Главная / Химия / Конспект урока химии в 9 классе на тему "Соединения галогенов"

Конспект урока химии в 9 классе на тему "Соединения галогенов"



План-конспект урока химии в 9 -м классе с использованием ЦОР по теме: «Соединения галогенов»

Автор: Кобелева Вера Ивановна

МКОУ «Красноармейская ООШ»

Эртильского муниципального р- на

Воронежской области

Тип урока:

  1. по основной дидактической цели: изучение нового материала.

  2. по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.

Методы урока:

  1. по характеру познавательной деятельности: объяснительно –иллюстра-

тивный, проблемно – поисковые. 2. по виду источника знаний: словесно – наглядные 3. по форме совместной деятельности учителя и уч - ся: рассказ, беседа

Средства обучения:

локальная компьютерная сеть, мультимедиа.

Контроль результатов обучения:

а) по способу организации: индивидуальный б) по способу подачи информации: компьютерный контроль с использованием ЦОР

Оборудование: ПК, медиапроектор, локальная компьютерная сеть, ЦОР Интернет Ресурсы ЦОР:

1.Видеоопыт «Возгонка йода» mp4,

2.Модули к уроку:

А) Строение атомов галогенов 322i.oms,

Б) Природные соединения галогенов 332i.oms ,

В) Физические свойства галогенов и способы их получения 323i.oms,

Г) Тренажер « способы получения галогенов» 326р.oms



Цели урока:

1.образовательные:

Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов. Изучить качественные реакции на галогенид-ионы. Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов.

2.развивающие:

расширение кругозора и развитие интереса к предмету через информационно – коммуникативные и проектные технологии

развитие критического мышления, способности к рефлексии;

обеспечение системности учения; умения анализировать.

развитие коммуникативных навыков, навыков самостоятельного химического

эксперимента с соблюдением правил по ТБ.

3. общеучебные:

а) учебно – организационные: составлять таблицы.

б) учебно – интеллектуальные: умения сравнивать, анализировать.

в) учебно – информационные: пользоваться компьютером.

4. воспитательные:

воспитание положительной мотивации учения,

воспитание правильной самооценки и чувства ответственности;

воспитание культуры поведения, общения и культуры умственного труда.



Задачи:

1. Обобщить и закрепить знания учащихся о галогенах, изучить свойства соединений галогенов,  способствовать развитию умения мыслить логически и владеть химическим языком; переходу от формального – логического восприятия материала данной темы к образно-логическому мышлению с использованием разноуровневых, посильных и нестандартных задач.

2. Развить навыки наблюдения, выявления ошибок, решения задач, умения выделять главное, сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать выводы; учить размышлять, делать предположения, прогнозировать.

3. Содействовать формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся.

4. Воспитывать умения работать самостоятельно с применением само- и взаимоконтроля. Показать связь изучаемой темы с жизнью. Воспитывать научное мировоззрение на основе взаимосвязи свойств и строения.

Оборудование: На столах учеников: Кристаллы йода, раствор нитрата серебра, растворы Nacl, NaBr, NaI, спиртовки

Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический.

Организационные формы: беседа, самостоятельная и практическая работа, сообщения учащихся

Средства обучения: таблицы, химическое оборудование и реактивы, компьютер.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:

1.     Анализ учебной информации

2.     Раскрытие межпредметных связей между химией, биологией, географией, астрономией.

3.     Выдвижение гипотез

4.     Анализ и составление обобщающих таблиц.

 Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов:

Во время изучения данной темы будут использованы иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные по физико-химическим свойствам и значении водорода и воды; ресурсы компакт-дисков, содержащих информацию и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства – Microsoft Word, и др. для подготовки материалов к уроку и самостоятельной работы учащихся.





Ожидаемые результаты обучения:

В результате изучения данной темы учащиеся:

·        Получают знания о строении, свойствах и значении соединений галогенов на Земле. Получают представление о распространенности соединений галогеноводородов в природе

·        Приобретают знание физических и химических свойств галогенов.

