Главная / Математика / конспект урока и презентация по математики в 5 классе на тему "Деление с остатком"

конспект урока и презентация по математики в 5 классе на тему "Деление с остатком"

Класс: 5

Тема: Деление с остатком.

Тип учебного занятия: Обобщение материала, новый материал.

Цели: обобщить знания и умения алгоритма выполнения деления числа с остатком и находить делитель по компонентам деления.

Задачи урока:

1.Образовательные:

  • Повторить деление с остатком, вывести правило, как найти делимое при делении с остатком, и записать его в виде буквенного выражения.

  • Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта.

  • Формировать навыки анализа задачи, умений решать логические задания.

  • Применение полученных знаний при решении практических задач.

2.Развивающие:

  • Развитие логического мышления, внимания, памяти.

  • Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий.

  • Развитие культуры речи обучающихся.

3.Воспитательные:

  • В целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма.

  • Наблюдательности и любознательности.

  • Развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах.

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.


Ход урока.

1 этап. Организационный момент.

(Слайд 1)

П: Умение решать задачи - такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путём подражания или упражнения. ( Д. Пойа)

П: На каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания. Какое арифметическое действие мы повторяли?

У: деление.

П: Верно и сейчас мы проверим вашу смекалку, логику и знание таблицы умножения, без которой деление невозможно.


II -й этап урока. Устный счёт.

(Слайд 2)

Цель этапа: формировать навыки быстрого устного счёта, основанные на таблице умножения.

П: Перед вами задания. Вам необходимо быстро решить пример, работая в паре и записать получившийся ответ.

  1. Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40)

  2. Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку? (54 : 9 = 6)

  3. Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36)

  4. Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50)

  5. Тетрадь стоит 23 рубля. За покупку заплатили 46 рублей. Сколько купили таких тетради? ( 46:23=2)

  6. Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (120 : 5 = 24)

  7. У рыбы с усами 3 зуба умножить на число гномов у Белоснежки. (3 • 7 = 21)

  8. Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов. (50 : 10 = 5)

(обучающиеся озвучивают свои результаты.) (Слайд 3)


П: Составьте со своими ответами примеры не деление (любой вариант)

П: С какими числами не получилось составить пример на деление? (21) Почему? (Ответы обучающихся)

П: Не всегда одно натуральное число делится на другое число. Но всегда можно выполнить деление с остатком. Поэтому какая тема нашего урока? (Слайд 4)

У: деление с остатком. (Записывают тему в тетрадь)


3 этап. Обобщение материала + новые знания.

Цель этапа: закрепить навыки «Деление с остатком» и получить правило, как найти делимое при делении с остатком, и записать его в виде буквенного выражения.

П: какова цель нашего урока?

У: вспомнить правило деления с остатком.

П: Решим задачу. (Слайд 5) В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты. Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка предложит поделить конфеты поровну?

(Рассуждения по задаче: - Сколько конфет у бабушки? (23)

- Сколько внуков пришло в гости к бабушке? (4)

- Что необходимо сделать по условию задачи? (Конфеты нужно поделить поровну)

- Что для этого сделать? (надо разделить 23 на 4; 23 делится на 4 с остатком; в частном получится 5, а в остатке 3.)

- Сколько же конфет достанется каждому внуку? (Ответ. Каждому внуку достанется по 5 конфет, и в вазочке останется 3 конфеты.))

П: Запишем решение. (Слайд 6)

П: Как называется число, которое делят? (Делимым.)

П:Что называется делителем? (Число, на которое делят.)

П: Как называют результат деления с остатком? (Неполное частное.)

П: Назовите делимое, делитель, неполное частное и остаток в нашем решении (23 - делимое, 4 - делитель, 5 - неполное частное, 3 – остаток.) (клик, Слайд 6)

П: Числа на деление с остатком могут быть любые, поэтому решение можно записать буквенным выражением. (клик, Слайд6 )

П: запишите данное равенство в тетрадь.

