Главная / Начальные классы / Конспект урока литературного чтения на тему "К.Г.Паустовский "Стальное колечко"

Конспект урока литературного чтения на тему "К.Г.Паустовский "Стальное колечко"

Тема урока: произведение К.Г.Паустовского «Стальное колечко»


Цели урока:


1) создать условия для формирования умений создавать образ героев на основе анализа художественного произведения;

2) развивать навык выразительного чтения;

3) способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу и положительного отношения к учению (к чтению)


Технология: побудительная беседа

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, листочки для самостоятельной работы, учебник Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» 3 класс.

Методы: объяснительно-иллюстративные, словесные, частично-поисковые, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.


Планируемые предметные результаты:

-уметь давать полное название произведения,

-знать о характере героев произведения и уметь создавать их художественный образ,

- выразительно и осознанно читать.


Планируемые метапредметные результаты

Личностные:

-уметь видеть внутренний мир героев произведения и умение сопереживать,

-уважительно относиться к собеседнику.

Регулятивные:

-уметь определять тему и формулировать цели на урок с помощью учителя,

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

-уметь оценивать правильность своих действий и на основе оценки и вносить коррективы.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний,

-уметь находить ответы на вопросы, используя текст, иллюстрации произведения, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,

-уметь работать с учебником, с таблицей.

Коммуникативные:

-уметь выражать свои мысли, строить высказывание в устной форме

-слушать и понимать речь других,

-формулировать собственное мнение и позицию,

-вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками






ХОД УРОКА

  1. Орг.момент.

- Здравствуйте. У нас сегодня на уроке гости. Поздороваемся с ними.

Представьте, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. (Сдуваю с ладошки)


  1. Дыхательная гимнастика. (стоя)

У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особые «инструменты», которые помогают радовать слушателей своим чтением- дыхание и голос. Подготовим свои инструменты к работе.


- «Свеча» . сделаем глубокий вдох и разом выдохнем весь воздух. Задуем свечу.

-А сейчас задуем три свечи (один вдох и три выдоха)


Работа со скороговоркой.

Около колодца кольцо найдется.

- прочитаем глазами

-вполголоса

-громко, медленно

-громко, быстро

-для чего мы работали со скороговоркой?


  1. Определение темы и целей урока.

(на слайде иллюстрация из учебника)

- По иллюстрации вспомните произведение и автора произведения, с которым вы вчера познакомились.

- сформулируйте тему урока. (рассказ К.Г.Паустовского «Стальное колечко»)

- отталкиваясь от темы урока и используя опорные слова поставьте цель нашего урока:

  • Продолжить работу….

  • Дать характеристику…

  • Учиться…


  1. Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке нам предстоит продолжить работу над этим произведением. А чтобы работать, что для этого нужно? (знать текст произведения, думать, быть внимательным)

-Проверим, внимательно ли вы дома читали. Ответьте на мои вопросы.

- Дед Федор и Варюша жили в деревушке Моховое. (Нет- Кузьма)

- в понедельник Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (нет-воскресенье)

- девочка встретила на платформе двух бойцов (да)

- боец попросил подарить ему махорки (нет-купить)

-зимой Варюша нашла потерянное колечко (нет – весной)

- боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки (да)

- боец подарил Варюше маленькое серебряное колечко (нет-стальное)


ПРОВЕРКА

Молодцы. Легко будет нам работать с произведением.


  1. Работа по теме.

- Почему К.Г.Паустовский назвал свое произведение «Стальное колечко»? Как думаете?

-Каких героев собрало колечко? (деда, Варюшу, бойцов,Сидора)

- Как вы считаете, кого можно назвать главным героем этого произведения? Почему?

-сегодня мы остановимся на образе Варюши, дадим характеристику ее образа.

Работать будем с таблицей.


  1. (работа с таблицей)

- Как выглядела девочка? Где можем посмотреть? (с.77 - 82)

-Опишите Варюшу.

(на слайде появляются слова: маленькая, одета плохо, по-старинному)


  1. А внутренний образ какой? Она какая? (дети перечисляют)

- (на слайде слова: заботливая

Жадная

Жалостливая

Сообразительная

любящая

Равнодушная

Добрая)

-выберите из данных характеристик слова, которые подходят к образу Варюши и подтвердите словами из текста.

(возможные ответы:

  • ЗАБОТЛИВАЯ – пошла деду за махоркой, чтобы ему стало легче. Завернула Сидора в платочек.)

