Главная / Технология / Конспект урока: Классификация профессий 9 класс

Конспект урока: Классификация профессий 9 класс

hello_html_m29b75ef9.gifhello_html_m7792e3cc.gifhello_html_m685a51df.gifhello_html_m3d7aace9.gifhello_html_4f5ca023.gifhello_html_19af6d23.gifhello_html_m765f06db.gifhello_html_615d57c7.gifhello_html_1bac71b3.gifhello_html_m1257f8c2.gifhello_html_m481275cc.gifhello_html_m389149a8.gifhello_html_m2695e871.gifhello_html_m6ec81d41.gifhello_html_33be5ae4.gifhello_html_m4e3c27e0.gifhello_html_m4d3751b4.gifhello_html_7c8ecd1.gifhello_html_m130c3188.gifhello_html_m63f7b31.gif

Конспект урока: Классификация профессий.

Разработала: учитель технологии Мазуркевич Е.И.

г. Дзержинск МБОУ СОШ №39

Если вы удачно выберете труд и 
вложите в него всю свою душу, то
счастье само вас отыщет.
Константин Дмитриевич Ушинский

В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. определена миссия образования – реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала. В соответствии с этим провозглашена задача – формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации.

Необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.

В Т

Раздел: Профессиональное самоопределение

Тема: Классификация профессий.

Класс: 9класс

Цели урока:

  1. Предметные цели:

а) Способствовать формированию и развитию умений и навыков учащихся ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности б) Способствовать запоминанию таких понятий как профессия, специальность, классификация, классификация профессий, в) Способствовать осознанию важности правильного, безошибочного пути при выборе профессии и выяснить последствия ошибок, способствовать повышению уровня мотивации при выборе профессии г) Создать условия для выявления причинно- следственных связей при изучении классификации по Климову.

  1. Личностные цели:

а) Способствовать развитию речи учащихся, посредствам использования новых понятий, обогащению словарного запаса при знакомстве учащихся с новыми «экзотическими профессиями» б) Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (учить анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать, доказывать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы) в) Развивать способность к самооценке своих интеллектуальных возможностей необходимых при выборе профессии г) Способствовать развитию таких личностных качеств как умение работать в группе (игра « Мозаика» и «Угадай профессию»), взаимопомощь, взаимозаменяемость, дружба д) Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к технологии и развитию трудовых качеств личности.





  1. Метапредметные цели: а) Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям, к соблюдению норм и правил культуры труда б) Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся при работе с различными источниками информации, включая энциклопедии, словари Интернет-ресурсы и другие базы данных при выполнении опережающего задания вне урока.





Методическое оснащение урока:



  1. Материально-техническая база:

1. Кабинет технологии 2.Компьютер проектор, экран, презентации.

  1. Дидактическое обеспечение: учебник Технология, 9класс М.:В ентана-Граф, 2010г., дополнительная литература ( словари, справочники), карточки-задания, инструкции к игре «Угадай профессию» и «Мозаика»

  2. Тип урока: Комбинированный

  3. Вид урока: Урок-игра

  4. Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, словесный-дискуссия, самостоятельная работа с учебником, частично-поисковый (эвристический), исследовательский, практический- интеллектуальная игра «Угадай профессию», проблемный-поиск решения.

  5. Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, фронтальные.

  6. Планируемые результаты:

- Предметные:

- знать: что такое профессия, специальность, классификация, классификация профессий по Климову

-понимать: значение и важность правильного, безошибочного пути при выборе профессии, последствия допускаемых ошибок

Уметь: правильно сориентироваться, не утонуть в мире профессий

-Использовать полученные на уроке знания в повседневной жизни

-Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению, применять уже полученные знания при изучении нового материала, уметь самостоятельно работать с источниками знаний, уметь находить ответ на вопрос в тексте, уметь сравнивать наблюдать, делать выводы, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

-Личностные: Уметь сотрудничать, помогать при работе в группах, а также осознавать важность изучаемой темы.



1.Этап урока. Организационно мотивационный

Организационный момент Цель этапа:

  • Настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний;

  • Создать условия для мотивации у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс

  • приветствие

  • проверка явки учащихся

  • Заполнение журнала



1.Доведение до учащихся плана урока и мотивация учебной деятельности

Методы: Эвристическая беседа. Итак нам предстоит узнать тему нашего урока. Внимание! Ребята, уже сейчас перед вами стоит трудная задача, вопрос со многими неизвестными. Куда пойти учиться? Какую профессию выбрать?

