Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект урока литературного чтения на тему "К.Г.Паустовский "Стальное колечко"

Конспект урока литературного чтения на тему "К.Г.Паустовский "Стальное колечко"

Скачать материал

Тема урока: произведение К.Г.Паустовского  «Стальное колечко»

 

Цели урока:

 

1) создать условия для формирования умений создавать образ героев на основе анализа художественного произведения;

2) развивать навык выразительного чтения;

3) способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу и положительного отношения к учению (к чтению)

 

Технология: побудительная беседа

Тип урока:  Комбинированный

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, листочки для самостоятельной работы, учебник  Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» 3 класс.

Методы: объяснительно-иллюстративные, словесные, частично-поисковые, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

 

Планируемые предметные результаты:

-уметь давать полное название произведения,

-знать о характере героев произведения и уметь создавать их художественный образ,

- выразительно и осознанно читать.

 

Планируемые метапредметные результаты

Личностные:

-уметь видеть внутренний мир героев произведения и умение сопереживать,

-уважительно относиться к собеседнику.

Регулятивные:

-уметь определять тему и формулировать цели на урок с помощью учителя,

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

-уметь оценивать правильность своих действий и на основе оценки и вносить коррективы.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний,

-уметь находить ответы на вопросы, используя текст, иллюстрации произведения, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,

-уметь работать с  учебником, с таблицей.

Коммуникативные:

-уметь выражать свои мысли, строить высказывание в устной форме

-слушать и понимать речь других,

-формулировать собственное мнение и позицию,

-вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

I.                  Орг.момент.

- Здравствуйте. У нас сегодня на уроке гости. Поздороваемся с ними.

Представьте, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. (Сдуваю с ладошки)

 

II.               Дыхательная гимнастика. (стоя)

У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особые «инструменты», которые помогают радовать слушателей своим чтением- дыхание и голос. Подготовим свои инструменты к работе.

 

- «Свеча» . сделаем глубокий вдох и разом выдохнем весь воздух. Задуем свечу.

-А сейчас задуем три свечи (один вдох и три выдоха)

 

Работа со скороговоркой.

Около колодца кольцо найдется.

- прочитаем глазами

-вполголоса

-громко, медленно

-громко, быстро

-для чего мы работали со скороговоркой?

 

III.           Определение темы и целей урока.

(на слайде иллюстрация из учебника)

- По иллюстрации вспомните произведение и автора произведения, с которым вы вчера познакомились.

- сформулируйте тему урока. (рассказ К.Г.Паустовского «Стальное колечко»)

- отталкиваясь от темы урока и используя опорные слова поставьте  цель нашего урока:

·        Продолжить работу….

·        Дать характеристику…

·        Учиться…

 

IV.            Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке нам предстоит продолжить работу над этим произведением. А чтобы работать, что для этого нужно? (знать текст произведения, думать, быть внимательным)

-Проверим, внимательно ли вы дома читали. Ответьте на мои вопросы.

- Дед Федор и Варюша жили в деревушке Моховое. (Нет- Кузьма)

- в понедельник  Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (нет-воскресенье)

- девочка встретила на платформе двух бойцов (да)

- боец попросил подарить ему махорки (нет-купить)

-зимой Варюша нашла потерянное колечко (нет – весной)

- боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки (да)

- боец подарил  Варюше  маленькое серебряное колечко (нет-стальное)

 

ПРОВЕРКА

Молодцы. Легко будет нам работать с произведением.

 

V.               Работа по теме.

- Почему К.Г.Паустовский назвал свое произведение «Стальное колечко»? Как думаете?

-Каких героев собрало колечко? (деда, Варюшу, бойцов,Сидора)

- Как вы считаете, кого можно назвать главным героем этого произведения? Почему?

-сегодня мы остановимся на образе Варюши, дадим характеристику ее образа.

Работать будем с таблицей.

 

1)    (работа с таблицей)

- Как выглядела девочка? Где можем посмотреть? (с.77 - 82)

-Опишите Варюшу.

(на слайде появляются слова: маленькая, одета плохо, по-старинному)

 

2)    А внутренний образ какой? Она какая? (дети перечисляют)

- (на слайде слова:  заботливая

                               Жадная

                               Жалостливая

                               Сообразительная

                                  любящая

                               Равнодушная

                               Добрая)

-выберите из данных характеристик слова, которые подходят к образу Варюши и подтвердите словами из текста.

(возможные ответы:

·        ЗАБОТЛИВАЯ – пошла деду за махоркой, чтобы ему стало легче. Завернула Сидора в платочек.)

·        Жалостливая – жалела деда, потеряла колечко-плачет, бранит себя, что не сможет помочь деду)

 

                - А как дед относится к своей внучке? (по-доброму, с любовью, с лаской)

 

·        Сообразительная – воткнула в снег ветку, где потеряла колечко.

