Урок геометрии в 7 классе по теме: «Параллельные прямые».
Автор:
Степаненко Е.В., учитель математики МАОУ СОШ №8 г. Челябинска.
Цели урока:
1)
научить учащихся строить
параллельные прямые разными способами, определять виды углов, полученных при пересечении
двух прямых секущей;
2)
развивать умение
сравнивать, анализировать, обобщать, делать вывод, осуществлять перенос знаний
и умений в новой нестандартной ситуации;
3)
воспитывать сознательное
отношение к труду, расширять кругозор учащихся.
Оборудование к уроку: АРМ учителя, набор чертежных инструментов, слайдовая
презентация «Параллельные прямые».
ХОД УРОКА.
1. Оргмомент.
2. Психологи-ческая
подготовка к восприятию учебного материала.
- Какое слово
зашифровано в этом ребусе?
Ответ: прямая
-Итак, речь сегодня
пойдет о прямых.
3. Актуализация
опорных знаний.
Вопрос: Что общего в этих чертежах? В чем различие?
Какой чертеж «лишний»? Почему?
Ответ: На каждом чертеже – 2 прямые. На первом –
прямые пересекаются, на втором – параллельны, на третьем – перпендикулярны.
«Лишний»
чертеж - № 2, т.к. на нем прямые не пересекаются, а на чертежах №1 и №3 –
пересекаются.
Вопрос: Какие прямые называются параллельными?
Ответ: (определение параллельных прямых).
Вопрос: Приведите примеры параллельных прямых в
окружающем мире.
Ответ: (примеры из жизни).
Вопрос: Представьте себе, что параллельность исчезла
из нашей жизни. Что изменится в мире?
Ответ: (фантазии учащихся по этой проблеме).
Вопрос: Найти параллельные прямые на картине Пабло
Пикассо «Мужская голова» (несколько слов о кубизме - направлении в живописи).
Показ параллельных прямых на картине.
Кубизм
(франц. cubisme, от cube —
куб)
модернистское
течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) 1-й четверти
20 в., которое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования
объёмной формы на плоскости, сведя к минимуму изобразительно-познавательные
функции искусства. Слово «кубисты» было употреблено в 1908 и 1909 французским
критиком Л. Воселем как насмешливое прозвище группы художников, изображавших
предметный мир в виде комбинации геометрических тел или фигур. Термин «К.»
вначале обозначал формальный эксперимент, предпринятый во Франции между 1907 и
1914 небольшими группами художников под влиянием живописи П. Сезанна (его посмертная выставка
состоялась в Париже в 1907), африканской скульптуры и искусства примитивов.
Пабло
Руис Пикассо - испанский художник и скульптор. Пикассо - изобретатель новых
форм живописи, новатор стилей и методов, и один из наиболее плодовитых
художников в истории. Он создал более чем 20 тысяч работ.
4. Изучение нового
материала.
«Найди логическую
ошибку» - обоснование того,
что параллельные прямые лежат в одной плоскости (разбиение определения
параллельных прямых на части, их анализ).
Учащиеся делают вывод
о нахождении параллельных прямых в одной плоскости.
6. «Валеологическая
минутка». Гимнастика для глаз
7. Изучение нового
материала.
Вопрос: Сколько углов образуется при пересечении двух
прямых секущей? Какие виды углов вам известны? Найдите их на рисунке.
Ответ: 8 углов. Вертикальные и смежные углы.
Вопрос: Дать определение вертикальных и смежных
углов.
Ответ: определения вертикальных и смежных углов.
При
пересечении двух параллельных прямых третьей прямой, образуются восемь углов (
рис.13 ), которые попарно называются:
1
1) соответственные углы
( 1 и 5; 2 и 6; 3 и 7; 4 и 8 ); эти углы
попарно
равны: ( 1 = 5; 2 = 6; 3 = 7; 4 = 8 );
2) внутренние накрест
лежащие углы ( 4 и 5; 3 и 6 ); они попарно равны;
3) внешние накрест
лежащие углы ( 1 и 8; 2 и 7 ); они попарно равны;
4) внутренние
односторонние углы ( 3 и 5; 4 и 6 ); их сумма равна
180°
( 3 + 5 = 180° ; 4 + 6 = 180° );
5) внешние
односторонние углы ( 1 и 7; 2 и 8 ); их сумма
равна 180°
Показ накрест лежащих, односторонних и
соответственных углов на модели.
8. Закрепление
Комментарий к
упражнениям.
(фронтальная работа на интерактивной доске)
На экране стрелками показывается найденное
соответствие.
9. Запись домашнего
задания. п. 24, № 195, 196
10. Подведение итога
урока.
Совместный вывод
с детьми по классификации прямых.
Дополнение ответа –
устно.
Заполнение схемы – на
интерактивной доске.
Выделение маркером
существенных признаков на интерактивной доске.
Нахождение существенных признаков
параллельных прямых – устно.
Составление фраз из
ключевых слов – устно.
Вопрос: Дайте определение параллельных прямых,
используя их существенные признаки.
Вопрос: Красные горизонтальные линии – они
параллельны или нет?
Эффект «обман зрения»
- за счет чего он достигается?
Ответ: За счет сбоя расположения желтых и синих
квадратов.
ІІ. Математический
диктант.
Вариант
1
1.Две
прямые на плоскости называются параллельными, если …
2.Прямая называется секущей, если …
3.Соответственными углами при
пересечении двух
прямых a , b и секущей
c
(см. рис.) являются углы …
3.односторонними являются углы …
Вариант
2
1. Две прямые на плоскости называются не параллельными,
если …
2. Параллельность прямых обозначается …
3. накрест лежащими углами при пересечении
двух прямых a
и b секущей c (см. рис.) являются углы …
4. Внутренними односторонними являются углы …
Кроссворд.
По горизонтали:
1.Две прямые на плоскости, которые не пересекаются.
2.Предложение, не требующее доказательства.
3.Фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой и трех
отрезков, попарно соединенных этими точками.
4.Объединение геометрических фигур.
По вертикали:
1.Раздел геометрии, в котором изучаются фигуры на плоскости.
6.Слово “геометрия” в переводе на русский язык.
7.Первая часть формулировки теоремы.
8.Древнегреческий ученый.
ОТВЕТЫ.
По горизонтали:
1.Параллельные.
2.Аксиома. 3.Треугольник. 4.Фигура.
По вертикали:
1.Планиметрия.
6.Землемерие. 7.Условие. 8.Евклид.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.