Как? Какую? Где? Когда? Почему? Зачем?

вышка - ЯПлакалъ



Вы наверное, обращали внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. Найти книгу помогает классификация правила размещения книг. На уроках биологии вы изучаете классификацию животных и растений, на уроках химии – классификацию химических элементов.

Слайд 1







В мире профессий тоже трудно разобраться и ориентироваться минуя, вопросы классификации. Что же поможет нам не утонуть в мире профессий?

Многообразие мира профессий - Картинка 8849/15

Деятельность обучающихся:

Активное слушание, выдвижение предположений о теме урока, выдвижение предположений плана урока. Формулирование темы урока: Классификация профессий. Выдвижение предположений плана урока: дать определение-профессия, специальность, классификация, классификация профессий, структура классификации.

Слайд 2







МИР НОВЫХ ПРОФЕССИЙ

2. Этап. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала. Проверка выполнения домашнего задания Цель этапа: установить правильность и осознанность выполнения учащимися домашнего задания, устранить обнаруженные пробелы в знаниях. Повторение ранее изученного материала. Вопросы для повторения: Какие типичные ошибки можно допустить при выборе профессии? Проверка опережающего задания. Найти в интернете материал о новых, «экзотических профессиях». Цель: развить умение осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники, получить информацию из рисунка, текста, научиться передавать полученные знания другим. Результат домашней работы-создать продукт труда. Скрепив все листы с информацией об экзотических профессиях сделать буклет.









СОМЕЛЬЕ

АКТУАРИЙ

ДИЛЕР

ПОСТИЖЕР

БАЙЕР





3.Этап. Этап изучения нового материала (формирования знаний) Цель этапа – поставить проблему по теме нового материала, фиксировать затруднения, организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала Учащиеся воспринимают, осмысливают, формируют умение работать в группах, развивают умение сравнивать, искать, выстраивать структуру, классифицировать, синтезировать и анализировать, выделять из общего частное.

Прежде всего, необходимо научить учащихся различать понятия «профессия» и «специальность». Деятельность обучающихся: учащиеся сравнивают, сопоставляют, анализируют, делают выводы.

Учитель технологии

Учитель математики

УЧИТЕЛЬ Учитель истории

Учитель музыки



 Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека.

 Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии (см. учебник 9 кл.).

Классификация- это осмысленный порядок вещей, явлений разделение их на разновидности по каким-то важным признакам

Чтобы легче было ориентироваться в мире профессий, люди пытались систематизировать их по определенным признакам. Так появились различные основания для классификаций профессий, которые стали своеобразными путеводителями в профессиях.

Классификация профессий это объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

В мире профессий сложно разобраться и ориентироваться, минуя вопросы классификации. Классификация профессий строится по своим законам. В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по разным признакам: по отраслям экономики, месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т. д. У нас в стране чаще всего используется классификация по Климову. Именно эта классификация позволяет учитывать взаимоотношения «профессия –личность»

Слайд 3

Выбирайте профессию (Е.Н. Прощицкая) - Книги - Psy-Eye Психо…



В самом деле, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль, а на предмет труда. С предметом что-то надо сделать – это цель труда. В любом труде есть специфические орудия. И наконец, человеку важно, в каких условиях протекает его работа. Вот четыре признака, по которым строится классификация профессий, удобная для обдумывающего выбор. Эта классификация была предложена академиком Е.А. Климовым. (Группы профессий по условиям труда – БОНМ; отделы профессий по орудиям труда – РМАФ; классы профессий по целям труда – ГПИ; типы профессий по предметам труда – ПТЧЗХ).  См. презентацию











Слайд 4

Классификация профессий - Презентация 8849/11



  1. Этап изучения нового учебного материала (формирования умений) Практическая работа игра «Мозаика» и «Угадай профессию»

Цель: Организовать самостоятельную работу учащихся, проверить умения учащихся работать в группах по заданному алгоритму, организовать самопроверку и взаимопроверку по результатам выполненной работы, организовать выявления допущенных ошибок, организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы

Деятельность учителя на данном этапе: сообщить учащимся название игры, разъяснить задачи ознакомить с целями игры, ознакомить с учебно- технической документацией, с информационными картами (Приложение 1-2) предупредить учащихся о возможных затруднениях и типичных ошибках, проверить организованность во время начала работы, проверить, в ходе работы, правильность использования инструкции по выполнению задания, оказание помощи, контроль за рациональным использованием рабочего времени, анализ выполнения работы, разбор типичных ошибок, вскрытие причин, допущенных ошибок, способы их устранения.