·        Любящая – любит деда, свой родной край

·        Добрая – отсыпала махорки бойцам, а могла продать)

                  

                           Как относятся бойцы к Варюше? (по-доброму, с лаской)

-Почему так считаешь? ( называют ее ласково: цветок-лепесток, анютины глазки с косичками). Почему боец так назвал Варюшу? Какой прием использовал автор? (сравнение)

 

 

3)    ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ отрывка :разговор с бойцами.

- найдите в тексте сцену встречи Варюши с бородатым бойцом. (с 77: от слов «Это что у тебя…..» до «…Разве вот этим?» )

 

- эту часть прочитаем по ролям, выпуская слова автора. Сколько действующих лиц будет? (Варя и бородатый боец)

- работать будем в парах. Вам нужно будет договориться, кто каким героем будет. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ правила работы в парах.

- читать нужно выразительно. А что значит выразительно? (соблюдая паузы, ударения)

- а голосом надо показать?

- обратите внимание, с какой интонацией, с каким чувством говорит свои слова каждый герой. Почувствуйте героев. Используйте при чтении и жесты, мимику, позу. Для этого нам нужно встать.  Постарайтесь  показать при чтении своих героев.

 

КАКАЯ задача стоит перед нами? (прочитать выразительно)

 

ПРОВЕРКА. (спросить одну пару)

- вам понравилось чтение этих актеров?

- чем понравилось?

- какую работу мы с вами сейчас выполняли? (читали по ролям отрывок)

Молодцы. Вы постарались показать своих героев, и я увидела ваши чувства к ним.

ПРОСЛУШАЙТЕ Аудиозапись этого же отрывка в исполнении актеров и сравните свое чтение.

 

Ваше чтение подтверждает то, что боец относился к Варюше по-доброму?

            

 (В итоге получается таблица)

 

Образ Варюши

Характеристика героя

Отношение героев

 

Внешний образ

маленькая

 одета плохо

 по-старинному

 

 

Внутренний образ

 

заботливая

жалостливая

сообразительная

 любящая

Добрая

Дед:  по-доброму

С любовью

С лаской

 

Боец: по – доброму

          С лаской

 

 

- Какую работу мы сейчас выполняли? (создавали образ Варюши)

- кто может рассказать о  Варюше? Какая она?

(одного слушаем) (в деревушке Моховое жила девочка Варюша)

-Молодец! Хороший образ Варюши у тебя получился.

 

4)    Мы рассмотрели отношение деда и бойца к Варюше. Как вы думаете, а К.Г.Паустовский как относится к своей героине? (ласково, называет ее Варюшей, уважает, гордится ею.

- Я согласна с вами. Паустовский гордится своей героиней, любит ее. Она такая маленькая девочка, а совершает такие поступки.

 

5)    Мы дали полный образ Варюши, узнали отношение героев рассказа Паустовского к девочке. А у вас какие чувства возникли к Варюше?

(ответы детей)

-Чему можно поучиться у Варюши?

(Варюша маленькая девочка, но с широкой душой, любящая своего деда Кузьму, свой родной  край,

 

VI.            Итог.

- Давайте вернемся к целям урока. Закончите предложения.

- на уроке мы учились….

- меня заставило задуматься…

- мне на уроке было трудным…

Работать с данным произведением вы продолжите завтра, но для этого нужно выполнить д/з.

 

VII.        Д/з.

-1)  составить рассказ об образе Варюши, используя памятку № 6.

2) прочитать текст еще раз. При чтении обратить внимание на описание природы: описание зимы и весны.

3) по желанию- нарисовать рисунок к любому эпизоду произведения.

 

Спасибо вам за сотрудничество. Мне с вами было приятно работать.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока литературного чтения на тему "К.Г.Паустовский "Стальное колечко""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по выставочной деятельности

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели данного урока: 1) создать условия для формирования умений создавать образ героев на основе анализа художественного произведения; 2) развивать навык выразительного чтения; 3) способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу и положительного отношения к учению (к чтению). Урок соответствует требованиям ФГОС НОО. Планируемые предметные результаты данного урока: уметь давать полное название произведения; знать о характере героев произведения и уметь создавать их художественный образ; выразительно и осознанно читать. Планируемые метапредметные результаты: личностные -уметь видеть внутренний мир героев произведения и умение сопереживать; уважительно относиться к собеседнику.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 269 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.09.2020 357
    • DOCX 25.2 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Новожилова Ульяна Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Новожилова Ульяна Олеговна
    Новожилова Ульяна Олеговна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 103641
    • Всего материалов: 244

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Инклюзивное образование в начальной школе

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 158 человек

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 71 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Мини-курс

Стимулирование интереса к обучению у детей дошкольного возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Психологическая экспертиза в работе с детьми и родителями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 44 человека

Мини-курс

Читательская грамотность у школьников

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 65 человек