1.Организацион-ный этап
|
Подготовить учащихся к работе на уроке
|
Приветствие, проверка готовности
учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация
учения.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
Все ли у вас в порядке?
На месте ли книжки тетрадки?
Молодцы, ребятки!
-Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко,
но какое-то оно не веселое. Как думаете почему? Надо бы нам Солнышку помочь
тучку прогнать. Вы согласны со мной?
Выполняя каждое задание правильно, работая
дружно вы вернете Солнышку хорошее настроение и расправите все лучики.
|
Проверяют готовность рабочего места к уроку.
- Тучка Солнышко собою закрывает.
-Да!
|
ЛИЧНОСТНЫЕ
развитие мотивации учебной деятельности и личностного
смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и
способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
|
2.Подготовка учащихся к восприятию нового
учебного материала
|
Обеспечить мотивацию изучения нового
материала. Актуализация субъективного опыта учащихся
|
Раскрытие и определение цели урока, выбор
плана урока.
1.Фонетическая разминка.
- Прочитайте задание. Лучик «Называй-ка».
- Назовите предметы, изображенные на картинках.(
шар, игрушка, шапка, шуба, ландыш) Какой
звук повторяется в этих словах?
Вспомните, какой звук издаёт змея?
– А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш.
2. Подведение к формулированию темы. Проблемный
вопрос.
- Рассмотрите буквы на доске ( А, О, ш, У, И
) найдите «лишнюю» букву не менее чем по двум признакам.
- Ребята, звук [ ш ] на письме обозначается
буквой ш.
– Проживает ли буква ш в ленте букв?
– Сформулируйте тему нашего урока.
– Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны
научиться?
На доске – опорная запись в виде предложений
с пропущенными словами и условными обозначениями.
- Изучить … звук и …букву.
- Учиться отличать новые … и … от других
звуков и букв;
- Учиться читать □, □ и ∟,∟ с новой буквой.
Все верно назвали, один лучик показался
из-за тучки(самый активный ученик в этой работе, прикрепляет луч к Солнышку
на магнит) и т.д.
|
Фронтальная работа
Читающий ребенок озвучивает задание для
класса.
- В каждом слове встречается звук [ ш].
Называют варианты ответов, правильный:
- Я думаю, что « лишняя» буква «ш». Она
строчная, остальные заглавные; её мы не изучали, а с остальными уже работали.
(Обращаются к ленте букв)
- Мы еще не заселяли эту букву.
Называют тему урока.
- Звук [ ш ]. Строчная буква ш.
Дети сопоставляя тему урока и содержание
данной записи, восстанавливают ее и формулируют самостоятельно цель урока.
- Изучить новый звук и новую букву.
- Учиться отличать новый звук и букву от
других звуков и букв.
- Учится читать слоги, слова и предложения с
новой буквой.
|
·
Регулятивные:
целеполагание, как постановка уч ебной задачи Целеполагание – умение воспроизвести
повторить за учителем поставленную задачу
|
3.Этап усвоения новых знаний и способов
деятельности
|
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное
запоминание учащимися нового звука и обозначающей его буквы. Создать
содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики
воспроизведения изучаемого материала
|
Лучик «Угадай-ка»
1.Слого-звуковой анализ слов шары, карандаш.
- Назовите отгадки к загадкам.
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют воздушные …Шары
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И намного - много лет
Оставляет чёрный след. Карандаш.
(определение места изучаемого звука в
словах, количество звуков, букв, характеристика звука в начале слова шары
и на конце слова карандаш).
Наблюдение
2.Артикуляция при произношении звука[ ш ].
- Подберите слова, в которых встречается
звук
[ ш].
-Прочитайте чистоговорки на доске, четко
проговаривая все звуки.
- Произнесите звук [ ш ] еще раз и дайте
ему характеристику по алгоритму (алгоритм на доске).
Вывод повторяют все хором.
3.Физминутка с заданием Лучик
«Поиграй-ка»
- Определение места звука [ ш ] в словах. Познавательная
игра.
- Я буду называть слова, а вы - определять
где в слове новый звук спрятался. Если звук [ ш ] в начале слова приседают
ребята 1ряда, остальные прыгают на носочках. Если в середине -2ряд выполняет
прыжки, на конце слова -3 ряд.
Шуба крыша карандаш
шалаш хорошо
Ушки крошка шутка шиповник
крылышки
- Я называю слова, а вы если слышите в слове
звук [ ш ] – хлопайте в ладоши. Шаль, сталь, пушок, пух, стук, шарф, шелк,
лист, свист, штраф, паштет, омлет.
4. Знакомство с буквой.
