Класс:
5
Тема: Деление с
остатком.
Тип
учебного занятия: Обобщение материала, новый материал.
Цели: обобщить
знания и умения алгоритма выполнения деления числа с остатком и находить
делитель по компонентам деления.
Задачи
урока:
1.Образовательные:
·
Повторить
деление с остатком, вывести правило, как найти делимое при делении с остатком,
и записать его в виде буквенного выражения.
·
Продолжить
работу по совершенствованию техники устного счёта.
·
Формировать
навыки анализа задачи, умений решать логические задания.
·
Применение
полученных знаний при решении практических задач.
2.Развивающие:
·
Развитие
логического мышления, внимания, памяти.
·
Развитие
творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий.
·
Развитие
культуры речи обучающихся.
3.Воспитательные:
·
В
целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности
и коллективизма.
·
Наблюдательности
и любознательности.
·
Развитию
познавательной активности, формированию навыков работы в группах.
Формы
работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Ход
урока.
1
этап. Организационный момент.
(Слайд
1)
П: Умение решать задачи
- такое же практическое искусство,
как умение плавать или бегать на лыжах.
Ему можно научиться только путём подражания или упражнения.
( Д. Пойа)
П: На каждом
уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания.
Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои
математические знания. Какое арифметическое действие мы повторяли?
У: деление.
П: Верно и сейчас
мы проверим вашу смекалку, логику и знание таблицы умножения, без которой
деление невозможно.
II
-й этап урока. Устный счёт.
(Слайд
2)
Цель
этапа:
формировать навыки быстрого устного счёта, основанные на таблице умножения.
П: Перед
вами задания. Вам необходимо быстро решить пример, работая в паре и записать
получившийся ответ.
1.
Число
ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40)
2.
Бабушке
54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку? (54 : 9 = 6)
3.
Количество
месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36)
4.
Любимую
оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50)
5.
Тетрадь
стоит 23 рубля. За покупку заплатили 46 рублей. Сколько купили таких тетради? (
46:23=2)
6.
Продолжительность
урока уменьшить в число дней недели без выходных. (120 : 5 = 24)
7.
У
рыбы с усами 3 зуба умножить на число гномов у Белоснежки. (3 • 7 = 21)
8.
Половину
рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов. (50 : 10 = 5)
(обучающиеся
озвучивают свои результаты.) (Слайд 3)
П: Составьте
со своими ответами примеры не деление (любой вариант)
П: С какими
числами не получилось составить пример на деление? (21) Почему? (Ответы обучающихся)
П: Не всегда
одно натуральное число делится на другое число. Но всегда можно выполнить
деление с остатком. Поэтому какая тема нашего урока? (Слайд 4)
У: деление с
остатком. (Записывают тему в тетрадь)
3
этап. Обобщение материала + новые знания.
Цель
этапа:
закрепить навыки «Деление с остатком» и получить правило, как найти делимое
при делении с остатком, и записать его в виде буквенного выражения.
П: какова
цель нашего урока?
У: вспомнить
правило деления с остатком.
П: Решим
задачу. (Слайд 5) В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила
угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты. Сколько конфет достанется
каждому внуку, если бабушка предложит поделить конфеты поровну?
(Рассуждения
по задаче:
- Сколько конфет у бабушки? (23)
-
Сколько внуков пришло в гости к бабушке? (4)
-
Что необходимо сделать по условию задачи? (Конфеты нужно поделить поровну)
-
Что для этого сделать? (надо разделить 23 на 4; 23 делится на 4 с остатком; в
частном получится 5, а в остатке 3.)
-
Сколько же конфет достанется каждому внуку? (Ответ. Каждому внуку достанется по
5 конфет, и в вазочке останется 3 конфеты.))
П: Запишем
решение. (Слайд 6)
П: Как
называется число, которое делят? (Делимым.)
П:Что называется
делителем? (Число, на которое делят.)
П: Как
называют результат деления с остатком? (Неполное частное.)
