Главная / Русский язык и литература / конспект урока и презентация на тему "Назывное предложение"

конспект урока и презентация на тему "Назывное предложение"

Документы в архиве:

13.07 КБ Задание.docx
1.75 МБ Фет Афанасий Шепот робкое дыханье.mp3
30.51 КБ конспект Назывные предложения.docx
1.87 МБ назывные предложения.ppt

Название документа Задание.docx

Задание: дайте характеристику предложениям по наличию грамматических основ.

Опред.-лич.

Неопред.-лич.

Безлич.

Двусостав.

1





2





3





4





5





6





7





8





9





10






1.Брожу по набережной снова.

2.Повеет полем, первой бороздой.

3.Его везли из крепости, из Бреста.

4.В лесу держался запах прелой травы.

5.Листопадит в роще, листопадит.

6.В Сибири не любят горячку и спешку.

7.С вечера все спится.

8.Поет зима, аукает.

9.Положи книгу на стол.

10.Горит восток зарею новой.





_____________________________________________________________________________

Задание: дайте характеристику предложениям по наличию грамматических основ.

Опред.-лич.

Неопред.-лич.

Безлич.

Двусостав.

1





2





3





4





5





6





7





8





9





10






1.Брожу по набережной снова.

2.Повеет полем, первой бороздой.

3.Его везли из крепости, из Бреста.

4.В лесу держался запах прелой травы.

5.Листопадит в роще, листопадит.

6.В Сибири не любят горячку и спешку.

7.С вечера все спится.

8.Поет зима, аукает.

9.Положи книгу на стол.

10.Горит восток зарею новой.





_____________________________________________________________________________

Задание: дайте характеристику предложениям по наличию грамматических основ.

Опред.-лич.

Неопред.-лич.

Безлич.

Двусостав.

1





2





3





4





5





6





7





8





9





10






1.Брожу по набережной снова.

2.Повеет полем, первой бороздой.

3.Его везли из крепости, из Бреста.

4.В лесу держался запах прелой травы.

5.Листопадит в роще, листопадит.

6.В Сибири не любят горячку и спешку.

7.С вечера все спится.

8.Поет зима, аукает.

9.Положи книгу на стол.

10.Горит восток зарею новой.



Название документа конспект Назывные предложения.docx

Конспект урока по русскому языку в 8 классе.

Тема урока: Назывные предложения.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цели урока:

  • дать понятие назывного предложения;

  • формировать умения: находить назывные предложения, определять сферу их употребления, пользоваться в описании для обозначения места и времени;

  • выразительно читать назывные предложения;

  • развивать речь учащихся; воспитывать любовь к языку;

  • развивать навык самостоятельной работы.

Задачи:

  • выработать умение находить назывные предложения, отличать их от других односоставных предложений;

  • научиться отличать назывные предложения от двусоставных;

  • научиться определять роль назывных предложений в художественной речи;

  • сформировать умение составлять и использовать назывные предложения в собственной речи; подготовиться к выполнению заданий творческого характера.


Методы и приемы:

  • методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, рассказ, дискуссия);

  • методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (наблюдение, работа по картине);

  • методы передачи информации с помощью практической деятельности (работа с книгой);

  • методы стимулирования и мотивации обучающихся (создание ситуации успеха, взаимопомощи).


Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, в парах.


Оборудование:

  • компьютер и мультимедийный проектор;

  • презентация «Назывные предложения»;

  • карточки с заданиями.



Ход урока:

Этап урока

Цель этапа

Виды деятельности

деятельность учителя

деятельность обучающихся

1.

Организационный момент

Создать положительный эмоциональный настрой

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами урок обычный и необычный. На нашем уроке присутствуют гости. Но никто из нас не волнуется, работаем четко и продуктивно. Я уверенно, что мы успеем сделать все, что запланировано.

Открывают тетради, записывают число и слова «Классная работа».

2.

Мотивация. Актуализация знаний.

Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.


Слайд 2.

«Важно не количество знаний, а их качество. Можно знать очень много, не зная самого нужного» (Л.Н.Толстой)

-Как цитата Л.Толстого может относиться к нашему уроку?

