Главная / Начальные классы / конспект урока литературного чтения на тему "Творчество А.А. Фета. Стхотворение "Бабочка"

конспект урока литературного чтения на тему "Творчество А.А. Фета. Стхотворение "Бабочка"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Амурзет»

http://literatura5.narod.ru/fet_repin1.JPG

А.А.Фет. Портрет работы
И.Е.Репина, 1882 г.









Урок литературного чтения в 4 классе

УМК «Школа России»

Тема: А.А. Фет «Бабочка»


hello_html_16076b8f.png


Составил: Иванова О.А.,

учитель начальных классов, 2 категория



с. Амурзет, 2014г



Тема урока: Афанасий Афанасьевич Фет "Бабочка"

Цели: расширять знания учащихся о стихотворении, знакомить с творчеством А.А. Фета, формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое стихотворение; развивать умение анализировать, выделять главное, существенное, понимать замысел поэта, развивать речь учащихся; воспитывать уважительное отношение к слову другого человека, учить видеть и замечать прекрасное в природе.

Тип урока: «открытие» новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные: умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием, находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы, составлять рассказ на заданную тему, опираясь на личные впечатления.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на слова и поступки окружающих; нравственное сознание и чувство сопереживания в процессе размышлений над лирическим произведением.

Метапредметные:

Познавательные: поиск в стихотворении слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; уметь сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.

Коммуникативные: умение высказывать своё мнение и выслушивать мнение партнера, работая в паре; умение участвовать в диалоге, вырабатывая общую позицию по теме обсуждения.

Формы и методы: фронтальная, парная, индивидуальная, объяснительно-иллюстративный

Образовательные ресурсы: учебник “Родная речь” 4 кл., ч.1. под редакцией Л.Ф. Климановой, карточки с отрывками стихотворений, иллюстрации бабочек, схема “Развитие бабочки”, портрет А. А. Фета, музыкальное сопровождение



Сценарий урока

  1. Организация начала урока

Личностные УУД: умение оценивать свое отношение к учебе.

  • Организация рабочего места.

  • Создание благоприятной атмосферы.

2. Речевая разминка

1. Упражнение на дыхание:

«Перевозчик»,

Пошли, пошли, поехали”

2. Работа со скороговоркой:

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак,

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

3. Повторение изученного

- С творчеством какого автора мы познакомились на прошлом уроке?

- Какого жанра произведение, с которым знакомились?

- Какие поэты нам уже знакомы?

Работа в парах

Коммуникативные УУД: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывая мнение партнера.

Собери стихотворение” (предлагаю строки из стихотворений, из которых необходимо собрать авторский вариант).

  1. А.С. Пушкин “Туча”

  2. А.С. Пушкин “Няне”

  3. М.Ю. Лермонтов “ Дары Терека”)

- Прочтите выразительно получившийся отрывок.

Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением А. А. Фета. (Показ портрета)

- Что бы вы спросили у этого человека, если бы у вас была такая возможность? (Ответы детей)

Рассказ учителя об авторе

Афанасий Фет родился в 1820 году в самом центре России – на Орловщине. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. Мать поэта была робкой, покорной женщиной. Обделённый родительским теплом, маленький Афанасий целые часы проводил с дворовыми. Особенно он любил наведываться в девичью. По вечерам прислуга усаживалась за прялку, и тут не было конца рассказам и сказкам: про Жар-птицу, про водяного…

Когда мальчик подрос, под руководством матери, немки по происхождению, выучился немецкой грамоте. А когда стал читать и по-русски, горячо увлёкся поэзией А. С. Пушкина.

Школьная жизнь началась для Фета в 13 лет. его отдали в пансион немца Крюммера. От остальных школьников его отличал беспокойный дар стихотворства.

Зимой 1837 года в пансион неожиданно приезжает отец Фета и везёт мальчика в Москву – готовиться к поступлению в университет. Когда подошла пора экзаменов, Фет сдал их блестяще. Его приняли на юридический факультет, но вскоре он перешёл на словесное отделение философского факультета. Но и здесь он ищет уединения и пишет стихи в свою заветную тетрадку.

На втором курсе, когда тетрадка основательно пополнилась стихами, Фет решил представить её на суд опытному ценителю поэзии. Он передал тетрадь со стихами известному историку М. П. Погодину, у которого в то время жил замечательный писатель Н. В. Гоголь. Через неделю М. П. Погодин вернул Фету стихи со словами: «Гоголь сказал, что это несомненное дарование». А в конце 1840 года вышел из печати первый сборник стихов Фета, который он издал на деньги, взятые взаймы. На титульном листе стояли только первые буквы имени и фамилии автора – А. Ф.

Вскоре многие журналы стали печатать стихи Фета. среди ценителей поэзии у него появилось много поклонников. В 1844 году Афанасий Фет оканчивает университет. В 1850 году выходит второй сборник стихов А. А. Фета. Именно 50-е годы стали для поэта «звёздным часом», временем наиболее полного признания его таланта. Стихи, статьи, переводы, вышедшие из-под его пера, сразу печатались в журналах. Стихи Фета были необычны. У него слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, цветовые и световые впечатления. Это очень точно подметил другой поэт, современник Фета, Алексей Константинович Толстой: «Я наконец познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук.

