Конспект урока грамматики и правописания в
7 классе.
Тема:
Правописание глаголов с –тся, -ться.
Цели:
- Создать
условия для знакомства с правописанием глаголов с –тся, -ться;
-
способствовать развитию мышления через умение делать выводы, упражнения на исключение
лишнего; расширению кругозора;
-
содействовать развитию речи учащихся.
1.
Орг.момент.
|
- Сядет
тот, кто назовёт пропущенную букву в слове. ( у каждого ребёнка на карточке)
- Какой
сейчас урок?
- В
наших силах сделать наш урок интересным и познавательным. Я надеюсь, вы
будете внимательными вдумчивыми и справитесь со всеми заданиями.
|
2.
Актуализация знаний.
|
Слайд
1.
Бежит
включит кричал растут трактор
- Как вы
думаете, какое слово здесь лишнее и почему? Сформулируйте свой ответ с доказательством.
- Что
такое глагол?
- Что вы
уже знаете о глаголе?
Слайд
2.
Тает
прошли расцветёт прилетят
-
Назовите, где находится глагол настоящего времени. (в правом верхнем углу)
- Глагол
прошедшего времени мн. числа.? ( по середине)
- Глагол
будущего времени ед. числа? В нижнем правом углу)
- Глагол
будущего времени мн. числа?
- С
какими словами дружат глаголы? ( с существительн)
-
Подберите существительные к данным глаголам, чтобы получился небольшой
рассказ.
(Уже
тает снег. Прошли морозы и холода. Скоро расцветёт подснежник. Прилетят в
свои края птицы.)
Слова
уже, скоро на доске.
Слайд
3.
- Какая
картинка соответствует нашему рассказу. (4 времени года)
|
3.
Подготовка к новой теме.
|
Слайд
4.
Смеётся
удивляться
Стараться
смеяться
Удивляется
старается
|
|
-
Прочитайте внимательно слова и подумайте как их можно разделить на 2
столбика. (на листочках подумать)
-
Запишите эти глаголы в 2 столбика и подчеркните части, которыми они
различаются.
Слайд
5.
-
Давайте проверим правильность выполненного.
|
4.
Постановка учебной проблемы.
|
- А как
вы думаете почему вроде бы одинаковые глаголы пишутся по разному – одни с Ь,
другие – без?
- А если
я предложу вам 2 вопроса?
Что
делать? что делает?
|
5.
Сообщение темы и целей урока.
|
-
Попробуйте сформулировать тему нашего урока?
Правописание
глаголов с –тся, -ться.
- Какую
цель поставим для себя?
-
Давайте рассмотрим 2 уже знакомых глагола и подробнее расскажем чем и почему
они различаются.
Слайд
6
СМЕЁТСЯ
СМЕЯТЬСЯ
Что
делает? что делать?
Наст.
вр. н.ф.
Ь не
пишется Ь пишется
-
Прочитайте вывод, который мы сейчас делали на листочках, которые лежат у вас
на партах.
Если
глаголы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЮТ? , то это глаголы 3 лица.
В них Ь пишется.
Если
глаголы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?, это глаголы
неопределённой формы и в них Ь не пишется.
- А как
вы думаете, как проще запомнить правописание таких глаголов, на всю жизнь.
Ведь данное правило мы наверняка уже завтра забудем.
Если в
вопросе есть Ь, то и в слове он пишется. Если в вопросе нет Ь, то писать его
не надо.
-
Молодцы. А сейчас нам предстоит учиться задавать вопросы, чтобы узнать как
правильно написать такие глаголы.
Слайд
7.
С
мастерством люди не родят . ся, а добытым ремеслом гордят . ся.
Нужно
трудит . ся – будет и хлеб в доме водит . ся.
-
Определите, где надо писать Ь, а где нет.
-
Вспомним, что для этого нужно сделать? (задать вопрос)
- О чём
эти пословицы?
-
Следующее задание будет тоже о труде, о вашем труде. Поэтому пишите
правильно и вдумчиво.
|
6.
Самостоятельная работа.
Беседа.
|
-
Сейчас вы самостоятельно попробуете определить наличие Ь в глаголе.
(работа
по карточкам)
Какая
профессия тебе нравит .ся? Ты уже в 7 классе и должен задумат .ся о своём
будущем. Чем престижнее будет профессия, тем легче тебе будет устроит . ся в
жизни. Выбрав профессию, которая тебе будет нравит . ся, ты будешь приносить
пользу другим людям, стране. Твой труд даст тебе возможность «поднят . ся на
ноги» и стать настоящим человеком.
-
Скажите, какие профессии мы можем с вами выбрать, окончив школу?
-
Выбрали ли вы свою будущую профессию?
-
Представляете ли вы или может быть узнавали примерно какая з/п у человека
данной профессии?
- Знаете
ли вы что делает человек вашей профессии?