- Объясните значение слов «количество» и «качество».

- Объясните знаки препинания в предложения.



- Где нам могут пригодиться эти знания?













- Лексическое значение слов на информационных карточках.

- 1-однородные члены предложения, -- 2-деепричастный оборот.

- При выполнении упражнений, ГИА.


3.

Проверка домашнего задания.


Проверить умение обучающихся распознавать виды односоставных предложений.

- Можно ли изучать новый материал без опоры на изученный ранее?

-Прошу приготовить кластер по теме «Односоставные предложении», чтобы ответить на блиц-опрос:

Слайд 3.

  1. Какие предложения называются односоставными?









  1. На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена?





  1. Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом сказуемым.



  1. Какие предложения называются определенно-личными?







  1. Какие предложения называются неопределенно-личными?





  1. Какие предложения называются безличными?





Мини-тест.

Задание: дайте характеристику предложениям по наличию грамматических основ.

1.Брожу по набережной снова.

2.Повеет полем, первой бороздой.

3.Его везли из крепости, из Бреста.

4.В лесу держался запах прелой травы.

5.Листопадит в роще, листопадит.

6.В Сибири не любят горячку и спешку.

7.С вечера все спится.

8.Поет зима, аукает.

9.Положи книгу на стол.

10.Горит восток зарею новой.












Предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена, причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложении, называются односоставными.

По форме главного члена делятся на две группы: с главным членом – сказуемым и главным членом – подлежащим.

Определенно-личные, неопределенно-личные, безличные.



Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица.



Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица.

Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего.



Работа в парах по карточкам.

Определенно-личное

безличное

неопределенно-личное

двусоставное

безличное

неопределенно-личное

безличное

двусоставное

определенно-личное

двусоставное

4.

Изучение учебного материала.


Научить находить назывные предложения, отличать их от других односоставных предложений, отличать назывные предложения от двусоставных, определять роль назывных предложений в художественной речи.

- Какой вид односоставных предложений мы с вами еще не изучили?

Слайд 4

Тема нашего урока «Назывные предложения».

-Давайте определим, что мы должны сделать на сегодняшнем уроке.



-Зачем нужно всё это знать, где вам пригодятся эти знания?

-Появление стихотворения, которое вы сейчас услышите, вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, как можно изобразить красоту мира, другие возмущались.

Слайд 5

На экран проецируется стихотворение А. А. Фета «Шёпот, робкое дыхание…». (слушание аудиозаписи стихотворения).



-Так почему появление этого стихотворения вызвало так много споров?



Л.Толстой восторженно отмечал: «В нем нет ни одного глагола, каждое выражение - картина». Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. В этом стихотворении нет действия, но очень образно с помощью существительных рисуется картина ночи. Афанасий Фет использовал в своем произведении назывные (номинативные) предложения.

Слайд 6

Блиц-опрос

1.Назывные предложения – односоставные?

2.Назывные предложения – двусоставные?

3.Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения –подлежащее?

4.Может ли назывное предложение быть нераспространенным?

5. Может ли назывное предложение быть распространенным?



-Теперь вы знаете о назывных предложения почти все. Выведите правило.













-Чтение определения в учебнике (стр.86, §31).

- Как вы думаете, где назывные предложения чаще всего употребляются?



Слайд 7









Слайд 8,9,10

отрывки из нескольких произведений спроецированы на экран

Слайд 11

Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Распространить назывные предложения могут только определения (согласованные и несогласованные).

Слайд 12

Перед вами ещё один отрывок из стихотворения А. Фета:

Бриллианты в лунном свете,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах.

В предложении есть второстепенные члены – обстоятельства места (где?). Значит, это неполные односоставные предложения с опущенным сказуемым (о таких предложениях мы будем говорить на следующем уроке), а в односоставных назывных предложениях может быть только определение, не забывайте об этом.

С главным членом – подлежащим.







-Находить назывные предложения.

-Отличать их от других видов односоставных предложений.

-В контрольной работе, диктантах, на экзаменах, чтобы быть грамотным человеком.

















- В нем нет ни одного глагола.

























