Главная / Русский язык и литература / Конспект урока «Гений и злодейство – две вещи несовместные»..?

Конспект урока «Гений и злодейство – две вещи несовместные»..?



Урок литературы, 9 класс


Набатова Р.И., МОУ гимназия № 26, г. Томск

Тема урока: «Гений и злодейство – две вещи несовместные»..?

Тип урока: Модифицированные дебаты


Организация «модифицированных» дебатов допускает некоторые изменения правил, можно увеличить или уменьшить количество игроков в командах; допустимы вопросы аудитории, организуются группы поддержки, к которым команды могут обращаться во время игры, группа экспертов осуществляет функции судейства, вырабатывает компромиссное решение, когда это необходимо для реализации учебных целей. Основными этапами организации учебного процесса на основе использования методики дебатов являются: ориентация (выбор темы); подготовка к проведению; проведение дебатов; обсуждение игры.


Цели урока:

образовательные:

- совершенствование умений совместной учебно-познавательной деятельности обучающихся, партнерских отношений обучающихся и обучаемых, диалогического общения между учащимися в процессе добывания знаний, конкурировать, вести полемику, отстаивать свою точку зрения на основе знания;

развивающие:

- развивать коммуникативную культуру общения, навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации по обозначенной проблеме, мышления, включая умения анализировать.

- развивать монологическую и диалогическую речь учащихся;

- систематизировать полученные ранее знания и использование в ходе дискуссии;

воспитательные:

- формировать умение различать добро и зло;

- воспитывать общекультурные нормы.

Межпредметные связи: литература, история, риторика


Предварительная работа.

Подобрать, изучить и проанализировать литературу по теме

Словарная работа:

Гений – 1. Высшая творческая способность.

  1. Человек, обладающий высшей творческой способностью.

  2. В древнегреческой мифологии: дух – покровитель человека, позже – вообще олицетворение добрых и злых сил (Добрый гений, злой гений)

Творческий – самостоятельно создающий что-то новое, оригинальное, созидательное.

Творчество – созидание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.


Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие) 1 мин. 2. Вступительное слово учителя (цели урока, тип урока, регламент урока,

мотивация, представление таймспикера, экспертов-судей) 7 мин. Мотивация обучающихся.

Учитель вместе с учениками вспоминает, из какого произведения взята цитата, ставшая темой дебатов. (Трагедия А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»).

Актуализация опорных знаний.

Чтение сцены в трактире. Обсуждение прочитанного.

- Каков душевный настрой Моцарта в сцене в трактире?

- Какие образы-символы связаны с его внутренним состоянием?

- В чем трагичность утверждения Моцарта о том, что «гений и злодейство – две вещи несовместные»?

Он же гений,

Как ты да я. А гений и злодейство –

Две вещи несовместные. Не правда ли?

Нам с вами в ходе дебатов предстоит это выяснить.

Звучит стихотворение, которое, возможно, поможет ответить на вопрос.


Ветер выл, срывая с петель двери.

Бил по окнам дождиком косым…

Моцарт был доволен, что Сальери

В эту непогоду рядом с ним.


Только тот ему тревожил душу:

Пятна по лицу, смятенный взгляд.

Моцарт сел играть. Сальери слушал,

Но смотрел и думал невпопад.


А когда поспешною рукою

Он в бокалы разливал вино,

Показалось Моцарту такое,

Что в камине стало вдруг темно.


Может быть, бокал – в одно из окон

Или ненароком уронить?

Моцарт залпом выпил.

Разве мог он

Дружбу подозреньем осквернить?

Итак, « гений и злодейство – две вещи несовместные?»…


Каждая из команд представит нам доказательства той или иной точки зрения. Кто будет убедительнее? Я желаю вам успехов и представляю экспертов-судей и таймспикера, который будет следить за выполнением регламента дебатов. Помните, что за перебор времени начисляются штрафные баллы! Краткость и убедительность – сестра таланта. Итак, мы начинаем дебаты.


  1. Выступление спикера утверждающей команды «Созидатели» и его группы поддержки 13 мин.


С древнейших времён до наших дней человек задумывался над тем, что есть добро и зло. Тема урока неразрывно связана с этими понятиями.

