Тема урока: произведение К.Г.Паустовского «Стальное
колечко»
Цели урока:
1)
создать условия для формирования умений создавать образ героев на основе
анализа художественного произведения;
2)
развивать навык выразительного чтения;
3)
способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу и положительного
отношения к учению (к чтению)
Технология: побудительная беседа
Тип урока: Комбинированный
Оборудование: компьютер,
интерактивная доска, листочки для самостоятельной работы, учебник
Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» 3 класс.
Методы: объяснительно-иллюстративные, словесные,
частично-поисковые, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная,
парная.
Планируемые предметные результаты:
-уметь
давать полное название произведения,
-знать
о характере героев произведения и уметь создавать их художественный образ,
-
выразительно и осознанно читать.
Планируемые метапредметные результаты
Личностные:
-уметь
видеть внутренний мир героев произведения и умение сопереживать,
-уважительно
относиться к собеседнику.
Регулятивные:
-уметь
определять тему и формулировать цели на урок с помощью учителя,
-планировать
свое действие в соответствии с поставленной задачей,
-уметь
оценивать правильность своих действий и на основе оценки и вносить коррективы.
Познавательные:
-уметь
ориентироваться в своей системе знаний,
-уметь
находить ответы на вопросы, используя текст, иллюстрации произведения, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,
-уметь
работать с учебником, с таблицей.
Коммуникативные:
-уметь
выражать свои мысли, строить высказывание в устной форме
-слушать
и понимать речь других,
-формулировать
собственное мнение и позицию,
-вести
учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
ХОД УРОКА
I.
Орг.момент.
- Здравствуйте. У
нас сегодня на уроке гости. Поздороваемся с ними.
Представьте, что у
вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, и подарите кому-нибудь из
класса своего солнечного друга. (Сдуваю с ладошки)
II.
Дыхательная
гимнастика. (стоя)
У каждого мастера
есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть
особые «инструменты», которые помогают радовать слушателей своим чтением-
дыхание и голос. Подготовим свои инструменты к работе.
- «Свеча» . сделаем
глубокий вдох и разом выдохнем весь воздух. Задуем свечу.
-А сейчас задуем
три свечи (один вдох и три выдоха)
Работа со
скороговоркой.
Около
колодца кольцо найдется.
- прочитаем
глазами
-вполголоса
-громко, медленно
-громко, быстро
-для чего мы
работали со скороговоркой?
III.
Определение
темы и целей урока.
(на слайде
иллюстрация из учебника)
- По иллюстрации
вспомните произведение и автора произведения, с которым вы вчера познакомились.
- сформулируйте
тему урока. (рассказ К.Г.Паустовского «Стальное колечко»)
- отталкиваясь от
темы урока и используя опорные слова поставьте цель нашего урока:
·
Продолжить
работу….
·
Дать
характеристику…
·
Учиться…
IV.
Актуализация
опорных знаний.
Сегодня на уроке нам предстоит продолжить работу над этим произведением.
А чтобы работать, что для этого нужно? (знать текст произведения, думать, быть
внимательным)
-Проверим, внимательно ли вы дома читали. Ответьте на мои
вопросы.
- Дед Федор
и Варюша жили в деревушке Моховое. (Нет- Кузьма)
- в понедельник
Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (нет-воскресенье)
- девочка
встретила на платформе двух бойцов (да)
- боец
попросил подарить ему махорки (нет-купить)
-зимой
Варюша нашла потерянное колечко (нет – весной)
- боец
отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки (да)
- боец подарил
Варюше маленькое серебряное колечко (нет-стальное)
ПРОВЕРКА
Молодцы. Легко
будет нам работать с произведением.
V.
Работа
по теме.
- Почему
К.Г.Паустовский назвал свое произведение «Стальное колечко»? Как думаете?
-Каких героев
собрало колечко? (деда, Варюшу, бойцов,Сидора)
- Как вы считаете,
кого можно назвать главным героем этого произведения? Почему?
-сегодня мы
остановимся на образе Варюши, дадим характеристику ее образа.
Работать будем с
таблицей.
1) (работа с
таблицей)
- Как выглядела
девочка? Где можем посмотреть? (с.77 - 82)
-Опишите Варюшу.
