География
7 класс. Урок № 21
Дата_________________
Тема: Природные зоны Африки.
Цели
и задачи:
1.продолжить
формировать представление о природной зоне, особенностях размещения природных
зон Африки; изучить особенности влажных экваториальных лесов и саванн материка
2.
развивать умение работать с картами атласа;
3.воспитывать
бережное отношение к природе.
Методы: контроля, практические,
демонстрация, аналитические.
Оборудование: атласы, учебник,
презентация, ватманы, маркеры.
Ход урока.
I.
Организационный
момент:
приветствие, распределение по группам, обязанности в группах.
II.
Проверка
ДЗ: по
теме «Воды Африки»
1 - этап: Каждая группа получает задание:
приём «Веер выбирай» (приложение 1) и текст, (приложение 2) который нужно
будет прочитать индивидуально, в паре и в группе. Для того чтобы уложится во
времени тайм - спикеры будут следить за временем. Время работы в группах – 5
минут
2 - этап: Сейчас вы должны рассчитаться на
первый, второй, третий, четвёртый. Первые номера садятся с первыми, вторые со
вторыми и третьи с третьими, четвёртые с четвёртыми и обмениваются своими
знаниями с соседями по группе. Время работы – 5 минут.
3 - этап: Затем ребята возвращаются в
первоначальную группу, обмениваются полученной информацией и готовят
презентацию по новой теме. – 5 минут.
Применяем прием: «Веер выбирай» -
какой группе, какой материал готовить. (приложение 1)
4 – этап: Заслушиваются ответы учащихся
каждой группы, и оцениваются (жетон) – по 1,5 минуты
Вывод: беседа по вопросам – 3
минуты
К бассейнам, каких океанов
относятся реки Африки?
Почему озёра находятся на востоке
Африки?
Почему береговая линия озера Чад на
карте показана пунктиром?
Спикеры оценивают работу группы в
Листе взаимоконтроля
III.
Новый
материал: Вступительное
слово учителя – беседа с учащимися с показом
слайдов – 2-5
3.1.
Понятие
«природная зона» - слайд 2.
3.2.
Особенности
размещения природных Зон Африки – слайды 3, 4.
Природные
зоны Африки очень разнообразны. Плодородное средиземноморское побережье
сменяется горными вершинами, покрытыми вечными снегами, а те в свою очередь –
пустыней Сахарой, которая является самой большой на планете. Пустыня постепенно
переходит в саванну, которая уступает место вечнозеленым экваториальным лесам.
3.3.
Характеристика
влажных экваториальных лесов и саванн Африки: слайды 6-10.
Работа в парах: за одним столом
одна пара изучает влажные экваториальные леса, вторая пара – саванны. Время
работы - 5 минут.
Затем обмениваются информацией:
рассказывают о своей природной зоне соседям. Заполняют таблицу. Время работы –
5 минут.
Спикеры оценивают работу группы в
Листе взаимоконтроля.
(Примерные ответы учащихся)
1.Экваториальные
леса. В поясе экваториального климата постоянно влажные вечнозеленые леса
покрывают примерно 8 % площади материка.
На
экваторе круглый год температурных редко поднимается выше + 30° С и опускается
ниже + 15 °С. Осадков здесь выпадает всего около 2000 мм в год. Леса Африке располагаются
ярусами. Верхний ярус образуют гигантские, до 80 м высотой, фикусы, масличная и
сейба.
В
более низких ярусах обильно растут бананы, различные папоротники, либерийское
кофейное дерево. Среди лиан особое место занимает каучуконосная древовидная
лиана ландольфия, встречается длинная пальма ротанг.
В
экваториальном африканском лесу можно встретить лесных антилоп, очень
осторожных и пугливых, родственных жирафу, животных - окапи. Есть также кабаны,
буйволы, бегемоты. Из хищных животных встречаются дикие кошки, леопарды,
шакалы. (слайды 6-7)
2
Саванны: Саванны — обширные пространства в покрытые травяной растительностью с
редко разбросанными деревьями кустарниками. Типичны для субэкваториального
климата с резким разделением года на сухой и дождливый сезоны.
Растительность:
травянистый покров, акации, баобаб.( слайд 8 -10)
*
Физминутка.
4.
Закрепление: время – 5 минут
4.1.
Разделиться на две группы: в одну группу – все кто учил влажные экваториальные
леса, в другую – саванны. Составить плакатную презентацию природной зоны по
плану:
1.
Название природной зоны
2.
Климатический пояс
3.
Почва
4.
Растения
5.
Животные
4.2.
Защита презентаций – по 2 минуты на группу
Спикеры
оценивают работу группы в Листе взаимоконтроля
5.
Итог урока:
рефлексия – нарисовать смайлик, выражающий своё настроение на уроке.
- собрать Листы взаимоконтроля, выставить итоговую оценку в журнал.
