Главная / Начальные классы / конспект урока лит. чтения УМК ПНШ

конспект урока лит. чтения УМК ПНШ

Конспект урока


Педагог: Баринова О.В.

Предмет: Литературное чтение Класс 4 «б»

Тема урока: «Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА. С. Козлов. «Не улетай, пой, птица!», «Давно бы так. Заяц!» Поход в Музейный дом. Картины Ван Гога «Огороженное поле. Восход солнца.» «Звёздная ночь».»

ЦЕЛИ УРОКА:

На материале произведений С. Козлова учиться понять, как на нас воздействует красота.

Результаты:

Предметные: характеризовать героев; выявлять авторское отношение; обосновывать свое высказывание о герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из текста; высказывать оценочные суждения о героях

Метапредметные: целеполагание; перечитывать текст с разными задачами, работать с дидактическими иллюстрациями; учитывать разные точки зрения; договариваться и приходить к общему мнению

Личностные: базовые эстетические ценности (способность ценить мир природы и человеческих отношений; умение видеть красоту природы и красоту человека)

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Научить детей давать оценку смысла всего текста по его названию, определять тему и основную мысль произведения.

  • Обнаружить проблему «как на нас воздействует красота» и получить палитру мнений.

  • Увидеть авторскую точку зрения и учить формировать собственную при восприятии литературного произведения.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Литературное чтение» ч.2, учебник «Русский язык. ч.2 Сведения о писателях», фонограмма «Музыкальный момент №3, фа минор» Франца Шуберта, лупы, рамки, картина Ван Гога «Огороженное поле. Восход солнца», «Звёздная ночь»-интерактивная картина, выставка книг С. Козлова.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: русский язык, физкультура, информационные технологии, ИЗО, история, окружающий мир.


Этапы работы

Цели, задачи, результаты

Содержание этапа

1.

Организационный момент (1мин)


  1. Организационный момент.

Цель для учителя: Подготовить учащихся к работе на уроке.

Цель для учащихся: Активно включиться в работу.

Критерии: Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА (1мин)

Приветствие.

Проверка явки учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Настрой учащихся на работу.

- Откройте страницу Содержания и вспомните, с какой главой мы работаем сейчас.

- Как же на нас воздействует КРАСОТА, что мы уже выяснили, узнали об этом?

- Какие выводы сделали?

-Какие произведения нам помогли в этом?

-Что нам предстоит сделать сегодня?(Мы продолжим работу над пониманием того, как на нас воздействует красота).

- В этом нам помогут произведения С. Козлова.

2.

Проверка прочности усвоения знаний, полученных на предыдущем уроке

(4мин)

  1. Повторение изученного

Цель для учителя: Проверить прочность знаний, полученных детьми на предыдущем уроке.

Цель для учащихся: Показать степень владения информацией по данной теме.

Критерии: Умение оперировать терминами и использовать их в работе. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО (4мин)

-Вернёмся к произведению, которое мы изучили вчера.

-Какая проблема поставлена ?

-Какой ответ мы получили на вопрос - какое воздействие имеет красота на человека.

Под воздействием красоты человек:

  • может изменить своё отношение к чему-либо и сам меняется

  • красота в самих людях, в их талантах и способностях.


Мы примерили эту ситуацию к своей жизни. Учились умению замечать и ценить красоту — это еще и умение радоваться проявлению чужих способностей.

-Подтвердите словами текста . (с.23)

-Вспомните название рассказа . («Бумажная победа»)

-Что отражает заголовок: тему или основную мысль стихотворения?

-Объясните вашу точку зрения.

Что вы узнали о воздействии красоты, рассматривая картину П.Пикассо «Девочка на шаре»?

(Мы пришли к выводу, что у красоты нет точного определения, красота может быть разной.)

-Хочу предложить вам поработать с новыми произведениями, чтобы найти новые ответы на поставленную в данном разделе проблему.

-Можем мы определить основную мысль произведения по названию?






3.

Изучение нового учебного материала.

(30мин)

III.Подготовительная работа к восприятию нового материала

Цель для учителя: Сформировать понимание, что красота имеет разное воздействие на человека.

Цель для учащихся: Научиться определять тему, основную мысль произведения, формировать свою точку зрения и находить авторскую точку зрения на решаемую проблему.

Методы организации деятельности: практический, частично-поисковый.

Методы стимулирования: создание ситуации успеха, интереса к проблеме.


ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ (2мин)

-Какие задачи нам надо будет решить, знакомясь с новыми произведениями?

1)Как воздействует красота на человека?

-На что нам необходимо обратить внимание, анализируя рассказы С.Козлова и рассматривая картины Ван Гога?

2)Какова тема и основная мысль произведения?

3)Какими средствами достигает автор поставленную цель?

-Просмотри кто герои первого произведения? Второго?

-Предположи, воздействие красоты на героев будет одинаковым или разным? (одинаковым, т.к. они друзья и у них может быть похожее восприятие действительности; разным, т.к. Поросёнок и Заяц разные по характеру)

-Значит, для работы пригодятся знакомые нам правила:

На доске:

-каждый имеет право на свою точку зрения

-уметь её отстаивать

-прислушиваться к мнению других и уважать их точку зрения

-Что бы вы добавили?