- Согласный звук [ ш ] на письме
обозначается согласной буквой ш. Показ картинки с написанием печатного и письменного вариантов букв,
сточной и заглавной.
- На что похожа буква ш?
- Прочитайте на доске стихотворения. С чем
сравнили образ буквы ш поэты?
Ах, табуретка хороша!
Перевернул –
И буква Ш! (Е. Тарлапан)
Посмотри на букву Ш-
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё. (А. Шибаев)
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл. ( Г. Виеру)
- Молодцы, ребята!
5.Печатание строчной и заглавной букв ш, Ш в
блокнотах. Запись словарного слова КАРАНДАШ, с делением на слоги, постановкой
ударения безударные буквы выделяют, запоминают написание.
- А чтобы прочитать букву ш, нужно просто
назвать звук [ ш ].
6. Чтение слогов, слов с доски и в «Азбуке»
с.17 (2 часть) Лучик «Почитай-ка»
Прочитайте слова и слоги в полголоса
самостоятельно, а затем соседу.
- Почему одни слова написаны со строчной
буквы, а другие, с заглавной? Верно.
|
Работа в парах.
Дети называют слова с буквой ш и делают
вывод:
звук [ ш ] согласный, т.к.
встречаются препятствия во рту при произнесении – щеки сжаты, язык в среднем
положении, звук всегда твердый, глухой т.к. произносится без
участия голоса, шипящий т.к. слышится свист и шипение.
Хлопки на словах: шаль, шелк, пушок, шарф,
штраф, паштет.
Варианты ответов детей:
- На вилку, расческу, на перевернутую букву
е и т.д.
Дети по желанию читают стихи на доске. Не
читающие запоминают.
Индивидуальная работа -«жужжащее» чтение.
Работа в парах - взаимопроверка.
- Имена собственные пишутся с заглавной
буквы.
|
Познавательные:
Общеучебные:, умение делать слого-звуковой анализ слов; умение строить речевое
высказывание
в устной форме.
Личностные: развитие памяти
Предметные:
умения читать слоги , слова с буквой, и предложения. Уметь находить букву в
словах.
Коммуникативные
·
Знать правила речевого этикета
·
Вести диалог
·
Умение формулировать собственное мнение и позицию
Коммуникативные: Умение работать в паре, формирование готовности к сотрудничеству с
другими людьми
|
4.Этап первичной проверки понимания
учащимися изученного материала
|
Установить правильность и осознанность
понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления
материала, провести их коррекцию
|
1.Работа по учебнику на с.16 Чтение пословиц
и нахождение в тексте новой буквы самостоятельно.
- Сколько букв ш нашли в тексте?
- Что нужно сделать, чтобы прочитать букву
ш?
Чтение и толкование смысла пословиц и
поговорок по желанию.
- В каких случаях можно употребить в речи
каждую из пословиц?
2.Рассматривание иллюстраций на с.16-17 в
«Азбуке».
- Кто изображен на рисунках? Составление
рассказа по иллюстрации, анализ одного – двух предложений. - Найдите предметы
на иллюстрации, в названии которых есть согласный звук [ ш ].
Значение каких слов вам не знакомо?
- Кто сможет объяснить? При затруднении
находят в толковом словаре с помощью учителя. Молодцы и с этим заданием
справились!
3. Лучик «Отдыхай – ка»
Физминутка
«Шар»
Я с утра сегодня встал.
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я всё дую – шар всё толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок.
Лопнул шарик, мой дружок.
Разминка для глаз
·
«Моргания» - моргайте на
каждый вдох и выдох.
·
«Вижу палец» -
указательный палец правой медленно удалить от себя, зафиксировать внимание на
пальце в течение 4-5секунд, затем медленно приблизить к переносице,
зафиксировать внимание на пальце в течение 2-3 секунд. Повторить упражнение
3-4 раза.
·
«Художник» - глазами
нарисуйте 6 восьмрок, 6 по часовой стрелке и столько же кругов против часовой
стрелки.
·
«Часики» - двигать
глазами влево, вправо, как маятник. Повторить 5-6 раз. Двигать глазами вверх,
вниз не спеша. Повторить 5-6 раз.
|
Не читающие ребята находят новую букву в
строчках подчеркивают карандашом, считают сколько раз она встретилась в
пословицах. Остальные ученики читают и отмечают количество букв.
(8 букв)
- Назвать звук[ ш ].
Ответы детей.
Ответы детей.
