Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыКонспект урока изо по теме: "Выразительные возможности натюрморта"

Конспект урока изо по теме: "Выразительные возможности натюрморта"

Скачать материал

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

«Салемальская школа – интернат среднего /полного/ общего образования»

 

 

 

 

 

 

 

Урок изобразительного искусства

6 класс

Тема: « Выразительные возможности натюрморта».

 

 

 

 

Автор:  Насонова Наталья Анатольевна, учитель изобразительного искусства «Салемальская школа-интернат среднего /полного/ общего образования», Ямальский район

 

 

 

 

Разработка  урока  по  изобразительному искусству в 6 классе.

 

Раздел программы: «Мир наших вещей. Натюрморт».

 

Тема: «Выразительные возможности натюрморта»

 

Цели:

Образовательная - углубить и закрепить знания учащихся о жанре натюрморта, о  предметном мире в изобразительном искусстве и выражении переживаний и мыслей художника,  душевных представлений и  представлений окружающего мира.

Развивающая - развивать умение понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства; развивать навыки работы карандашом, наблюдательность, внимание, зрительную память.

 Воспитательная - воспитывать художественный вкус, любовь к музыке,               литературе, изобразительному искусству.

 

Продолжительность урока:  40 минут.

 

Оборудование: медиапроектор, компьютер, таблицы «Окружность в перспективе», «Построение основных геометрических тел» музыкальный центр, доска, мел, заготовки для натюрморта из цветной бумаги, видоискатель, бумага, карандаш.

 

 Зрительный ряд: Я.Ван Хейсум. Натюрморт с цветами, К..Коровин. Рыбы, вино и фрукты, И..Грабарь. Неприбранный стол, И.Хруцкой. Цветы и плоды, М.Сарьян. Натюрморт. Виноград.

 

Литературный ряд: стихи о натюрморте, синквейн.

 

Музыкальный ряд: музыка-релаксация.

 

Ход урока.

I.                  Организационный момент. Проверка рабочих мест

II.               Сообщение темы урока.

Слайд 1,2,3,4,5,6..

Чтение стихов. Показ слайдов.      

 

Если видишь на картине чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых, белоснежных хризантем.

Стоит множество посуды, и стеклянной, и простой,                                            2

Может, чашка или блюдце с золоченою каймой.                                       

А еще и так бывает: нарисована там дичь.                                                          

В завершение положим спелых персиков и слив.

А еще в картине может нарисованным быть торт

И поэтому картина  называется…натюрморт.

-Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить на уроке?

- О натюрморте.

-Да, будем говорить о натюрморте, но больше внимания уделим его выразительным возможностям.

-Давайте вспомним, что обозначает слово «натюрморт»? А поможет нам в этом Валя.

-Я обратилась к словарю и там говорится, что произошло оно от французского слова «nature morte» в переводе «неживая натура».

-Что изображают в натюрмортах?

-Домашнюю утварь, цветы, фрукты, овощи, дичь и другие предметы.

Роскошные натюрморты - это не только воплощение огромного мастерства художника в передаче неповторимого многообразия натуры, но и выражение его нескрываемого восторга перед красочным богатством окружающей жизни.

Сейчас я представлю вашему вниманию работы двух художников. Давайте их рассмотрим, сравним и постараемся определить выразительные возможности натюрморта.

III.           Актуализация знаний.

Слайд 7.

Первое произведение «Цветы и плоды» Ивана Хруцкого. Натюрморт написан с подлинным мастерством, он очень эффектен. Полотно наполнено пышными, яркими цветами и спелыми, светящимися плодами. Они не просто тщательно написаны, но ярко и поэтично передают живые фактуры – нежность персика, прозрачность винограда, сверкание бликов стекла. Все предметы в картине подобраны очень продуманно, они расположены вдоль края мраморного стола, на переднем плане.

-Давайте внимательно всмотримся и попробуем определить центр композиции.

-Да это ваза с цветами.

-Как вы это определили?

-Художник выделил центр светом.

-Какие по окраске преобладают изображенные цветы?

 -Светлой, особенно желтой.                  

-Но кроме переднего плана художник выразительно показывает нам и глубину картины.

-За счет чего, как вы думаете?

-С огромной тыквы свисают кисти винограда, в правом углу поблескивает стеклянный графин.

Хруцкой великолепно сопоставляет грубоватую кожуру тыквы, матовую поверхность груши и блестящую яблок.

Совсем по-другому решил свой натюрморт «Виноград» Мартирос Сарьян.

-Как вы думаете, ребята, похожи они по своей технике исполнения?                 3  

-Нет, они совершенно разные. У Хруцкого все предметы изображены фактурно, а у Сарьяна декоративно.                                                                                    

Живопись Сарьяна смотрится как часть красочного ковра, как бы случайно попавшая в поле зрения художника.

-Что изображено на картине?

-Кисти винограда, кувшин, яблоки, груша. На первый взгляд, кажется, что все предметы натюрморта расположены в хаотичном порядке по сравнению с картиной Хруцкого. Но на самом деле композиция сложнее. Сарьян собрал предметы в группы, расположив, их друг за другом, таким образом, передавая глубину пространство натюрморта.

-Ребята, скажите, что общего в этих работах?

-В натюрмортах художники используют яркие цвета, передавая этим какое настроение?

-Художники передают веселое, радостное настроение.

Сегодня на уроке мы вспомним, что обозначает слово «натюрморт», узнаем о выразительных возможностях натюрморта, будем учиться понимать внутренний мир предметов.

-Итак, какими выразительными средствами пользуются художники?

