План-конспект
урока химии в 9 -м классе с использованием ЦОР по теме: «Соединения галогенов»
Автор:
Кобелева Вера Ивановна
МКОУ
«Красноармейская ООШ»
Эртильского
муниципального р- на
Воронежской
области
Тип
урока:
1. по
основной дидактической цели: изучение нового материала.
2. по способу
проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.
Методы
урока:
1. по
характеру познавательной деятельности: объяснительно –иллюстра-
тивный,
проблемно – поисковые. 2.
по виду источника знаний: словесно – наглядные
3. по форме совместной деятельности учителя и уч - ся: рассказ, беседа
Средства
обучения:
локальная
компьютерная сеть, мультимедиа.
Контроль
результатов обучения:
а)
по способу организации: индивидуальный
б) по способу подачи информации: компьютерный контроль с использованием ЦОР
Оборудование:
ПК, медиапроектор, локальная компьютерная сеть, ЦОР
Интернет
Ресурсы ЦОР:
1.Видеоопыт
«Возгонка йода» mp4,
2.Модули к уроку:
А) Строение атомов
галогенов 322i.oms,
Б) Природные соединения
галогенов 332i.oms ,
В) Физические
свойства галогенов и способы их получения 323i.oms,
Г) Тренажер «
способы получения галогенов» 326р.oms
Цели
урока:
1.образовательные:
Рассмотреть
свойства и применение важнейших соединений галогенов. Изучить качественные
реакции на галогенид-ионы. Рассмотреть свойства и применение важнейших
соединений галогенов.
2.развивающие:
расширение
кругозора и развитие интереса к предмету через информационно –
коммуникативные и проектные технологии
развитие
критического мышления, способности к рефлексии;
обеспечение
системности учения; умения анализировать.
развитие
коммуникативных навыков, навыков самостоятельного химического
эксперимента
с соблюдением правил по ТБ.
3.
общеучебные:
а)
учебно – организационные: составлять таблицы.
б)
учебно – интеллектуальные: умения сравнивать, анализировать.
в)
учебно – информационные: пользоваться компьютером.
4. воспитательные:
воспитание
положительной мотивации учения,
воспитание
правильной самооценки и чувства ответственности;
воспитание
культуры поведения, общения и культуры умственного труда.
Задачи:
1. Обобщить и закрепить знания
учащихся о галогенах, изучить свойства соединений галогенов,
способствовать развитию умения мыслить логически и владеть химическим
языком; переходу от формального – логического восприятия материала данной темы
к образно-логическому мышлению с использованием разноуровневых, посильных и
нестандартных задач.
2. Развить навыки наблюдения,
выявления ошибок, решения задач, умения выделять главное, сравнивать изучаемые
факты, логично излагать мысли и делать выводы; учить размышлять, делать
предположения, прогнозировать.
3. Содействовать формированию
основных мировоззренческих идей через познавательную активность и творческую
самостоятельность учащихся.
4. Воспитывать умения работать
самостоятельно с применением само- и взаимоконтроля. Показать связь изучаемой
темы с жизнью. Воспитывать научное мировоззрение на основе взаимосвязи свойств
и строения.
Оборудование: На
столах учеников: Кристаллы йода, раствор нитрата серебра,
растворы Nacl, NaBr, NaI, спиртовки
Метод обучения:
Объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический.
Организационные
формы:
беседа, самостоятельная и практическая работа, сообщения учащихся
Средства обучения:
таблицы,
химическое оборудование и реактивы, компьютер.
Приёмы активизации
мыслительной деятельности учащихся:
1. Анализ
учебной информации
2.
Раскрытие межпредметных связей между химией, биологией, географией, астрономией.
3.
Выдвижение гипотез
4. Анализ и
составление обобщающих таблиц.
Основные особенности
использования цифровых образовательных ресурсов:
Во время изучения данной темы будут
использованы иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные
данные по физико-химическим свойствам и значении водорода и воды; ресурсы
компакт-дисков, содержащих информацию и иллюстративный материал по данной теме;
компьютерные программные средства – Microsoft Word, и др. для подготовки
материалов к уроку и самостоятельной работы учащихся.
