Фирсина Ольга
Алексеевна,
учитель начальных
классов
МБОУ «Гимназия № 4
им. А. С. Пушкина
г. Йошкар-Олы»
Конспект урока с
мультимедийным приложением.
Авторы учебника: Бунеев Р. Н., Бунеева
Е. В.
2 класс
Тема: Упражнения в написании имён собственных. Написание
слов типа орёл и Орёл.
Цель: Развитие умений писать большую букву в
кличках животных, различать и объяснять написания сходных в звучании слов типа
Шарик и шарик, Орёл и орёл.
Задачи:
Формировать:
–
умение определять
и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при
совместной работе и сотрудничестве (личностные результаты);
– умение проговаривать последовательность действий на
уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с
учителем;
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать
свою версию;
находить
и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать
критерии оценки
и определять
степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся
критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его
(регулятивные УУД);
–
умение совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им;
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
работать в группе (коммуникативные УУД);
–
умение
ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового
знания; добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД).
Ход урока.
1.Оргмомент.
2. Актуализация с элементами проверки пройденного
материала.
Мы
продолжаем путешествие по Стране больших букв.
·
-На
какие 2 группы делятся имена существительные? (собственные и нарицательные)
-
Что обозначает название имена собственные? (выделяют один предмет из множества
одинаковых)
-Какие
имена собственные вы знаете? (ФИО, клички животных, названия стран, населённых
пунктов, названия водоёмов, названия планет и космических явлений, названия
книг и изданий периодической печати и т. д.)
-Что
надо помнить при написании имён собственных? (Всегда пишутся с заглавной буквы)
·
Работа
с карточками в парах.
-На
партах у вас листочки. На них изображены картинки. Задание: вместо точек
вставить имена собственные. (Например, озеро Таир). Помним правило при
написании имён собственных.
-
Ответы ребят: город Казань, имя собственное, пишу с заглавной буквы.
·
Словарно-орфографическая
работа.
-Какие
словарные слова вам встретились? Давайте их запишем вместе с придуманными
названиями, обозначим орфограммы.
Город
Москва, река Волга, улица Эшпая, девочка Лена, собака Дружок.
-Деревня.
Как вы думаете, откуда появилось это название? (чтобы построить дома, часто
надо было освободить землю от леса, многочисленных деревьев)
3. Постановка проблемы
Поочерёдно
дети читают и исправляют ошибки.
Учитель.
Один
мальчик-второклассник решил написать о себе в газету. Вот что у него получилось.
Прочитайте текст. Я посоветовала пока не отправлять это письмо. Как вы
думаете, почему?:
«Я живу в городе чебоксары. Он расположен на берегу реки волги. Я люблю читать
сказки и рассказы о смешных детских историях. буратино, карлсон – мои любимые
сказочные герои. Недавно прочитал весёлые рассказы виктора драгунского про дениску.
-
Какую тему мальчик не понял? (написание заглавной буквы в именах собственных).
-Давайте
поможем мальчику и исправим ошибки.
(Чебоксары
– название города, имя собственное, пишем с заглавной буквы).
-Прочитайте
последнее предложение.
-
Запишите его в тетради.
Ещё
я люблю играть с шариком. Ещё я люблю с Шариком.
Последнее
предложение дети записывают в тетрадь
Учитель
-Как
вы написали слово шарик в предложении?
Ответы учащихся.
4. Создание проблемной ситуации.
Учитель.
Правильно
написали все! Получается, что одно слово можно написать и со строчной
(маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания
одного и того же слова!
Формулирование проблемы.
1.Объявление цели урока.
Учитель.
Как
вы думаете, какова наша цель урока?
Ответы учащихся
Учитель
Нам
надо выяснить, от чего зависит разное написание одного и того же слова.
5. Совместное «открытие» новых знаний.
1.Обсуждение - фронтальный опрос.
Учитель.
Что
имели в виду, дети, которые написали слово с заглавной буквы?
Ответы учащихся
кличку
животного- имя собственное.
Учитель.
А
что имели в виду те, которые написали со строчной (маленькой)?
Ответы учащихся
Воздушный
шарик- имя нарицательное
Учитель.
Чем
отличаются эти слова?
Ответы учащихся
Смыслом,
обозначением, значением
Учитель.
Вы
все правы! А ещё точнее эти слова отличаются лексическим значением
Делается основной вывод по уроку: главное
в слове – это его значение. Иногда от значения слова зависит его
написание и надо понять, в каком значении употребляется это слово.
6.Применение новых знаний.
·
Читая
книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила
словоЛев,
написанное
с большой буквы.
Могло ли так быть?
Работа
в группах. Даны карточки со словами. (Пушок – пушок, Роза – роза, Мишка –
мишка, Лилия-лилия,
Задание 1. Почему одинаковые
по звучанию слова написаны по-разному?
Версии
групп.
Например,
Орёл название города, значит имя собственное, пишется с заглавной буквы.
Орёл
– название птицы, имя нарицательное, пишется с маленькой буквы.
Задание 2. Составьте в
группах по 2 предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено
любое из данных слов.
Делается основной вывод по уроку: главное
в слове – это его значение. Иногда от значения слова зависит его
написание и надо понять, в каком значении употребляется это слово.
Задание 3. Выполнение
упражнения из дидактического материала с.62 упражнения 135.
С
поля – Поле, Серёжка – серёжка.
7.Итог урока.
–Что
нового узнали?
-Что
поможет правильно написать одинаково звучащие слова?
8.Рефлексия.
-Раскрасьте кружочки.
Зеленый – урок интересный, побольше таких дел;
Жёлтый - урок интересный, но не все получалось
Красный – урок неинтересный
Имя
девочки
|
Имя
мальчика
|
Имя
сказочного героя
|
Фамилия
знаменитого человека
|
Название
страны
|
Название
города
|
Название
океана
|
Название
моря
|
Название
реки
|
Название
озера
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.