Главная / История / Конспект урока истории в 11 классе по теме "Политическая система в СССР в 30 -е годы"

Конспект урока истории в 11 классе по теме "Политическая система в СССР в 30 -е годы"

Урок истории в 11 классе. Учитель Колованова Т.Н.


Тема: «Политическая система в СССР в 30-е годы XXв»


Цели:

Предметные - определить особенности политического развития

и духовного климата в СССР в 1930-е годы.

Метапредметные - - развивать креативные умения и коммуникативные

Навыки, умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

Личностные - воспитывать толерантность; неприятие различных

проявлений насилия; формировать понятие

ценности человеческой жизни, чувства ответствен-

ности за свои решения и поступки.

Задачи:

  1. Определить причины массовых репрессий 1930-х годов прошлого века.

  2. Сформировать личное мнение учащихся о влиянии репрессий на судьбу народов нашей страны.

  3. Вызвать «разрыв», т.е. ощущение противоречия между официальным пропагандистским образом страны и реальной жизнью общества.

  4. Вызвать чувство сострадания к людям, которых коснулись репрессии, и чувство ответственности каждого за события, происходящие в стране.

Проблема урока. Понять, что же происходило на самом деле в нашей стране в 30-е годы и кто в этом виноват: Сталин и его окружение или всё общество в целом?

Эпиграф: : «Что царь или вождь - это главный злодей,

Придумали низкие лбы.
Цари погубили не больше людей,
Чем разного рода рабы
»

И. Губерман

Средства обучения:

1. мультимедийная установка, компьютер, диски ;

(видеофрагменты: «Шахтинское дело», )


2. презентация к уроку

3. раздаточный материал (документы)

4. музыкальное оформление (песни 30-х годов)

5. книжная выставка «Архипелаг Гулаг» и др.

Основные понятия:

Тоталитарный режим, «враг народа», культ личности, репрессии.

Формы работы:

Групповая (3 группы) и индивидуальная (чередуются)



Предварительные задания:

1. Подготовить фрагмент поэмы «Реквием» А.А.Ахматовой.

2. Подготовить сообщения о культе личности Сталина, убийстве С.М.Кирове, жертвах «массовых репрессий» в армии и среди мирных жителях в 1937-1938гг (в том числе и в семьях учащихся)


Тип урока: Изучение новой темы


План изучения новой темы

  1. Организационный момент

  2. Мотивация

  3. Обращение к новой информации

IV. Интерактивная часть.

V. Закрепление

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов.


Ход урока

I Организационный момент

Приветствие

  1. Мотивация.


Сегодня нам предстоит очень непростой разговор. Потому что слишком суровое время и слишком непростая проблема, которую будем обсуждать. Но что бы вы поняли о чём я говорю…послушайте..

  • Звучит фрагмент песни «Эх, хорошо в стране советской жить!»

  • Ученица исполняет фрагмент стихотворения «Реквием»


Это было, когда улыбался

Только мёртвый, спокойствию рад,

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

И тогда, обезумев от муки,

Шли уже осуждённых полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки.

Звёзды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами чёрных «Марусь»


Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие, в страну Советов в 30-е годы.


Вопросы учащимся:

- Какая страна?

- Какие люди?

- Какое настроение царит в песне и поэме А.Ахматовой?

Учитель: Получается, что страна самая лучшая, народ самый счастливый, настроение восторженно-радостное. «Мы попали в замечательную страну, но почему-то, когда в этой стране тысячи людей громко пели о счастливой жизни, с энтузиазмом трудились, тысячи других стонали от боли, выли от отчаяния и бессилия, и тихо даже беззвучно писали о том, что им пришлось пережить».

  • В чём вы видите проблему сегодняшнего урока?

  • Обращение к проблеме урока.

  • Понять, что же происходило на самом деле в нашей стране в 30-е годы и кто в этом виноват:

  • Сталин и его окружение или всё общество в целом?

  • Эпиграф:

  • «Что царь или вождь - это главный злодей,

  • Придумали низкие лбы.

  • Цари погубили не больше людей,

  • Чем разного рода рабы.


