Конспект
урока химии в 8 классе по теме: «Кислоты».
Тема урока:
«Кислоты».
Цели и задачи:
Обучающие: сформировать
представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений. Дать
представление о строении кислот, их классификации. Раскрыть связь между
химическими знаниями и повседневной жизнью человека.
Развивающие:
активизировать речевую и мыслительную деятельность учащихся. Развивать
познавательные умения, аналитическое мышление, логику. Совершенствовать навыки
самопроверки и взаимопроверки. Развивать умения применять знания, полученные на
уроках, на практике.
Воспитательные:
воспитывать положительные отношения к знаниям, воспитывать культуру речи.
Здоровьесберегающие: закрепить
навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют
дело в повседневной жизни.
Планируемые
результаты (учащиеся должны):
·
уметь
определять принадлежность веществ к классу кислот;
·
уметь
называть кислоты по их формулам;
·
знать
формулы кислот;
·
уметь
характеризовать свойства кислот;
·
уметь
распознавать кислоты с помощью индикаторов;
·
уметь
выбирать формулы кислот из перечня веществ;
·
уметь
классифицировать кислоты;
·
уметь
применять знания по технике безопасности при работе с кислотами.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы и методические приёмы: проведение
в виде изучения нового материала с опорой на уже известные факты из бытовой
жизни, в сопровождении с лабораторными опытами. Метод проблемного изложения
материала, частично-поисковый, исследовательский; метод акцентрирования внимания,
анализа, метод познавательной деятельности.
Литература для учителя:
1.
О.С.Габриелян. Изучаем химию в 8 классе. М,: Блик плюс 1999г.
2.
О.С.Габриелян. Настольная книга учителя химии-8класс. Дрофа. 2008г.
3.
О.С.Габриелян. Поурочные разработки по химии. 8класс. «Вако» 2004г.
4.
М.В.Салыгина. Химия. Интенсивный курс. СПб. : ООО «Виктория плюс». 2004г.
5.
Сборник методических разработок. «Находками делюсь с коллегами». Саратов.
6.
Л.Е.Сомин. Увлекательная химия. Пособие для учителя.
Литература для учащихся:
1.
О.С.Габриелян. Химия 8класс. Учебник. Дрофа.
2.
А.Ц.Крицман, В.В.Станцо. Энциклопедический словарь юного химика. 2007г.
3.
Рабочая тетрадь.
Оборудование для учителя:
1.
Таблица растворимости оснований, кислот, солей в воде.
2.
ПК и проектор, экран, мультимедийное пособие.
Для учащихся:
1.
Таблица растворимости оснований, кислот, солей в воде.
2.
Набор индикаторов: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.
3.
Набор кислот: растворы серной, соляной, уксусной, муравьиной и аскорбиновой
кислот, кусочек лимона, яблоко, кефир.
4.
Штатив с пробирками, стеклянная палочка, колбы, пробирки.
5.
Карточки, раздаточный материал.
Образовательные ресурсы:
1.
Определение степени окисления атомов химических элементов, образующих кислоты.
2.
Практический образовательный модуль.
3.
Учебный образовательный модуль.
4.
Правила техники безопасности при работе с кислотами.
5.
Информационный образовательный модуль.
6.
Действие индикаторов на растворы кислот
7.
Классификация кислот.
Технологическая
карта урока.
№
п\п
|
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
1.
|
Организационный
|
Приветствие,
проверка готовности к уроку.
Вступительное
слово учителя.
|
Готовятся
к уроку
|
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества
|
2.
|
Актуализация
знаний по теме:
«оксиды»,
«основания»
|
Какие
классы веществ вы изучали?
|
Оксиды
и основания
|
|
|
|
Из
предложенного перечня веществ выпишите оксиды и основания и дайте им
названия: Na2O, HCl, K2O, Ca(OH)2,
Cu(OH)2,
Fe2O3, HNO3, H2CO3, CaO, Fe(OH)2,
Al(OH)3,
H2SO4, NaOH, H3PO4, CuO, Mg(OH)2
|
Самостоятельно
выполняют задания.
