Инфоурок География Другие методич. материалыКонспект урока ко Дню местного самоупавления

Конспект урока ко Дню местного самоупавления

Скачать материал

Тема урока «Местное самоуправление»

 

         Цели урока:

Обучающая: обеспечить усвоение знаний по данной теме; опираясь на имеющиеся знания по  Конституции  РФ, систематизировать их применительно к данной теме.

Развивающая: развивать умение учащихся самостоятельно отбирать, анализировать информацию, формировать собственную точку зрения по обсуждаемой проблеме.

Воспитательная: способствовать формированию у учащихся правовой и политической культуры, активной жизненной позиции, понимания ответственности и важности участия в местном самоуправлении.

 

План урока

1.            Понятие самоуправления.

2.            Из истории становления местного самоуправления.

3.            Конституция РФ о местном самоуправлении.

 

Учебно - методическое обеспечение урока:

Источники:

1.     Конституция РФ

2.     Законы о местном самоуправлении

 

Оборудование:

Мультимедийный проектор, презентация, задания группам по истории становления местного самоуправления. Тесты

 

Межпредметные связи:

история России, всеобщая история, обществознание

 

Термины и понятия:

Самоуправление, местное самоуправление, структура местного самоуправления,  вопросы местного значения, представительный орган муниципального образования.

 

Ход урока.

1.     Учитель:


Александр Исаевич Солженицын,  великий советский диссидент,   не менее великий патриот России,  после 18 лет эмиграции в 1994 году вернулся  в Россию.     Он верил, что можно улучшить и жизнь, и власть.

«Демократия не должна быть насажена, как колпак. Демократия может только расти,  как все растения, - снизу вверх. Должна быть прежде демократия малых пространств…»

?? О чем он говорит?

- О местном самоуправлении

-Да, он дальше продолжает: «Должно быть прежде самоуправление местное».

 

И это тема сегодняшнего урока.

21 апреля в России  второй раз отмечается   «День местного самоуправления», который  был установлен Указом Президента РФ Владимиром  Путиным от 10 июня 2012 г. № 805.  Новый памятный день, как сказано в тексте Указа, «установлен в целях повышения роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества».

Именно 21 апреля в 1785 году императрицей Екатериной II была утверждена «Жалованная грамота городам» , фактически положившая начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.

Исторический опыт показал, что путь к правовому государству, гражданскому обществу лежит через правильно организованное местное самоуправление.

Наиболее полное и широкое толкование термину «самоуправление» было дано еще в XVII веке  в Англии. Из Англии в середине  XIX в. термин был заимствован Германией и в 60-х годах - Россией. Существует более 30 определений понятия «самоуправление».

?? Что такое самоуправление?

В Конституции РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление определяется как самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения.

 

Постановка проблемного задания:

Перед нами стоит задача, определить,  в  чем заключается польза местного самоуправления для общества.

 

Работа в группах.

 

Понять многие вопросы  помогает история. И мы обратимся к ней. Попытаемся охарактеризовать роль каждого этапа в формировании местного самоуправления в России.

 

Задание  № 1.

 

На основании  отрывка из книги историка В.Лугового «Выборы в средневековом Новгороде» дайте характеристику особенностям самоуправления в Новгороде.

 

Новгород был разделен не только на десять сотен, но и на пять самостоятельных административных районов (концов).

В концах проживали бояре и зависимые от них люди. Управление этими единицами осуществлялось выбранным из боярства посадником.

С установлением республиканских порядков власть выборного посадника распространилась на все новгородские административно-территориальные единицы. Во главе этих единиц стояли избираемые населением должностные лица - сотские и уличанские старосты.

В каждом новгородском районе имелось территориальное собрание - вече. Там принимались решения по различным повседневным вопросам, формировалось собственное ополчение, избирались должностные лица - староста и его помощники (управа). Принцип непосредственного участия новгородцев в управлении был положен в основу деятельности всех звеньев администрации.

На общегородском вече концы соперничали при выборах посадника и других должностных лиц, боролись за политическую власть и экономическое влияние, за контроль над огромной территорией Русского Севера.

 

?? Какие особенности самоуправления в Новгороде назовете?

 

Задание  №2.

 

Самоуправление в России вот уже несколько столетий связано с земской идеей – идеей народности, власти, исходящей от земли, от народа.