(на слайде
появляются слова: маленькая, одета плохо, по-старинному)
2) А
внутренний образ какой? Она какая? (дети перечисляют)
- (на слайде
слова: заботливая
Жадная
Жалостливая
Сообразительная
любящая
Равнодушная
Добрая)
-выберите из
данных характеристик слова, которые подходят к образу Варюши и подтвердите
словами из текста.
(возможные ответы:
·
ЗАБОТЛИВАЯ
– пошла деду за махоркой, чтобы ему стало легче. Завернула Сидора в платочек.)
·
Жалостливая
– жалела деда, потеряла колечко-плачет, бранит себя, что не сможет помочь деду)
-
А как дед относится к своей внучке? (по-доброму, с любовью, с лаской)
·
Сообразительная
– воткнула в снег ветку, где потеряла колечко.
·
Любящая
– любит деда, свой родной край
·
Добрая
– отсыпала махорки бойцам, а могла продать)
Как относятся
бойцы к Варюше? (по-доброму, с лаской)
-Почему так
считаешь? ( называют ее ласково: цветок-лепесток, анютины глазки с косичками).
Почему боец так назвал Варюшу? Какой прием использовал автор? (сравнение)
3) ЧТЕНИЕ ПО
РОЛЯМ
отрывка :разговор с бойцами.
- найдите в тексте
сцену встречи Варюши с бородатым бойцом. (с 77: от слов «Это что у тебя…..» до
«…Разве вот этим?» )
- эту часть
прочитаем по ролям, выпуская слова автора. Сколько действующих лиц будет? (Варя
и бородатый боец)
- работать будем в
парах. Вам нужно будет договориться, кто каким героем будет. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ
правила работы в парах.
- читать нужно
выразительно. А что значит выразительно? (соблюдая паузы, ударения)
- а голосом надо
показать?
- обратите
внимание, с какой интонацией, с каким чувством говорит свои слова каждый герой.
Почувствуйте героев. Используйте при чтении и жесты, мимику, позу. Для этого
нам нужно встать. Постарайтесь показать при чтении своих героев.
КАКАЯ задача стоит
перед нами? (прочитать выразительно)
ПРОВЕРКА. (спросить
одну пару)
- вам понравилось
чтение этих актеров?
- чем понравилось?
- какую работу мы
с вами сейчас выполняли? (читали по ролям отрывок)
Молодцы. Вы
постарались показать своих героев, и я увидела ваши чувства к ним.
ПРОСЛУШАЙТЕ
Аудиозапись этого же отрывка в исполнении актеров и сравните свое чтение.
Ваше чтение
подтверждает то, что боец относился к Варюше по-доброму?
(В итоге
получается таблица)
Образ Варюши
|
Характеристика
героя
|
Отношение героев
|
Внешний образ
|
маленькая
одета плохо
по-старинному
|
|
Внутренний образ
|
заботливая
жалостливая
сообразительная
любящая
Добрая
|
Дед: по-доброму
С
любовью
С лаской
Боец:
по – доброму
С лаской
|
- Какую работу мы
сейчас выполняли? (создавали образ Варюши)
- кто может рассказать
о Варюше? Какая она?
(одного слушаем) (в
деревушке Моховое жила девочка Варюша)
-Молодец! Хороший
образ Варюши у тебя получился.
4) Мы
рассмотрели отношение деда и бойца к Варюше. Как вы думаете, а
К.Г.Паустовский как относится к своей героине? (ласково, называет ее Варюшей,
уважает, гордится ею.
- Я согласна с
вами. Паустовский гордится своей героиней, любит ее. Она такая маленькая
девочка, а совершает такие поступки.
5) Мы дали
полный образ Варюши, узнали отношение героев рассказа Паустовского к девочке. А
у вас какие чувства возникли к Варюше?
(ответы детей)
-Чему можно
поучиться у Варюши?
(Варюша маленькая
девочка, но с широкой душой, любящая своего деда Кузьму, свой родной край,
VI.
Итог.
- Давайте вернемся
к целям урока. Закончите предложения.
- на уроке мы
учились….
- меня заставило
задуматься…
- мне на уроке
было трудным…
Работать с данным
произведением вы продолжите завтра, но для этого нужно выполнить д/з.
VII.
Д/з.
-1) составить
рассказ об образе Варюши, используя памятку № 6.
2) прочитать
текст еще раз. При чтении обратить внимание на описание природы: описание
зимы и весны.
3) по желанию-
нарисовать рисунок к любому эпизоду произведения.
Спасибо вам за
сотрудничество. Мне с вами было приятно работать.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.