-быть готовым изменить свою точку зрения




IV.Изучение нового произведения

Цель для учителя: Помочь детям увидеть точку зрения автора на то, какое воздействие может оказать красота, сформулировать основную мысль сказки.

Цель для учащихся: В ходе практической работы увидеть многообразие красот окружающего мира.

Методы организации деятельности: практический, частично-поисковый.

Методы стимулирования: создание ситуации успеха, поощрения.

Методы контроля и самоконтроля: вопросы и уточнения, отвечая на которые дети совершат действия сравнительного анализа и самоопределения, а значит, содержательного самоконтроля.


РАБОТА С УЧЕБНИКОМ(27мин)

а)Знакомство с биографией С.Козлова (с.120-121 учебник рус.яз. №2) (2мин)

б)инсценирование сказки «Не улетай, пой, птица.»(3мин)

в)работа по содержанию: (5мин)

-Посмотрите на происходящее с разных точек зрения: с точки зрения Зайца и с точки зрения Поросёнка.

-Почему они видят по-разному?(…)

-Хочет ли Заяц научить Поросёнка прыгать? (Да.)

-Как он это делает?

-Подтверди своё высказывание строчками из текста, просмотрев текст от начала до конца. (Показывает (Смотри!), Ободряет (Главное, не бойся!)Успокаивает(Да чего ж ты плачешь? Вот глупый!) Обнадёживает(Да я тебя научу. Научу! )

-Заяц пытается научить прыгать Поросёнка, прикладывает много усилий, не замечая, что Поросёнок занят совсем другим.

-Что же Поросёнка так заинтересовало? (пение птицы)

-Ты догадываешься, что это за птица?

-Проследи по тексту, как постепенно пение соловья завораживает Поросёнка.

-Как подействовало на Поросёнка пение соловья? (Он заплакал.)

-Как можно назвать охватившее его чувство? (Восторг? Восхищение? Вдохновение? Счастье? Уверенность в собственных силах?)

-Какое из этих чувств самое главное?

-Прочитайте диалог Пети и Евдокии Васильевны.

-Какова же сила красоты? Какие строчки можно назвать главными в этой сказке? Прочитайте.

ИТОГ: Воздействие красоты заключается в её способности вдохновлять и придавать уверенность в собственных силах, вселять веру в себя.

г)чтение сказки «Давно бы так, заяц.»по ролям (3мин)

-Просмотрите текст и скажите, сколько здесь действующих лиц.

д)работа по содержанию (4мин) (чтение вопросов с.35)

-Как вы думаете, это тот же Заяц, что из предыдущей сказки? (Заяц напуган, и поэтому суетлив, не может сосредоточиться на красоте окружающего мира, т.е. это тот же суетливый Заяц, только другой повод для суеты)

-Что мешает Зайцу любоваться закатом?

-Его отвлекают внешние события или собственные мысли? Прочитай строчки, из которых это понятно.

-Какое чувство, овладевшее Зайцем, неприятно ему самому?

-Что же изменилось, когда ему удалось справиться с этим чувством? (Заяц преобразился, «похорошел», как выразилась белка)

-Как ты думаешь, благодаря чему заяц похорошел? (У него полностью изменилось ощущение себя в мире.)

-Прочитайте строки, иллюстрирующие это. (с. 35)

-Чем эта сказка похожа на предыдущую ? В чём в данном случае сила красоты? (Заяц, как и Поросёнок почувствовал себя свободным и ощутил веру в собственные силы под воздействием красоты. ( В данном случае сила красоты помогла Зайцу избавиться от страха, который мешал ему сосредоточиться.)

е) работа в паре (3 мин)

-Найдите в обеих сказках строки, подтверждающие, что красота способна творить чудеса - преображать душу, делать её свободной и красивой.

-Договоритесь, в какой сказке сосед, а в какой ты найдёшь эти строки и прочитаете их друг другу.

Проверка:

-Какая пара удовлетворена работой друг друга?

-У кого были разногласия, но сосед сумел убедить в правильности своего мнения?

-Кто не доволен работой с соседом? В чём заключается недовольство?

-Прочитаем строки, которые подтверждают, что красота способна творить чудеса - преображать душу, делать её свободной и красивой. И даже внешне пребражает героя.




V. Физминутка

Цель для учителя: Дать детям возможность получить заряд бодрости для дальнейшей работы.

Цель для учащихся: Получить удовольствие от движения и переключиться на новую работу.

ФИЗМИНУТКА (1мин)

-Как играли Поросёнок и Заяц? У нас есть похожая разминка.

«Прыгуны»

Жили-были прыгуны.

- Мы допрыгнем до Луны.

Ввысь их вышвырнул батут.

- Где вы, прыгуны?

- Мы тут.




VI.Поход в музейный дом

Цель для учителя: Помочь детям увидеть в художественном произведении движение и звучание жизни.

