Инфоурок Математика Другие методич. материалыКонспект урока и презентация по математики в 5 классе на тему "Деление с остатком"

конспект урока и презентация по математики в 5 классе на тему "Деление с остатком"

Скачать материал

Класс: 5

Тема: Деление с остатком.

Тип учебного занятия: Обобщение  материала, новый материал.

Цели: обобщить знания и умения алгоритма выполнения деления числа с остатком и находить делитель по компонентам деления.

Задачи урока:

1.Образовательные:

·        Повторить деление с остатком, вывести правило, как найти делимое при делении с остатком, и записать его в виде буквенного выражения.

·        Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта.

·        Формировать навыки анализа задачи, умений решать логические задания.

·        Применение полученных знаний при решении практических задач.

2.Развивающие:

·        Развитие логического мышления, внимания, памяти.

·        Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий.

·        Развитие культуры речи обучающихся.

3.Воспитательные:

·        В целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма.

·        Наблюдательности и любознательности.

·        Развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах.

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная. 

 

Ход урока.

1 этап. Организационный момент.

(Слайд 1)

П: Умение решать задачи - такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путём подражания или упражнения. ( Д. Пойа)

П: На каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания. Какое арифметическое действие мы повторяли?

У: деление.

П: Верно и сейчас мы проверим вашу смекалку, логику и знание таблицы умножения, без которой деление невозможно.

 

II -й этап урока. Устный счёт.

(Слайд  2)

Цель этапа: формировать навыки быстрого устного счёта, основанные на таблице умножения.

П: Перед вами задания. Вам необходимо быстро решить пример, работая в паре и записать получившийся ответ.

1.     Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40)

2.     Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку? (54 : 9 = 6)

3.     Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36)

4.     Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50)

5.     Тетрадь стоит 23 рубля. За покупку заплатили 46 рублей. Сколько купили таких тетради? ( 46:23=2)

6.     Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (120 : 5 = 24)

7.      У рыбы с усами 3 зуба  умножить на число гномов у Белоснежки. (3 • 7 = 21)

8.     Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов. (50 : 10 = 5)

(обучающиеся   озвучивают свои результаты.) (Слайд 3)

 

П: Составьте со своими ответами примеры не деление (любой вариант)

П: С какими числами не получилось составить пример на деление? (21) Почему? (Ответы обучающихся)

П: Не всегда одно натуральное число делится на другое число. Но всегда можно выполнить деление с остатком. Поэтому какая тема нашего урока? (Слайд 4)

У: деление с остатком. (Записывают тему в тетрадь)

 

3 этап. Обобщение материала + новые знания.

Цель этапа: закрепить  навыки «Деление с остатком» и получить правило, как найти делимое при делении с остатком, и записать его в виде буквенного выражения.

П: какова цель нашего урока?

У: вспомнить правило деления с остатком.

П: Решим задачу. (Слайд 5) В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты. Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка предложит поделить конфеты поровну?

(Рассуждения по задаче: - Сколько конфет у бабушки? (23)

- Сколько внуков пришло в гости к бабушке? (4)

- Что необходимо сделать по условию задачи? (Конфеты нужно поделить поровну)

- Что для этого сделать? (надо разделить 23 на 4; 23 делится на 4 с остатком; в частном получится 5, а в остатке 3.)

- Сколько же конфет достанется каждому внуку? (Ответ. Каждому внуку достанется по 5 конфет, и в вазочке останется 3 конфеты.))

П: Запишем решение. (Слайд 6)

П: Как называется число, которое делят? (Делимым.)

П:Что называется делителем? (Число, на которое делят.)

П:  Как называют результат деления с остатком? (Неполное частное.)

П:  Назовите делимое, делитель, неполное частное и остаток в нашем решении (23 - делимое, 4 - делитель, 5 - неполное частное, 3 – остаток.) (клик, Слайд 6)

П: Числа на деление с остатком могут быть любые, поэтому решение можно записать буквенным выражением. (клик, Слайд6 )

П: запишите данное равенство в тетрадь.

