Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Салемальская школа – интернат среднего /полного/ общего образования»
__________________________________________________________________________
Урок изобразительного
искусства
2 класс
Тема: « Выражение намерений через украшение ».
Автор:
Насонова Наталья Анатольевна, учитель
изобразительного искусства, «Салемальская школа-интернат среднего /полного/
общего образования», Ямальский район
Разработка
урока по изобразительному искусству во 2 классе.
Раздел
программы:
«О чем говорит искусство».
Тема: «Выражение
намерений через украшение»
Цели:
v образовательная: закрепить
знания о звонких и мрачных цветах; формировать
художественную культуру учащихся; дать представление о возможности выражения
намерений, целей через украшение и цвет предметов;
v развивающая:
развивать
воображение, творчество, способности ребенка воспринимать оттенки чувств и
выражать их изображением и цветом в практической работе; совершенствовать
изобразительные навыки, развивать умение работать коллективно и в группах;
v воспитательная:
воспитывать
интерес к миру прекрасного, нравственные эстетические чувства, трудолюбие.
Продолжительность
урока:
40 минут.
Оборудование для
учителя:
медиапроектор,
компьютер.
для
учащихся:
шаблоны
кораблей, гуашь, кисти большого и маленького размера, палитра.
Зрительный
ряд:
компьютерная
презентация (Приложение), рисунки
кораблей.
Литературный ряд:
стихи В.Калинкина.
Музыкальный
ряд:
Н.Римский-Корсаков «Океан – море синее», «Снегурочка», музыка-релаксация.
Ход
урока.
I.
Организационный
момент.
Проверка рабочих мест
II.
Сообщение
темы урока.
– Здравствуйте, ребята, очень рада вас видеть. Садитесь. Тема
нашего урока называется «Выражение намерений через украшение». (Приложение. Слайд 1)
-Вам
понятно слово «намерения», что оно обозначает?
Ребята, как вы можете объяснить значение слова намерения? (Ответы детей). Давайте
посмотрим, как это слово объясняется в словаре Ожегова. Намерения - предположение сделать
что-нибудь, желание, замысел
Пример: Иметь н. Без всякого намерения (без определенной цели, неумышленно). Благие
намерения (ирон.). (Приложение. Слайд 2).
-Как
вы думаете: намерения, какие бывают? Всегда ли они одинаковы?
-Я
вам приведу примеры, а вы, пожалуйста, подумайте, какие намерения имели дети.
Например:
упала бабушка, это увидел мальчик и бросился к ней на помощь.
Какие
у него намерения? (добрые)
Мальчик
наблюдает, как из школы идет девочка. «Сейчас я брошу камень в лужу и обрызгаю
ее грязной водой! » В этом случае, какие у него намерения? (плохие).
Звенит
колокольчик, будет сказка. (Приложение. Слайд 3).
В
одном царстве-государстве правил царь, который был большим любителем
путешествовать. Однажды, когда он возвращался домой, на его корабль напали
пираты. Они захватили его в плен. Опечалились люди. Все его очень любили. Стал
подрастать сын короля. Печальную историю поведала ему мать, он дал клятву
освободить своего отца. Со всего царства съехались самые сильные и смелые люди,
снарядили флот и направились к острову. (Приложение. Слайд4).
-
Ребята, вы думаете, с каким намерением двинулся флот?
-
Добрыми!
-
А раз намерения благородные, добрые, то и форма корабля должна соответствовать
им?
Долго
плыли по морю, и вот, наконец, вдали черной точкой показался пиратский флот.
Вы, вероятно, знаете, кто такие пираты и какие у них намерения?
Как
вы думаете, их корабли будут отличаться от тех, которые шли освободить царя?
-
Я вам дам рисунки двух кораблей. Попробуйте в каждой группе определить какой же
это корабль, каковы его намерения и доказать это всем!
Раздаю
рисунки, дети обсуждают 2 минуты.
Один ученик показывает, рассказывает и доказывает намерения корабля. Учитель
рассказывает о викингах. – Посмотрите,
ребята, на корабль викингов, как вы думаете, дружелюбный был этот народ или
нет? Обоснуйте ответ. Естественно, им хотелось посмотреть, как живут люди в
других местах, а заодно и выяснить, нельзя ли их как следует пограбить, если
они живут побогаче. Викинги прекрасно понимали, что напуганный противник – это
почти побежденный противник. Поэтому они украшали носы своих кораблей
изображениями оскаленных драконов и прочей страшной нечестии, а по бортам
укрепляли угрожающе размалеванные щиты. (Приложение. Слайд 5).