П: Назовите
делимое, делитель, неполное частное и остаток в нашем решении (23 - делимое, 4
- делитель, 5 - неполное частное, 3 – остаток.) (клик, Слайд 6)
П: Числа на
деление с остатком могут быть любые, поэтому решение можно записать буквенным
выражением. (клик, Слайд6 )
П:
запишите
данное равенство в тетрадь.
Проверка
умений и навыков:
П: (Слайд
7)
Задание
1.Выполните деление с остатком. ( Комментированное решение)
20:
3 19: 2 28: 5
15: 6 25: 7 26: 3
П: (клик,
Слайд 7 ) Подчеркните делитель одной чертой, делимое – двумя чертами.
(фронтальная проверка)
П: (Слайд
8)
Задание
2. Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.
( Самостоятельная работа)
56 : 9 = 45 : 8 = 96 :16 =
60 : 5 = 83 : 40 = 63 : 5 =
9 : 4= 50 : 9 = 48 : 7 =
15 : 6 = 84 : 9 = 36:6 =
П:
Поменяйтесь тетрадями и проверим, какие ответы у вас получились
(взаимопроверка в тетрадях)
П:
(клик, Слайд 8 ) примеры, которые сейчас на слайде, делятся нацело,
поэтому их выписывать не надо было. Если в проверяемой работе они выписаны,
поставьте рядом с ними знак «-».
П:
(клик, Слайд 8) теперь проверьте решение для остальных примеров. Где
ответ совпадает с предложенным, ставите знак «+», иначе знак «-».
П:
Всего
должны были выписать и решить 8 примеров. Если стоит «+» 8, ставите оценку 5,
если 7-6, то 4; если 5-4, то 3.
П: (Слайд
9)
Следующее
задание выполним по группам (листочки с заданиями раздаются по группам, а так
же листы и маркеры для оформления решения) (Приложение 1)
(ответы
групп)
Тренировочные
упражнения.
П: (Слайд
10 )
Задание
3. Не выполняя действий, укажите примеры с ошибкой:
а)
515 : 10 = 50(ост.15) – (неверно, так как остаток больше делителя)
б)
713 : 6 = 118(ост.6) – (неверно, остаток равен делителю)
в)
422 : 42 = 1 (ост.2) – (неверно найдено неполное частное).
Как
проверить? ()
Новые
знания.
П: как
найти делимое, зная делитель, неполное частное и остаток? (Слайд 11)
П: Проверим.
(42∙1+2=43) (клик, Слайд 11)
П:
(клик, Слайд 11) Сформулируем правило, как найти делимое, если
известны делитель, неполное частное и остаток.
П:
(клик, Слайд 11) Правило.
Делимое
равно произведению делителя и неполного частного, сложенному с остатком.
а
= в∙с + d, а - делимое, в - делитель, с - неполное частное, d - остаток.
Запишите правило в тетрадь.
-
Когда выполняется деление с остатком, что мы должны помнить?
-
Правильно, остаток всегда меньше делителя.
-
А если остаток равен нулю, делимое делится на делитель без остатка, нацело.
4
этап. Первичное закрепление нового материала.
(Слайд
12)
П: Задание
4. Найдите делимое, если:
А)
неполное частное равно 7, остаток равен 3, а делитель 6.
Б)
неполное частное равно 11, остаток равен 1, а делитель 9.
В)
неполное частное равно 20, остаток равен 13, а делитель 15.
П:
назовите
ваше решение и проверим результаты по слайду. (клик, Слайд 12)
(Слайд
13)
П: задание
5. Вставьте пропущенные цифры, чтобы запись была верной. ( Работа 1-2
примера фронтально, 3-4 в парах)
2__ : 3 = 7(ост.2) 4 ___ : 7 =____ (ост.5)
77 : ___ =____ (ост.5)
__ 9 : 2 = 19(ост.1) ____9 : 7 =___ (ост.3)
П:
проверим ответы, если совпали с эталоном, то ставите «+», нет – «-».(клик,
Слайд 13)
5
тап. Решение задач.