Да

Нет

Да





Да



Да





-Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем.





-Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе (поэзии и прозе), в газетных и журнальных статьях. С их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку.

5.

Закрепление изученного.

Закрепить умение находить назывные предложения и другие виды односоставных предложений, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.

Упражнение в нахождении назывных предложений.

Слайд 13

Прочитай предложения и запиши в тетради номера назывных предложений.

  1. В хорошую погоду не сидишь дома.

  2. В лесу потемнело.

  3. Слезами горю не поможешь.

  4. Укутанные инеем, притихшие леса.

  5. Светлые дали.

  6. Вход в музей.

  7. Ясный день.

  8. Пахнет прибитой дождём пылью.

  9. Мне не работалось.

  10. Я не работал.

  11. Первый звонок.










Слайд 14



4, 5, 6, 7,11.




6.

Подведение итогов урока.


Подвести итог работы на уроке, определить, что нового узнали, чему научились на уроке.

-Итак, урок подошел к завершению.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Решили мы задачи, поставленные перед собой в начале урока?











-Для чего нужны назывные предложения и где они чаще всего употребляются?




- Мы рассмотрели назывные предложения как односоставные предложения с одним главным членом подлежащим, научились находить назывные предложения,

отличать их от других видов односоставных предложений и от предложений двусоставных.

- Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе и с их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку.

7.

Домашнее задание.


Закрепить знания и умения, полученные на уроке, уметь выразительно читать назывные предложения; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к языку выполнять задания творческого характера.

§31, упр.181.

Попробовать самим сочинить безглагольное стихотворения или стихотворение с назывными предложениями.


8.

Рефлексия.

Поставить оценки за урок, понять, как оценивают свою работу сами ребята.

- Как оцениваете вы свою работу?

- А работу класса в целом?

- Что понравилось больше всего?

- Что показалось самым трудным?

- Поднимите руку, кто получил удовлетворение от работы?

ОЦЕНКИ за урок.




1. Объяснительный диктант.

Какие задачи стоят перед нами?

(Отрывок из статьи К. Г. Паустовского).

Мещёра. Я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России. Величину этой любви трудно измерить. Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу.

Можно назвать записанное нами текстом? Почему?

Какова тема этого текста?

Тип текста?

Стиль текста?

- Паустовский учит нас видеть красоту родной природы, всего того, что нас окружает.



Название документа назывные предложения.ppt

Назывные предложения Богова Инна Вячеславовна учитель русского языка МОУ Горо...
«Важно не количество знаний, а их качество. Можно знать очень много, не зная ...
Блиц-опрос Какие предложения называются односоставными? На какие группы делят...
Тема урока Назывные предложения
Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Све...
Блиц-опрос Назывные предложения – односоставные? ДА 2. Назывные предложения –...
Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бь...
Глушь да топь, коряги да пеньки. Старая берёзовая роща, Редкий лес на берегу ...
Осень. Сказочный чертог, Весь открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Загл...
Сравни предложения День. Чудесный день. День чудесный.
Бриллианты в лунном свете, Бриллианты в небесах, Бриллианты на деревьях, Бри...
Записать номера назывных предложений: В хорошую погоду не сидишь дома. В лесу...
Проверим ответы: № 4, 5, 6, 7,11.
Домашнее задание §31, упр.181. Попробуйте сочинить стихотворение с назывными ...
рефлексия
 Спасибо за работу!
http://s3.uploads.ru/BdO9t.png рамка http://cs10561.vkontakte.ru/u111299510/...
1 из 18

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Назывные предложения Богова Инна Вячеславовна учитель русского языка МОУ Городск
Описание слайда:

Назывные предложения Богова Инна Вячеславовна учитель русского языка МОУ Городская основная общеобразовательная школа г.Калязин Тверская область

№ слайда 2 «Важно не количество знаний, а их качество. Можно знать очень много, не зная сам
Описание слайда:

«Важно не количество знаний, а их качество. Можно знать очень много, не зная самого нужного» Л.Н.Толстой

№ слайда 3 Блиц-опрос Какие предложения называются односоставными? На какие группы делятся
Описание слайда:

Блиц-опрос Какие предложения называются односоставными? На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена? Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом сказуемым. Какие предложения называются определенно-личными? Какие предложения называются неопределенно-личными? Какие предложения называются безличными?

