Главная / Русский язык и литература / Конспект урока краеведения по материалам школьного музея

Конспект урока краеведения по материалам школьного музея

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Благовар муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан









Конспект

урока – краеведения

по теме

hello_html_m3846bebc.gifпроведенного в 6 классе


Учителем русского языка и литературы


Горн Еленой Викторовной


(по материалам школьного краеведческого музея)





















Благовар

2014

Тема урока:

История возникновения села Благовар


Цель урока:

  1. Познакомить детей с образованием с.Благовар, с его историей.

  2. Формировать у детей чувство патриотизма.

  3. Воспитывать уважение к своему наследию.


Оборудование урока:

  1. Карта Благоварского района.

  2. Фотоальбом с изображением села, его организаций и людей, работающих в этих организациях.


Предварительная подготовка:

В ходе подготовки к уроку учащиеся совместно с классным руководителем вели поисковую работу, в результате которой были представлены интересные материалы, собранные из разных источников.


Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.


Учитель:

Ребята, сегодня мы будем говорить о своей малой Родине. Как вы понимаете это выражение?


Ученик:

Это край, где мы родились, живем и учимся. Это наша родина – Благовар.


Учитель:

Верно, это наша малая родина, которую мы любим. А любить родину, значит знать ее историю, изучать ее. И сегодня мы с вами сделали первый шаг в изучении нашего села. Наше село появилось благодаря строительству железной дороги.

Строительство железной дороги в наших местах началось в 1912 году. На этом месте росли огромные деревья, был сплошной лес. Необходимо было заняться вырубкой определенной лесополосы. Этот лес принадлежал помещику Благову. Одновременно со строительством железной дороги велось строительство вокзала (нынешнее здание), всех четырех казарм, которые сохранились до сегодняшнего дня. Как велось строительство, нам расскажет Данил Ермаков.


Ученик:

Из воспоминаний старожил. На работу приезжали люди из близлежащих деревень на лошадях. Они целый день возили землю, камни, делали насыпь для железной дороги. Бригадиром в то время был Равков Яков Селантьевич, который жил в д. Поносово, родом он из Беларуссии. Равков Я.С. одним из первых переехал из д. Поносово в Благовар. Он является дедушкой Муслимовой Раисы Федоровны, отцом Фабриковой Нины Яковлевны – наших учителей-ветеранов. Об этом человеке писали в газете «Благоварские вести».

Люди стали переезжать сюда из близлежащих деревень: Голышево, Александровка, Поносово, Самарино, Моисеево, Балышлы, так как работали на строительстве железной дороги. Строили себе небольшие домики, землянки, в которых и жили. Когда были построены казармы, то семьи железнодорожников переехали туда. В одной из казарм находился медпункт.


Учитель:

А дальше нам расскажет Якупова Алина.


Ученик:

Из воспоминаний Чувилиной Н.Ф. (Шилиной). Из Рязанской области приехали два представителя, один из них – Лебедев, которые занимались закупкой зерна у населения. Они построили большой бревенчатый склад (приблизительно на усадьбе Кирсановых и Равковых). Закупали зерно, затем отправляли его на лошадях в Давлеканово, а потом в Рязань. А когда построили железную дорогу, то отправляли по железной дороге. Таким образом, Рязанская область закупала зерно в Башкирии.


Учитель:

А теперь нам расскажет Сабитов Ильмир


Ученик:

На усадьбах Гусаковых и Еникеевых была построена мельница. На мельницу приезжали все жители окружающих деревень, создавалась очередь, приходилось ждать по 2-3 суток.

Позднее для семей железнодорожников построили общую баню.


Учитель:

Продолжит Кибардин Денис.


Ученик:

Из воспоминаний Заржицкой Марьи Михайловны (Костровой). Ее отец был железнодорожником. По другую сторону дороги был лес, туда дети ходили за ягодами, которых было очень много. Однажды проходил верблюжий караван, куда они шли – не знает. Было два частных магазина. Построены два резервуара, которые служили для заправки тепловозов, (позже один из них был передан под школу). Воду качали из водокачки. На берегу водокачки был построен то ли санаторий, то ли больница. Там было много людей и некоторые ходили в белых халатах. Дома были построены в основном поближе к вокзалу – нынешняя улица – Октябрьская.