·        Знакомятся с важнейшими областями применения соединений галогенов

·        Приобретают умение объяснить причину опасности работы с  соединениями галогенов.

·        Приобретают навыки работы с химическими веществами и оборудованием

·        Умеют использовать средства Microsoft Word, , Microsoft Power Point, Microsoft Office для подготовки презентаций, рефератов, докладов, проектных работ по данной теме.

Список литературы:

  1. Горковенко М. Ю. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.

  2. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003г.

  3. Интернет ресурсы http://www.fcior.edu.ru

Приложения:

1.Видеоопыт «Возгонка йода»

2.Модули к уроку:

А) Строение атомов галогенов,

Б) Природные соединения галогенов,

В) Физические свойства галогенов и способы их получения,

Г) Тренажер.







 Структура урока

 I.Ориентировочно-мотивационный блок (Предъявление темы, обоснование её актуальности, возбуждение интереса к ней). Вводная беседа, создание проблемной ситуации.

II. Информационный блок (Формирование стержневой проблемы, организация обсуждения по этапам, составление опорного конспекта.) III. Генерализация (Обобщение и систематизация результатов поиска и ответа на проблему, составление схем обобщающих поисковую деятельность )

IV. Рефлексия.

V. Домашнее задание.

                                                     Ход урока

Эпиграф к уроку:

 Опыт и наблюдение- таковы величайшие источники мудрости, доступ к которым открыт для каждого человека.

                                                            (Чаннинг.)

  1. Организационный момент 1 мин

Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.

  1. Актуализация знаний. 5 мин

Цель этапа: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса. Формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов.

Экспресс опрос класса( Модуль «Строение атомов галогенов» )

·        Какие элементы называются галогенами?

·        Охарактеризуйте положение галогенов в Периодической системе Д.И.Менделеева.

·        Каково строение атомов галогенов?

·        Какой из галогенов является самым электроотрицательным?

·        Как изменяются окислительные свойства галогенов с увеличеним порядкового номера?

·        Охарактеризуйте химические свойства галогенов.



III. Информационный блок ( Модуль «Физические свойства галогенов и способы получения ») 25 минут.

Тема нашего урока - «Соединения галогенов». Открыли тетради, записываем тему урока

Цель нашего урока: Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов. Изучить качественные реакции на галогенид-ионы. Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов.

План нашего урока:

  1. Физические свойства ,

  2. История открытия галогенов,

  3. Соединения галогенов,

  4. Галогены в природе.

  5. Получение галогенов.

1.Физические свойства

Галогеноводороды, – Это едкие газы с резким запахом, хорошо раствормые в воде:          (HF, HCl, HBr,HI)

Получение хлороводорода: NaСl(тв) + Н24(конц) = НСl↑ + КНSО4

Галогеноводородные кислоты образуются при растворении галогеноводородов в воде.

·        Фтороводородная   кислота ( плавиковая) HF.

·        Хлороводородная кислота (соляная) HCl

·        Бромоводородная кислота HBr. 

·        Йодоводородная кислота HI.





Оксокислоты:

·        Хлорная –        НСlO4                   Сl2O7

·        Хлорноватая – НСlO3                   Сl2O5

·        Хлористая –      НСlO2                  Сl2O3

·        Хлорноватистая- НСlO                 Сl2O.

Задание: Определите степени окисления хлора в оксокислотах и оксидах.

Соли: Фториды. Хлориды, Йодиды. Бромиды.

Опыт: Качественная реакция на галогенид – ионы:

 AgNO3 + KCl = KNO3 + AgCl (Выпадение белого творожистого осадка)

2.История открытия галогенов:

Хлор

1774 г.

Хлорос” - желто-зеленый, открыл Шееле

Иод

1811 г.

Иодэс” - фиолетовый, открыл Куртуа. Любимый кот ученого прыгнул на бутылки, содержащие золу морских водорослей в спиртовом растворе и концентрированную серную кислоту. Бутылки разбились, жидкости смешались, с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, который и оказался иодом.

Бром

1826 г.