Земская реформа Ивана IV была призвана заменить в местном управлении назначаемых чиновников представителями местного сообщества, т.е. отменить систему кормлений.

По его реформе земские и губные старосты избирались населением. В их задачу входило выполнение поручений центрального правительства по управлению, прежде всего – сбор налогов. Решение местных проблем – второстепенное дело. Прогрессивный элемент – внедрение выборного начала в управление.

 

Задание  №3.

 

Прочитайте историческую справку о развитии самоуправления в эпоху Екатерины II. Сделайте вывод о характере реформирования местного самоуправления. Историческая справка:

 

Реформы Петра I скорее усиливали роль государства, нежели развивали идею местного самоуправления. Более глубокий след в области местного управления оставили реформы Екатерины. При ней появляются «земские суды» и «земская полиция», «приказы общественного призрения», «земские повинности», самоуправление получают дворянство и городские сословия. «Земство» отождествляется с организацией жизни «по правде и совести», когда справедливость достигается через гармонию системы сословных интересов. С тех пор земская идея постоянно присутствовала во всех российских реформах.

Особый интерес представляет документ - «Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской Импе­рии», принятая Екатериной II в 1785 г.

«Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской им­перии» 1785 года устанавливала права и привилегии городов. Она за­крепляла право собственности города на «земли, сады, поля, луга, реки,  леса...». Каждый город  должен был иметь свой герб.

Кроме Общей и Шестигласной дум Положением 1785 г. уста­навливался еще и третий орган - собрание «общества градского». В нем могли участвовать все члены «общества градского», но право голоса и пассивное избирательное право имели только достигшие 25-летнего возраста и обладавшие капиталом, проценты с которого приносили доход не менее 50 рублей.

?? Каков характер местного самоуправления?  (сословный)

 

Задание  №4.

 

Прочтите    историческую    справку    о    земствах    в России. Охарактеризуйте структуру и функции земств в 1864-1917 г.г. в России. В чем заключался положительный опыт земств в России?

Историческая справка:

 

Новое развитие идея земства получила после отмены крепостного права. До введения земств в стране существовало только сословное самоуправление. Однако теперь впервые создавалось всесословное самоуправление - самоуправление гражданское: земство выбиралось гражданами, а не корпоративными объединениями. В 1864-1917 гг. были проведены три земские реформы (1864г.,1890 г. и 1917г.). Все они преследовали цель децентрализации управления. Земские учреждения включали в себя распорядительный орган (земское собрание) и исполнительный (земская управа). Земства сами выбирали руководящие органы, сами определяли направление своей деятельности. Личный состав органов земства не принадлежал к профессиональному чиновничеству (так как исполнял свои обязанности не по назначению правительства, а по выбору местного населения). Земские учреждения решали практические задачи местного значения: народное образование, здравоохранение, дорожные дела, сельское хозяйство, ветеринария, пути и средства сообщения, продовольственное дело, статистика и т.п.

Принципиальной основой земского самоуправления явилось привлечение к непосредственному участию в работе тех групп и лиц, нужды которых обслуживались. Так ломалась строгая корпоративность российского общества и складывалось общество граждан.

 

После Октябрьской революции началась повсеместная ликвида­ция земств, которая завершилась к лету 1918 г.

Новый этап становления и развития в России местного само­управления начался в стране в 1993 г. Следует отметить, что Россия всегда тяготела к заимствованию и использованию зарубежного опыта.  Примером является  принятие Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Разработчики данного закона сумели добиться разумного сочетания положительных аспектов отечественного и зарубежного опыта  создания и функционирования системы местного самоуправления.

Так, в основу Закона была положена немецкая модель местного самоуправления, характеризующаяся многообразием форм осуществления местной власти в сочетании со значительным государственным регламентированием. Кроме того, была создана двухуровневая модель местного самоуправления и четко определена компетенция каждого уровня, как в германской и англосаксонской моделях местного самоуправления. Также впервые в России законодательно была закреплена такая организационная форма, как «Совет», возникшая  в США.

 

А что гласит  «Европейская хартия», принятая Конгрессом Совета Европы в 1985 году:

 

Под местным самоуправлением в «Хартии» понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках
закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного тайного равного прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными и исполнительными органами. Органы местного самоуправления провозглашаются «Хартией» как основа демократического строя, поэтому принцип местного самоуправления должен быть признан конституциями всех подписавших его стран.