Ожидаемые
результаты обучения:
В результате изучения данной темы
учащиеся:
·
Получают знания о строении, свойствах и значении соединений галогенов на
Земле. Получают представление о распространенности соединений галогеноводородов
в природе
·
Приобретают знание физических и химических свойств галогенов.
·
Знакомятся с важнейшими областями применения соединений галогенов
·
Приобретают умение объяснить причину опасности работы с соединениями
галогенов.
·
Приобретают навыки работы с химическими веществами и оборудованием
·
Умеют использовать средства Microsoft Word, , Microsoft Power
Point, Microsoft Office для подготовки презентаций, рефератов, докладов,
проектных работ по данной теме.
Список
литературы:
1. Горковенко
М. Ю. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
2. Габриелян
О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 9
класс.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003г.
3. Интернет
ресурсы http://www.fcior.edu.ru
Приложения:
1.Видеоопыт
«Возгонка йода»
2.Модули к уроку:
А) Строение атомов
галогенов,
Б) Природные
соединения галогенов,
В) Физические
свойства галогенов и способы их получения,
Г) Тренажер.
Структура
урока
I.Ориентировочно-мотивационный
блок (Предъявление темы, обоснование её актуальности, возбуждение интереса к
ней). Вводная беседа, создание проблемной ситуации.
II. Информационный блок (Формирование
стержневой проблемы, организация обсуждения по этапам, составление опорного
конспекта.) III. Генерализация (Обобщение и систематизация
результатов поиска и ответа на проблему, составление схем обобщающих поисковую
деятельность )
IV. Рефлексия.
V. Домашнее задание.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Опыт и
наблюдение- таковы величайшие источники мудрости, доступ к которым открыт для
каждого человека.
(Чаннинг.)
I.
Организационный
момент 1
мин
Цель
этапа: создание положительного эмоционального
настроя на усвоение учебного материала.
II.
Актуализация
знаний. 5 мин
Цель
этапа:
подготовка
к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса.
Формулирование целей и задач урока, ожидаемых
результатов.
Экспресс опрос
класса: (
Модуль «Строение атомов галогенов» )
·
Какие элементы называются галогенами?
·
Охарактеризуйте положение галогенов в Периодической системе Д.И.Менделеева.
·
Каково строение атомов галогенов?
·
Какой из галогенов является самым электроотрицательным?
·
Как изменяются окислительные свойства галогенов с увеличеним порядкового
номера?
·
Охарактеризуйте химические свойства галогенов.
III. Информационный блок ( Модуль «Физические свойства галогенов и
способы получения ») 25 минут.
Тема нашего
урока - «Соединения галогенов». Открыли тетради, записываем тему урока
Цель
нашего урока: Рассмотреть
свойства и применение важнейших соединений галогенов. Изучить качественные
реакции на галогенид-ионы. Рассмотреть свойства и применение важнейших
соединений галогенов.
План
нашего урока:
1. Физические
свойства ,
2. История
открытия галогенов,
3. Соединения
галогенов,
4. Галогены в
природе.
5. Получение
галогенов.
1.Физические
свойства
Галогеноводороды, – Это едкие газы
с резким запахом, хорошо раствормые в
воде: (HF, HCl, HBr,HI)
Получение хлороводорода:
NaСl(тв) + Н2SО4(конц) = НСl↑ + КНSО4
Галогеноводородные кислоты
образуются при растворении галогеноводородов в воде.
·
Фтороводородная кислота ( плавиковая) HF.
·
Хлороводородная кислота (соляная) HCl
·
Бромоводородная кислота HBr.
·
Йодоводородная кислота HI.
Оксокислоты:
·
Хлорная – НСlO4
Сl2O7
·
Хлорноватая – НСlO3 Сl2O5
·
Хлористая – НСlO2
Сl2O3
·
Хлорноватистая-
НСlO
Сl2O.
Задание: Определите степени
окисления хлора в оксокислотах и оксидах.
Соли: Фториды. Хлориды, Йодиды.
Бромиды.