Вначале вспомним, кем же были Вольфганг Амадей Моцарт и Антонио Сальери.

hello_html_m25404a75.pnghello_html_14cc0904.png

Вольфганг Амадей Моцарт Антонио Сальери


Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)- австрийский композитор, обладал феноменальным слухом и памятью. Наверное, нет имени, которое было бы столь почитаемо музыкантами и любителями музыки. Образ Моцарта-композитора как будто соткан из парадоксов, не всегда вмещающихся в рамки обыденного человеческого сознания. За неполных 36 лет им написано более 600 произведений во всех музыкальных жанрах, причем в каждом созданы шедевры. Музыка Моцарта восхищает дилетанта и знатока, его мелодии в равной степени просты и изысканны. Выступал как клавинист - виртуоз, скрипач, органист, дирижёр, блестяще импровизировал... Отражение гармоничной целостности бытия, ясность, светоносность, красота сочетаются в музыке Моцарта с глубоким драматизмом... В музыке Моцарта органично претворён художественный опыт разных эпох, национальных школ, традиции народного искусства...

Антонио Сальери (1750-1825)- итальянский композитор, дирижёр, педагог... Автор 40 опер, 4 ораторий, кантат, 5месс, реквиема, произведений для оркестра и др.

Пушкинский Сальери - большой художник, но в его отношении к творчеству содержится как действительная истина, так и отрицание её. Таково, например, его суждение о творчестве:

Что говорю? Когда великий Глюк

Явился и открыл нам новы тайны...

Усильным напряжённым постоянством

Я наконец в искусстве безграничном

Достигнул степени высокой...

Хвастая своим усердием, вынужден признаться, что в своём творчестве он опирается на тайны искусства, открытые не им самим, а другим великим художником Глюком. Позиция - прямо противоположная пушкинской, который считал, что учиться можно у кого угодно, но дорога у каждого художника должна быть своей, особенной. Бесконечно уверенный в себе, Моцарт не особенно задумывается о своём особом назначении, поэтому, я думаю, он одарён бесконечным чувством общности со всяким другим человеком, кем бы тот ни был.

Напротив, Сальери, как бесконечно уверенному в себе, представляется, что "усильным, напряжённом постоянством" он не только "достигнул степени высокой" в творчестве, но и безгранично возвысил себя над всеми остальными людьми.

Я напомню, что противостояние их друг другу достигает своего апогея в сцене со скрипачом. Моцарт восторгается им, говорит о его игре "Чудо!", Сальери приводит это в бешенство:

Мне не смешно, когда маляр негодный

Мне пачкает Мадонну Рафаэля,

Мне не смешно, когда фигляр презренный

Пародией бесчестит Алигьери...

Моцарт в сущности противоположен Сальери. Моцарт и Сальери принадлежат к людям искусства, но они противоположны во мнениях о бытии. Сальери расходится с Моцартом в том, что он ждет от своих трудов, от занятий музыкой "презренной пользы" - славы, наград. Он сделал свое ремесло подножием искусству, а искусство - славе. Переживая гармонию в музыке, Сальери потерял дар слышать гармонию в жизни. Он любил одиночество, он отстранил себя от жизни ("я мало жизнь люблю"), поэтому в нем зреет демон. Он приносит себя в жертву искусству и объявляет себя жрецом-стражником искусства. Сальери не может смириться ни с гением Моцарта, ни с тем, что этот гений достался, по его мнению, человеку недостойному. Поэтому Сальери берет на себя право восстановить справедливость, "исправить ошибку небес".
Если Сальери олицетворяет собой человеческое самоутверждение, то Моцарт является как бы олицетворением небесных сил. Именно так он и представлен в трагедии. Пушкин по себе знал, как много серьезного в душе гения, как много скорбного в его жизни, как много труда в его творчестве. Но все это в Моцарте скрыто от нас, он обращен к Сальери и к нам своей небесной стороной: беспечный в жизни, бессознательно, шутя создающий гениальное в искусстве. Он творит не потому, что силится творить, как Сальери, но потому, что он «с волей небесною дружен». У Пушкина Моцарт бессознательно знает свою близкую смерть, и в Сальери – своего убийцу, о чем он сознательно не смеет мыслить. Его душа открыта звукам небесным. Из всех людей, которых мог встретить Сальери, Моцарт максимально приближен к Богу, и поэтому его явление – наиболее резкий вызов существу Сальери. При встрече с таким явлением Сальери попадает в ситуацию, в которой обязан раскрыться полностью, до дна.
Пушкин внес множество штрихов в эту оппозицию. Коренное различие между ними в том, что Сальери чувствует себя «служителем искусства», а Моцарт «сыном гармонии». Для Сальери искусство – суровый властелин, награждающий за труд, а сам Сальери – вернейший раб своего повелителя:
Быть может, посетит меня восторг

И творческая ночь и вдохновенье.