 

Закрепление. Тесты.

 

1.  Под местным самоуправлением понимается:

а) самостоятельность населения в решении определенных вопросов

б)  самостоятельная деятельность, совершаемая под свою ответственность

в)  решение местных вопросов

г)  все перечисленное

 

2.     К формам осуществления местного самоуправления относятся:

а) референдум

б) выборы

в) сход

г) все перечисленное

 

3. Структура органов местного самоуправления определяется: 

а) органами государственной  власти субъекта

б) самостоятельно населением

в)  населением совместно с органами государственной власти

г)  нет верного ответа

 

4. К ведению местного самоуправления не относится:

 а) организация транспортного обслуживания

 б) регулирование планировки территории

 в) формирование местного бюджета

 г) принятие региональных программ развития

 

 5. Наличие каких органов местного самоуправления является обязательным?

 а) назначенных

 б) выборных

 в) временных

 г) постоянных

 

 

 ??  А теперь возвращаемся к нашей проблеме:

 

 В чем польза местного самоуправления для общества?

 

Выводы:

- близость нужд и проблем граждан;

- развитие самостоятельности, энергии и предприимчивости в гражданах;

- общественная жизнь распределяется равномерно по всему государству, а не стягивается к центру;

- связывает администрацию с народом;

- дает гражданам ближайшее и практическое знакомство с общественными делами.

 

Заключение:

Президент В.В.Путин как-то признал: «Мы богатая страна бедных людей». И надежды на улучшение жизни он связывает, прежде всего, с молодыми и энергичными людьми.

Я желаю вам быть достойными гражданами России, найти себя и свое место в жизни!

Спасибо за урок!

 

Терминологический словарь

Депутат – лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в муниципальный или федеральный представительный орган на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании.

Органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока ко Дню местного самоупавления"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный бухгалтер

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Ко Дню местного самоуправления

 

Тема урока «Местное самоуправление»

 

         Цели урока:

Обучающая: обеспечить усвоение знаний по данной теме; опираясь на имеющиеся знания по  Конституции  РФ, систематизировать их применительно к данной теме.

Развивающая: развивать умение учащихся самостоятельно отбирать, анализировать информацию, формировать собственную точку зрения по обсуждаемой проблеме.

Воспитательная: способствовать формированию у учащихся правовой и политической культуры, активной жизненной позиции, понимания ответственности и важности участия в местном самоуправлении.

 

План урока

1.            Понятие самоуправления.

2.            Из истории становления местного самоуправления.

3.            Конституция РФ о местном самоуправлении.

 

Учебно - методическое обеспечение урока:

Источники:

1.     Конституция РФ

2.     Законы о местном самоуправлении

 

Оборудование:

Мультимедийный проектор, презентация, задания группам по истории становления местного самоуправления. Тесты

 

Межпредметные связи:

история России, всеобщая история, обществознание

 

Термины и понятия:

Самоуправление, местное самоуправление, структура местного самоуправления,  вопросы местного значения,представительный орган муниципального образования.

 

Ход урока.

1.    Учитель:


Александр Исаевич Солженицын,  великий советский диссидент,   не менее великий патриот России,  после 18 лет эмиграции в 1994 году вернулся  в Россию.     Он верил, что можно улучшить и жизнь, и власть.

«Демократия не должна быть насажена, как колпак. Демократия может только расти,  как все растения, - снизу вверх. Должна быть прежде демократия малых пространств…»

?? О чем он говорит?

- О местном самоуправлении

-Да, он дальше продолжает: «Должно быть прежде самоуправление местное».

 

И это тема сегодняшнего урока.

21 апреля в России  второй раз отмечается   «День местного самоуправления», который  был установлен Указом Президента РФ Владимиром  Путиным от 10 июня 2012 г. № 805.  Новый памятный день, как сказано в тексте Указа, «установлен в целях повышения роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества».

Именно 21 апреля в 1785 году императрицей Екатериной II была утверждена «Жалованная грамота городам» , фактически положившая начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.

Исторический опыт показал, что путь к правовому государству, гражданскому обществу лежит через правильно организованное местное самоуправление.

