Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока литературного чтения (1 класс)

Конспект урока литературного чтения (1 класс)

Скачать материал

 

 

Конспект урока

 

Литературного чтения в 1 классе

(период обучения грамоте)

 

УМК « Школа России»

 

                                                                Тема: «Звук [ ш ].Согласные буквы Ш, ш »

 

 

 

 

                                                                                                                                Автор: учитель начальных классов     

                                                                                                                                Ионша Г.А.

                                                                                                                       МБОУ «Иланская СОШ №2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш,ш»

1-й (из 3-х) урок в теме.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: дидактическая сказка.

Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ ш ] и буквы Ш, ш.

Дидактическая цель  для учителя: создать условия для изучения звука [ ш ] и букв Ш, ш.

 

Задачи урока:

Обучающие:

1.     Помочь детям овладеть умением выделять звук [ ш ]  из потока речи.

2.     Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш.

3.     Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

4.     Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог.

 

    Развивающие:

1.     Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь.

2.     Развитие памяти, мышления, внимания.

3.     Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.

4.     Развивать плавное послоговое  осознанное чтение с изученными буквами.

 

Воспитывающие:

1.     Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.

2.     Воспитание познавательного интереса.

 

Оборудование:    предметные картинки, опорная схема, карточки с дифференцированными заданиями, для

                             индивидуальной работы, жетоны с изображением Солнышка,

                              

 

Литература:        Учебник «Азбука,» - 2 часть, Москва, «Просвещение», 2011 г.

                             Поурочные планы «Обучение грамоте (чтение)» О.Е. Жиренко, 1 класс, Экзамен, 2011.

                           Праздник БУКВАРЯ, учебное издание автор-составитель В.В.Волина

 

 Тема:  Звук [ ш ]. Согласная буква Ш,ш.                    

                                                

 

№ этапа урока, название,

 

Цель этапа

Деятельность учителя

 Методы, приемы, средства

Деятельность ученика

( форма работы)

Формируемые УУД

1.Организацион-ный этап

Подготовить учащихся к работе на уроке

    Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения.

          sun1

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Все ли у вас в порядке?

На месте ли книжки тетрадки?

Молодцы, ребятки!

-Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но какое-то оно не веселое. Как думаете почему? Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать. Вы согласны со мной?

Выполняя каждое задание правильно, работая дружно вы вернете Солнышку хорошее настроение и расправите все лучики.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Тучка Солнышко собою закрывает.

-Да!

ЛИЧНОСТНЫЕ развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении  и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

 

 

 

 

2.Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала

Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Актуализация субъективного опыта учащихся

Раскрытие и определение цели урока, выбор плана урока.

1.Фонетическая разминка.

- Прочитайте задание. Лучик «Называй-ка».

- Назовите предметы, изображенные на картинках.( шар, игрушка, шапка, шуба, ландыш) Какой звук повторяется в этих словах?

Вспомните, какой звук издаёт змея?

– А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш.

2. Подведение к формулированию темы. Проблемный вопрос.

- Рассмотрите буквы на доске ( А, О, ш, У, И ) найдите «лишнюю» букву не менее чем по двум признакам.

 

- Ребята, звук [ ш ] на письме обозначается буквой ш.

– Проживает ли  буква ш в ленте букв?

 

 

 

 

– Сформулируйте тему нашего урока.

 

 

 

– Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

На доске – опорная запись в виде предложений с  пропущенными словами и условными обозначениями.

 

 

  • Изучить … звук  и …букву.
  • Учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;
  • Учиться читать □, □ и ∟,∟ с новой буквой.

 

Все верно назвали, один лучик показался из-за тучки(самый активный ученик в этой работе, прикрепляет луч к Солнышку на магнит) и т.д.

 

Фронтальная работа

 

Читающий ребенок озвучивает задание для класса.

- В каждом слове встречается звук [ ш].

 

 

 

Называют варианты ответов, правильный:

- Я думаю, что « лишняя» буква «ш». Она строчная, остальные заглавные; её мы не изучали, а с остальными уже работали. (Обращаются к ленте букв)

- Мы еще не заселяли эту букву.