Цель для учащихся: Используя инструменты ( рамка), выделять фрагменты, показывающие движение и звук в картине. Уметь работать в группе.


ПОХОД В МУЗЕЙНЫЙ ДОМ (8мин)

а) Ван Гог «Огороженное поле. Восход солнца.» (3 мин)

-Евдокия Васильевна задала детям вопрос, прочитайте его.(Чувствует ли художник красоту мира?)

-Как вы ответите на этот вопрос?

-А теперь прочитайте, какие впечатления произвели картины на Таню и Костю.

-Вам нравятся наблюдения ребят?

-Как художнику удаётся изобразить движение? ( жёлто-лимонные прерывисто-мозаичные мазки, которыми испещрено поле, создают оптический эффект движения)

-Рассмотрите их через лупу.

-Где хранится эта картина? А где «Звёздная ночь»?

б) Ван Гог «Звёздная ночь» (3 мин)

-Вам нравится, как художник предаёт своё впечатление от звёздной ночи?

-Выделите рамкой самые красивые фрагменты (горизонтальный и вертикальный) со звёздными спиралями, поделитесь своим впечатлением.

-А теперь выделите два фрагмента (горизонтальный и вертикальный) с церковкой.

-Какая композиция тебе кажется самой выразительной?

-Прочитайте разговор ребят (с. 36)

-Мог ли Костя, рассматривая картину, слышать музыку, которая звучала на дне рождения Гены?

Слушание музыки. «Музыкальный момент №5 фа минор» Франца Шуберт

в) Интерактивная картина. (1 мин)

-Посмотрите, как оживил эту картину программист. Посмотрите на репродукцию, закройте глаза. Медленно открывайте их, как только услышите музыку.

НА ДОСКЕ (запись появляется по мере работы) (1 мин)

У КРАСОТЫ нет точного определения, КРАСОТА может быть разной.

Под воздействием красоты человек:

  • может изменить своё отношение к чему-либо и сам меняется

  • понимает, что красота в самих людях, в их талантах и способностях

  • получает возможность почувствовать себя свободным и ощутить веру в собственные силы

  • убеждается, что красота способна творить чудеса - преображать душу, делать её свободной и красивой, даже внешне преображает

  • стремится поделиться впечатлениями через творчество

4.

Итог урока (3мин)


VII.Итог урока

Цель для учителя: Помочь детям проанализировать проделанную работу и сформулировать выводы. Провести релаксацию.

Цель для учащихся: Проследить достижение целей на всех этапах урока. Дать эмоциональную окраску проделанной работе.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.(3мин)

- Какие новые произведения мы изучали сегодня?

- Для чего мы их изучали?

- На каких этапах урока мы с вами пытались понять как воздействует на человека красота?

- Какой этап урока для вас был самым интересным? Почему?

- Оцените друг друга. Кому удавалось наиболее ярко выражать свою точку зрения?

-Разместите свои фотографии на том этапе урока, который на ваш взгляд был наиболее ярким и помогал понять как воздействует красота на человека.


5.









Домашнее задание (1мин)











VIII. Работа на дом

Цель для учителя: Закрепить полученные знания на практике путем передачи своих впечатлений членам семьи.

Цель для учащихся: Усвоить полученные знания и применить их в ходе общения




ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.(1мин)

-Кто будет делиться впечатлениями от урока дома?

-О чём вы расскажете своим близким?

-В какой области у вас остался интерес после сегодняшнего урока? (Возможно, выяснить точнее, где хранятся картины Ван Гога; возможно, поискать произведение, в котором показано такое воздействие красоты, которое мы не встретили в рассматриваемых нами произведениях.)

-Попытайтесь понять как воздействует на нас красота в произведениях А. Фета

По выбору:

1.стр.19-21 тетрадь №2 №4 1стихотворение

2.стр.19-21 тетрадь №2 №4 2стихотворение

-Сформулируйте это ваше понимание, чтоб мы могли пополнить копилку наших открытий.



конспект урока лит. чтения УМК ПНШ
  • Начальные классы
Описание:

конспект урока литературного чтения по УМК ПНШ "Пытаемся понять, как на нас воздействует красота" на материале произведений Сергея Козлова

«Не улетай, пой, птица!», «Давно бы так. Заяц!» Поход в Музейный дом. Картины Ван Гога «Огороженное поле.Восход солнца.» «Звёздная ночь»

ЦЕЛИ УРОКА:

·        Познакомить с новыми литературными произведениями и новыми картинами.

·        Формировать у учащихся логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес.

·        Воспитывать эстетический вкус, умение работать в команде, уважение к точке зрения собеседника и стремление аргументировано отстаивать свою точку зрения,.

ЗАДАЧИ УРОКА:

·        Научить детей давать оценку смысла всего текста по его названию, определять тему и основную мысль произведения.

·        Обнаружить проблему «как на нас воздействует красота» и получить палитру мнений.

·        Увидеть авторскую точку зрения и учить формировать собственную  при восприятии литературного произведения.

.

Автор Баринова Ольга Викторовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2989
Номер материала 17655
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