Главная / Информатика / Конспект урока информатики.1 класс

Конспект урока информатики.1 класс

Информатика в играх и задачах 1 класс

2 неделя

Форма предметов


Цели:

  1. Научить определять форму предметов.

  2. Научить классифицировать предметы по форме.

  3. Научить выявлять закономерности в чередовании фигур различной формы.


Предварительная подготовка:

  1. Принести мяч.

  2. Ученики приносят счётные палочки (можно использовать спички).


Ход урока:

1. Повторение.

  1. Проверка домашнего задания 8 в тетради. Вопросы учителя: «Кто раскрасил предметы? Как? Какие предметы в первом мешке, во втором?» (Ученики перечисляют предметы каждого мешка, называя их цвет.) «По­чему (как, по какому признаку) можно разделить эти предметы по меш­кам?» (По цвету. В одном мешке должны быть зелёные предметы, в дру­гом - серые.) «А какого цвета должен быть зайчик?» (Серый, но не белый, чтобы попасть в один из мешков.) «А машина?» (Машина может быть зелёной или серой.)

  2. Любая игра из предыдущего урока на выбор учителя или уче­ников.

Учитель: «Итак, на прошлом уроке мы изучали цвет предметов. А ещё каждый предмет имеет свою форму. Но предметы, и тем более живые существа или растения, могут иметь сложную форму, поэтому мы будем изучать только простые формы геометрических фигур».

2. Задание «Нарисуй фигуры».

Учитель просит детей нарисовать на доске геометрические фигуры. Учитель поочерёдно вызывает учеников к доске, и каждый ученик рисует одну геометрическую фигуру, которой ещё нет на доске, и называет её (в случае затруднения ему помогает класс или учитель). Закончить этот про­цесс нужно в тот момент, когда на доске соберутся основные геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат и прямоугольник. Дети запоми­нают эти фигуры. Если на доске есть другие фигуры, учитель должен на­звать их (например, ромб, трапеция, параллелограмм).

3. Задание 9 в тетради.

Ученики должны проанализировать каждую фигуру, подумать, на что она похожа, и дорисовать рисунок. Учитель на доске может привести 1-2 примера: круг может превратиться в мяч, солнышко, воздушный шар и т.п. Однако при этом не следует забывать о детской фантазии - дайте ей волю.

Можно вызвать 2-3 учеников для работы на доске и оценить их работы.

4. Игра «Назови форму» (с мячом).

(Аналогично игре «Назови цвет» - см. предыдущий урок, пункт 2.)

Пример: тарелка - круглая; тетрадь - прямоугольная; крыша - треугольная и т.п.

5. Задание 10 в тетради (самостоятельно).

Ученики должны соединить линиями пары предметов одинаковой фор­мы: взяв один предмет, они ищут ему пару и соединяют их линией.

Ответы: колесо - часы (круглые), тетрадь - конверт (прямоугольные), картина - зеркало (овальные).

Можно оценить 2-3 работы.

6. Задание 11 в тетради.

  1. Учитель задаёт классу вопросы: из каких фигур состоят отдельные предметы на рисунке (солнце, ёлка, облака, дом)?

  2. Затем дети выполняют задание: находят на рисунке фигуры опреде­лённой формы и раскрашивают требуемым цветом.

Вопросы учителя: «Где на рисунке круги?» (солнышко), где овалы? (облака) и т.д.

7. Игра «Что такой формы?».

(Аналогично игре «Что такого цвета?» - см. предыдущий урок, пункт 5).

Пример: круг - тарелка, часы, компас, колесо и т.п.; квадрат - кубик, коробка и т.п.

*8. Задание 12 в тетради (самостоятельно).

Дети должны сравнить 2 недорисованных торта с первым и определить, каких фигур на них не хватает. Раскрасить торты можно дома. Можно оценить 2-3 работы.

9. Игра «Бывает — не бывает» (физпауза).

(Описание см. в предыдущем уроке, пункт 6.)

Пример: квадратные колёса (не бывает); овальные воздушные шары (бывает); прямоугольные марки (бывает); квадратные часы (бывает); треугольные шкафы (не бывает) и т.п.

*10. Задание 13 в тетради.

Ученики должны определить, что общего у предметов каждой группы.

Наводящие вопросы: «Цвет у них одинаков?» (Нет, они все разного цвета.) «Форма?» (Одинаковая.) «Какие фигуры на первой картинке?» (Все треугольники.) «На второй?» (Круги.) «На третьей?» (Квадраты.)

11. Задание 14 (а, б) в тетради.

а) Аналогично предыдущему заданию, ученики определяют, что у боль­шинства предметов одинаковая форма. (Круг.) Какой предмет мешает назвать общую форму? (Книжка прямоугольная.) Если мы её уберём, какой формы предметы останутся? (Круглой.) Значит, лишний предмет на этой картинке - книжка.

*б) В данном пункте наблюдается неоднозначность решения, однако до этого дети должны додуматься сами. Нужно разобрать каждое их пред­ложение и принять его, если объяснения убедительны.