 

Называют тему урока.

-  Звук [ ш ]. Строчная буква ш.

 

 

Дети сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают ее и формулируют самостоятельно цель урока.

 

  • Изучить новый звук и новую букву.
  • Учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв.
  • Учится читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

 

 

 

·         Регулятивные: целеполагание,  как постановка уч ебной задачи Целеполагание – умение воспроизвести повторить за учителем поставленную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Этап усвоения новых знаний и способов деятельности

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового звука и обозначающей его буквы. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики  воспроизведения изучаемого материала

 Лучик «Угадай-ка»

1.Слого-звуковой анализ слов шары, карандаш.

- Назовите отгадки к загадкам.

Сегодня все ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют воздушные …Шары

 

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий.

И намного - много лет

Оставляет чёрный след. Карандаш.

 

(определение места изучаемого звука в словах, количество звуков, букв, характеристика звука в начале слова шары и на конце слова карандаш).

Наблюдение

2.Артикуляция при произношении звука[ ш ].

- Подберите слова, в которых встречается звук

[ ш].

-Прочитайте чистоговорки на доске, четко проговаривая все звуки.

- Произнесите звук [ ш ] еще раз  и дайте ему характеристику по алгоритму (алгоритм на доске).

 Вывод повторяют все хором.

 

 

3.Физминутка с заданием Лучик «Поиграй-ка»

-  Определение места  звука [ ш ] в словах.  Познавательная игра.

-  Я буду называть слова, а вы - определять где в слове новый звук спрятался. Если звук [ ш ]  в начале слова приседают ребята 1ряда, остальные прыгают на носочках. Если в середине -2ряд выполняет прыжки, на конце слова -3 ряд.

 

Шуба    крыша    карандаш     шалаш           хорошо

Ушки    крошка   шутка           шиповник    крылышки

- Я называю слова, а вы если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши. Шаль, сталь, пушок, пух, стук, шарф, шелк, лист, свист, штраф, паштет, омлет. 

4. Знакомство с буквой.

- Согласный звук [ ш ] на письме обозначается согласной буквой ш. Показ картинки с написанием  печатного и письменного вариантов букв, сточной и заглавной.

- На что похожа буква ш?

- Прочитайте на доске стихотворения. С чем сравнили образ буквы ш поэты?

Ах, табуретка хороша!

Перевернул –

И буква Ш!     (Е. Тарлапан)

 

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.   (А. Шибаев)

 

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.    ( Г. Виеру)

- Молодцы, ребята!

5.Печатание строчной и заглавной букв ш, Ш в блокнотах. Запись словарного слова КАРАНДАШ, с делением на слоги, постановкой ударения безударные буквы выделяют, запоминают написание.

- А чтобы прочитать букву ш, нужно просто назвать звук [ ш ].

6. Чтение слогов, слов с доски и в «Азбуке» с.17 (2 часть) Лучик «Почитай-ка»

Прочитайте слова и слоги в полголоса самостоятельно, а затем соседу.

- Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие, с заглавной?  Верно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

Дети называют слова с буквой ш и делают вывод:

 звук [ ш ] согласный, т.к. встречаются препятствия во рту при произнесении – щеки сжаты, язык в среднем положении, звук всегда твердый, глухой т.к. произносится без участия голоса, шипящий т.к. слышится свист и шипение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хлопки на словах: шаль, шелк, пушок, шарф, штраф, паштет.

 

 

 

 

 

 

 

Варианты ответов детей:

- На вилку, расческу, на перевернутую букву е и т.д.

 

 

 

Дети по желанию читают стихи на доске. Не читающие запоминают.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа -«жужжащее» чтение.

Работа в парах - взаимопроверка.

- Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Познавательные:

Общеучебные:, умение делать слого-звуковой анализ слов; умение  строить речевое высказывание

в устной форме.

Личностные: развитие памяти

 

 

 

Предметные: умения читать слоги , слова с буквой, и предложения. Уметь находить букву в словах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

·         Знать правила речевого этикета

·         Вести диалог

·         Умение формулировать собственное мнение и позицию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: Умение работать в паре, формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми

 

4.Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала

Установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию

1.Работа по учебнику на с.16 Чтение пословиц и нахождение в тексте новой буквы самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

- Сколько букв ш нашли в тексте?