Самопроверка
|
Личностные:
мотивационная основа учебной деятельности
|
3.
|
Постановка
познавательной задачи
|
Читает
сказку.
Приложение № 1.
Вопрос:
Какое
вещество образовалось?
Какие
вещества вы не выписали из первого задания?
Что
их объединяет по составу?
|
Слушают
Кислота
H3PO4,
HCl, HNO3, H2CO3, H2SO4.
На
первом месте стоит водород в формулах
|
Познавательные,
логические: умение создавать обобщение, устанавливать аналогии, логическое
рассуждение, умозаключение
|
4.
|
Изучение
нового материала
|
Раздаёт
драже аскорбиновой кислоты, кусочек лимона, кефир и просит попробовать на
вкус.
Название
веществ, которые мы будем изучать, связано со вкусом этих веществ.
Тема
урока: «Кислоты». Попробуйте сформулировать цели нашего урока.
|
Пробуют
на вкус, определяют, что они кислые.
Самостоятельно
определяют тему урока, записывают в тетрадь.
Ответ:
дать определение кислот; выяснить их состав; номенклатуру; классификацию;
узнать как действуют кислоты на индикаторы.
|
Регулятивные:
постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.
|
|
|
Даны
формулы кислот: HCl, HNO3, HBr, H2SO4, H3PO4
Анализируйте
состав предложенных веществ, выделите общие признаки, разделите их на группы
|
Записывают
в тетрадь группы веществ по количеству атомов водорода, наличию или
отсутствию атомов кислорода.
|
Личностные:
смыслообразование, учебно-познавательный интерес
|
|
|
Сравнивая
свои записи, попробуйте дать определение кислот на основе своих наблюдений.
Сделайте
вывод.
1.
Наличие каких атомов характерно для всех кислот?
2.
Количество водорода в кислоте (основность):
а)
одноосновные;
б)
двухосновные;
в)
трёхосновные.
3.
Наличие атомов кислорода:
а)
бескислородные;
б)
кислородосодержащие.
|
Анализируют
записи, отвечают на вопросы, формируют выводы с помощью учителя, дополняют
свои записи в тетрадях.
|
Познавательные:
анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
|
|
|
Посмотрите
на таблицу «Растворимость оснований, кислот, солей в воде».
Выясните,
какие кислоты растворимы в воде?
|
Работают
с таблицей.
Выясняют,
что кремниевая кислота не растворяется в воде
|
Познавательные:
аналогия, структурирования знаний, извлечение необходимой информации.
|
|
|
Как
определить общий заряд кислотного остатка?
Посмотрите
на формулы кислот.
|
Анализируя
формулы кислот, учащиеся должны рассуждать так: заряд иона водорода
положителен и равен 1. Следовательно заряд кислотного остатка должен быть
отрицательным и равным числу атомов водорода в формуле кислот.
|
Познавательные:
построение логической цепи рассуждений.
|
5.
|
Эксперимент
|
Всем
вам известно, что кислоты все кислые на вкус, многие из них ядовиты и опасны,
вызывают химические ожоги.
Каким
же способом можно распознать кислоты не пробуя на вкус?
Проведём
эксперимент. Как действуют кислоты на индикаторы?
Вам
даны соляная и серная кислоты, разделите содержимое каждой пробирки на 2
части и исследуйте их известными вам индикаторами.
Сделайте
вывод и заполните таблицу.
Приложение № 2.
|
Ответ:
с помощью индикаторов.
Под
наблюдением учителя выполняют опыты.
Вносят
результаты в таблицу. Делают вывод об изменении окраски индикаторов.