Пример: лишний круг, так как все остальные фигуры с углами; лишний прямоугольник, так как он красного цвета среди остальных синих фигур; лишний треугольник, так как их на рисунке два. Объясните детям, что верны все варианты, так как нет указаний, по какому признаку (свойству) должны совпадать оставшиеся фигуры.

12. Задание 15 в тетради.

Разбирается аналогично заданию 7 (пункт 11) предыдущего урока. Но здесь идёт чередование предметов по форме (круглые и овальные шары).

Вопрос: «Каким цветом нужно раскрасить шарик, но чтобы у всех шаров был общий цвет?» (Красным, так как все остальные шары - красные.)

13. Работа с палочками.

У учеников на парте счётные палочки. Учитель даёт различные за­дания:

  1. Составить из палочек треугольник, 2 треугольника. Сколько для этого нужно палочек? (3, 6).

  2. Как с помощью пяти палочек сложить два равных треугольника? Ломать палочки нельзя. (Дети помнят, что для двух треугольников нужно 6 палочек, а их просят с помощью пяти палочек составить 2 треугольника.) Если затрудняются - попросите их ещё раз составить из трёх палочек треугольник. Зарисовать его на доске, считая палочки. «У нас осталось всего 2 палочки. Что же делать? Может быть, можно использовать какую-то палочку 2 раза? (Палочку первого треугольни­ка.) Давайте попробуем присоединить две палочки к первому тре­угольнику».

Пройдя по классу, учитель убедился, что некоторые дети догадались правильно, можно изобразить формирование второго треугольника на до­ске.

hello_html_m488a13b6.jpg

«Какая фигура после этого получилась?» (Ромб.)

*3) Как с помощью одной палочки сложить на столе треугольник? Пройти по классу и посмотреть, кто догадался сам. Наводящие вопросы: «Если нам не хватало палочек для построения фигуры, мы уже научились использовать стороны другой фигуры. Но сейчас у нас нет другой фигуры. Попробуем найти эти стороны у других предметов (например, стороны парты, листа бумаги, книжки, тетради.) Таким образом, используя 2 сто­роны стола (угол), присоединим к ним нашу палочку»:

hello_html_5c6ad912.jpg

  1. Сколько нужно палочек, чтобы сложить на столе квадрат, 2 квадра­та? (4 и 8). Дети выполняют на парте задание.

  2. Как с помощью 5 палочек сложить на столе 2 равных прямоуголь­ника? (Сложить из 4 палочек квадрат, а пятую положить посередине.)

*6) Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат? (Положить их к углу парты.)

*7) Как из 3 палочек, лежащих в ряд на столе, среднюю сделать край­ней, не трогая её? (Дети выкладывают в ряд на столе 3 палочки, а учитель рисует их на доске.)

hello_html_1462e10b.png

«Среднюю палочку трогать (перекладывать) нельзя, но нужно, чтобы она стала крайней». Учитель проходит по классу и смотрит на выполнение задания. После того как некоторые дети догадались, для остальных мож­но дать наводящее указание: «Среднюю палочку трогать (перекладывать) нельзя. Давайте попробуем переложить другую палочку». Можно вызвать к доске догадавшегося ученика для выполнения задания. Он должен пере­ложить любую крайнюю палочку.

hello_html_20666b64.jpg

«Перекладываем в одно из 2 мест левую крайнюю палочку или правую крайнюю».

  1. Сколько углов у стола? (Дети должны заметить, что не сказано, у стола какой формы. После того как ученики заметили неточность в во­просе, разбираются различные формы стола: у круглого или овального вообще нет углов, у треугольного журнального столика 3 угла, у квадрат­ного или прямоугольного - 4.)

  2. Какую форму имеют часы? (Возможны различные варианты: круглая форма, овальная, прямоугольная, квадратная и т.п.)

*14. Загадки, задачи-шутки.

  1. Какая фигура не имеет ни начала, ни конца? (Кольцо.)

  2. То он - блин, то он - клин, Ночью на небе один. (Луна и месяц.)

  3. Сожмёшь - клин, разожмёшь - блин. (Зонтик.)

  4. Висит груша - нельзя скушать. (Лампочка.)

  5. Когда машина едет, какое колесо у неё не крутится? (Запасное.)

  6. Когда человек стоит на часах? (Когда он часовой.)

  7. Каким гребнем нельзя расчесать голову? (Петушиным.)

Домашнее задание. Задание 16 в тетради.

Чтобы получилась красивая картинка, необходимо все треугольники раскрасить жёлтым цветом, а остальные фигуры - синим.


Конспект урока информатики.1 класс
  • Информатика
Описание:

Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5 - 11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершенным.Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу и синтезу.Умение для любой предметной области выделитьсистему понятий,представить их в виде совокупности знаимых признаков,описать алгоритмы типичных действий,улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Автор Кузьмина Наталья Николаевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 760
Номер материала 20427
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