Главная / Начальные классы / Конспект урока и презентация по русскому языку на тему

Конспект урока и презентация по русскому языку на тему

Название документа ТРИ ТИПА СКЛОНЕНИЯ.ppt

Три склонения имен существительных
Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.
Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.
 ж.р. м.р. вод Юр земл дяд а я я а
ж.р. м.р. м.р. ср.р. вод Юр конь окн земл дяд стол мор а я а я е о
ж.р. м.р. м.р. ср.р. ж.р. вод Юр конь окн дочь земл дяд стол мор степь а я а...
ж.р. м.р. м.р. ср.р. ж.р. вод Юр конь окн дочь земл дяд стол мор степь а я а ...
ВЫВОД: 1- е склонение: ж.р. и м.р. - а, - я 2- е склонение: м.р. - ср. р – о,...
Алгоритм определения склонения имени существительного. Прочитай слово. Поста...
ОПРЕДЕЛИ СКЛОНЕНИЕ Яблоко, лимон, слива, вишня, помидор, мандарин, огурец, т...
Распредели имена существительные по группам. 1 скл. 2 скл. 3 скл. Зима, весна...
ПРОВЕРКА 1 скл. 2 скл. 3 скл. Зима лето осень Весна час ночь Минута год тетра...
Запишите данные слова по алфавиту и вставьте пропущенные буквы. Г…РЕТЬ, Ш…ССЕ...
РЕФЛЕКСИЯ 1.Почему в словах ПО УЛИЦЕ, ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? 2.Какие су...
1 из 14

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Три склонения имен существительных
Описание слайда:

Три склонения имен существительных

№ слайда 2 Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.
Описание слайда:

Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.

№ слайда 3 Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.
Описание слайда:

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

№ слайда 4  ж.р. м.р. вод Юр земл дяд а я я а
Описание слайда:

ж.р. м.р. вод Юр земл дяд а я я а

№ слайда 5 ж.р. м.р. м.р. ср.р. вод Юр конь окн земл дяд стол мор а я а я е о
Описание слайда:

ж.р. м.р. м.р. ср.р. вод Юр конь окн земл дяд стол мор а я а я е о

№ слайда 6 ж.р. м.р. м.р. ср.р. ж.р. вод Юр конь окн дочь земл дяд стол мор степь а я а я
Описание слайда:

ж.р. м.р. м.р. ср.р. ж.р. вод Юр конь окн дочь земл дяд стол мор степь а я а я о е

№ слайда 7 ж.р. м.р. м.р. ср.р. ж.р. вод Юр конь окн дочь земл дяд стол мор степь а я а я е
Описание слайда:

ж.р. м.р. м.р. ср.р. ж.р. вод Юр конь окн дочь земл дяд стол мор степь а я а я е о 1 склонение 2 склонение 3 склонение

№ слайда 8 ВЫВОД: 1- е склонение: ж.р. и м.р. - а, - я 2- е склонение: м.р. - ср. р – о, -
Описание слайда:

ВЫВОД: 1- е склонение: ж.р. и м.р. - а, - я 2- е склонение: м.р. - ср. р – о, - е 3- е склонение: ж.р. - ь

№ слайда 9 Алгоритм определения склонения имени существительного. Прочитай слово. Поставит
Описание слайда:

Алгоритм определения склонения имени существительного. Прочитай слово. Поставить его в начальную форму. Определи род. Найди и выдели окончание. Вспомни правило: 1 скл. Ж.р. – а, -я М.р. – а, - я 2 скл. М.р Ср.р. -о, -е 3 скл. Ж.р. ________Ь Определи склонение имени существительного.

№ слайда 10 ОПРЕДЕЛИ СКЛОНЕНИЕ Яблоко, лимон, слива, вишня, помидор, мандарин, огурец, тыкв
Описание слайда:

ОПРЕДЕЛИ СКЛОНЕНИЕ Яблоко, лимон, слива, вишня, помидор, мандарин, огурец, тыква, морковь, капуста, фасоль, горох.

№ слайда 11 Распредели имена существительные по группам. 1 скл. 2 скл. 3 скл. Зима, весна, л
Описание слайда:

Распредели имена существительные по группам. 1 скл. 2 скл. 3 скл. Зима, весна, лето, осень, минута, час, год, ночь, день, птица, река, карандаш, тетрадь, сирень, яблоня, перо, снегирь, новость, пустыня, дрозд, озеро, дерево, опасность, площадь, улица, железо, сеялка, поле.

№ слайда 12 ПРОВЕРКА 1 скл. 2 скл. 3 скл. Зима лето осень Весна час ночь Минута год тетрадь
Описание слайда:

ПРОВЕРКА 1 скл. 2 скл. 3 скл. Зима лето осень Весна час ночь Минута год тетрадь Птица день сирень Река карандаш новость Яблоня перо опасность Пустыня снегирь площадь Улица дрозд Сеялка озеро дерево железо поле

№ слайда 13 Запишите данные слова по алфавиту и вставьте пропущенные буквы. Г…РЕТЬ, Ш…ССЕ, Д
Описание слайда:

Запишите данные слова по алфавиту и вставьте пропущенные буквы. Г…РЕТЬ, Ш…ССЕ, Д…РОГА, М…РКОВЬ, ТР…МВАЙ.