Деятельность обучающихся: Личностные УУД- формирование умения высказывать свое отношение к новому материалу, выражать свои эмоции, проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно- познавательной деятельности, восприятие, осмысление и запоминание учебного материала. Регулятивные УУД- взаимоконтроль и внесение коррективов, планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные УУД : . Осуществляемые действия - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно- познавательной деятельности, усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации. Формируемые способы деятельности: умение структурировать знания, умение анализировать профессии, распределять их по классификационным признакам Коммуникативные УУД: формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество, кооперацию с учителем и сверстниками. Формируемые способы деятельности: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.




Практическая работа № 1 Игра «Мозаика» (Приложение 1)



Цель данного игрового упражнения -познакомить учащихся с классификацией профессий по типам, классам, отделам и группам

Деятельность обучающихся: изучить, проанализировать, понять, запомнить, передать информацию другим учащимся

Учащиеся делятся на четыре группы. Каждой группе выдается информационная карта.

Участники изучают информацию, систематизируют ее, приводят примеры профессий и передают свои знания участникам из других групп, получая взамен информацию от них. Задача участников не только понять информацию, но и в доступной, понятной форме передать ее другим. На игру уходит 10-15 мин.

- первая группа получает информационный материал о типах профессий

-вторая группа получает информационный материал о классах профессий

-третья группа получает информационный материал об отделах

-четвертая группа получает материал о группах профессий.






1. Типы

2. классы













hello_html_352f5f3b.png

3.Отделы 4. Группы






Практическая работа № 2 Игра «Угадай профессию» (Приложение 2)


Цель данного игрового упражнения-познакомить участников со схемой анализа профессий, с помощью которой можно без труда анализировать различные виды трудовой деятельности. Участники делятся на группы. На игру уходит 10-15 мин

Этапы игры: 1. Участники получают схему анализа профессий. 2.Участники загадывают профессии и «кодируют» их с помощью характеристик схемы анализа профессии 3. Игроки обмениваются схемами анализа с закодированными профессиями. 4. Каждая группа игроков по информации записанной в схемах анализа профессий должна угадать загаданную (закодированную) профессию и предложить 3 варианта отгадки, если хотя бы один вариант будет правильным или близким к правильному ответу, то считается, что профессия отгадана. Если профессия не отгадана и в ходе обсуждения игроки в группе выясняют, что значительная часть характеристик профессии названа (закодирована) была не верно, то виноватым оказывается тот, кто не мог правильно закодировать профессию.

5.Этап «Домашнее задание»

Инструктаж учителя по выполнению учащимися домашнего задания. Цель этапа: -включить новый способ действий в систему знаний учащихся. –тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации.

6.Рефлексивно-оценочный этап.

Подведение итогов урока. Цели этапа: организовать проведение самооценки учениками работы на уроке, по результатам анализа работы на уроке определить направление будущей деятельности. Сообщение о теме следующего урока. Деятельность учителя: рефлексия учителя и учащихся о достижении цели урока: Что нового узнали на сегодняшнем уроке? Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний? Что вызвало затруднения и над чем еще нужно поработать? Оценка коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке. Выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся





Рефлексия учителя и учащихся о достижении целей рока.

- Все понял, могу помочь другим;

- Все понял;

- Понял почти все;

- Ничего не понял, нужна помощь.

hello_html_7d8471ef.png





hello_html_m69eb08c6.png



hello_html_33500b0e.png



hello_html_266585df.png

















9


Конспект урока: Классификация профессий 9 класс
  • Технология
Описание:

Конспект урока: Классификация прфессий 9 кл. Раздел: Профессиональное самоопределение

    "Если вы удачно выберете труд и 
вложите в него всю свою душу, то
счастье само вас отыщет."     К.Д. Ушинский

  Необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. В конспекте подробно определены цели урока- предметные, личностные, метапредметные.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-игра

 

Автор Мазуркевич Екатерина Ивановна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 3246
Номер материала 12978
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