Проверка умений и навыков:

П: (Слайд 7)

Задание 1.Выполните деление с остатком. ( Комментированное решение)

20: 3 19: 2 28: 5

15: 6 25: 7 26: 3

П: (клик, Слайд 7 ) Подчеркните делитель одной чертой, делимое – двумя чертами. (фронтальная проверка)


П: (Слайд 8)

Задание 2. Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. ( Самостоятельная работа)

56 : 9 = 45 : 8 = 96 :16 =

60 : 5 = 83 : 40 = 63 : 5 =

9 : 4= 50 : 9 = 48 : 7 =

15 : 6 = 84 : 9 = 36:6 =

П: Поменяйтесь тетрадями и проверим, какие ответы у вас получились (взаимопроверка в тетрадях)

П: (клик, Слайд 8 ) примеры, которые сейчас на слайде, делятся нацело, поэтому их выписывать не надо было. Если в проверяемой работе они выписаны, поставьте рядом с ними знак «-».

П: (клик, Слайд 8) теперь проверьте решение для остальных примеров. Где ответ совпадает с предложенным, ставите знак «+», иначе знак «-».

П: Всего должны были выписать и решить 8 примеров. Если стоит «+» 8, ставите оценку 5, если 7-6, то 4; если 5-4, то 3.


П: (Слайд 9)

Следующее задание выполним по группам (листочки с заданиями раздаются по группам, а так же листы и маркеры для оформления решения) (Приложение 1)

(ответы групп)


Тренировочные упражнения.

П: (Слайд 10 )

Задание 3. Не выполняя действий, укажите примеры с ошибкой:

а) 515 : 10 = 50(ост.15) – (неверно, так как остаток больше делителя)

б) 713 : 6 = 118(ост.6) – (неверно, остаток равен делителю)

в) 422 : 42 = 1 (ост.2) – (неверно найдено неполное частное).

Как проверить? ()

Новые знания.

П: как найти делимое, зная делитель, неполное частное и остаток? (Слайд 11)

П: Проверим. (42∙1+2=43) (клик, Слайд 11)

П: (клик, Слайд 11) Сформулируем правило, как найти делимое, если известны делитель, неполное частное и остаток.

П: (клик, Слайд 11) Правило.

Делимое равно произведению делителя и неполного частного, сложенному с остатком.

а = в∙с + d, а - делимое, в - делитель, с - неполное частное, d - остаток. Запишите правило в тетрадь.

- Когда выполняется деление с остатком, что мы должны помнить?

- Правильно, остаток всегда меньше делителя.

- А если остаток равен нулю, делимое делится на делитель без остатка, нацело.

4 этап. Первичное закрепление нового материала.

(Слайд 12)

П: Задание 4. Найдите делимое, если:

А) неполное частное равно 7, остаток равен 3, а делитель 6.

Б) неполное частное равно 11, остаток равен 1, а делитель 9.

В) неполное частное равно 20, остаток равен 13, а делитель 15.

П: назовите ваше решение и проверим результаты по слайду. (клик, Слайд 12)

(Слайд 13)

П: задание 5. Вставьте пропущенные цифры, чтобы запись была верной. ( Работа 1-2 примера фронтально, 3-4 в парах)

2__ : 3 = 7(ост.2) 4 ___ : 7 =____ (ост.5)

77 : ___ =____ (ост.5)

__ 9 : 2 = 19(ост.1) ____9 : 7 =___ (ост.3)

П: проверим ответы, если совпали с эталоном, то ставите «+», нет – «-».(клик, Слайд 13)


5 тап. Решение задач.

Цель этапа. Применение полученных знаний при решении практических задач.

П: в каких жизненных ситуациях человеку могут пригодиться знания о делении с остатком? (ответы обучающихся)

П: (клик, Слайд 14) Задача 1. Витя купил 3тетради по 8 руб. и альбом для рисования за 20 руб. Хватит ли Вите денег, если мама дала 50 руб. (Решение задачи на доске.)

П: (Слайд 15) Задача 2. Юра живёт в квартире №67 пятиэтажного дома. В каждом подъезде и на каждом этаже три квартиры(нумерация квартир слева направо). Узнайте:

  1. В каком подъезде живёт Юра?

  2. На каком этаже живёт Юра?