Наиболее полное и широкое толкование термину «самоуправление» было дано еще в XVII веке  в Англии. Из Англии в середине  XIX в. термин был заимствован Германией и в 60-х годах - Россией. Существует более 30 определений понятия «самоуправление».

?? Что такое самоуправление?

В Конституции РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление определяется как самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения.

 

Постановка проблемного задания:

Перед нами стоит задача, определить,  в  чем заключается польза местного самоуправления для общества.

 

Работа в группах.

 

Понять многие вопросы  помогает история. И мы обратимся к ней. Попытаемся охарактеризовать роль каждого этапа в формировании местного самоуправления в России.

 

Задание  № 1.

 

На основании  отрывка из книги историка В.Лугового «Выборы в средневековом Новгороде» дайте характеристику особенностям самоуправления в Новгороде.

 

Новгород был разделен не только на десять сотен, но и на пять самостоятельных административных районов (концов).

В концах проживали бояре и зависимые от них люди. Управление этими единицами осуществлялось выбранным из боярства посадником.

С установлением республиканских порядков власть выборного посадника распространилась на все новгородские административно-территориальные единицы. Во главе этих единиц стояли избираемые населением должностные лица - сотские и уличанские старосты.

В каждом новгородском районе имелось территориальное собрание - вече. Там принимались решения по различным повседневным вопросам, формировалось собственное ополчение, избирались должностные лица - староста и его помощники (управа). Принцип непосредственного участия новгородцев в управлении был положен в основу деятельности всех звеньев администрации.

На общегородском вече концы соперничали при выборах посадника и других должностных лиц, боролись за политическую власть и экономическое влияние, за контроль над огромной территорией Русского Севера.

 

?? Какие особенности самоуправления в Новгороде назовете?

 

Задание  №2.

 

Самоуправление в России вот уже несколько столетий связано с земской идеей – идеей народности, власти, исходящей от земли, от народа.

Земская реформа Ивана IVбыла призвана заменить в местном управлении назначаемых чиновников представителями местного сообщества, т.е. отменить систему кормлений.

По его реформе земские и губные старосты избирались населением. В их задачу входило выполнение поручений центрального правительства по управлению, прежде всего – сбор налогов. Решение местных проблем – второстепенное дело. Прогрессивный элемент – внедрение выборного начала в управление.

 

Задание  №3.

 

Прочитайте историческую справку о развитии самоуправления в эпоху Екатерины II. Сделайте вывод о характере реформирования местного самоуправления. Историческая справка:

 

Реформы Петра I скорее усиливали роль государства, нежели развивали идею местного самоуправления. Более глубокий след в области местного управления оставили реформы Екатерины. При ней появляются «земские суды» и «земская полиция», «приказы общественного призрения»,«земские повинности», самоуправление получают дворянство и городские сословия. «Земство» отождествляется с организацией жизни «по правде и совести», когда справедливость достигается через гармонию системы сословных интересов. С тех пор земская идея постоянно присутствовала во всех российских реформах.

Особый интерес представляет документ - «Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской Импе­рии», принятая Екатериной II в 1785 г.

«Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской им­перии» 1785 года устанавливала права и привилегии городов. Она за­крепляла право собственности города на «земли, сады, поля, луга, реки,  леса...». Каждый город  должен был иметь свой герб.

Кроме Общей и Шестигласной дум Положением 1785 г. уста­навливался еще и третий орган - собрание «общества градского». В нем могли участвовать все члены «общества градского», но право голоса и пассивное избирательное право имели только достигшие 25-летнего возраста и обладавшие капиталом, проценты с которого приносили доход не менее 50 рублей.

?? Каков характер местного самоуправления?  (сословный)

 

Задание  №4.

 

Прочтите    историческую    справку    о    земствах    в России. Охарактеризуйте структуру и функции земств в 1864-1917 г.г. в России. В чем заключался положительный опыт земств в России?