Слайд 8

Для, того, чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сыграем в игру «Составь слово». Каждая группа составит слова из слогов, которые будут появляться на слайдах. Победителем будет самая быстрая команда. ( Работа в группах.)

Это:                                                      

1.     Композиция

2.     Рисунок

3.     Цвет

Слайд 9.

Хорошо, молодцы.

А сейчас давайте обратимся к нашему натюрморту. Как мы можем его назвать?

-Осенний натюрморт.                                                                                            

-Из каких предметов он состоит?

-Из вазы с осенними веточками, фруктов (яблоки и груша).

Прежде, чем начать рисовать, мы рассмотрим и разберем форму всех предметов.

-Какие геометрические тела они напоминают?

-Яблоко – шар, груша – шар и усеченный конус, ваза имеет сложную форму – верхняя часть – цилиндр, нижняя состоит из двух усеченных конусов.

-Какая плоская фигура лежит в основании вазы?

-Круг.

-Как изменяется круг в зависимости от линии горизонта? Давайте проследим (демонстрация превращения круга в овал и линию)

-Что мы будем рисовать в основании вазы?                                                 

-Овал.

-Ребята, возьмите свои видоискатели и определите композиционное расположение натюрморта на листе.                                                                    4

-Как расположим альбомный лист и почему?

-Вертикально, потому, что высота натюрморта больше, чем его ширина.      

-А сейчас давайте определим основные пропорции предметов и их соотношение, пространственное положение  по отношению к вам. Я не зря вас разбила на группы. Каждая группа определят пространственное расположение предметов, и рисует со своей точки зрения. В конце урока мы с вами сравним рисунки.

Показ на доске последовательности выполнения работы.

1.     Выбор формата.

2.     Общее расположение на листе.

3.     Расположение отдельных предметов.

4.     Прорисовка простых форм.

5.     Прорисовка деталей.

-У меня есть условно вырезанные предметы нашего натюрморта, я раздам каждой группе, а вы постарайтесь составить композицию. (Работа по группам, разбор каждой работы на доске).

 -Давайте посмотрим и определим правильную композицию, какие ошибки в остальных?

-В одной работе слишком большие предметы, а в другой слишком маленькие.

-Молодцы! Постарайтесь избегать таких ошибок в своих работах. Мы с вами хорошо поработали, а сейчас отдохнем.

 

Физкультминутка.

Встать, закрыть глаза и нарисовать сначала руками большое яблоко и грушу, потом маленькие фрукты. То же самое проделать указательными пальцами, носом.

Итак, сегодня на уроке каждый из вас попробует нарисовать натюрморт, используя какие выразительные средства?

-Композицию и правильное построение рисунка и конечно постараться передать красоту предметов нашего натюрморта.

 

IV.            Практическая работа. Звучит музыка. Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1.     Контроль организации рабочего места.

2.     Контроль правильности выполнения приемов работы.

3.     Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

4.     Контроль объема и качества выполненной работы.

 

V.               Итог урока.

                                                                                                                      

Выставка и обсуждение работ.

-Какие выразительные средства использовали вы в своих работах?

-Композицию и рисунок.

-Внимательно посмотрите, видите вы какие-нибудь ошибки в работах по компоновке и рисунку?                                                                                         5

-Все работы выполнены, верно.                                                                             

 

-Вам понравился урок?

-Да!

-А что понравилось больше всего?

-Понравилось работать на уроке, понравилась атмосфера урока, сейчас мы будем больше замечать красоту обыденных предметов.

Серьезные задачи стояли сегодня перед вами, но вы справились с ними, решив правильно и вопросы компоновки предметов натюрморта, его композиции.

Картины, написанные художниками, дарят нам радость запечатленного момента, открывают дорогу в мир прекрасного. А я хочу подарить синквейн, посвященный вам:

-Ученики

Способные, талантливые

Рисуют, пишут, лепят

Любимые мои ученики

Спасибо!                                                                                                                 

И свои впечатления от урока я попрошу вас выразить в форме синквейна.

1группа:

-Учитель

Добрый, любящий

Учит, заботится, оберегает

Любимый наш учитель

Спасибо Вам!

-Спасибо, урок окончен, до свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока изо по теме: "Выразительные возможности натюрморта""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по маркетингу (тур. агенства)

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка  урока  по  изобразительному искусству в 6 классе по теме: «Выразительные возможности натюрморта». Раздел программы: «Мир наших вещей. Натюрморт».

Урок позволяет  углубить и закрепить знания учащихся о жанре натюрморта, о  предметном мире в изобразительном искусстве и выражении переживаний и мыслей художника,  душевных представлений и  представлений окружающего мира; развивать умение понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства; развивать навыки работы карандашом, наблюдательность, внимание, зрительную память; воспитывать художественный вкус, любовь к музыке,  литературе, изобразительному искусству.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 615 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по ИЗО (7 класс) по теме "прямые линии и организация пространства"
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Прямые линии и организация пространства
  • 30.09.2020
  • 1172
  • 15
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
Презентация по МХК на тему "Художественная культура Средних веков. Изобр.искусство" (10 класс)
  • Учебник: «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. Базовый уровень», Данилова Г.И.
  • Тема: Глава 14. Изобразительное искусство Средних веков
  • 30.09.2020
  • 1027
  • 38
«Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. Базовый уровень», Данилова Г.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2014 827
    • DOCX 166.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Насонова Наталья Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Насонова Наталья Анатольевна
    Насонова Наталья Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 13860
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 303 человека из 63 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель мировой художественной культуры

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство")

Учитель изобразительного искусства

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

Мини-курс

Искусство: от истории к глобализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Маркетплейсы: организационные, правовые и экономические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История России: ключевые события и реформы

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 23 регионов