А. А. Фет – поэт, единственный в своём роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе…»

- Какие стихотворения Фета помните? («Зреет рожь над жаркой нивой», «Ласточки пропали», «Шепот, робкое дыханье…»)

Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам и фразам

- Отгадайте загадку:

Тонкие нежные крылья,
Словно цветков лепестки,
Покрыты нектаром, как пылью,
На теле ее волоски.
Она, как нарядный цветочек,
Всегда наш порадует глаз.
И ты назовешь, несомненно,
Кому посвящен мой рассказ.



- К какой группе животных относится бабочка? Докажите.

Чуть выбравшись из кокона,
Она вдруг превращается
Из гусеницы в куколку,
А куколка - в красавицу.



- Что из этого стихотворения узнаем о бабочке?

- Составьте схему “Развитие бабочки”

- Как вы думаете, о ком будет стихотворение Фета, с которым мы сегодня познакомимся?

5. Первичное восприятие

Личностные УУД: оценка своих эмоциональных реакций, вызванных восприятием природы

- Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: От чьего имени написано оно?

Учитель читает выразительно.

6. Проверка восприятия

Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание произведения и высказывать своё отношение, слушать и оценивать высказывания одноклассников, вырабатывать общую позицию

- От чьего имени написано стихотворение?

- Какой вам представилась бабочка?

- Чему удивлен поэт, рассказывая о бабочке?

7. Повторное чтение

Познавательные УУД: уметь выделять существенную информацию в тексте произведения для выполнения учебной задачи, осуществлять анализ содержания стихотворения.

- Прочитайте стихотворение “про себя” и выберите слова, которые помогают описать бабочку.

Чтение. Ответ на вопрос (слова крепятся на доске).

- Какие слова, описывающие бабочку, вы бы добавили? (Ответы ребят, дополнение записей на доске)

Словарная работа

Бархат – плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким или гладким ворсом.

Очертанье – вид чего-нибудь, образуемый линией, ограничивающей предмет.

8. Работа с текстом

Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание стихотворения, аргументировать своё мнение, учитывая разные мнения и стремиться к сотрудничеству.

- Как автор показывает в тексте свое восхищение бабочкой? (Автор говорит от лица бабочки, которая чувствует тягу человека, его любование. “Ты прав…” В чем прав? Наверное, он что-то сказал, может быть комплимент, бабочке),

- Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать это стихотворение? (Восхищение, легкость)

Работа над выразительностью чтения стихотворения

Познавательные УУД: уметь проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

- Как автор показывает беспечность, легкость бабочки?

- Посмотрите внимательно на строки.

Чтение вслух

- Что вы видите? Что слышите? (1 и 3 строки – длинные, 2 и 4 – короткие)

- Не напоминает ли вам ритм этого произведения порхание бабочки?

- С помощью чего поэт изображал бабочку?

- За что страдают бабочки?

Пение” стихотворения (плавное чтение под музыку).

9. Обобщающая беседа

Регулятивные УУД: сохранять учебную задачу; уметь вносить коррективы в действие после его завершения.

Коммуникативные УУД: уметь строить монологическое высказывание по теме урока.

- С каким поэтом познакомились?

- О чем его стихотворение?

- Какую работу можно еще выполнить?

10. Домашнее задание:  С. 144 выразительное чтение.

На выбор: рисунок, сочинение – просьба от лица бабочки о бережном отношении к этому виду животного мира.

11. Итог урока

Личностные УУД: умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями от прочитанного произведения.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответы на вопрос учителя, аргументировать свое мнение в процессе обсуждения.

- Какое настроение было на уроке? С чем это связано?

- Оцените свое отношение к материалу этого урока. Выберите один из лепестков цветка, лежащих у вас на парте.

Красный - интересно, поучительно

Желтый - неинтересно, бесполезный материал

- Прикрепите каждый свой лепесток на доску. Посмотрим, какой цветок получился у нас. Как вы думаете, бабочке приятно будет сесть на этот цветок?

- Спасибо, ребята за урок! Вы сегодня очень хорошо поработали!


Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892)

Бабочка

 

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
            Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
            Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?
            Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
            И вот – дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
            Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
            И улечу.1884





Источник: Фет А.А. Стихотворения. - М.: Художественная литература, 1970.

 


конспект урока литературного чтения на тему "Творчество А.А. Фета. Стхотворение "Бабочка"
  • Начальные классы
Описание:

 Урок литературного чтения  по творчеству А.А. Фета стихотворение "Бабочка". УМК "Школа России", 4 класс.

Цели: расширять знания учащихся о стихотворении, знакомить с творчеством А.А. Фета, формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое стихотворение; развивать умение анализировать, выделять главное, существенное, понимать замысел поэта, развивать речь учащихся; воспитывать уважительное отношение к слову другого человека, учить видеть и замечать прекрасное в природе.

Тип урока: «открытие» новых знаний

Образовательные ресурсы: учебник “Родная речь” 4 кл., ч.1. под редакцией Л.Ф. Климановой, карточки с отрывками стихотворений, иллюстрации бабочек, схема “Развитие бабочки”, портрет  А. А. Фета, музыкальное сопровождение

 

Автор Иванова Ольга Александровна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1909
Номер материала 4864
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