№ слайда 14 РЕФЛЕКСИЯ 1.Почему в словах ПО УЛИЦЕ, ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? 2.Какие сущес
Описание слайда:

РЕФЛЕКСИЯ 1.Почему в словах ПО УЛИЦЕ, ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? 2.Какие существительные относятся к 1- му склонению. 3. Какие существительные относятся ко 2-му склонению? 4. Какие существительные относятся к 3- му склонению? 5. Как определить склонение существительного? 6. С какой целью необходимо хорошо научиться определять склонение существительных?

Название документа Урок Три типа склонения.docx

Тема: Три типа склонения имен существительных.

Цели:

Учебно-познавательные: Дать понятие о трех склонениях имен   существительных в единственном числе. Научить распознавать три типа склонения по окончанию и роду.

Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность, любовь к природе.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма урока: проблемный урок

Оборудование: учебник В.П.Канакина «Русский язык 4 класс», компьютер, проектор, презентация/

                                   ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

 - Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на экран.

Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.  (ответы детей).

- У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем.

2. Постановка учебной задачи.

     На доске записано предложение, в двух словах выделены окончания. (Слайд № 3)

         Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

- В каком падеже существительные по улице и по площади? (В дательном падеже)

- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?

- Вот на этот вопрос нам предстоит сегодня ответить на уроке.

  1. Изучение нового материала.

На доске записаны слова:

КОНЬ, ВОДА, ЮРА, ЗЕМЛЯ, ДОЧЬ. МОРЕ, ДЯДЯ, СТОЛ, ОКНО, СТЕПЬ

- Прочитайте слова. Что у них общего? (все слова-существительные в единственном числе)

- Разделите имена существительные на три группы ориентируясь на указания.

- Назовите существительные ж.р. с окончаниями –а,-я.

- Назовите существительные м.р. с окончаниями –а,-я. (Слайд № 4)

-Прочитайте оставшиеся слова м.р. Выделите в них окончания.

-Назовите существительные с.р. и выделите в них окончания. (Слайд № 5)

-Определите род, выделите окончания у оставшихся существительных. (Слайд № 6)

-По каким признакам мы сгруппировали имена существительные? (по роду и окончанию)

- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его СКЛОНЕНИЕ. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.( Слайд № 7)

- Сделайте вывод: какие существительные относятся 1-му склонению, ко 2-му и 3-му? (к 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончанием –а, -я. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о,-е. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.) (Слайд № 8)

-Как определить склонение имени существительного?

Алгоритм (Слайд № 9)

  1. Первичное закрепление.

а) Упражнение «Определи склонение» - устно (Слайд № 10)

б) Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям. (Слайд № 11)

в) Проверка (Слайд № 12)

  1. Динамическая пауза.

- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1 скл., - поворот направо, 2 скл., - поворот налево, 3 скл., - прямо.

А) Кто ни в жару, ни в стужу

     Не снимает шубу?  (баран)

Б) Кто на ветке шишки грыз

    И бросал объедки вниз? (белка)

В) Заверчу, закружу,

     В небеса улечу (вертолет)

Г) Ящик на  коленях пляшет –

    То поет, то горько плачет (гармонь)

Д) Никого не обижает,

    А её все толкают (дверь)

Е) Закутан ребенок в сто пеленок (капуста)

  1. Словарно-орфографическая работа

-Запишите данные слова в алфавитном порядке, вставьте пропущенные буквы.(Слайд № 13)

ГОРЕТЬ, ДОРОГА, МОРКОВЬ, ТРАМВАЙ, ШОССЕ

-По какому-либо признаку определите лишнее слово.

(ГОРЕТЬ-глагол, ТРАМВАЙ-безударная А, ДОРОГА-3 слога, )

-Определите склонение у существительных.

  1. Рефлексия деятельности.

- Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ и ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (существительное УЛИЦА – 1скл., существительное ПЛОЩАДЬ - 3 скл.).

- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (чтобы правильно писать окончание существительного). (Слайд № 14)

  1. Домашнее задание.

Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.

  1.  Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Как узнать склонение существительных?

 



Конспект урока и презентация по русскому языку на тему
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока построен в форме решения проблемного вопроса.

В конспект включены:

Задания поискового характера;

Задания на размышление и решение вопроса;

Составление алгоритма определения склонения имён существительных;

Устную и письменную работы;

Элементы развивающего обучения;

В презентацию включены:

Пошаговое составление таблицы определения склонения имён существительных;

Алгоритм определения склонения имён существительных;

 Устные и письменные задания для закрепления изученного материала;

Задания для самостоятельной работы;

Рефлексия: ответ на проблемный вопрос.

 

Автор Проскурина Любовь Викторовна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 357
Номер материала 8229
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