Цель
этапа.
Применение полученных знаний при решении практических задач.
П: в каких
жизненных ситуациях человеку могут пригодиться знания о делении с остатком?
(ответы обучающихся)
П: (клик,
Слайд 14) Задача 1. Витя купил 3тетради по 8 руб. и альбом для рисования за
20 руб. Хватит ли Вите денег, если мама дала 50 руб. (Решение задачи на доске.)
П: (Слайд
15) Задача 2. Юра живёт в квартире №67 пятиэтажного дома. В каждом
подъезде и на каждом этаже три квартиры(нумерация квартир слева направо).
Узнайте:
1)
В
каком подъезде живёт Юра?
2)
На
каком этаже живёт Юра?
3)
Где
расположена квартира Юры: слева от лифта, справа от лифта или напротив лифта?
(Решение
задачи на доске.)
6
этап: Итог.
(Слайд
16)
Отвечаем
на вопросы:
-
Смогли ли вы сегодня на уроке применять свои знания и умения в выполнении
заданий на деление с остатком?
-
Может ли остаток быть больше делителя? Может ли остаток быть равен делителю?
-
Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку?
-
Какие могут быть остатки при делении на 5? Приведите примеры.
-
Как проверить, верно ли выполнено деление с остатком?
7
этап. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. (Слайд 17)
П: на
выполнение работы 5 минут.
П:
А теперь поменялись тетрадями и проверим ответы. Оцените работу. (клик,
Слайд 17)
6
этап: Рефлексия.
П:
А
теперь оцените сегодняшний урок. (Слайд 18)
П:
На
полях тетради поставьте номер высказывания, которое вам больше подходит к
окончанию урока.
1.Урок
полезен, всё понятно.
2.Лишь
кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё
придётся потрудиться.
4.Да,
трудно всё-таки учиться!
П:
(Слайд 19)
Приложение
1.
группа
1.
Выполните
задание и решение запишите на листах.
Даны
числа 4,5,6,7,8,9,10,11,12.
1. Вычеркните
из них числа, которые делятся на 5 без остатка.
2. Для
оставшихся чисел выполните деление на 5 с остатком.
3. Сравните
остаток с делителем. Сделайте вывод.
группа
2.
Выполните
задание и решение запишите на листах.
Даны
числа 11,12,13,14,15,16,17,18.
1. Вычеркните
из них числа, которые делятся на 3 без остатка.
2. Для
оставшихся чисел выполните деление на 3 с остатком.
3. Сравните
остаток с делителем. Сделайте вывод.
группа
3.
Выполните
задание и решение запишите на листах.
Даны
числа 20,21,22,23,24,25,26,27.
1. Вычеркните
из них числа, которые делятся на 4 без остатка.
2. Для
оставшихся чисел выполните деление на 4 с остатком.
3. Сравните
остаток с делителем. Сделайте вывод.
группа
1.
Выполните
задание и решение запишите на листах.
Даны
числа 4,5,6,7,8,9,10,11,12.
1.
Вычеркните
из них числа, которые делятся на 5 без остатка.
2.
Для
оставшихся чисел выполните деление на 5 с остатком.
3.
Сравните
остаток с делителем. Сделайте вывод.
4,
5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
группа
2.
Выполните
задание и решение запишите на листах.
Даны
числа 11,12,13,14,15,16,17,18.
1.
Вычеркните
из них числа, которые делятся на 3 без остатка.
2.
Для
оставшихся чисел выполните деление на 3 с остатком.
3.
Сравните
остаток с делителем. Сделайте вывод.
11,
12, 13, 14, 15,16,17,18
группа
3.
Выполните
задание и решение запишите на листах.
Даны
числа 20,21,22,23,24,25,26,27.
1.
Вычеркните
из них числа, которые делятся на 4 без остатка.
2.
Для
оставшихся чисел выполните деление на 4 с остатком.
3.
Сравните
остаток с делителем. Сделайте вывод.
20,
21, 22, 23, 24,25,26,27
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.