-
Хорошо, что вы уже интересуетесь, потому что не за горами то время, когда вам
придётся шагнуть в жизнь. А кто ещё не знает – узнавайте, интересуйтесь,
пробуйте.
-
Давайте проверим. Называйте глаголы по очереди и написали ли вы Ь или нет.
|
7.Итог.
Рефлексия.
|
- Что
изучали на уроке?
-
пригодятся ли нам эти знания в жизни? Где?
-
вспомните, какую цель вы ставили в начале урока?
-
Достигли ли вы цели?
- Вот
так, ребята и в жизни. Если вы поставите перед собой цель и будете её упорно
добиваться своим трудом, то всё обязательно получится.
|
8.
Д/задание.
|
Карточки.
Задание:
Определи, в каких глаголах надо писать Ь, а в каких нет.
Дело
мастера боит . ся.
Хозяин
тот, кто трудит . ся.
Нужно
наклонит . ся, чтобы воды из ручья напит . ся.
К чему
душа лежит, к тому и руки приложат .ся.
Любишь
катат . ся, люби и саночки возить.
Кто
сразу за всё берёт . ся, тому ничего не удаёт . ся.
Что
летом родит .ся, то зимой пригодит . ся.
|
Задание: Спиши. Задай вопрос к глаголу и
выясни, надо писать Ь или нет.
Какая
профессия тебе нравит .ся? Ты уже в 7 классе и должен задумат .ся о своём
будущем. Чем престижнее будет профессия, тем легче тебе будет устроит . ся в
жизни. Выбрав профессию, которая тебе будет нравит . ся, ты будешь приносить
пользу другим людям, стране. Твой труд даст тебе возможность «поднят . ся на ноги»
и стать настоящим человеком.
Задание: Спиши. Задай вопрос к глаголу и
выясни, надо писать Ь или нет.
Какая
профессия тебе нравит .ся? Ты уже в 7 классе и должен задумат .ся о своём
будущем. Чем престижнее будет профессия, тем легче тебе будет устроит . ся в
жизни. Выбрав профессию, которая тебе будет нравит . ся, ты будешь приносить
пользу другим людям, стране. Твой труд даст тебе возможность «поднят . ся на
ноги» и стать настоящим человеком.
Задание: Спиши. Задай вопрос к глаголу и
выясни, надо писать Ь или нет.
Какая
профессия тебе нравит .ся? Ты уже в 7 классе и должен задумат .ся о своём
будущем. Чем престижнее будет профессия, тем легче тебе будет устроит . ся в
жизни. Выбрав профессию, которая тебе будет нравит . ся, ты будешь приносить
пользу другим людям, стране. Твой труд даст тебе возможность «поднят . ся на
ноги» и стать настоящим человеком.
Задание: Спиши. Задай вопрос к глаголу и
выясни, надо писать Ь или нет.
Какая
профессия тебе нравит .ся? Ты уже в 7 классе и должен задумат .ся о своём
будущем. Чем престижнее будет профессия, тем легче тебе будет устроит . ся в
жизни. Выбрав профессию, которая тебе будет нравит . ся, ты будешь приносить
пользу другим людям, стране. Твой труд даст тебе возможность «поднят . ся на
ноги» и стать настоящим человеком.
Задание: Спиши. Задай вопрос к глаголу и
выясни, надо писать Ь или нет.
Какая
профессия тебе нравит .ся? Ты уже в 7 классе и должен задумат .ся о своём
будущем. Чем престижнее будет профессия, тем легче тебе будет устроит . ся в
жизни. Выбрав профессию, которая тебе будет нравит . ся, ты будешь приносить
пользу другим людям, стране. Твой труд даст тебе возможность «поднят . ся на
ноги» и стать настоящим человеком.
Задание: Спиши. Посмотри на вопрос и подумай,
надо писать в глаголе Ь или нет.
Какая
профессия тебе (что делает?) нравит .ся? Ты уже в 7 классе и должен (что
сделать?) задумат .ся о своём будущем. Чем престижнее будет профессия, тем
легче тебе будет (что сделать?) устроит . ся в жизни. Выбрав профессию, которая
тебе будет (что делать?) нравит . ся, ты будешь приносить пользу другим людям,
стране. Твой труд даст тебе возможность (что сделать?) «поднят . ся на ноги»
и стать настоящим человеком.
Задание: Спиши. Посмотри на вопрос и
подумай, надо писать в глаголе Ь или нет.
Какая
профессия тебе (что делает?) нравит .ся? Ты уже в 7 классе и должен (что
сделать?) задумат .ся о своём будущем. Чем престижнее будет профессия, тем
легче тебе будет (что сделать?) устроит . ся в жизни. Выбрав профессию, которая
тебе будет (что делать?) нравит . ся, ты будешь приносить пользу другим людям,
стране. Твой труд даст тебе возможность (что сделать?) «поднят . ся на ноги»
и стать настоящим человеком.
