


IV. Работа по теме

1. Словарная работа

- Прочитайте название рассказа, над которым мы будем работать

«Тайное становится явным»

- Как понимаете слова «тайное»? (секрет, скрываемое от других)

«явное»? ( открытый, нескрываемый, очевидный)

(«Секрет становится открытым»)

Попытаемся предугадать, о чём содержание рассказа.

(Предугадывают….)

- Кто-нибудь слышали слова «Тайное становится явным» в жизненной обстановке?

- Где? В какой ситуации?

- А Дениска услышал поговорку «Тайное становится явным» от мамы. Послушайте, как это было…

2. Чтение 1ой части учителем

Проверка восприятия

1) - Как мама объяснила смысл слов? (стр. 161)

- Что узнали о Дениске? (Имел хорошие привычки, задумывался над непонятным).

- Опираясь на текст, докажите, что эта фраза для Дениски не прошла мимо ушей.

(Думал перед сном. Эта мысль не давала ему спать «Я долго не спал»)

- Докажите, что завтрак не доставлял Дениске удовольствия.

- « Белок раскромсал», как понимаете это выражение?

- Попробуйте заменить синонимом. (размял)

- Что меняется?

- Почему же Драгунский выбирает именно этот глагол?


2) -Вспомните диалог мамы и Дениски. У вас такое бывало?

- Почему мама уговаривает? ( из добрых побуждений)

- Перечитаем диалог (без слов автора стр. 162 верх)

- Почему мама предложила именно Кремль?

- Найдите объяснение этому в тексте и зачитайте мысли Дениски (стр 162)

- А вы бы хотели увидеть то, что так интересовало Дениску?

V. Физминутка


VI. Виртуальная экскурсия в Кремль (рассказ учителем)

(Вид Кремля, Грановитая, Оружейная палата, Царь-пушка. Царь-колокол)

- Экскурсия окончена.

- Какое впечатление произвела она на вас? Что бы хотелось увидеть воочую?


VII. Работа с иллюстрацией

Слова мамы я прочитаю ещё раз…( стр.162, конец 1 части)

- Подумайте, что может произойти дальше?

Только вначале рассмотрим иллюстрацию на стр. 163 и напомним себе название рассказа (читаем вместе со мной Тайное становится явным)

- О чем говорит иллюстрация?


VIII. Работа над 2 частью рассказа

1. Предугадывание 2ой части

2. Чтение 2ой части подготовленным учеником

3. Проверка восприятия

- Как вы относитесь к действиям Дениски?

- Что говорит нам сообщение, в котором автор пишет: « А я остался с кашей наедине»

- С кем обычно можно остаться наедине? (с человеком).

- Почему же Дениска так говорит о каше?

(Она – враг, соперник, никто не может ему помочь, ее нужно одолеть, победить, уничтожить. Вот он и пытается.)

- Можно ли убрать это предложение? Попробуйте. Какова его роль в тексте? (усиливает комичность ситуации)

- Просмотрите текст, как взрослые, пронаблюдайте ещё раз, что делал Дениска с кашей? (Открыть слайд)

- Как вы относитесь к его действиям?

- Как понимаете выражение «Глаза на лоб полезли и остановилось дыхание»? Представьте эту картину.

- Какой момент вы считаете самым опасным, острым? (Подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу)

- Чем отличаются по смыслу слова «вылил и выплеснул»?

- Кто хочет перечитать этот отрывок, как Люба, выражая голосом состояние Дениски (стр. 164, конец 2 части

- Чем Дениска оправдывает свой поступок?

- От чего у Дениски возникло такое состояние? (от жуткого вкуса каши).

- У вас была такая ситуация, когда вам казалось, что вы теряете сознание?

- Что вы чувствовали в этот момент?)

- Почему же Дениска шел на такие мучения до последнего?


IX. Работа над 3 частью рассказа

1) - Чем, по-вашему, закончится рассказ?

- Придумайте смешную историю, мы ведь читаем юмористическое произведение

2) Прослушивание придуманных историй


X. Домашнее задание

- А вот как закончил рассказ писатель, вы прочитаете дома в 3 части и не только себе, но и кому-то из взрослых. Понаблюдайте за их реакцией, а потом нам расскажите



XI. Итог

1) - Представим, что Дениска учится в нашем классе, кто из вас захотел бы с ним дружить?

- Почему этот рассказ в этом разделе? (Писатель пишет смешно о серьёзной ситуации)


2) - Какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока?

(анализировать и понимать поступки героев)

- Какое ценное знание вы получили на этом весёлом уроке?

(Не всегда весело тому, над кем смеются)

- Как примените его в жизни?


XII. Рефлексия.

1. Закончите фразу: Мне хочется дочитать рассказ уже сейчас

Я приду из школы, погуляю и прочитаю рассказ

У меня появилось желание прочитать и другие рассказы Драгунского.

2. Заполните 2ую часть таблички «Мои достижения»

- Ваши ожидания оправдались?




















































Конспект урока литературного чтения по теме "В.Драгунский "Тайное становится явным"
  • Начальные классы
Описание:

 

Цель: Создание условий для формирования  метапредметных умений средствами урока «литературное чтение».

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с  рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»

2.Развивать  интерес к чтению, способность прогнозировать содержание  произведения в процессе чтения,  умение анализировать поступки героев;

3. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог,  координировать свои действия  с действиями партнера по совместной деятельности.

 

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся:

-  устанавливать причинно- следственные связи, объясняющие чувства героев и их поступки;

-  улавливать оттенки юмористических  ситуаций и адекватно к ним относится;

-  доказывать целесообразность средств художественной выразительности, использованных  автором 

-  читать произведение выразительно

 

Автор Наврова Нина Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1407
Номер материала 49490
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