6.
Домашнее задание:
§ 45-46, к/к.
Приложение 1.
Общая
характеристика рек Африки
Река
Нил
Река
Конго
Озера
и подземные воды
Приложение 2.
1 – группа: Общая
характеристика рек Африки:
Экваториальный,
Субэкваториальный климатические пояса - густая речная сеть, полноводны
круглый год. Экваториальный пояс - дождевое питание, устойчивый равномерный
расход.
Субэкваториальные
широты - дождевое питание, летнее половодье. Тропический
климатический пояс - осадков мало или вообще нет. Рек мало, встречаются сухие
русла “вади”, наполняются после дождя. Тропические широты - дождевое и
подземное питание. Субтропический климатический пояс – (средиземноморский) -
режим зависит от ВМ. Дождевое питание, с некоторой долей снегового. Реки
разливаются зимой. Летом мелеют.
Реки Африки
преимущественно имеют дождевое питание.
Многие реки имеют
сложный режим, так как протекают в двух или нескольких климатических поясах. Самая полноводная река Конго (Заир) по
многоводности уступает лишь Амазонке.
Помимо климата
большое значение в формировании рек имеет рельеф. Реки Африки порожистые и
бурные, здесь много водопадов. Поэтому реки малопригодны для судоходства.
2 -
группа: Река Нил – слайд 9
Нил – 6671 км
Исток Восточно-Африканское плоскогорье, протекает через оз. Виктория.
Верховья и средняя часть горные, много порогов и водопадов.
В нижнем течении течёт по равнине: медленно, спокойно – это Белый Нил.
У г. Хартум сливается с Голубым Нилом, стекающим с Эфиопского нагорья.
После слияния р. Нил, широкий, полноводный.
Нил, течёт через плато, много порогов и водопадов. Для судоходства построена
плотина вблизи г. Асуан. Впадает Нил в Средиземное море, относится к
бассейну Атлантического океана, образует дельту. Нил загадка для местных
жителей, т.к. полноводна, хотя в среднем течении течёт по пустыне.
Значение: орошение.
3 -
группа: Конго – слайд 10
Конго (Заир) –
4320
Пересекает два
раза экватор.
Многоводна весь год. Самая полноводная в Африке. По площади бассейна и
полноводности – 2 место в мире.
В верхнем и нижнем течениях протекает по уступам плоскогорий - много
водопадов и порогов.
Нет дельты, так как мутные воды сразу уносятся океаническими течениями в океан.
Устье Атлантический океан.
4 -
группа: Озера и подземные воды – слайд 11
Озёра: Африка
богата озерами. Почти все они находятся в зоне разломов на Восточном – Африканском
плоскогорье. Поэтому их котловины имеют вытянутую форму. Самое известное озеро
Танганьика, второе по глубине после Байкала. Глубина 1470 м. Берега озера
местами крутые, высокие, и местами пологие, такой же характер имеет озеро
Ньяса, только оно меньше по площади и глубине. Озеро Виктория – третье (после
Каспийского моря и озера Верхнего) по площади озеро мира, имеющее площадь 68
тыс. км2. Глубина 40 м, берега пологие, изрезаны. Оно лежит в тектоническом
прогибе древнего кристаллического фундамента. В это озеро впадает река Виктория
– Нил. Озеро Чад очень мелководное всего 3 – 4 м. Его можно назвать «кочующим»
в зависимости от количества выпадающих осадков, его площадь изменяется. Площадь
зависит от осадков, разлива впадающих рек. Берега заболочены. По берегам озера
обитает множество птиц. В Африке имеются подземные пресные воды, которые
выходят на поверхность в оазисах. Там произрастают финиковые пальмы, др.
растительность, сюда приходят на водопой животные.
Приложение 3.
Лист
взаимоконтроля по теме:
_____________________________________________________________________
Ф.И.
ученика
|
Обязанности
в группе
|
Взаимооценка
за
|
Итоговая
оценка
|
Домашнее
задание
|
Новый
материал
|
|
|
Работа
в группе
|
Презен
тация
|
Работа
в
паре
|
Презен
тация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист
взаимоконтроля по теме:
_____________________________________________________________________
Ф.И.
ученика
|
Обязанности
в группе
|
Взаимооценка
за
|
Итоговая
оценка
|
Домашнее
задание
|
Новый
материал
|
|
|
Работа
в группе
|
Презен
тация
|
Работа
в
паре
|
Презен
тация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист
взаимоконтроля по теме:
_____________________________________________________________________
Ф.И.
ученика
|
Обязанности
в группе
|
Взаимооценка
за
|
Итоговая
оценка
|
Домашнее
задание
|
Новый
материал
|
|
|
Работа
в группе
|
Презен
тация
|
Работа
в
паре
|
Презен
тация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.