Учитель: А теперь давайте вернёмся в настоящее, и вместе разберёмся,

что же на самом деле происходило в стране, и кто в этом виноват?

III. Обращение к новой информации.

1. Работа с новыми понятиями.

Тоталитарный режим - политический режим, при котором государство

устанавливает тотальный контроль над всеми сферами жизни общества.

Гулаг - Главное Управление исправительно - трудовых лагерей

Политические репрессии - карательные меры, исходящие от

государственных органов

Культ личности - возвеличивание роли одного человека.

ОГПУ - Объединенное Государственное Политическое Управление.

НКВД - Народный Комиссариат Внутренних Дел

Враг народа…а вот с этим понятием нам придётся разобраться, чтобы понять как народ может стать врагом сам себе?

Учитель:

Итак..И.В. Сталин. Ты выше гор..глубже океана..ярче солнца! Это слова одного из поэтов написанные к юбилею вождя…Его боялись и им восхищались! Мы постараемся разгадать и понять дела и мысли этого человека-эпохи!

Работа с документами. Перед вами оценка личности И.В. Сталина различными политическими деятелями. Познакомьтесь с этими документами.


  • Какая характеристика, на ваш взгляд, правдивее иллюстрирует черты его личности?

  • Какая фраза вам кажется ключевой?

  • Найдите основную мысль в оценке других политических деятелей.


Политические процессы стали одним из важнейших элементов складывавшегося в стране тоталитарного режима


В 30-е годы наша страна имела мощный экономический потенциал. Однако тоталитарный режим осуществил этот скачок благодаря жёсткому контролю со стороны государства, опираясь на внеэкономические меры принуждения и эксплуатацию собственного народа. В стране установилась единая идеология, усилился контроль за средствами массовой информации, начались показательные судебные процессы, массовые репрессии . Первым показательным процессом было «Шахтинское дело»

Просмотр видеофрагмента.»Шахтинское дело»

Ученик. Ша́хтинское дело — дело 1928 года в Шахтинском районе Донбасса по обвинению большой группы руководителей и специалистов угольной промышленности и шахт во вредительстве и саботаже. Официально называлось «Дело об экономической контрреволюции в Донбассе». Слушания проводились в Москве в Доме Союзов с 18 мая по 6 июля. Обвиняемым вменялась в вину не только вредительская деятельность, но и создание подпольной организации, установление конспиративной связи с московскими вредителями и с зарубежными антисоветскими центрами. Всего было арестовано несколько сотен человек: одна часть арестованных была освобождена, другая (82 чел.) осуждены во внесудебном порядке Коллегией ОГПУ, на судебный процесс по делу «Об экономической контрреволюции в Донбассе» выведено 53 чел На суде присутствовали многочисленные журналисты и зрители. 23 из 53 обвиняемых отказались признать себя виновными, 10 признали свою вину лишь частично Шахтинское дело не стало единственным актом выявления и наказания «экономических контрреволюционеров — вредителей». Процесс получил большой резонанс. Обвинительную речь прокурора Вышинского зал встретил аплодисментами. 

По результатам расследования Генеральной прокуратуры РФ в 2000 году, все осуждённые по делу были реабилитированы за отсутствием состава преступления


  • Как люди восприняли речь Вышинского? (аплодисментами)

  • О чем это говорит? (о том, что люди поддерживали террор).

IV. Интерактивная часть. Исследовательская работа с учебником.

  1. Работа в группах.

  1. Историки. Как происходило установление культа личности Сталина.

  2. Правоведы . Политические процессы 1936-1938гг.

  3. Политики. Репрессии в армии.


Учитель: Одним из проявлений тоталитарного режима стал культ личности Сталина.

Выступление 1-й группы: Историки

Установление культа личности Сталина.

1-й ученик: К началу 30-х годов в Советском Союзе установился культ личности вождя, власть в стране полностью сосредоточилась в руках Иосифа Виссарионовича Сталина (Джугашвили) и его ближайших соратников.