- Шамаханская царица из «Сказки о золотом
петушке» А.С Пушкина, шуты, груши, кувшин, чаша, шатер и т.д.
|
Регулятивные:
·
Контроль-умение сличать результат своей
деятельности с заданным эталоном
·
Коррекция и внесение необходимых дополнений и
изменений в результат своей деятельности
·
Оценка – сопоставление результатов своей работы с
образцом, выделение и осознание того, что еще нужно усвоить.
|
5.Этап закрепления новых знаний и способов
деятельности
|
Обеспечить закрепление учащимися знаний и
способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала.
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного
материала, глубины его понимания
|
Работа с книгой
Работа над формированием умения читать слоги, слова и предложения с
новой буквой.
Чтение текста с. 17 по-цепочке самостоятельное чтение.
Лучик «Отвечай - ка»
Беседа по содержанию. Работа над развитием
связной речи и активизации словарного запаса.
Выборочное чтение.
- О каком времени года упоминается в рассказе? Прочитайте это
предложение.
- Свой ответ подтвердите предложением из текста.
- Как вы понимаете слово кисти «горели»?
Что говорится о ребятах
Актуализация полученных ранее знаний.
-Вспомните, какие значения имеет слово кисти?
Распространение первого предложения.
Подбор заголовка. Пересказ.
|
Фронтальная работа.
Самостоятельная работа.
- Речь идет об осени.
Читают 4 предложение.
- Краснели, алели, пылали.
-Кисти ягод( синоним- грозди), кисти для
рисования, кисти рук, декоративные пучки шелковых нитей.
|
Предметные:
Умения учащихся
соотносить между собой факты, понятия,
правила, умение распознавать и воспроизводить изученные Звук и букву Ш,
алгоритмы и пользоваться ими.
|
6.Этап применения знаний и способов действий
|
1.Обеспечить усвоение учащимися знаний и
способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях
2. Обеспечить формирование у школьников умений
самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях
|
Лучик « Размышляй- ка»
Работа над развитием памяти, внимания и
мышления. Воспитание познавательного интереса.
Индивидуальная работа по карточкам. Метод
занимательности содержания. Если вы будете внимательно выполнять
упражнения, то у вас обязательно все получится!
1. Найди и вычеркни в строчках все
буквы ш.
(Сколько из них сточных, заглавных?)
ОРШПМИКИшИБЮьШЭтМЧБЬсяАЫ
СЦЫФоПАвКЕНцШДИшлРПВШтЭЪХ
- Найди границы слов и запомни, сколько их
спряталось на строке. Как, одним словом назвать все эти предметы?
ГРУШАБРИКОСЛИВАНАНАС
- Отгадай ребус ША запиши ответ.
ТА
|
Индивидуальная работа взаимопроверка
Карточки у каждого ученика.
В скобках дополнительные задания к
упражнению. Дети выполняют их по выбору.
6 букв (4 заглавные, 2-строчные)
Груша, абрикос, слива, ананас – фрукты.
(Составь предложе-ние с этими словами)
Наташа
|
Использование системы знаний,
предусматривающих нарастание сложности упражнений и самостоятельности
учащихся в их выполнении, умение применять имеющиеся знания в разнообразных
ситуациях.
Знать графический образ буквы, уметь
выделить ее образ среди других букв, быть внимательным, уметь
классифицировать по признаку
|
7.Этап подведения итогов урока
|
Совместно с учащимися выявить качественную
оценку работы класса и отдельных учащихся
|
§
Ребята, наш урок подходит к концу.
§
- Скажите, что нового узнали на уроке?
§
- Чему научились?
§
- Где вам новые знания пригодятся?
§
- Какие задания были более интересными?
- Какими впечатлениями от
урока вы поделитесь дома?
(Пиктограмма самооценки)
|
Выучили согласный, твердый, глухой, шипящий
звук
[ ш ].Научились узнавать звук на слух в
словах, писать печатную букву ш, читать с ней слоги, слова, предложения,
узнавать и отличать ее среди изученных букв. Учились пересказывать текст и
т.д.
|
|
8.Этап рефлексии
|
Инициировать рефлексию учащихся по вопросу
эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с
учителем и одноклассниками
|
§
Вы хорошо потрудились – работали активно и
дружно. Посмотрите, ребята, нам удалось прогнать тучку.
Солнышко нам благодарно улыбается, расправив лучики. Выберите себе на память
об уроке портрет Солнышка, отражающий ваше настроение.
§
- Я желаю вам успехов и хорошего настроения на
весь день!
|
Выбирают портрет Солнышка, из трех
предложенных, отражающий впечатления и настроение полученные от урока.
|
М/П: Учиться
давать
эмоциональную оценку деятельности на уроке.
Личностные: Формирование
привычки
к рефлексии.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.