№ слайда 4 Тема урока Назывные предложения
Описание слайда:

Тема урока Назывные предложения

№ слайда 5 Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет н
Описание слайда:

Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря. И лобзания, и слёзы; И заря, заря!.. ( А.Фет)

№ слайда 6 Блиц-опрос Назывные предложения – односоставные? ДА 2. Назывные предложения – дв
Описание слайда:

Блиц-опрос Назывные предложения – односоставные? ДА 2. Назывные предложения – двусоставные? НЕТ 3. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения – подлежащее? ДА 4. Может ли назывное предложение быть не распространенным? ДА 5. Может ли назывное предложение быть распространенным? ДА

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8 Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьётс
Описание слайда:

Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьётся Чуждый чарам чёрный чёлн. ( К Бальмонт )

№ слайда 9 Глушь да топь, коряги да пеньки. Старая берёзовая роща, Редкий лес на берегу рек
Описание слайда:

Глушь да топь, коряги да пеньки. Старая берёзовая роща, Редкий лес на берегу реки. ( Д. Кедрин)

№ слайда 10 Осень. Сказочный чертог, Весь открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Загляде
Описание слайда:

Осень. Сказочный чертог, Весь открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озёра. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней , осин В позолоте небывалой. ( Б.Пастернак )

№ слайда 11 Сравни предложения День. Чудесный день. День чудесный.
Описание слайда:

Сравни предложения День. Чудесный день. День чудесный.

№ слайда 12 Бриллианты в лунном свете, Бриллианты в небесах, Бриллианты на деревьях, Брилли
Описание слайда:

Бриллианты в лунном свете, Бриллианты в небесах, Бриллианты на деревьях, Бриллианты на снегах. А.Фет

№ слайда 13 Записать номера назывных предложений: В хорошую погоду не сидишь дома. В лесу по
Описание слайда:

Записать номера назывных предложений: В хорошую погоду не сидишь дома. В лесу потемнело. Слезами горю не поможешь. Укутанные инеем, притихшие леса. Светлые дали. Вход в музей. Ясный день. Пахнет прибитой дождём пылью. Мне не работалось. Я не работал. Первый звонок.

№ слайда 14 Проверим ответы: № 4, 5, 6, 7,11.
Описание слайда:

Проверим ответы: № 4, 5, 6, 7,11.

№ слайда 15 Домашнее задание §31, упр.181. Попробуйте сочинить стихотворение с назывными пре
Описание слайда:

Домашнее задание §31, упр.181. Попробуйте сочинить стихотворение с назывными предложениями

№ слайда 16 рефлексия
Описание слайда:

рефлексия

№ слайда 17  Спасибо за работу!
Описание слайда:

Спасибо за работу!

№ слайда 18 http://s3.uploads.ru/BdO9t.png рамка http://cs10561.vkontakte.ru/u111299510/-5/
Описание слайда:

http://s3.uploads.ru/BdO9t.png рамка http://cs10561.vkontakte.ru/u111299510/-5/x_70c5f3cb.jpg перо, чернильница http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png книги http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png открытая книга с пером http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png Свитки Интернет – ресурсы: Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

конспект урока и презентация на тему "Назывное предложение"
  • Русский язык и литература
Описание:

Предлагаю конспект урока и презентацию к уроку русского языка в 8 классе по теме "Назывное предложение" по учебнику Тростенцовой, Барановой.

Презентация содержит музыкальный файл к стихотворению Афанасия Фета "Шепот, робкое дыхание...". Презентация украшена красивыми фотографиями с изображением природы.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

К уроку приложены карточки с заданиями для проверки знаний обучающихся по теме "Односоставные предложения с главным членом предложения, выраженным глаголом".

Конспект урока представлен в виде технологической карты.

Надеюсь, что эта работа поможет коллегам.

 

Автор Богова Инна Вячеславовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 986
Номер материала 18678
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