Трагедия Сальери в том, что он отделил не только музыку от жизни, но и композитора от человека. Убивая Моцарта-человека, он и убивает гения и превращается в человека-убийцу.

Моцарт, в отличие от Сальери, наделен гениальностью, так как умеет радоваться жизни, не деля себя на человека и композитора. Пушкин сам был Моцартом в искусстве, он знал легкую и изящную радость творчества.

Также как и Ломоносов М.В., великий русский ученый, естествоиспытатель; поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Родился в деревне Денисовка в семье помора-рыбака. В 19 лет ушел учиться — сначала в Славяно-греко-латинской академии в Москве, затем в Академическом университете в Санкт-Петербурге, а в 1736-41 годах — в Германии. В 1745 году стал академиком Петербургской академии наук. В 1748 основал первую в России химическую лабораторию. По его инициативе был основан Московский университет (1755). Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания: химии, физики, астрономии, геологии, металлургии, географии, истории, филологии (науки о языке), литературы (поэзия).

А Дмитрий Иванович Менделеев — великий русский химик. В 1869 он открыл периодический закон химических элементов – один из фундаментальных законов природы. Менделеев говорил, что выражающая этот закон Периодическая таблица химических элементов приснилась ему во сне. Этот закон показывал, что все свойства химических элементов периодически изменяются в соответствии с их атомным весом. Благодаря закону можно было описывать свойства еще неоткрытых элементов. Менделеев занимался еще множеством проблем. Например, он серьезно занимался домашним хозяйством и учил хозяек правильно варить варенье. Для государства он тоже сделал немало — в частности, изобрел бездымный порох.

Эти великие люди (и Моцарт, и Пушкин, и Ломоносов, и Менделеев) не только обладали высшей творческой способностью, но и познали радость творчества, являлись созидателями культурных и материальных ценностей.


  1. Вопрос отрицающей команды «Эврика» спикеру и его группе поддержки, утверждающей команды и ответ команды. 3 мин.

В трагедии Пушкина, когда речь заходит о том, что Бомарше кого-то отравил, Моцарт произносит знаменитые слова:

Он же гений,

Как ты да я. А гений и злодейство -

Две вещи несовместные. Не правда ли?

Почему же несовместные?

Ответ: гений по Моцарту (и Пушкину), - человек, наиболее приспособленный творить добро, а человек, приспособленный нравственно и физически творить добро, не способен на злодейство. Гений всегда несет людям добро. Гений гуманен, он не способен на преступление. Сальери сам себе доказал, что он не гений. Убив Моцарта, он не заглушил голос его великой музыки, а остался с терзаниями, убив в себе человека, он стал просто преступником. Значит, в конце формулировки темы мы ставим восклицательный знак – «гений и злодейство - две вещи несовместные!»

(Основная мысль, к которой приходят ребята во время обсуждения данного вопроса)


  1. Выступление спикера отрицающей команды «Эврика» и его группы поддержки.

10 мин.

Почему гений не может быть злодеем? Гениальность - это развитость ума, а уж куда он его направит, на решение каких проблем: на добро или зло (хотя это тоже относительно) это уж на его усмотрение. Сам по себе человек, которого мы называем гением, к злодейству способен. Почему многие сомнительно относятся к пушкинскому утверждению, потому что жизнь и история доказывает обратное...