Проверка умений и навыков:

П: (Слайд 7)

Задание 1.Выполните деление с остатком. ( Комментированное решение)

         20: 3           19: 2           28: 5

15: 6            25: 7           26: 3

П: (клик, Слайд 7 ) Подчеркните делитель одной чертой, делимое – двумя чертами. (фронтальная проверка)

 

П: (Слайд 8)

Задание 2. Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. ( Самостоятельная работа)

    56 : 9 =                          45 : 8 =                    96 :16 =

    60 : 5 =                          83 : 40 =                  63 : 5 =

    9 : 4=                              50 : 9 =                   48 : 7 =

   15 : 6 =                            84 : 9 =                    36:6 =

П: Поменяйтесь   тетрадями и  проверим, какие ответы у вас получились (взаимопроверка в тетрадях)

П: (клик, Слайд 8 ) примеры, которые сейчас на слайде, делятся нацело, поэтому их выписывать не надо было. Если в проверяемой работе они выписаны, поставьте рядом с ними  знак «-».

П: (клик, Слайд 8) теперь проверьте решение для остальных примеров. Где ответ совпадает с предложенным, ставите знак «+», иначе знак «-».

П: Всего должны были выписать и решить 8 примеров. Если стоит «+» 8, ставите оценку 5, если 7-6, то 4; если 5-4, то 3.

 

П: (Слайд 9)

 Следующее задание выполним по группам (листочки с заданиями раздаются по группам, а так же листы и маркеры для оформления решения) (Приложение 1)

(ответы групп)

 

Тренировочные упражнения.

П: (Слайд 10 )

Задание 3. Не выполняя действий, укажите примеры с ошибкой:

а) 515 : 10 = 50(ост.15) – (неверно, так как остаток больше делителя)

б) 713 : 6 = 118(ост.6) – (неверно, остаток равен делителю)

в) 422 : 42 = 1 (ост.2) – (неверно найдено неполное частное).

Как проверить? ()

Новые знания.

П:  как найти делимое, зная делитель, неполное частное и остаток? (Слайд 11)

П: Проверим. (42∙1+2=43) (клик, Слайд 11)

П: (клик, Слайд 11)  Сформулируем правило, как найти делимое, если известны делитель, неполное частное и остаток.

П: (клик, Слайд 11)  Правило.

Делимое равно произведению делителя и неполного частного, сложенному с остатком.

а = в∙с + d, а - делимое, в - делитель, с - неполное частное, d - остаток. Запишите правило в тетрадь.

- Когда выполняется деление с остатком, что мы должны помнить?

- Правильно, остаток всегда меньше делителя.

- А если остаток равен нулю, делимое делится на делитель без остатка, нацело.

4 этап. Первичное закрепление нового материала.

(Слайд 12)

П: Задание 4. Найдите делимое, если:

А) неполное частное равно 7, остаток равен 3, а делитель 6.

Б) неполное частное равно 11, остаток равен 1, а делитель 9.

В) неполное частное равно 20, остаток равен 13, а делитель 15.

П: назовите ваше решение и проверим результаты по слайду. (клик, Слайд 12)

(Слайд 13)

П:  задание 5.  Вставьте  пропущенные цифры,  чтобы запись была верной. ( Работа 1-2 примера фронтально, 3-4 в парах)

    2__  : 3 = 7(ост.2)               4 ___ : 7 =____  (ост.5)    

    77 : ___   =____ (ост.5)

       __ 9 : 2 = 19(ост.1)            ____9 : 7 =___     (ост.3)

 П: проверим ответы, если совпали с эталоном, то ставите «+», нет – «-».(клик, Слайд 13)

 

5 тап. Решение задач.

Цель этапа. Применение полученных знаний при решении практических задач.

П: в каких жизненных ситуациях человеку могут пригодиться знания о делении с остатком? (ответы обучающихся)

П: (клик, Слайд 14) Задача 1. Витя купил 3тетради по 8 руб. и альбом для рисования за 20 руб. Хватит ли Вите денег, если мама дала 50 руб. (Решение задачи на доске.)

П: (Слайд 15)    Задача 2. Юра живёт в квартире №67 пятиэтажного дома. В каждом подъезде и на каждом этаже три квартиры(нумерация квартир слева направо). Узнайте:

1)    В каком подъезде живёт Юра?

2)    На каком этаже живёт Юра?

3)    Где расположена квартира Юры: слева от лифта, справа от лифта или напротив лифта?

(Решение задачи на доске.)

 

6 этап: Итог.

(Слайд 16)

Отвечаем на вопросы:

- Смогли ли вы сегодня на уроке применять свои знания и умения в выполнении заданий на деление с остатком?

- Может ли  остаток быть больше делителя? Может ли остаток быть равен делителю?

- Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку?

- Какие могут быть остатки при делении на 5? Приведите примеры.

- Как проверить, верно ли выполнено деление с остатком?

 

7 этап. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. (Слайд 17)

П: на выполнение работы 5 минут.


100:8=

79:8=

144:8=

115:8=

213:8=


 П: А теперь поменялись тетрадями и проверим ответы.  Оцените работу. (клик, Слайд 17)

 

6 этап: Рефлексия.

П: А теперь оцените сегодняшний урок. (Слайд 18)

П: На полях тетради поставьте номер высказывания, которое вам больше подходит к окончанию урока.

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!

П: (Слайд 19)

 

 

 

Приложение 1.

 

 

группа 1.

Выполните задание и решение запишите на листах.

Даны числа 4,5,6,7,8,9,10,11,12.

1.      Вычеркните из них числа, которые делятся на 5 без остатка.

2.      Для оставшихся чисел выполните деление на 5 с остатком.

3.      Сравните остаток с делителем. Сделайте вывод.

 

 

группа 2.

Выполните задание и решение запишите на листах.

Даны числа 11,12,13,14,15,16,17,18.

1.      Вычеркните из них числа, которые делятся на 3 без остатка.

2.      Для оставшихся чисел выполните деление на 3 с остатком.

3.      Сравните остаток с делителем. Сделайте вывод.

 

 

 

 

группа 3.

Выполните задание и решение запишите на листах.

Даны числа 20,21,22,23,24,25,26,27.

1.      Вычеркните из них числа, которые делятся на 4 без остатка.

2.      Для оставшихся чисел выполните деление на 4 с остатком.

3.      Сравните остаток с делителем. Сделайте вывод.

 

 

 

 

 

 

 

группа 1.

Выполните задание и решение запишите на листах.

Даны числа 4,5,6,7,8,9,10,11,12.

1.     Вычеркните из них числа, которые делятся на 5 без остатка.

2.     Для оставшихся чисел выполните деление на 5 с остатком.

3.     Сравните остаток с делителем. Сделайте вывод.

 

 

4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

группа 2.

Выполните задание и решение запишите на листах.

Даны числа 11,12,13,14,15,16,17,18.

1.     Вычеркните из них числа, которые делятся на 3 без остатка.

2.     Для оставшихся чисел выполните деление на 3 с остатком.

3.     Сравните остаток с делителем. Сделайте вывод.

 

11, 12, 13, 14, 15,16,17,18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

группа 3.

Выполните задание и решение запишите на листах.

Даны числа 20,21,22,23,24,25,26,27.

1.     Вычеркните из них числа, которые делятся на 4 без остатка.

2.     Для оставшихся чисел выполните деление на 4 с остатком.

3.     Сравните остаток с делителем. Сделайте вывод.

 

20, 21, 22, 23, 24,25,26,27

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока и презентация по математики в 5 классе на тему "Деление с остатком""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по ипотечному кредитованию

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Тип учебного занятия: Обобщение  материала, новый материал.

Цели: обобщить знания и умения алгоритма выполнения деления числа с остатком и находить делитель по компонентам деления.

Задачи урока:

1.Образовательные:

·        Повторить деление с остатком, вывести правило, как найти делимое при делении с остатком, и записать его в виде буквенного выражения.

·        Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта.

·        Формировать навыки анализа задачи, умений решать логические задания.

·        Применение полученных знаний при решении практических задач.

2.Развивающие:

·        Развитие логического мышления, внимания, памяти.

·        Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий.

·        Развитие культуры речи обучающихся.

3.Воспитательные:

·        В целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма.

·        Наблюдательности и любознательности.

·        Развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах.

 

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная. 

 

презентацию к уроку можно посмотреть в разделе "Презентация"

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 860 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.12.2014 638
    • DOCX 40.5 кбайт
    • 26 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Нырова Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Нырова Светлана Владимировна
    Нырова Светлана Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 54510
    • Всего материалов: 19

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Применение возможностей MS Excel в профессиональной деятельности учителя математики

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Методические и практические аспекты развития пространственного мышления школьников на уроках математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 27 регионов

Мини-курс

Эффективное взаимодействие с детьми: стратегии общения и воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 332 человека из 65 регионов

Мини-курс

Психология развития личности: от мотивации к самопониманию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 29 регионов

Мини-курс

Фитнес: особенности занятий и специфика питания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 33 регионов