Ученик: (Сиразетдинова Ирина)

Из воспоминаний Колобовой Н.Ф.(Дейниченко). Она вспоминала, что была улица Собачий переулок. Там в основном жили богатые люди. Был помещик Данилов, его земли находились за водокачкой. Он был хорошим помещиком, очень хорошо относился к наемным рабочим, хорошо их кормил и платил. Построил дом, он и сейчас стоит, в нем проживает Камалетдинова Аниса. А рядом построил дом его зять – Жуков Михаил. Он в свое время являлся секретарем комсомольской организации села. Дочь помещика была одной из первых учителей Благоварской начальной школы.


Ученик: (Игнатьев Егор).

Из воспоминаний Зиминой Екатерины. В 1929 году был построен элеватор и все зерно было заложено на склады. Когда строили элеватор и копали землю под фундамент, то находили останки людей, говорили, что во время Гражданской войны по железной дороге привозили тела то ли белых, то ли красных и закапывали в общей могиле. Работники элеватора хотели сделать перезахоронение, но было ли оно, Зимина не помнит.



Ученик: (Иванова Вероника):

Из воспоминаний старожилов. Школы в Благоваре не было до 1929 года. Все дети из Благовара ходили в Самаро-Михайловскую школу, которая находилась в деревне Ильинка, за два километра от Благовара. А с5 по 7 классы учились в Самаринской семилетней школе.


Учитель:

В 30-е годы по стране началась коллективизация, которая коснулась и нашего села. Как вы понимаете слово коллективизация?


Ученик Ермаков Данил.

В стране начали образовываться колхозы и совхозы, и население страны стало вступать в них. Бедный люд легко вступал, но богатые нет. Их начали раскулачивать, то есть насильно отбирать имущество, а тех, кто был не согласен, отправляли в Сибирь.


Учитель.

Верно. Но в нашем селе очень зажиточных не было. Было 4-5 семей со средним достатком, у которых были небольшие дома и небольшое хозяйство. Одним из таких семейств была семья Зимина Фаддея, который жил через дорогу от резервуара. Эти семьи раскулачили, а глав их забрали, и они больше не вернулись домой.

В 1931 году образовался Благоварский район, центром которого должна была стать станция Благовар, но не нашлось подходящего здания для администрации района. Таким образом центром района Благоварский выбрали село Языково, где к тому времени был двухэтажный деревянный дом, в котором и разместилась администрация района. Дом этот находился приблизительно около современного здания полиции.


Учитель:

Итак, наше село растет и развивается. Самой старшей организацией был медпункт. Сначала он находился в одной из квартир железнодорожных казарм, затем через дорогу от нынешнего магазина РайПО, рядом с домом Андрияшиной З.Г., затем по улице Октябрьской через дорогу от резервуара в здании начальной школы. Сейчас в здании бывшего медпункта живут семьи Хамковой-Беззубовой Елены и Туктаровой- Халитовой Надежды.

Затем построен элеватор в 1929 году, позднее в этом же году начальная школа.

В 30-е годы нефтебаза, как филиал Чишминской нефтебазы. Затем МТС, РТС, «Сельхозтехника», позже откормочная база, на базе которого образовался совхоз «Благоварский», свеклобаза, «Сельхозхимия». В Благоваре к концу 20 века было 9 организаций, из которых осталось только 3 – школа, медпункт, элеватор, остальные по тем или иным причинам закрылись.

Много можно рассказывать о нашем селе, но наш урок подошел к концу. Это был первый урок, который мы провели по материалам музея. Я надеюсь, что данный вид работы мы с вами продолжим и в течение года еще проведем три урока. Что же вы сегодня запомнили и унесли с собой в памяти?


(Ответы учеников)


Учитель:

Я рада, что сегодня вы много узнали, это и ваш огромный труд в проведении сегодняшнего урока. Большое спасибо всем. Урок оконче. До свидания.




Конспект урока краеведения по материалам школьного музея
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока:

История возникновения села Благовар

 

Цель урока:

  1. Познакомить детей с образованием с.Благовар, с его историей.
  2. Формировать у детей чувство патриотизма.
  3. Воспитывать уважение к своему наследию.

 

Оборудование урока:

  1. Карта Благоварского района.
  2. Фотоальбом с изображением села, его организаций и людей, работающих в этих организациях.

 

Предварительная подготовка:

В ходе подготовки к уроку учащиеся совместно с классным руководителем вели поисковую работу, в результате которой были представлены интересные материалы, собранные из разных источников.

 

Ход урока:

 

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.

 

 

 

 

 

 

Автор Горн Елена Викторовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 560
Номер материала 47930
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