Опыт:
Качественная реакция на галогенид – ионы:
AgNO3 + KCl =
KNO3 + AgCl (Выпадение белого творожистого осадка)
2.История открытия
галогенов:
Хлор
|
1774 г.
|
“Хлорос” -
желто-зеленый, открыл Шееле
|
Иод
|
1811 г.
|
“Иодэс” -
фиолетовый, открыл Куртуа. Любимый кот ученого прыгнул на бутылки, содержащие
золу морских водорослей в спиртовом растворе и концентрированную серную
кислоту. Бутылки разбились, жидкости смешались, с пола стали подниматься
клубы сине-фиолетового пара, который и оказался иодом.
|
Бром
|
1826 г.
|
“Бромос” -
зловонный, открыл Балар. Получен при исследовании жидкости из растворенной в
воде золы морских водорослей (при пропускании через нее хлора).
|
Фтор
|
1866 г.
|
“Фторос” -
разрушающий. Анри Муассан был удостоен Нобелевской премии за открытие фтора.
Однако, когда Муассан докладывал Парижской академии наук о своем открытии,
один глаз его был закрыт черной повязкой. В истории фтора немало трагических
страниц.
|
Опыт: Возгонка
йода.
(видеоопыт)
3.Соединения
галогенов:
Озоновый слой защищает все живое на
Земле от жесткого ультрафиолетового излучения. Каждый потерянный процент озона
в масштабах планеты вызывает у людей до 150тысяч дополнительных случаев слепоты
из-за катаракты, на 2,6 % увеличивает число раковых заболеваний кожи.
Установлено, что жесткий ультрафиолетовый свет подавляет иммунную систему
организма.
С начала1970-х гг.
хлорфторуглеводороды (ХФУ), используемые как аэрозольные распылители и
охлаждающие вещества (хладагенты), стали широко распространяться в тропосфере,
например CFCI3 (фреон 11) и CF2CI2 (фреон 12).
Фреон 12 – применяется в
растворителях дезодорантах и спреях для волос.
Это все привело к принятию более
серьезных мер. Результатом симпозиума программы ООН, по окружающей среде в
1987г., в Монреале стало подписание 31 страной Монреальского договора, по
которому развитые страны согласились сократить к 2000 г. производство ХФУ на 50%.
Вслед за этим соглашением на встречах в Хельсинки (1989) и Копенгагине (1992)
условие Монреальского договора стали более строгими, что привело к соглашению
полностью запретить производство ХФУ в развитых странах к 1996). На высоте 15 –
25 км над землей находится озоновый слой атмосферы (его условная толщина при
н.у. 3мм), защищающий живые объекты от жесткого ультрафиолетового излучения.
Озоновый слой разрушают атомы хлора:
CI + O3 = CIO + O2
Один атом хлора уничтожает 100000
молекул O3 и может существовать до 300 лет.
Галогены и их соединения
используются в науке и технике для приготовления различных материалов.
Фтор применяют
для синтеза фтороуглеродов - фреонов (они используются как хладоагенты и для
распыления аэрозолей - красок, лаков и т.д.), химически стойких материалов -
тефлонов (-CF2-CF2-). Фториды
металлов находят применение при изготовлении оптических элементов - призм,
фильтров, волоконных проводов для оптоэлектронной связи.
Хлор
используют при получении хлоридов металлов и неметаллов (например, AlCl3
, FeCl3,, PCl3 и т.д.), соляной кислоты, различных
хлорорганических соединений: растворителей - тетрахлорметана CCl4,
трихлорэтилена CHCl-CCl2, антисептиков и инсектицидов - ДДТ
(дихлородифенилтрихлорэтана), лекарственных препаратов (хлоральгидрата -
снотворного, гексахлорафена - бактерицидного вещества), отбеливателей.
Бром и иод
применяют в фотографии (галогениды серебра, свинца), при получении присадок к
бензину (С2H4Br2), ингибиторов воспламенения,
в галогенных лампах.
4 -5.Галогены в
природе. Получение галогенов. ( Модуль «Природные
соединения галогенов» )
Фторвстречается
в природе в виде фторидов, например, флюорита CaF2.