  3. Где расположена квартира Юры: слева от лифта, справа от лифта или напротив лифта?

(Решение задачи на доске.)


6 этап: Итог.

(Слайд 16)

Отвечаем на вопросы:

- Смогли ли вы сегодня на уроке применять свои знания и умения в выполнении заданий на деление с остатком?

- Может ли остаток быть больше делителя? Может ли остаток быть равен делителю?

- Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку?

- Какие могут быть остатки при делении на 5? Приведите примеры.

- Как проверить, верно ли выполнено деление с остатком?


7 этап. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. (Слайд 17)

П: на выполнение работы 5 минут.


100:8=

79:8=

144:8=

115:8=

213:8=


П: А теперь поменялись тетрадями и проверим ответы. Оцените работу. (клик, Слайд 17)


6 этап: Рефлексия.

П: А теперь оцените сегодняшний урок. (Слайд 18)

П: На полях тетради поставьте номер высказывания, которое вам больше подходит к окончанию урока.

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!

П: (Слайд 19)




Приложение 1.



группа 1.

Выполните задание и решение запишите на листах.

Даны числа 4,5,6,7,8,9,10,11,12.

1. Вычеркните из них числа, которые делятся на 5 без остатка.

2. Для оставшихся чисел выполните деление на 5 с остатком.

3. Сравните остаток с делителем. Сделайте вывод.



группа 2.

Выполните задание и решение запишите на листах.

Даны числа 11,12,13,14,15,16,17,18.

1. Вычеркните из них числа, которые делятся на 3 без остатка.

2. Для оставшихся чисел выполните деление на 3 с остатком.

3. Сравните остаток с делителем. Сделайте вывод.





группа 3.

Выполните задание и решение запишите на листах.

Даны числа 20,21,22,23,24,25,26,27.

1. Вычеркните из них числа, которые делятся на 4 без остатка.

2. Для оставшихся чисел выполните деление на 4 с остатком.

3. Сравните остаток с делителем. Сделайте вывод.








группа 1.

Выполните задание и решение запишите на листах.

Даны числа 4,5,6,7,8,9,10,11,12.

  1. Вычеркните из них числа, которые делятся на 5 без остатка.

  2. Для оставшихся чисел выполните деление на 5 с остатком.

  3. Сравните остаток с делителем. Сделайте вывод.



4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12





































группа 2.

Выполните задание и решение запишите на листах.

Даны числа 11,12,13,14,15,16,17,18.

  1. Вычеркните из них числа, которые делятся на 3 без остатка.

  2. Для оставшихся чисел выполните деление на 3 с остатком.

  3. Сравните остаток с делителем. Сделайте вывод.


11, 12, 13, 14, 15,16,17,18






































группа 3.

Выполните задание и решение запишите на листах.

Даны числа 20,21,22,23,24,25,26,27.

  1. Вычеркните из них числа, которые делятся на 4 без остатка.

  2. Для оставшихся чисел выполните деление на 4 с остатком.

  3. Сравните остаток с делителем. Сделайте вывод.


20, 21, 22, 23, 24,25,26,27

8


конспект урока и презентация по математики в 5 классе на тему "Деление с остатком"
  • Математика
Описание:

 

Тип учебного занятия: Обобщение  материала, новый материал.

Цели: обобщить знания и умения алгоритма выполнения деления числа с остатком и находить делитель по компонентам деления.

Задачи урока:

1.Образовательные:

·        Повторить деление с остатком, вывести правило, как найти делимое при делении с остатком, и записать его в виде буквенного выражения.

·        Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта.

·        Формировать навыки анализа задачи, умений решать логические задания.

·        Применение полученных знаний при решении практических задач.

2.Развивающие:

·        Развитие логического мышления, внимания, памяти.

·        Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий.

·        Развитие культуры речи обучающихся.

3.Воспитательные:

·        В целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма.

·        Наблюдательности и любознательности.

·        Развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах.

 

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная. 

 

презентацию к уроку можно посмотреть в разделе "Презентация"

Автор Балухтина Светлана Владимировна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 773
Номер материала 13023
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