- Что нужно сделать, чтобы прочитать букву ш?

 

Чтение и толкование смысла пословиц и поговорок по желанию.

- В каких случаях можно употребить в речи каждую из пословиц?

2.Рассматривание иллюстраций на с.16-17 в «Азбуке».

- Кто изображен на рисунках? Составление рассказа по иллюстрации, анализ одного – двух предложений. - Найдите предметы на иллюстрации, в названии которых есть согласный звук [ ш ].

 

 

 Значение каких слов вам не знакомо?

- Кто сможет объяснить? При затруднении находят в толковом словаре с помощью учителя. Молодцы и с этим заданием справились!

3. Лучик «Отдыхай – ка»

                               Физминутка «Шар»

            Я с утра сегодня встал.

            С полки шар воздушный взял.

            Начал дуть я и смотреть

            Стал мой шарик вдруг толстеть.

            Я всё дую – шар всё толще,

            Дую – толще, дую – толще.

            Вдруг услышал я хлопок.

            Лопнул шарик, мой дружок.

Разминка для глаз

·         «Моргания» - моргайте на каждый вдох и выдох.

·         «Вижу палец» - указательный палец правой медленно удалить от себя, зафиксировать внимание на пальце в течение 4-5секунд, затем медленно приблизить к переносице, зафиксировать внимание на пальце в течение 2-3 секунд. Повторить упражнение  3-4 раза.

·         «Художник» - глазами нарисуйте 6 восьмрок, 6 по часовой стрелке и столько же кругов против часовой стрелки.

·         «Часики» - двигать глазами влево, вправо, как маятник. Повторить 5-6 раз. Двигать глазами вверх, вниз не спеша. Повторить 5-6 раз.

 

Не читающие ребята находят новую букву в строчках подчеркивают карандашом, считают сколько раз она встретилась в пословицах. Остальные ученики читают и отмечают количество букв.

 

 

(8 букв)

- Назвать звук[ ш ].

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

Ответы детей.

- Шамаханская царица из «Сказки о золотом петушке» А.С Пушкина, шуты, груши, кувшин, чаша, шатер и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

·         Контроль-умение сличать  результат своей деятельности с заданным эталоном

·         Коррекция и внесение необходимых дополнений и изменений в результат своей деятельности

·         Оценка – сопоставление результатов своей работы с образцом, выделение и осознание того, что еще нужно усвоить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление учащимися  знаний и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

Работа с книгой

Работа над формированием умения читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Чтение текста с. 17 по-цепочке самостоятельное чтение.

 Лучик «Отвечай - ка»

Беседа по содержанию. Работа над развитием связной речи и активизации словарного запаса.

 

 Выборочное чтение.

- О каком времени года упоминается в рассказе? Прочитайте это предложение.

- Свой ответ подтвердите предложением из текста.

- Как вы понимаете слово кисти «горели»?

Что говорится о ребятах

Актуализация полученных ранее знаний.

-Вспомните, какие значения имеет слово кисти?

Распространение первого предложения.

Подбор заголовка. Пересказ.

Фронтальная работа.

Самостоятельная работа.

 

- Речь идет об осени.

Читают 4 предложение.

 

 

 

- Краснели, алели, пылали.

-Кисти ягод( синоним- грозди), кисти для рисования, кисти рук, декоративные пучки шелковых нитей.

 

 

Предметные:

 

Умения учащихся

соотносить между собой факты, понятия, правила, умение распознавать и воспроизводить изученные Звук и букву Ш, алгоритмы и пользоваться ими.

6.Этап применения знаний и способов действий

1.Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

2. Обеспечить формирование у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

Лучик  « Размышляй- ка»

Работа над развитием памяти, внимания и мышления. Воспитание познавательного интереса.

Индивидуальная работа по карточкам. Метод занимательности содержания. Если вы будете внимательно выполнять упражнения, то у вас обязательно все получится!