–Ученик
другой группы показывает, рассказывает и доказывает намерения корабля . Учитель
рассказывает о славянах. – Жители Русского севера – поморы –
всегда были хорошими мореходами. Не хуже викингов, но поморы убивать и грабить
не любили, а занимались торговлей и промыслом морского зверя и рыбы. Поэтому и
корабли у них выглядели миролюбивыми. внимание (Приложение. Слайд 6)
-
Молодцы. Итак, Князь Гвидон встретил пиратский флот. Давайте подумаем, какие
краски мы подберем для флота Гвидона, а какие для пиратского флота? Для Гвидона
– теплые, звонкие цвета.
(Приложение. Слайд 7)
-Для
флота пиратов – холодные, мрачные.
-
Как получаются мрачные цвета? При добавлении черного цвета.
(Приложение. Слайд7,8)
Мы
с вами знаем, что искусство имеет свой язык, свое звучание. Давайте послушаем
музыку, скажем и покажем какие звучат цвета и какое вызывают настроение, какому
флоту подойдут?
Звучит
музыка. Дети выбирают цвета.
Я
хочу предложить вашему вниманию картину художника И.Голикова «Куликовская
битва». Здесь мы с вами видим сражение двух войск(Приложение. Слайд 9)
-
Попробуйте сказать, что происходит на картине?
-
Сражение добра и зла.
-
Добро какого цвета?
-
Красное, желтое, белое и т.д.
-
Зло какого
цвета?
-
Черного, мрачного.
-
Как вы думаете, что победит: добро или зло? Почему?
-Звонких
и теплых цветов больше…Молодцы!
-Напряженный,
неистовый бой русских воинов с врагами земли своей. Поединок двух центральных
фигур символизирует беспощадность борьбы, веру в победу светлых сил добра.
Побеждает в битве добро, и это мы видим по цвету, т.к. звонких цветов больше,
чем мрачных.
-Как
вы думаете, ребята, какие изображения можно использовать для украшения парусов
кораблей с добрыми и злыми намерениями? Давайте выберем и объясним, почему. (Приложение. Слайд
10)
Сегодня
мы с вами постараемся выразить намерения через цвет и изображения.
Для
каждой группы я задам задание стихами:
Ну-ка, представь себе, как в старину,
Шли корабли на разбой, на войну.
Пушки по борту с обеих сторон.
На парусах-то орел, то дракон.
Нос угрожает оскаленной пастью
Тигра ли, льва, иль кого позубастей.
Флаг развевается с черным крестом,
С молнией флаг, со змеиным хвостом.
Теперь представь корабль иной-
Сверкает парус над волной…
Пусть чайка на флажке парит,
Ведь флаг о мире говорит.
На флаге бабочка, пчела
Зовут на добрые дела…
Подумай, чем украсить нос:
Русалкой с гривою волос,
Дельфином с носом, как игла, –
Дельфины не приносят зла;
Одень корабль, как парад,
Ты в самый праздничный наряд. При
помощи цвета и символов попробуйте передать доброе или злое намерение флотов.
(Флот Гвидона и флот пиратов) (Приложение. Слайд
11)
III.
Физкультурная
минутка. «Море волнуется - раз ….»
IV.
Практическая
работа. Во
время практической работы учитель использует индивидуальный и
дифференцированный подход к детям.
V. Подведение
итогов.
Корабли дети крепят на доску.Давайте
подведем итоги. Что у нас получилось? Можем мы сказать с какими намерениями
идут корабли? Как мы можем это объяснить? Кто победил в этой схватке?
-
Цвет, украшения…
-
Т.е. мы с вами сегодня на уроке убедились в том, что при помощи украшений,
цвета можно передать, угадать намерения. Урок понравился? Что понравилось? (Приложение. Слайд
12)
VI. Домашнее
задание: рассказать родителям, знакомым, друзьям о роли цвета и изображений
в одежде человека.
Литература:
1. Программы
общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный
труд» Под руководством Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2009г.
2. Изобразительное
искусство 2 класс « Поурочные планы» Автор - составитель С.Б. Дроздова 2007г.
3. Учебник 2
класса «Искусство и ты» Е.И. Коротеева. Москва «Просвещение» 2009г.
4. Стихи
В.Калинкин.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.