Главная / Начальные классы / Конспект урока литературного чтения на тему "Лиса-сказочный герой и животное"(2 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему "Лиса-сказочный герой и животное"(2 класс)

Урок литературного чтения во 2 классе по УМК «Перспектива»

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №9

Жупикова Е.Н.



Тема урока: «Лиса – сказочный герой и животное».


      Планируемые достижения учащихся:
1.   Мотивация к учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).

2. Формирование умения сравнивать сказки со сходным сюжетом: находить сходство и различие, отражение быта, традиций культуры народа, сочинившего сказку.
3. Умение давать характеристику героям сказки, сравнивать его с другими героями.
4.   Умение выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста.

5.Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные:

Пересказывать прочитанное или прослушанное.

Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

Умение структурировать знания, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


логические:

анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, построение логической цепи рассуждений.


Регулятивные:

Определять правильность выполненного задания.

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.


Ход урока:

  1. Оргмомент.

Для того, чтобы определить тему урока, необходимо отгадать загадку:

А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасала бы нас от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу– мышей-полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набредем на зайчонка. (кадр 1 презентации )

Повыше кошки рост, живет в норе, в лесу. Пушистый рыжий хвост, все знаем мы... (Кадр 2 презентации)


  1. Совместное прогнозирование темы урока

Беседа по вопросам:

- По каким признакам вы узнали главную героиню урока?

-Почему именно ей будет посвящен урок?

-Пользуясь «Содержанием» учебника, назовите прочитанные на уроках сказки о лисе. (Сказка «Лиса и журавль». Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Корякская сказка «Хитрая лиса»)

-кадр № 3 Как может быть сформулирована тема урока?

-На какие вопросы мы будем искать ответы? (кадр № 4)

( 1. Где и как живет лиса в природе?
2. Почему лиса стала главным героем многих народных сказок?
3. Откуда у лисы странное отчество – Патрикеевна? )

Кто сразу может ответить на любой из вопросов ?

  1. Актуализация знаний учащихся

3.1.«Назови сказку и правильный вариант ответа» ( кадры № 5-9)

3.2.Определение ключевых слов в тексте.

3.3.«Какая иллюстрация здесь лишняя?» ( кадр № 10 )

3.4.«Из какой сказки слова?» (кадры № 12-18)

3.5.Как в сказках показаны особенности жизни народов? Приведите примеры

3.6. Какие животные не встречались с лисой в народных сказках:

а) О каком животном из сказки эти слова: "Масляна головушка, шелкова бородушка"? (Петух.)

б) Лесная птица с черным оперением из сказки "Петушок - золотой гребешок". (Дрозд.)

в) Какое животное носит в сказке имя Михаила Потапыч?(Медведь.)

г) Во всех сказках у этого животного хитрый, коварный нрав. (Лиса.)

д) Недаром о нем говорят "Голоден как ...". (Волк.)

е) Хоть и говорят о нем, что он "здоров", а лису выгнать не смог. (Бык.)

ж) Какой герой напевал лисе эту песенку:

Трень, брень, гусельцы золотые струночки. Еще дома ли Лисафья-кума
Во своем ли теплом гнездышке? (кот.)

  1. Групповая работа «Собери сказки о лисе».

Предлагается вспомнить и записать как можно больше названий прочитанных произведений и народных сказок о лисе.
      • Рассмотрите внимательно. Можно ли по обложке книг определить, кто является главными героями? ( кадры № 25, 26, 27)

  1. Инсценирование фрагментов разных сказок о лисе ( проверка домащнего задания)
    коллективная оценка выступления пары или группы учащихся. Акцентирование достоинств выступления, актерского мастерства.

6. Коллективное составление портрета лисы (какая она?).

Выберите слова, которые помогут представить лису (кадры № 28,29)

Лиса в русских народных сказках (кадр № 30)

Лиса в украинских народных сказках (кадр № 31)

Лиса в авторских сказках (кадр № 32)

7. Лиса в природе (кадр № 33-35)

 - Лисицы обитают по всему земному шару, самые распространенные - рыжие. У них очень красивый шелковистый рыжевато-оранжевый мех, белая грудка и черные "сапожки". 
В холодных северных областях обитает черно-бурая лиса. Черная шерсть помогает ей лучше спрятаться в темных хвойных лесах.
 Окраска песца бывает как черной, так и голубовато-серой и светло-серой. Правда, чаще всего песцы целиком белые, только на кончике хвоста есть черные волоски. Эта окраска помогает ему сливаться со снегом Арктики, где он обитает. 
 Учитель показывает иллюстрации с изображениями лисиц. 
Длинный пушистый хвост создает впечатление большой величины зверя. На самом деле это не так. Длина тела лисицы - 60-90см, хвоста - 40-60см, масса самцов достигает 6-10кг, самок - 5-6кг.
 Лиса обитает в различных участках леса, но избегает густых насаждений, предпочитает луговые местности, где много мышей, полевок и кроликов. Лисица не брезгует и кузнечиками, ест ягоды
 Рыжие лисицы обычно селятся в покинутых норах лесных сурков и барсуков. Они расширяют их и прокладывают дополнительные туннели, обязательно строят и запасные выходы. В одной норе учеными как-то было обнаружено целых 27 запасных выходов. 


-Можно ли сказать, что животное лиса обладает такими же качествами, какими наделена лиса — сказочный герой?

8.Обобщение. Итог урока.

Какой изображена лиса в различных народных и авторских сказках?

Что в сказках общего и в чем различие?

Можно ли считать, что она умная? Можно ли считать, что она находчивая? Можно ли считать, что она хитрая?
  Какие поступки совершают главные герои русской народной и корякской сказок? Одинаковы ли эти поступки? Чем различаются?

Можно ли сказать, что в этих сказках герои действуют обманным путем?

Какое золотое правило напоминают нам представители разных народов через образ главной героини урока?

Что еще полезного можно узнать, читая народные сказки? (отражение быта, традиций культуры определённого народа, сочинившего сказку)

Где и как живет лиса в природе?
Почему лиса стала главным героем многих народных сказок?
Откуда у лисы странное отчество – Патрикеевна?

     9. Домашнее задание:
1.   Работа в «Творческой тетради» на с. 26—29.

В каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания?

Обратить внимание учащихся на приемы и способы работы с заданием


10.Рефлексия. Оценки за урок

оценивание качества своей и общей учебной деятельности :

Как оцените свою работу на уроке ?

Какие пожелания вы хотели сказать ребятам? 

Оценка правильного ответа учеников ( правильность, самостоятельность, оригинальность)

Анализ того, как ученики рассуждали, почему и в чём ошибались.










Конспект урока литературного чтения на тему "Лиса-сказочный герой и животное"(2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Урок чтения формирует у учащихся умения сравнивать сказки со сходным сюжетом:находить сходство и различие,отражение быта,традиций культуры народа,сочинившего сказку.

Научит давать характеристику героям сказки,сравнивать их с другими героями.

Поможет определить в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания,осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Учащиеся смогут определять правильность выполненного задания,соотносить выполненное задание с образцом,предложенным учителем.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

 

 

Автор Жупикова Екатерина Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2145
Номер материала 49625
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