    1.    Найди и вычеркни в строчках все буквы ш.

(Сколько из них сточных, заглавных?)

ОРШПМИКИшИБЮьШЭтМЧБЬсяАЫ

СЦЫФоПАвКЕНцШДИшлРПВШтЭЪХ

  1. Найди границы слов  и запомни, сколько их спряталось на строке. Как, одним словом назвать все эти предметы?

    ГРУШАБРИКОСЛИВАНАНАС

  1. Отгадай ребус  ША   запиши ответ.

                                       ТА

Индивидуальная работа  взаимопроверка

 

Карточки у каждого ученика.

 

В скобках дополнительные задания к упражнению. Дети выполняют их по выбору.

 

6 букв (4 заглавные, 2-строчные)

 

Груша, абрикос, слива, ананас – фрукты. (Составь предложе-ние с этими словами)

 

 

Наташа

Использование системы знаний, предусматривающих нарастание сложности упражнений и самостоятельности учащихся в их выполнении, умение применять  имеющиеся знания в разнообразных ситуациях.

Знать графический образ буквы, уметь выделить ее образ среди других букв, быть внимательным, уметь классифицировать по признаку

7.Этап подведения итогов урока

Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных  учащихся

§            Ребята, наш урок подходит к концу.

§             - Скажите, что нового узнали на уроке?

§            - Чему научились?

§            - Где вам новые знания пригодятся?

§            - Какие задания были более интересными?

               - Какими впечатлениями от урока вы      поделитесь дома?

(Пиктограмма самооценки)

Выучили согласный, твердый, глухой, шипящий звук

 [ ш ].Научились узнавать звук на слух в словах, писать печатную букву ш, читать с ней слоги, слова, предложения, узнавать и отличать ее среди изученных букв. Учились пересказывать текст и т.д.

 

8.Этап рефлексии

Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

§            Вы хорошо потрудились –  работали активно и дружно. Посмотрите, ребята, нам удалось прогнать тучку. Солнышко нам благодарно улыбается, расправив лучики. Выберите себе на память об уроке портрет Солнышка, отражающий ваше настроение.

§            - Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день!

 

 

 

 

 

 

Выбирают портрет Солнышка, из трех предложенных, отражающий впечатления и настроение полученные от урока.

 

М/П: Учиться

давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Личностные: Формирование

привычки

к  рефлексии.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока литературного чтения (1 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

УМК « Школа России»  Тема: «Звук [ ш ].Согласные буквы Ш, ш »

1-й (из 3-х) урок в теме.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: дидактическая сказка.

Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ ш ] и буквы Ш, ш.

Дидактическая цель  для учителя: создать условия для изучения звука [ ш ] и букв Ш, ш.

 

 Разработка составлена по новым стандартам, с учётом УУД на каждом этапе урока.Задачи урока:

Обучающие:

1.     Помочь детям овладеть умением выделять звук [ ш ]  из потока речи.

2.     Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш.

3.     Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

4.     Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог.

 

    Развивающие:

1.     Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь.

2.     Развитие памяти, мышления, внимания.

3.     Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.

4.     Развивать плавное послоговое  осознанное чтение с изученными буквами.

 

Воспитывающие:

1.     Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.

2.     Воспитание познавательного интереса.

 

Оборудование:    предметные картинки, опорная схема, карточки с дифференцированными заданиями, для

                            индивидуальной работы, жетоны с изображением Солнышка,

                              

 

Литература:        Учебник «Азбука,» - 2 часть, Москва, «Просвещение», 2011 г.

                             Поурочные планы «Обучение грамоте (чтение)» О.Е. Жиренко, 1 класс, Экзамен, 2011.

                           Праздник БУКВАРЯ, учебное издание автор-составитель В.В.Волина

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 920 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 388
    • DOCX 1.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ионша Галина Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ионша Галина Алексеевна
    Ионша Галина Алексеевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 65796
    • Всего материалов: 29

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 25 регионов

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 40 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида

Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 267 человек из 54 регионов

Мини-курс

Дизайн и визуальная коммуникация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Родительство

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 11 регионов

Мини-курс

Проведение и применение трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 37 регионов