Инфоурок Математика Другие методич. материалыКонспект урока геометрии "Применение теоремы синусов и косинусов"

Конспект урока геометрии "Применение теоремы синусов и косинусов"

Скачать материал

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №141 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района, г. Казани

 

 

 

 

ГЕОМЕТРИЯ

 

9 класс

Конспект урока

 

 "Применение теоремы синусов и косинусов"

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Учитель высшей категории

                                                                                                Бухарова Лидия Николаевна

 

 

 

 

 

г. Казань

 

2015 год

«Применение теоремы синусов и косинусов при решении треугольников»

(второй урок по теме)

 

Цели урока:

·        Научить решать треугольник по двум сторонам и углу между ними;

·        Показать практическую направленность этой задачи;

·        Отрабатывать умение применять теорему синусов и теорему косинусов в решении таких задач;

·        Вырабатывать внимание, активность, самостоятельность.

 

 

Ход урока.

 

I. Проверка домашнего задания.

Два ученика у доски готовят решение домашних задач №1025(а), №1025(г)

 

№ 1025(а)

 

               

Дано:  АВС, А=60°, В = 40° ,с = 14см.

Найти: С, а,b

Решение:

1)С = 180° – (60° +40°) = 80°

2)b =  aSinB  =  14 · 0,64 

            SinА           0,98

    а  =    c SinA  14  ( 3/2)· 0,87

                SinА                    0,98

     b = 9,14;  a = 12,4

Ответ: 80° ; 9,14 см ;  12,4см.

 

 

№ 1025(г)

 

Дано: АВС, В=45°, С = 70° ,а= 24,6см.

Найти: А, с,b

Решение:

1)     А = 180° – (70° +45°) = 65°

2)  b =  aSinB  =  24,6 · 0,71 

            SinА            0,96

     с  =    аSinС 24,6  0,94

                SinА          0,96

     b = 19,19   с = 25,41

Ответ: 65°  ; 19,19 см  ;  25,41см

 

.

 

 


IIПовторение.

1.     Что значит решить треугольник?

(Нахождение трех неизвестных элементов треугольника по трем данным элементам)

2.     На чем основано решение этих задач?

(На использовании теоремы синусов, теоремы косинусов, а также следствии, что в треугольнике против большего угла лежит большая сторона и наоборот)

3.     Рассказ из истории геометрии.

На доске иллюстрация из итальянского учебника XVIII века

 

Устные задания:

1.                                               Sin (180°A) =  Sin A                                                              

2.                                               Sin A  = ½  . Каким может быть угол А?         

·                   A = 30 ° или  150° ?                                                                  

·                   Sin A = ½  , C – тупой, А = 30°

·                   Sin A = ½  , а<b , то А = 30°

·                   SinА = ½ , а>с, А=30° или А=150 °                                               

 

 

 

         

Рассказ из истории геометрии.

Зачем нужны эти задачи? В Древней Греции, наряду с блестящим развитием теоретической геометрии, научных методов исследования и логических доказательств, большое значение имела прикладная геометрия. Римляне вообще занимались лишь одной практической и прикладной стороной математики, необходимой для землемерия, строительства городов, технических военных сооружений.

 

 

Нить практической геометрии тянулась от вавилонян и древних египтян через Герона вплоть до новых времен. В итальянском учебнике XVIII в. Есть иллюстрация, представленная выше. Измерение расстояния от берега до замка, расположенного на острове.

В XVIXVII вв. все более развивающаяся промышленность и торговля требуют удовлетворения, в первую очередь, практических нужд. Появление новых инструментов и аппаратов для научных исследований (термометра, телескопа, барометра, микроскопа и др.) вызвало интерес к практической стороне науки и, особенно к практической геометрии, которая нужна была для военных целей, мореплавания, строительства и землемерия. В этот период появляется много руководств по геометрии, в которых излагаются правила, формулы и рецепты для решения тех или иных практических задач.

 

 

III.           Объяснение  нового материала.

 

 

Задача 2 . Решение треугольника по двум сторонам и углу между ними.

 

Дано: АВС,  а, b, C                                  

Найти:  A, B, c.                                                    

 

Решение:                                                                         

 

I способ

                                                         

            1.  c ² =  a²  +  b²  -  2 a b Cos C

                 c  = a²+b²-2abCos C

 

2.  а ²с²  +  b²  - 2 bc Cos A

  Cos A  =    c ² +  b ²  -  a²  

                             2bc

            3.  B  =  180 ° -  ( A  + C )

 

II способ  

                                                       

            1.  c ² =  a  +  b²  -  2 a b Cos C

                 c  = a ² +  b²  -  2 a b Cos C

 

2.     Если С  - острый, пусть,      а  <  b   : 

                     а       =     b      =      c     .