Возьмем хотя бы Наполеона. Он, действительно, гений. Это великий французский полководец, император Франции. Во время борьбы революционной Франции с врагами республики добился значительных успехов и сделал блестящую карьеру: в 24 года стал генералом. Одержал ряд ярких побед над австрийскими войсками в Италии, руководил военной экспедицией в Египте и Сирии. В 1799 совершил военный переворот и стал первым консулом Франции, а в 1804 провозгласил себя императором. Осуществил ряд важных реформ в государственном управлении, образовании, ввел передовые для того времени законы («Кодекс Наполеона»). В 1805-1809 выиграл несколько сражений с австрийскими, прусскими и русскими войсками. Присоединил к Франции много обширных земель. В 1812 вторгся в пределы в России и сначала одерживал одну победу за другой, но в результате был разгромлен. После тяжелых битв с коалицией Англии, Пруссии, Австрии и России в 1814 отрекся от престола и был сослан на остров Эльба. В 1815 восстановил свою власть во Франции («Сто дней»), но вскоре вновь был разгромлен войсками союзников. Наполеон был второй раз сослан — на этот раз на остров Св. Елены, где и умер.

А Адольф Гитлер? Это самое ужасное воплощение зла. Это немецкий государственный и политический деятель. Родился в австрийском городке Линце в обыкновенной немецкой семье. В юности собирался стать художником, но не смог поступить в Венскую художественную школу. Уже тогда складывались его крайне националистические взгляды. Участник Первой мировой войны. В 1918 создал свою партию, которая вскоре стала называться Национал-социалистическая рабочая партия (в действительности была фашистской), а самого Гитлера провозгласили фюрером (вождем). Он сумел внушить собственному народу мысль о расовом превосходстве немцев. В 1933 его партия победила на выборах, а сам Гитлер стал рейхсканцлером. Начались репрессии против всех неугодных его режиму (вплоть до физического уничтожения). У Гитлера оказались развязанными руки, чтобы начать мировую бойню. 1 сентября 1939 началась самая кровавая в истории человечества война, она продолжалась около 6 лет. Гитлеру удалось покорить почти всю Европу, на территориях оккупированных стран были созданы концентрационные лагеря — лагеря смерти, в которых погибли миллионы узников. В 1941 Гитлер вторгся в пределы СССР, и только эта страна смогла дать отпор фюреру, потеряв при этом десятки миллионов своих граждан. Гитлер не мог перенести такого бесславного поражения и в апреле 1945, когда советские войска уже сражались на улицах Берлина, покончил жизнь самоубийством.

А Иван Грозный? Великий князь Московский, первый русский царь (с 1547 года). Рано лишился отца, вырос в обстановке борьбы за власть и боярских заговоров. Стремился к установлению своей абсолютной власти в государстве. Провел реформы управления, усилил армию. Участвовал в завоевании Казанского и Астраханского царств. Присоединил Сибирское ханство. В 1558 году начал войну с Ливонским орденом. Вначале русские войска побеждали, но затем начали терпеть поражение, и война была проиграна. Царь Иван решил, что причиной военных неудач является измена внутри страны, и обрушился на всех тех, кто казался ему врагами. Казнил очень много своих подданных. Одной из самых больших его жестокостей был разгром Новгорода. В 1565 году ввел новый способ управления страной — опричнину (казни, конфискация земель). Это привело Русь к разорению. В 1582 году припадке ярости случайно убил своего сына Ивана. И таких примеров в истории много.


  1. Вопрос утверждающей команды «Созидатели» спикеру отрицающей команды и его группы поддержки, ответ команды. 3 мин.

Да, гений, совершивший злодейство, действительно, может создавать какие-то произведения или быть гениальным в каких-то других вопросах. А может ли гений, совершивший злодейство, вложить всю свою душу в свои творения, может ли он быть созидателем, создавать или творить не ради личной выгоды, а ради любви к искусству, любви к родине, любви к своему народу?

Ответ: никакие злодеяния не могут быть оправданы высокими целями; никакой смертный человек не может карать и миловать даже во имя искусства (негуманно осмелиться взять на себя функцию высшего разума), потому что мир изначально устроен гармонично. Гений – это создатель, а не разрушитель.

(Основная мысль, к которой приходят ребята во время обсуждения данного вопроса)


7. Резюме учителя и вывод урока

Звучит стихотворение:

Сальери.

Имя вы назвали,

Но как-то странно оттого,

Что вы ни разу не слыхали

Звучанье музыки его.

…Когда над Моцартом сомкнулась

Земля, как на море – волной, -

Должно быть, глубоко вздохнулось

Тому, кто ждал минуты той.


Но было так:

Когда в партере

И ложах смолкли голоса,

Исполнить музыку Сальери

Ничей смычок не поднялся.