Сталинские наркомы:

В.М.Молотов, К.Е.Ворошилов, В.В.Куйбышев, Г.К.Орджоникидзе были готовы выполнять все распоряжения Сталина, любыми средствами, не жалея ни себя, ни своих сотрудников.

В советских учреждениях установился круглосуточный режим работы. Так было удобно страдавшему бессонницей Сталину, и днём и ночью он вызывал к себе наркомов, давал задания, требовал отчёты о работе. Между наркомами возникали споры, но это были не политические, а ведомственные конфликты. Вокруг каждого из соратников Сталина создавался свой маленький культ личности.

Важнейшие решения принимались на частных совещаниях у «хозяина» - так стали называть Сталина.

В формировании культа личности Сталина участвовали и левые радикалы запада т.е. сторонники коммунизма. По всей стране были растиражированы слова Анри Барбюса «Сталин - это Ленин»



Учитель: Из энциклопедии «Аванта +» я прочитала следующее:

«...Захлебываясь, соревнуются в прославлении «мудрого отца народов»

писатели, журналисты, художники, деятели науки и даже его бывшие

политические противники. Огромное количество «произведений искусства»

делают его образ вездесущим. Отовсюду лицо Сталина смотрит на каждого

гражданина Советского Союза. Повреждение его изображения

приравнивалось к преступлению. А сам Сталин в ответ на вопрос одного из иностранных гостей, зачем повсюду висят его портреты, отшучивался: что поделать, раз народу это нравится»

Вопрос классу: Почему стало возможным в нашей стране установление Культа

личности Сталина?

(Тоталитарный режим, авторитет вождя, вера народа в светлое будущее, которое обещал Сталин, поддержка его со стороны партийцев)

Учитель: Так формировался культ личности Сталина, который привёл к большому террору. Поводом для его начала стало убийство С.М.Кирова.

2-й ученик: Убийство Кирова

Сергей Миронович Киров являлся руководителем Ленинградской партийной организации.

1 декабря 1934г. Киров погиб при странных обстоятельствах. Он был убит в тщательно охраняемом Смольном, убийцей- одиночкой Л.В Николаевым.

По мнению некоторых исследователей, убийство Кирова было организованно по указанию Сталина. Хотя прямых доказательств нет. Тем не менее таинственная гибель Кирова развязала Сталину руки для начала «Большого террора»

Следствие стали вести 10 дней, дела слушались без участия сторон. Приговор против «врагов народа» приводился в исполнение немедленно.

Репрессии затронули все слои общества.

Учитель: Самые трагические события приходятся на 1936 - 1937 гг. Это было время Большого террора.

Выступление 2-й группы: Правоведы
Политические процессы 1936-1938гг.

С 1936 по 1937гг прошли открытые политические процессы против элиты партии. Бывшие соратники Ленина: Зиновьев, Каменев, Бухарин были объявлены «врагами народа». Все они на суде оговорили себя и были расстреляны.

Признательные показания выбивали с помощью пыток, угроз в отношении родных и близких. Так называемых «врагов народа» обвиняли не в оппозиционной политической деятельности, а прежде всего в шпионаже и вредительстве.

В начале 1937г. было упрощено судопроизводство. Все местные руководители получили разнарядки на количество разоблаченных «врагов народа». Создавались специальные внесудебные «тройки» - куда входили: начальник Управления НКВД, начальник Управления милиции, областной прокурор. Расстрельные приговоры приводили в исполнение в течение 10 минут. Массовый террор охватил не только партийных работников и военных, но и простых людей.

10 лет лагерей можно было получить за политический анекдот.

Сталинские наркомы Молотов, Ворошилов, Орджоникидзе, Куйбышев

готовы были выполнять любые распоряжения Сталина.

А непосредственными организаторами и исполнителями террора были Ягода и Ежов. По стране возникали исправительно-трудовые лагеря: «Карлаг» в Караганде, Соловецкий, Беломорско - Балтийский, Воркутинский, Норильский. Миллионы простых людей, ученые , изобретатели использовались как бесплатная рабочая сила.

Однако население поддерживало политику Сталина. Распространялись

доносы, с помощью них тысячи людей решали свои личные проблемы.

Вопросы классу:

  • Почему осужденные оговаривали себя?

  • Какую роль выполнили «тройки»

  • Какая атмосфера царила в обществе?

(атмосфера всеобщей подозрительности и доносов)

Выступление 3-й группы. Политики

Репрессии в армии:

В июне 1937 года состоялся суд над группой высших офицеров РККА, включая Михаила Тухачевского. Обвиняемым вменялась подготовка военного переворота, назначенного на 15 мая 1937 года. Впоследствии советское руководство провело масштабные репрессии в отношении значительной части командного состава РККА. Примечательно, что из восьми человек, входивших в состав Специального судебного присутствия Верховного суда СССР, приговорившего обвиняемых по «делу Тухачевского» к смертной казни, пятеро (Блюхер, Белов, Дыбенко, Алкснис и Каширин) сами также впоследствии были расстреляны. Особенно большой количественный урон (в процентном отношении) понёс высший командный состав — начиная с командиров полков. Согласно справке А. И. Тодорского были репрессированы:

Вопросы классу:

  • Какую цель преследовал Сталин уничтожая элиту партии?

  • Что стало поводом к началу репрессий в армии?

  • Какова была ситуация в Советской армии перед началом ВОВ?

(стремление модернизировать военную технику, Ворошилов препятствовал этому, полагая что конница еще не отжила свой срок, тогда Тухачевский потребовал отставки Ворошилова, Сталин воспринял это как «военный заговор»)


  1. Конституция СССР 1936 года

Учитель: Основным инструментом для осуществления тотального контроля над обществом стала новая Конституция СССР, принятая 5 декабря 1936г.

Конституция 1936 г. провозгласила победу социализма в СССР. Закреплялось руководящее положение Коммунистической партии, ставшей монополистом в системе государственного управления. Создание других политических партий не запрещалось, но на деле это было невозможно.

Конституция 1936 г. ввела новое название для Советов всех уровней – Советы депутатов трудящихся. Существенно изменились структура и статус органов власти и управления. Высшим органом власти и единственным законодательным органом Союза стал Верховный Совет СССР, получивший те права, которые раньше имели Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Союза. Верховный Совет имел двухпалатную структуру: Совет Союза и Совет Национальностей, причем обе палаты были равноправны. Верховные Советы должны были избираться на 4 года и работать в сессионном порядке.

Конституция сохранила Совет Народных Комиссаров СССР, но он был лишен законодательных прав, а мог издавать постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов. В качестве органов отраслевого управления сохранялись народные комиссариаты, которые делились на общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские.

Изменилась конструкция местных советских органов: в областях, краях, районах стали избираться просто Советы. Исполкомы Советов стали только исполнительно-распорядительными органами. При этом Конституция 1936 г. отказалась от громоздкой системы съездов Советов на всех уровнях, упростив систему Советов и сделав ее более четкой.

Работа с текстом Конституции 1936 г. (Глава 10)

Учитель: Ознакомьтесь с отрывками Конституции 1936 г. Глава 10. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

- Какого основополагающего права нет в тексте Конституции?(Право на жизнь)

-Какие права, напротив, в конституции есть, но существовали лишь формально? (свобода слова)


VI Закрепление

Вернёмся к проблеме нашего урока:

- Кто же был виновен в массовых репрессиях:

Для того, чтобы понять, кто же был виноват в происходящем Сталин, Ежов, НКВД или общество в целом?

(Склонить учащихся к тому, что всё общество, и каждый человек в отдельности виновны в происходящем, хотя многие обвиняют Сталина)


Обращение к эпиграфу: «Что царь или вождь это главный злодей
Придумали низкие лбы.

Цари погубили не больше людей,
Чем разного рода рабы »

И. Губерман

  • Какой смысл вложил автор в данное высказывание?

  • Кого он называл рабами?

Учитель подводит итог и говорит свою версию.

(Люди могут быть не только рабами других людей, а и «рабами» своего страха и даже

«рабами» своего равнодушия.)


VII Закрепление . Работа с тестом.

  1. С какой целью осуществлялись так называемые « чистки» в партии?

а) с целью освобождения партии от всякого инакомыслия;

б) с целью освобождения партии от тайных шпионов;

в) с целью освобождения партии от карьеристов и попутчиков.

  1. Представители какого социального слоя в основном подвергались насильственному выдворению из Советской России?

А)интеллигенции

Б) крестьянства

В) рабочего класса


  1. План объединения советских республик в результате вхождения в состав РСФСР, предложенный И.В. Сталиным, получил название

А) автономизации

Б) федерализации

В) коллективизации


  1. Кто был автором статьи в газете «Правда» под названием «Если враг не сдается, его уничтожают»?

А)Горький

Б) Бухарин

В) Сталин


  1. В 30-е гг. в СССР был следующий политический режим:

а) военный коммунизм;

б) режим культа личности;

в) демократическая республика

VII I Рефлексия.

  • Какие чувства вы испытали во время урока?

  • Какие выводы вы для себя сделали?

  • Возможно ли повторение подобного? Почему?

  • А если заглянуть в прошлое, не было ли в истории нашего государства подобного террора против своего народа? (Опричнина Ивана Грозного)

  • Когда вышел указ Президента Б.Н.Ельцына «Об установлении Дня памяти жертв

политических репрессий» (1991г. 30 октября)

VIII. Подведение итогов: Выставление оценок за работу на уроке.


Домашнее задание. Заполнить таблицу


Признаки

Характеристика

1. характер и мера осуществления власти


2. тип организации власти


3. характер запретов


4. эталон политического поведения


5. отношение людей и власти


6. экономические отношения


7.идеология



Альтернативные задания: Написать эссе на одну из тем.

  1. Какие цели преследовал Сталин, организуя открытые показательные процессы?

  2. «В ответе ли мы за происходящее в стране в наши дни?»


Учитель: И закончить наш урок мне бы хотелось словами…Репрессии – страшное проклятие, выпавшее на долю нашей страны. Не будем забывать об этом…


Литература:

  1. И.В.Сталин Краткая биография, М…,1947г

  2. «Сталинские репрессии» Великая лож XXв. Д.Ю.Лысков

  3. «Архипелаг Гулаг» А.И.Солженицын

  4. Сталин: время, люди, империя- о правде «репрессий» 1937г.

Stalinism.ru O pravde-repressiy-1937.

  1. www.wikipedia.org - свободная энциклопедия







































Приложение 1.


КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) СОЮЗА СОВЕТСКИХ  СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК Утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года



Глава Х
ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

Статья 118. Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством. Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы. 

Статья 119. Граждане СССР имеют право на отдых. Право на отдых обеспечивается установлением для рабочих и служащих восьмичасового рабочего дня и сокращением рабочего дня до семи и шести часов для ряда профессий с тяжелыми условиями работы и до четырех часов — в цехах с особо тяжелыми условиями работы; установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы; предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов. 

Статья 120. Граждане СССР имеют право на материальное  обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов. 

Статья 121. Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобще-обязательным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством, всемерным развитием вечернего и заочного образования, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся. 

Статья 122. Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.

Статья 123. Равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения, караются законом. 

Статья 124. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признаются за всеми гражданами. 

Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом:
а
) свобода слова;
б) свобода печати;
в) свобода собраний и митингов;
г) свобода уличных шествий и демонстраций.
Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления. 

Статья 126. В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса, трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются в Коммунистическую партию Советского Союза, являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за построение коммунистического общества и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных. 

Статья 127. Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора. 

Статья 128. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом. 

Статья 129. СССР предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу. 

Статья 130. Каждый гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития. 

Статья 131. Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества Родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа. 

Статья 132. Всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР представляет почетную обязанность граждан СССР. 

Статья 133. Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж — караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние.


Приложение 2.


Оценка личности Сталина


Современный историк Юрий Емельянов:

     После смерти Ленина Сталин не только сохранил верность ему, но его наследию… Сталин доказывал, что революционная практика российского пролетариата позволила России стать родиной самой передовой революционной теории -- ленинской теории, пригодной для всего мира. Глубоко понимая психологию трудящихся людей, стремившихся к счастливой, процветающей и справедливой жизни, Сталин показывал им имевшиеся у них огромные внутренние возможности и определял им пути достижения этих целей. Выдвигая цель построения социализма в СССР, Сталин постарался всесторонне обосновать эту идею как продолжение ленинской политики и показать, что он сам является верным наследником и продолжателем дела Ленина


Черчилль Уинстон:

     Он (Сталин) был выдающейся личностью, импонирующей нашему жестокому времени того периода, в которое протекала его жизнь. Сталин был человеком необычайной энергии, эрудиции и несгибаемой силы воли, резким, жестким, беспощадным как в деле, так и в беседе, которому даже я, воспитанный в английском парламенте, не мог ничего противопоставить...

Это был человек, который своего врага уничтожал руками своих врагов, заставлял и нас, которых открыто называл империалистами, воевать против империалистов... Он принял Россию с сохой, а оставил оснащенной атомным оружием"


 Историк Садовский Владимир

      На сегодняшний день, наверное, нет более противоречивой фигуры в российской истории, чем Сталин. Долгие годы его дела возвеличивались, а его имя возносили до небывалых высот, затем спустя годы после его смерти, имя Сталина сделали синонимом деспотизма и тирании, а все его дела полили грязью и опорочили. Такое отношение к истории и к историческим личностям, с моей точки зрения неприемлемо, потому как списывание всех грехов и неудач новой властью на старую, не даёт ничего нового в вопросе отыскания причин этих неудач.



В.И.Ленин. Письмо к съезду. «Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т. д. Это обстоятельство может показаться ничтожной мелочью. Но я думаю, что с точки зрения предохранения от раскола и с точки зрения написанного мною выше о взаимоотношении Сталина и Троцкого, это не мелочь, или это такая мелочь, которая может получить решающее значение»




Конспект урока истории в 11 классе по теме "Политическая система в СССР в 30 -е годы"
  • История
Описание:

Урок истории в 11 классе. Учитель Колованова Т.Н.

 

Тема:        «Политическая система в СССР в 30-е годы XXв»

 

Цели:

Предметные   - определить особенности политического развития

                                           и духовного климата в СССР в 1930-е годы.

Метапредметные -        - развивать креативные умения и коммуникативные

                                               Навыки, умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

Личностные      -           воспитывать толерантность; неприятие различных

                                           проявлений насилия; формировать понятие

                                            ценности человеческой жизни, чувства ответствен-­

                                       ности за свои решения и поступки.

Задачи:

1.Определить причины массовых репрессий 1930-х годов прошлого века.

2.        Сформировать личное мнение учащихся о влиянии репрессий на судьбу народов нашей страны.

3.        Вызвать «разрыв», т.е. ощущение противоречия между официальным пропагандистским образом страны и реальной жизнью общества.

4.        Вызвать чувство сострадания к людям, которых коснулись репрессии, и чувство ответственности каждого за события, происходящие в стране.

Проблема урока. Понять, что же происходило на самом деле в нашей стране в 30-е годы и кто в этом виноват: Сталин и его окружение или всё общество в целом?

Эпиграф: :                   «Что царь или вождь - это главный злодей,

Придумали низкие лбы.
Цари погубили не больше людей,
Чем разного рода рабы
»

И. Губерман

Средства обучения:

1. мультимедийная установка, компьютер, диски ;

(видеофрагменты: «Шахтинское дело», )

 

2. презентация к уроку

3. раздаточный материал (документы)

4. музыкальное оформление (песни 30-х годов)

5. книжная выставка «Архипелаг Гулаг» и др.

Основные понятия:

Тоталитарный режим, «враг народа», культ личности, репрессии.

Формы работы:

Групповая (3 группы) и индивидуальная (чередуются)

Предварительные задания:

 

1. Подготовить фрагмент поэмы «Реквием» А.А.Ахматовой.

Автор Колованова Татьяна Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 2167
Номер материала 31176
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