                 Sin A     SinB       SinC

             

                 SinA  =    aSin

                                      c

            3.  B  =  180 ° -  ( A  + C )

 

 

 

 

 

Вопросы ученикам:

1.     Какой из способов лучше? Почему?

2.     Сколько решений имеет задача?

(Единственное решение, так как любые два треугольника с двумя заданными сторонами и углом между ними равны по первому признаку равенства треугольников.)

 

Задача на движение.

Два парохода начинают движение одновременно из одного и того же пункта и двигаются равномерно по прямым, пересекающимся под углом 60°. Скорость первого 70 км/час, второго 60 км/час.

Вычислите, на каком расстоянии друг от друга будут находиться  пароходы через 3 часа

Решение:

V(1) = 70 км/час                                                          С   

V(2) = 60 км/час

 S(1) = 210 км                                              180км               

        S(2) = 180км                                                                           ?

 ВС² = 210² + 180² - 2·210·180· ½ ;                                              

 ВС²= 27900,  ВС 167 км.                                                                                   

                                                                               А          210км          B      

 

Вычислим углы в образовавшемся треугольнике.

Cos В  =  180² + 167² - 210²  = 32400 + 27889 – 44100  16189    0,2693

                   2· 180· 167                         60120                       60120

В 74°

С = 180° - 60° - 74°≈ 46°

Ответ: пароходы будут находиться на расстоянии 167км.

 

С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а .

В а р и а н т  1.

                

Найдите ширину озера АВ, если    

АС = 120м, А = 60°, С = 45°

   Решение:                                                                                                                                          

1)   ∠В = 180° - (60°  + 45°) = 75°

2) С помощью теоремы синусов:                                                                          

    АВ       =     120      ;           АВ  =  Sin45° ·  120       ;

    Sin45°         Sin75°                                 Sin75°

AB  =  0,7071 ·  120     88м

                 0,9659

                                                    Ответ: 88 м    

 

 

 

                                                

 

В а р и а н т  2.

Измерим дальномером расстояние                                                                                   

СВ =62м, СА = 80м. Угол между ними 60°                                

Найти расстояние между двумя деревьями А  и  В                                                                                                                                                                            

Решение:

                                                                                                                         

АВ  =                                                                                                                                                               

АВ = 73

Ответ: 73 м.

 

 

 

 

Два ученика выполняют решение задач на обратной стороне доски, затем проверяем решение.

 

 

Подведение итогов урока,

выставление оценок.

 

Задание на дом: §2 п 99, № 1205(и,з) и задача с доски

Задача.В 12.00 нарушитель свернул с основной магистрали и помчался по шоссе со скоростью 140 км/час. В 12.00 инспектор ГИБДД помчался по проселку со скоростью 70 км/час наперерез нарушителю. Успеет ли инспектор остановить нарушителя у перекрестка шоссе и проселка?

 


                                          М А Г И С Т Р А Л Ь                                           ГИБДД                                      

 

Проселок

 

 

Используемая литература:

1.Учебник Геометрия 7-9 Л.С.Атанасян

2.Авторская разработка                                           

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока геометрии "Применение теоремы синусов и косинусов""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер бизнес-процессов

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

    Конспект урока геометрии по теме решение треугольников. Урок второй по теме.

    Урок построен по традиционной методике (проверка домашнего задания, актуализация, практическая часть, самостоятельная работа)

    Цели урока: научить решать треугольники по двум сторонам и углу; показать практическую направленность данных задач (практическая направленность подкреплена исторической справкой); отработать умение применять теорему синусов и косинусов; вырабатывать внимание, активность и самостоятельность.

   

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 198 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 2238
    • DOCX 603.5 кбайт
    • 292 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бухарова Лидия Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бухарова Лидия Николаевна
    Бухарова Лидия Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6131
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средствами математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 210 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 861 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 298 человек

Курс повышения квалификации

Формирование умений и навыков самостоятельной работы у обучающихся 5-9 классов на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 451 человек

Мини-курс

Договоры и их правовое регулирование

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов

Мини-курс

Цифровые валюты и правовое регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные практики по работе с тревожностью

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 112 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 51 человек