Сравнивают
свои выводы и подводят итог.
|
Регулятивные:
познавательная инициатива, анализ, сравнение, обобщение, контроль, коррекция.
|
6.
|
Первичное
закрепление знаний.
|
Выполните
задание и дайте проверить соседу по парте.
1.
В закодированных карточках найдите правильную формулу.
Приложение № 3.
2.
Игра «Крестики-нолики». Выигрышный путь формулы кислот.
Приложение № 4.
3.
Дан текст в котором «спрятаны» формулы кислот, подчеркните их и назовите: H2ONa2CO3HClCONO2KOH
H2SO4SO2NaClAlPH3BaSO4F
Al2O3HNO3Na2OCuCaBr2NH3
H3PO4BaMgH2S/
4.
Игра «Узнай меня»:
а)
эта кислота очень важна для химической промышленности, она очень опасна:
обугливает древесину, органические вещества. (H2SO4)
б)
эта кислота находится в желудке и выполняет 2 функции: уничтожает большую
часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает в
переваривании пищи. (HCl)
Отгадайте
загадку:
-
лакмус будет в них краснеть, растворится цинк и медь. А мелок в них,
посмотри, вмиг пускает пузырьки! И опасны для работы эти жгучие…..
(ытолсик).
-
я растворчик изучал. Лакмус в них синее стал. Поглощал раствор тот час кислый
углекислый газ! Про такой раствор я знаю, что среда в нём….
(яначолещ)
-
кислота тепла боится, в воду превратится.
(H2CO3,
H2SO3)
|
Выполняют
интерактивные задания. Работают в парах.
Выполняют
игровые задания и дают проверить соседу по парте, который выставляет оценку.
Лист
сдают учителю
Отгадывают
и отвечают
Разгадывают
загадки
|
Регулятивные:
контроль, коррекция, саморегуляция, осуществление самоконтроля по результату
и по способу действия.
|
7.
|
Рефлексия
|
Учитель
совместно с учащимися оценивает урок и применяет их предложения и пожелания.
Вопросы:
1.
Какую задачу ставили?
2.
Удалось решить поставленную задачу?
3.
Какие получили результаты?
4.
Где можно применить новые знания?
|
Осознание
учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов
деятельности своей и всего класса.
Учащиеся
формулируют выводы.
|
Личностные:
внутренняя позиция ученика. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что
уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня
освоения).
|
8.
|
Информация
о домашнем задании.
|
Выучить
формулы кислот
|
Записывают
домашнее задание.
|
|
Приложение
№ 1.
Сказка. В
некотором царстве, в некотором государстве жил-был газ по имени хлороводород.
Это газ был бесцветным, но с очень характерным резким запахом. И поэтому жители
этого государства издалека чувствовали приближение хлороводорода, хотя и не
видели его. Поэтому с ним при обычных условиях не хотели дружить. Очень скучно
было ему одному, у него не было друзей. Идя через лес к водопаду, он стал
любоваться его красотой. От водопада летели в разные стороны капельки воды. Им
было очень весело и они не почувствовали приближение хлороводорода. Одна
капелька упала рядом, тут же образовалось новое вещество, которое по свойствам
отличалось от хлороводорода. Оно очень легко вступило в реакцию с металлами,
основаниями, т.е. очень быстро нашло себе друзей. Данное вещество стало широко
применяться в химической промышленности.
Приложение
№ 2.
Лакмус
|
Метиловый
оранжевый
|
Фенолфталеин
|
красный
|
розовый
|
бесцветный
|
Приложение
№ 3.
Серная кислота
|
Азотная кислота
|
Na2CO3,
H3PO4, H2SO4, MgSO4, K2SiO3
|
HNO3,
KOH, N2O5, H2CO3, CuSO4,
NaCl
|
Приложение
№ 4.
H2SiO3
|
Cl2O7
|
NH3
|
Na2O
|
H2CO3
|
Cu(OH)2
|
MgSO4
|
SiO2
|
H2S
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.