Бромос” - зловонный, открыл Балар. Получен при исследовании жидкости из растворенной в воде золы морских водорослей (при пропускании через нее хлора).

Фтор

1866 г.

Фторос” - разрушающий. Анри Муассан был удостоен Нобелевской премии за открытие фтора. Однако, когда Муассан докладывал Парижской академии наук о своем открытии, один глаз его был закрыт черной повязкой. В истории фтора немало трагических страниц.

Опыт: Возгонка йода. (видеоопыт)

3.Соединения галогенов

Озоновый слой защищает все живое на Земле от жесткого ультрафиолетового излучения. Каждый потерянный процент озона в масштабах планеты вызывает у людей до 150тысяч дополнительных случаев слепоты из-за катаракты, на 2,6 % увеличивает число раковых заболеваний кожи. Установлено, что жесткий ультрафиолетовый свет подавляет иммунную систему организма.

С начала1970-х гг. хлорфторуглеводороды (ХФУ), используемые как аэрозольные распылители и охлаждающие вещества (хладагенты), стали широко распространяться в тропосфере, например CFCI3 (фреон 11) и CF2CI2 (фреон 12).

Фреон 12 – применяется в растворителях дезодорантах и спреях для волос.

Это все привело к принятию более серьезных мер. Результатом симпозиума программы ООН, по окружающей среде в 1987г., в Монреале стало подписание 31 страной Монреальского договора, по которому развитые страны согласились сократить к 2000 г. производство ХФУ на 50%. Вслед за этим соглашением на встречах в Хельсинки (1989) и Копенгагине (1992) условие Монреальского договора стали более строгими, что привело к соглашению полностью запретить производство ХФУ в развитых странах к 1996). На высоте 15 – 25 км над землей находится озоновый слой атмосферы (его условная толщина при н.у. 3мм), защищающий живые объекты от жесткого ультрафиолетового излучения. Озоновый слой разрушают атомы хлора:

CI + O3 = CIO + O2

Один атом хлора уничтожает 100000 молекул O3 и может существовать до 300 лет.

Галогены и их соединения используются в науке и технике для приготовления различных материалов.

    Фтор применяют для синтеза фтороуглеродов - фреонов (они используются как хладоагенты и для распыления аэрозолей - красок, лаков и т.д.), химически стойких материалов - тефлонов (-CF2-CF2-). Фториды металлов находят применение при изготовлении оптических элементов - призм, фильтров, волоконных проводов для оптоэлектронной связи.

     Хлор используют при получении хлоридов металлов и неметаллов (например, AlCl3 , FeCl3,, PCl3 и т.д.), соляной кислоты, различных хлорорганических соединений: растворителей - тетрахлорметана CCl4, трихлорэтилена CHCl-CCl2, антисептиков и инсектицидов - ДДТ (дихлородифенилтрихлорэтана), лекарственных препаратов (хлоральгидрата - снотворного, гексахлорафена - бактерицидного вещества), отбеливателей.

     Бром и иод применяют в фотографии (галогениды серебра, свинца), при получении присадок к бензину (С2H4Br2), ингибиторов воспламенения, в галогенных лампах.

4 -5.Галогены в природе. Получение галогенов. ( Модуль «Природные соединения галогенов» )

Фторвстречается в природе в виде фторидов, например, флюорита CaF2. Фтор получают электролизом расплавов фторидов щелочных металлов. В лабораторных условиях фтор можно получить термолизом высших фторидов некоторых металлов, например,

2CeF4 = 2CeF3 + F2 .

Хлор встречается в природе, в основном, в виде хлоридов. Например, известны мощные залежи галита (NaCl), образовавшиеся при испарении соленых морей и озер. Основным методом получения хлора из галита является электролиз концентрированного раствора NaCl с диафрагмой, разделяющей катодное и анодное пространства:

2NaCl + 2H2O

В лабораторных условиях хлор получают взаимодействием концентрированной HCl с такими окислителями, как КMnO4 , а также MnO2, K2Cr2O7 и т.д.

16HCl + 2KMnO4 = Cl+2KCl +2MnCl2 + 8H2O.

Бром, содержащийся в морской воде и буровых водах в виде бромидов, извлекают путем обработки реакционной смеси хлором при рН=3.5, чтобы избежать образования солей оксокислот брома.

Аналогичным образом из буровых вод и золы, образующейся при сгорании морских водорослей, выделяют иод.

В лаборатории бром и иод получают взаимодействием галогенидов с окислителем (MnO2) в кислой среде, например:

MnO2 + 2H2SO4 + 2KI = I2 + MnSO4 + 2H2O + K2SO4..

Образующийся иод экстрагируют или отделяют перегонкой с водяным паром.





IV. Закрепление: Тест. Задания выполняются на листе индивидуальной работы \ тестовая проверка знаний по теме “галогены” с использованием компьютера ( Модуль Тренажер «Способы получения галогенов») . (14 мин)

V. Домашнее задание. &19,

Творческое задание .Написать сочинение о роли соединений галогенов в природе.

VI. Подведение итогов. Учитель оценивает учащихся, активно работающих на уроке, собирает листы индивидуальной работы.

VII. Рефлексия (2 мин)

Учитель: Наш урок подошел к концу. Как вы считаете, что сегодня удалось, а что нет? Почему? Оцените свою активность на уроке по пятибалльной системе. (на столах имеются карточки с баллами).

Поднимите руки те, кому было сегодня интересно.

Поднимите руки те, кому было сегодня трудно.

Поднимите руки те, кому было сегодня легко.

Спасибо, урок окончен, все свободны.























                          Тест по теме: Галогены

 

1) Что общего в строении атомов галогенов:

1) радиус атома 2)заряд ядра 3)число электронов на внешнем слое

2) Как изменяется электроотрицательность в группе: F-Cl-Br-I

1) Уменьшается, 2)Увеличивается,

3)не изменяется.

3) Галогены являются:

1) окислителями 2)восстановителями 3)переходными элементами

4) Какими из попарно взятых веществ можно воспользоваться для получения хлороводорода:

1) NaCl (ТВ) и H2SO4 (р-р)

2) NaCl (р-р) и H2SO4 (р-р)

3) NaCl (ТВ) и H2SO4 (конц)

5) Формула хлорноватистой кислоты:

1) HClO   2) HClO2  3) HClO3

 

6) Степень окисления хлора в хлорной кислоте:

1 ) + 5,       2) +6,     3) +7

 

7) Различить галогеноводородные кислоты и их соли
можно с помощью одного реактива:

 

1)  КСl,    2)АgNO3 , 3) ВаSO4

 

 

 

8) Назовите жидкий галоген:

1) Хлор, 2) Йод, 3) Бром

9) Хлор может вступать в реакцию с:

1) Н2О, 2) N2     3)O2





Таблица ответов

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вариант ответа












Индивидуальный оценочный лист

ученика 9 класса МКОУ « Красноармейская ООШ»



_________________________________



Вопрос

Тип проверки

Оценка

Характеристика галогенов по положению в периодической системе.

Самооценка


Способы получения галогенов

Взаимооценка в парах


Компьютерный тест.

Оценка учителя
























Конспект урока химии в 9 классе на тему "Соединения галогенов"
  • Химия
Описание:

Задачи урока химии в 9 клаасе по программе О.С. Габриеляна:

1. Обобщить и закрепить знания учащихся о галогенах, изучить свойства соединений галогенов,  способствовать развитию умения мыслить логически и владеть химическим языком; переходу от формального – логического восприятия материала данной темы к образно-логическому мышлению с использованием разноуровневых, посильных и нестандартных задач.

2. Развить навыки наблюдения, выявления ошибок, решения задач, умения выделять главное, сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать выводы; учить размышлять, делать предположения, прогнозировать.

3. Содействовать формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся.

 

4. Воспитывать умения работать самостоятельно с применением само- и взаимоконтроля. Показать связь изучаемой темы с жизнью. Воспитывать научное мировоззрение на основе взаимосвязи свойств и строения. 

Автор Кобелева Вера Ивановна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1969
Номер материала 23112
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