Фтор получают электролизом расплавов фторидов щелочных металлов. В
лабораторных условиях фтор можно получить термолизом высших фторидов некоторых
металлов, например,
2CeF4 =
2CeF3 + F2 .
Хлор
встречается в природе, в основном, в виде хлоридов. Например, известны мощные
залежи галита (NaCl), образовавшиеся при испарении
соленых морей и озер. Основным методом получения хлора из галита является
электролиз концентрированного раствора NaCl с диафрагмой, разделяющей
катодное и анодное пространства:
2NaCl + 2H2O
В лабораторных условиях хлор
получают взаимодействием концентрированной HCl с такими окислителями,
как КMnO4 , а также MnO2, K2Cr2O7
и т.д.
16HCl + 2KMnO4 = Cl2 +2KCl
+2MnCl2 + 8H2O.
Бром,
содержащийся в морской воде и буровых водах в виде бромидов, извлекают путем
обработки реакционной смеси хлором при рН=3.5, чтобы избежать образования солей
оксокислот брома.
Аналогичным образом из буровых вод
и золы, образующейся при сгорании морских водорослей, выделяют иод.
В лаборатории бром и иод получают
взаимодействием галогенидов с окислителем (MnO2) в кислой
среде, например:
MnO2 + 2H2SO4
+ 2KI = I2 + MnSO4 + 2H2O + K2SO4..
Образующийся иод экстрагируют или
отделяют перегонкой с водяным паром.
IV. Закрепление:
Тест. Задания выполняются
на листе индивидуальной работы \ тестовая проверка знаний по теме
“галогены” с использованием компьютера ( Модуль Тренажер «Способы
получения галогенов») . (14 мин)
V. Домашнее
задание.
&19,
Творческое задание .Написать
сочинение о роли соединений галогенов в природе.
VI. Подведение
итогов.
Учитель оценивает учащихся, активно работающих на уроке, собирает листы
индивидуальной работы.
VII. Рефлексия (2
мин)
Учитель: Наш урок
подошел к концу. Как вы считаете, что сегодня удалось, а что нет? Почему?
Оцените свою активность на уроке по пятибалльной системе. (на столах имеются
карточки с баллами).
Поднимите руки те, кому было
сегодня интересно.
Поднимите руки те, кому было
сегодня трудно.
Поднимите руки те, кому было
сегодня легко.
Спасибо, урок окончен, все
свободны.
Тест по теме: Галогены
1) Что общего в строении атомов
галогенов:
|
1) радиус атома 2)заряд ядра
3)число электронов на внешнем слое
|
2) Как изменяется
электроотрицательность в группе: F-Cl-Br-I
|
1)
Уменьшается, 2)Увеличивается,
3)не изменяется.
|
3) Галогены являются:
|
1) окислителями
2)восстановителями 3)переходными элементами
|
4) Какими из попарно взятых
веществ можно воспользоваться для получения хлороводорода:
|
1) NaCl (ТВ) и H2SO4
(р-р)
2) NaCl (р-р) и H2SO4
(р-р)
3) NaCl (ТВ) и H2SO4
(конц)
|
5) Формула хлорноватистой
кислоты:
|
1) HClO 2) HClO2
3) HClO3
|
6) Степень окисления хлора в
хлорной кислоте:
|
1 ) +
5, 2) +6, 3) +7
|
7) Различить галогеноводородные
кислоты и их соли
можно с помощью одного реактива:
|
1) КСl,
2)АgNO3 , 3) ВаSO4
|
8) Назовите жидкий галоген:
|
1) Хлор, 2) Йод, 3)
Бром
|
9) Хлор может вступать в реакцию
с:
|
1) Н2О, 2) N2
3)O2
|
Таблица ответов
Номер вопроса
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Вариант ответа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуальный
оценочный лист
ученика
9 класса МКОУ « Красноармейская ООШ»
_________________________________
Вопрос
|
Тип проверки
|
Оценка
|
Характеристика галогенов по положению в
периодической системе.
|
Самооценка
|
|
Способы получения галогенов
|
Взаимооценка в парах
|
|
Компьютерный тест.
|
Оценка учителя
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.