Историческая справка:

 

Новое развитие идея земства получила после отмены крепостного права. До введения земств в стране существовало только сословное самоуправление. Однако теперь впервые создавалось всесословное самоуправление - самоуправление гражданское: земство выбиралось гражданами, а не корпоративными объединениями. В 1864-1917 гг. были проведены три земские реформы (1864г.,1890 г. и 1917г.). Все они преследовали цель децентрализации управления. Земские учреждения включали в себя распорядительный орган (земское собрание) и исполнительный (земская управа). Земства сами выбирали руководящие органы, сами определяли направление своей деятельности. Личный состав органов земства не принадлежал к профессиональному чиновничеству (так как исполнял свои обязанности не по назначению правительства, а по выбору местного населения). Земские учреждения решали практические задачи местного значения: народное образование, здравоохранение, дорожные дела, сельское хозяйство, ветеринария, пути и средства сообщения, продовольственное дело, статистика и т.п.

Принципиальной основой земского самоуправления явилось привлечение к непосредственному участию в работе тех групп и лиц, нужды которых обслуживались. Так ломалась строгая корпоративность российского общества и складывалось общество граждан.

 

После Октябрьской революции началась повсеместная ликвида­ция земств, которая завершилась к лету 1918 г.

Новый этап становления и развития в России местного само­управления начался в стране в 1993 г. Следует отметить, что Россия всегда тяготела к заимствованию и использованию зарубежного опыта.  Примером является  принятие Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Разработчики данного закона сумели добиться разумного сочетания положительных аспектов отечественного и зарубежного опыта  создания и функционирования системы местного самоуправления.

Так, в основу Закона была положена немецкая модель местного самоуправления, характеризующаяся многообразием форм осуществления местной власти в сочетании со значительным государственным регламентированием. Кроме того, была создана двухуровневая модель местного самоуправления и четко определена компетенция каждого уровня, как в германской и англосаксонской моделях местного самоуправления. Также впервые в России законодательно была закреплена такая организационная форма, как «Совет», возникшая  в США.

 

А что гласит  «Европейская хартия», принятая Конгрессом Совета Европы в 1985 году:

 

Под местным самоуправлением в «Хартии» понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках
закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного тайного равного прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными и исполнительными органами. Органы местного самоуправления провозглашаются «Хартией» как основа демократического строя, поэтому принцип местного самоуправления должен быть признан конституциями всех подписавших его стран.

 

Закрепление. Тесты.

 

1.  Под местным самоуправлением понимается:

а) самостоятельность населения в решении определенных вопросов

б)  самостоятельная деятельность, совершаемая под свою ответственность

в)  решение местных вопросов

г)  все перечисленное

 

2.    К формам осуществления местного самоуправления относятся:

а) референдум

б) выборы

в) сход

г) все перечисленное

 

3. Структура органов местного самоуправления определяется: 

а) органами государственной  власти субъекта

б) самостоятельно населением

в)  населением совместно с органами государственной власти

г)  нет верного ответа

 

4. К ведению местного самоуправления не относится:

 а) организация транспортного обслуживания

 б) регулирование планировки территории

 в) формирование местного бюджета

 г) принятие региональных программ развития

 

 5.Наличие каких органов местного самоуправления является обязательным?

 а) назначенных

 б) выборных

 в) временных

 г) постоянных

 

 

 ??  А теперь возвращаемся к нашей проблеме:

 

 В чем польза местного самоуправления для общества?

 

Выводы:

- близость нужд и проблем граждан;

- развитие самостоятельности, энергии и предприимчивости в гражданах;

- общественная жизнь распределяется равномерно по всему государству, а не стягивается к центру;

- связывает администрацию с народом;

- дает гражданам ближайшее и практическое знакомство с общественными делами.

 

Заключение:

Президент В.В.Путин как-то признал: «Мы богатая страна бедных людей». И надежды на улучшение жизни он связывает, прежде всего, с молодыми и энергичными людьми.

Я желаю вам быть достойными гражданами России, найти себя и свое место в жизни!

Спасибо за урок!

 

Терминологический словарь

Депутат – лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в муниципальный или федеральный представительный орган на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании.

Органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 042 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 1586
    • DOCX 37.7 кбайт
    • 62 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Аккужина Рамиля Рафкатовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Аккужина Рамиля Рафкатовна
    Аккужина Рамиля Рафкатовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13368
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 209 человек

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 285 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 729 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 220 человек

Мини-курс

Эффективное планирование и управление временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Коррекция нарушений у детей: сна, питания и приучения к туалету

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе