I.
Вводно-мотивационный этап.
- Закрепление
изученного материала:
·
Подумайте и скажите:
о каком
устройстве средневекового
общества они
рассказывают?
·
Что такое сословие?
·
Какие сословия мы относим к привилегированным, а
какие к непривилегированным? Почему?
·
Какое сословие средневекового общества относили к
первому, главному сословию?
На прошлом уроке,
мы с вами начали разговор о христианской церкви и ее роли в средневековом
обществе. Дома вам нужно было посмотреть, когда произошел раздел христианской
церкви?
·
В чем были причины раздела единой церкви?
·
Заполните пропуски на доске (задание из р/т, с.51).
·
Какое название получила церковь на востоке? Что
оно означает?
·
Какое название получила церковь на западе? Что
означает?
- Введение в
новую тему:
Сегодня на уроке,
мы с вами будем говорить о событиях, инициатором которых выступила
католическая церковь. Эти события оказали большое влияние на судьбы средневекового
общества. Послушайте, о чем идет речь:
Святого нашего креста
И ты достоин,
Когда твоя душа чиста,
Отважный воин.
Такое бремя не для тех
Кто глуповат,
Кто в суете земных утех
Погрязнуть рад.
Ты плащ с крестом надел
Во имя добрых дел.
Напрасен твой обет,
Когда креста на сердце нет.
·
К кому обращено стихотворение?
·
Что означает выражение «Ты плащ с крестом надел»?
·
В каких событиях участвовал герой стихотворения?
Запишите тему урока: «Крестовые походы».
II.
Операционно-содержательный этап.
- Постановка
учебных задач:
Ребята, когда мы начинаем
изучение исторического события, что мы должны узнать? Какую работу нам
предстоит провести?
План
урока:
- Причины крестовых походов.
- Крестовые походы.
- Итоги крестовых походов.
Учитель записывает на доске:
1095 год – выступление папы римского Урбана II в Клермоне.
О чем идет речь в выступлении?
Чтобы лучше понять
смысл выступления, прочтите текст учебника на с. 133.
Просмотр слайда,
рассказ учителя о «Святой земле».
Учитель читает
фрагмент Песни о крестовых походах с.138 (слайд «Молящийся рыцарь»).
·
Какие чувства выражены в Песне? Почему?
2. Принятие и
решение учебных задач.
Учитель:
Участвовали в походах люди разных сословий. Их воодушевляла борьба за святое
дело, но были и земные причины.
Давайте выясним,
что побудило массы людей оставить свои дома, семьи и отправиться в далекое и
опасное путешествие.
·
А что объединяло всех участников крестовых
походов?
В истории
средневековья крестовых походов было много, но период с XI до конца XIII века называют эпохой крестовых
походов, так как именно они сыграли значительную роль в истории. За это время
историки насчитывают восемь крупных крестовых походов. Наиболее известны
среди них первые четыре.
Итак, давайте
посмотрим, какое влияние оказали походы на жизнь средневекового общества.
По материалам
учебника с. 135-144 п.2-8, кроме 4. заполните таблицу.
Время работы: 10
минут
3. Практическое применение приобретенных знаний.
·
Какие слои общества стали участниками первых
походов?
·
Каковы были итоги этих походов?
·
Какие слои общества отправились вслед за крестьянами?
·
Почему крестьянам не удалось дойти до Иерусалима,
а феодалы смогли?
Работа с картой:
·
Из каких городов отправились в поход крестоносцы?
·
Какие государства образовались на Востоке после
первого крестового похода? Чем эти государства были похожи и чем отличались
от западноевропейских?
·
Как вели себя крестоносцы в завоеванных городах?
·
Какие последствия имел поход для народов, по
территории которых шли крестоносцы?
III.
Рефлексивно-оценочный этап.
|
Предполагаемый
ответ: изображены представители трех сословий: духовенство, феодалы,
крестьяне.
Сословие –
большая группа людей, объединенная схожими правами и обязанностями,
передающимися по наследству.
Привилегированные:
духовенство, феодалы.
Непривилегированные:
крестьяне.
Духовенство.
1054 год.
Борьба за
влияние.
Учащиеся по
желанию выходят к доске, заполняют пропуски.
Православная - «правильно
славить бога».
Католическая – «всемирная».
Учащиеся
записывают тему урока в тетрадях.
Предложения
учащихся.
Один из учеников,
по просьбе учителя зачитывает текст выступления Урбана II на с.134 учебника
Ученики читают
самостоятельно текст учебника, отвечают на поставленный вопрос.
Дети вместе с
учителем продолжают запись:
·
Призыв к освобождению Святых земель и Гроба
Господня от «неверных».
Ответы учащихся.
Дети
самостоятельно заполняют таблицу по тексту учебника на с.134.
Причины
крестовых походов:
Участники походов
|
Их цели
|
Церковь
|
|
Крупные феодалы
|
|
Мелкие рыцари
|
|
Горожане (купцы)
|
|
Крестьяне
|
|
Ученики озвучивают причины участников
походов.
Ответы детей.
Учащиеся делают записи в тетрадях:
XI – к. XIII в.в. –
эпоха крестовых походов.
Учащиеся заполняют таблицу:
Время походов
|
Участники
|
Итоги
|
|
|
|
Крестьяне, беднота.
Неудача.
Феодалы.
Обеспеченность, снаряжение…
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.