  • Жалостливая – жалела деда, потеряла колечко-плачет, бранит себя, что не сможет помочь деду)


- А как дед относится к своей внучке? (по-доброму, с любовью, с лаской)


  • Сообразительная – воткнула в снег ветку, где потеряла колечко.

  • Любящая – любит деда, свой родной край

  • Добрая – отсыпала махорки бойцам, а могла продать)

Как относятся бойцы к Варюше? (по-доброму, с лаской)

-Почему так считаешь? ( называют ее ласково: цветок-лепесток, анютины глазки с косичками). Почему боец так назвал Варюшу? Какой прием использовал автор? (сравнение)



  1. ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ отрывка :разговор с бойцами.

- найдите в тексте сцену встречи Варюши с бородатым бойцом. (с 77: от слов «Это что у тебя…..» до «…Разве вот этим?» )


- эту часть прочитаем по ролям, выпуская слова автора. Сколько действующих лиц будет? (Варя и бородатый боец)

- работать будем в парах. Вам нужно будет договориться, кто каким героем будет. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ правила работы в парах.

- читать нужно выразительно. А что значит выразительно? (соблюдая паузы, ударения)

- а голосом надо показать?

- обратите внимание, с какой интонацией, с каким чувством говорит свои слова каждый герой. Почувствуйте героев. Используйте при чтении и жесты, мимику, позу. Для этого нам нужно встать. Постарайтесь показать при чтении своих героев.


КАКАЯ задача стоит перед нами? (прочитать выразительно)


ПРОВЕРКА. (спросить одну пару)

- вам понравилось чтение этих актеров?

- чем понравилось?

- какую работу мы с вами сейчас выполняли? (читали по ролям отрывок)

Молодцы. Вы постарались показать своих героев, и я увидела ваши чувства к ним.

ПРОСЛУШАЙТЕ Аудиозапись этого же отрывка в исполнении актеров и сравните свое чтение.


Ваше чтение подтверждает то, что боец относился к Варюше по-доброму?

(В итоге получается таблица)

Образ Варюши

Характеристика героя

Отношение героев


Внешний образ

маленькая

одета плохо

по-старинному



Внутренний образ


заботливая

жалостливая

сообразительная

любящая

Добрая

Дед: по-доброму

С любовью

С лаской


Боец: по – доброму

С лаской



- Какую работу мы сейчас выполняли? (создавали образ Варюши)

- кто может рассказать о Варюше? Какая она?

(одного слушаем) (в деревушке Моховое жила девочка Варюша)

-Молодец! Хороший образ Варюши у тебя получился.


  1. Мы рассмотрели отношение деда и бойца к Варюше. Как вы думаете, а К.Г.Паустовский как относится к своей героине? (ласково, называет ее Варюшей, уважает, гордится ею.

- Я согласна с вами. Паустовский гордится своей героиней, любит ее. Она такая маленькая девочка, а совершает такие поступки.


  1. Мы дали полный образ Варюши, узнали отношение героев рассказа Паустовского к девочке. А у вас какие чувства возникли к Варюше?

(ответы детей)

-Чему можно поучиться у Варюши?

(Варюша маленькая девочка, но с широкой душой, любящая своего деда Кузьму, свой родной край,


  1. Итог.

- Давайте вернемся к целям урока. Закончите предложения.

- на уроке мы учились….

- меня заставило задуматься…

- мне на уроке было трудным…

Работать с данным произведением вы продолжите завтра, но для этого нужно выполнить д/з.


  1. Д/з.

-1) составить рассказ об образе Варюши, используя памятку № 6.

2) прочитать текст еще раз. При чтении обратить внимание на описание природы: описание зимы и весны.

3) по желанию- нарисовать рисунок к любому эпизоду произведения.


Спасибо вам за сотрудничество. Мне с вами было приятно работать.

Конспект урока литературного чтения на тему "К.Г.Паустовский "Стальное колечко"
  • Начальные классы
Описание:

Цели данного урока: 1) создать условия для формирования умений создавать образ героев на основе анализа художественного произведения; 2) развивать навык выразительного чтения; 3)  способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу и положительного отношения к учению (к чтению). Урок соответствует требованиям ФГОС НОО. Планируемые предметные результаты данного урока: уметь давать полное название произведения; знать о характере героев произведения и уметь создавать их художественный образ; выразительно и осознанно читать. Планируемые метапредметные результаты:  личностные -уметь видеть внутренний мир  героев произведения и умение сопереживать; уважительно относиться к собеседнику.

Автор Чиркова Галина Николаевна
Дата добавления 09.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1879
Номер материала 55965
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