Задание: Спиши. Посмотри на вопрос и
подумай, надо писать в глаголе Ь или нет.
Какая
профессия тебе (что делает?) нравит .ся? Ты уже в 7 классе и должен (что
сделать?) задумат .ся о своём будущем. Чем престижнее будет профессия, тем
легче тебе будет (что сделать?) устроит . ся в жизни. Выбрав профессию, которая
тебе будет (что делать?) нравит . ся, ты будешь приносить пользу другим людям,
стране. Твой труд даст тебе возможность (что сделать?) «поднят . ся на ноги»
и стать настоящим человеком.
Задание: Спиши. Посмотри на вопрос и
подумай, надо писать в глаголе Ь или нет.
Какая
профессия тебе (что делает?) нравит .ся? Ты уже в 7 классе и должен (что
сделать?) задумат .ся о своём будущем. Чем престижнее будет профессия, тем
легче тебе будет (что сделать?) устроит . ся в жизни. Выбрав профессию, которая
тебе будет (что делать?) нравит . ся, ты будешь приносить пользу другим людям,
стране. Твой труд даст тебе возможность (что сделать?) «поднят . ся на ноги»
и стать настоящим человеком.
Задание: Спиши. Посмотри на вопрос и
подумай, надо писать в глаголе Ь или нет.
Какая
профессия тебе (что делает?) нравит .ся? Ты уже в 7 классе и должен (что
сделать?) задумат .ся о своём будущем. Чем престижнее будет профессия, тем
легче тебе будет (что сделать?) устроит . ся в жизни. Выбрав профессию, которая
тебе будет (что делать?) нравит . ся, ты будешь приносить пользу другим людям,
стране. Твой труд даст тебе возможность (что сделать?) «поднят . ся на ноги»
и стать настоящим человеком.
Задание: Спиши. Посмотри на вопрос и
подумай, надо писать в глаголе Ь или нет.
Какая
профессия тебе (что делает?) нравит .ся? Ты уже в 7 классе и должен (что
сделать?) задумат .ся о своём будущем. Чем престижнее будет профессия, тем
легче тебе будет (что сделать?) устроит . ся в жизни. Выбрав профессию, которая
тебе будет (что делать?) нравит . ся, ты будешь приносить пользу другим людям,
стране. Твой труд даст тебе возможность (что сделать?) «поднят . ся на ноги»
и стать настоящим человеком.
Задание: Определи, в каких глаголах надо
писать Ь, а в каких нет.
Дело
мастера боит . ся.
Хозяин
тот, кто трудит . ся.
Нужно
наклонит . ся, чтобы воды из ручья напит . ся.
К чему
душа лежит, к тому и руки приложат .ся.
Любишь
катат . ся, люби и саночки возить.
Кто сразу
за всё берёт . ся, тому ничего не удаёт . ся.
Что летом
родит .ся, то зимой пригодит . ся.
Задание: Определи, в каких глаголах надо
писать Ь, а в каких нет.
Дело
мастера боит . ся.
Хозяин
тот, кто трудит . ся.
Нужно
наклонит . ся, чтобы воды из ручья напит . ся.
К чему
душа лежит, к тому и руки приложат .ся.
Любишь
катат . ся, люби и саночки возить.
Кто сразу
за всё берёт . ся, тому ничего не удаёт . ся.
Что летом
родит .ся, то зимой пригодит . ся.
Задание: Определи, в каких глаголах надо
писать Ь, а в каких нет.
Дело
мастера боит . ся.
Хозяин
тот, кто трудит . ся.
Нужно
наклонит . ся, чтобы воды из ручья напит . ся.
К чему
душа лежит, к тому и руки приложат .ся.
Любишь
катат . ся, люби и саночки возить.
Кто сразу
за всё берёт . ся, тому ничего не удаёт . ся.
Что летом
родит .ся, то зимой пригодит . ся.
Задание: Определи, в каких глаголах надо
писать Ь, а в каких нет.
Дело
мастера боит . ся.
Хозяин
тот, кто трудит . ся.
Нужно
наклонит . ся, чтобы воды из ручья напит . ся.
К чему
душа лежит, к тому и руки приложат .ся.
Любишь
катат . ся, люби и саночки возить.
Кто сразу
за всё берёт . ся, тому ничего не удаёт . ся.
Что летом
родит .ся, то зимой пригодит . ся.
Задание: Определи, в каких глаголах надо
писать Ь, а в каких нет.
Дело
мастера ( что делает?) боит . ся.
Хозяин
тот, кто трудит . ся.
Нужно (что
сделать?) наклонит . ся, чтобы воды из ручья напит . ся.
К чему
душа лежит, к тому и руки приложат .ся.
Любишь
катат . ся, люби и саночки возить.
Кто сразу
за всё берёт . ся, тому ничего не удаёт . ся.
Что летом
родит .ся, то зимой пригодит . ся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.