Прикрыв глаза рукой неловкой,

Похолодел недаром он.

Так начиналась забастовка

Всех музыкантов всех времен!

Всю жизнь свою отдать карьере,

А сорок опер – все молчат.

И не себя ль убил Сальери,

В чужой стакан бросая яд?!


8. Обсуждение игры, выступление экспертов-судей 5 мин.

9.Заполнение анкеты участника игры 3 мин.









Приложение №1


Правила, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей

точке зрения (Д. Карнеги)

  1. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.

  2. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.

  3. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

  4. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

  5. Пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.

  6. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

  7. Относитесь сочувственно к мыслям и желанием других.

  8. Взывайте к более благородным мотивам.

  9. Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.

  10. Бросайте вызов, задевайте за живое.


Приложение № 2


АНКЕТА

Оцени свое участие в дебатах по пятибалльной системе

  1. Оценка участия в работе команды:

А) подбор материала

Б) выступления

В) вопросы

Г) презентации

  1. Успешность выступления вашей команды

  2. Успешность твоего участия

А) я умею

Б) я не знаю

В) я научился и узнал

4. Предложи другие темы дебатов

Приложение № 3


ПРОТОКОЛ СУДЕЙСКОЙ КОМАНДЫ

Утверждающая команда

Критерии оценки

Отрицающая команда «Волны»

У1







Аргументы


Доказательность


Эмоциональность


Культура речи

Качество презентации


О1

Ответ


Вопрос




Вопрос


Ответ


АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:


Почему У?


Приложение 4.


МОЦАРТ


hello_html_m181440da.jpghello_html_6d4d6d69.gifhello_html_m77eb10b6.gif

+

Одаренность

легкость

чувство юмора

доброта





-

несерьезность

пренебрежение своим талантом

наивность







САЛЬЕРИ


hello_html_m6f0da528.jpghello_html_m3da1ac4d.gifhello_html_m24df93e2.gif



+

чувство прекрасного

трудолюбие

сила воли,

самоотречение

терпеливость


-

зависть

коварство

злоба

гордыня

способность на предательство

механическая рассудочность




Данному уроку предшествовал урок на тему «Нравственное падение человека в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

Презентация урока.









Приложение 5.



Тема: "Зависть свет в нас убивает".
Нравственное падение человека в трагедии А.С.Пушкина
"Моцарт и Сальери"





Компетентностный подход и уроки-дебаты

Набатова Р.И., учитель русского языка и литературы МОУ гимназии № 26 г. Томска

Я пришел сюда спорить,

чтобы научиться мыслить.

Л.Ф. Лосев


Меня всегда волновала проблема: как пробудить интерес учеников к самому процессу учения, как заинтересовать их, как пробудить их мыслительную деятельность. В моей практике есть различные уроки: урок-конференция, урок – аукцион, урок – суд…. и другие нетрадиционные типы уроков. Чтобы повысить мотивацию к обучению, я стараюсь использовать межпредметные связи (знания истории, мировой художественной культуры, права, живописи, музыки).

Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным, развивающим технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции, необходимые для адаптации в современном обществе.

Одной из таких технологий является технология «Дебаты».

Дебаты – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам.

Дебаты – соревнование между «играющими», действия которых ограничены определенными условиями и правилами.

Дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.

Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок-игру, но и эффективное средство для развития учащихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Дебаты способствуют развитию и воспитанию следующих компетенций:

  1. Расширению общекультурного кругозора:
    - обогащению знаний, относящихся к гуманитарным областям;
    - развитию интереса к регулярному чтению, формированию мотивации обучения;
    - формированию интереса к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы.

  2. Развитию интеллектуальных способностей:
    - формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями;
    - умению анализировать различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;
    - умению различать факты и точки зрения, анализировать полученную информацию.

  3. Развитию исследовательских и организационных навыков:
    - собирать и анализировать материалы из различных источников;
    - оценивать различные версии и мнения;
    - собирать доказательную базу и грамотно ее применять.

  4. Развитию творческих качеств:
    - умению по-новому взглянуть на проблему, использовать нетрадиционные способы для ее решения, видеть новое, необычное.

  5. Развитию коммуникативных умений:
    - умению слушать и слышать собеседника;
    - терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толерантности;
    - способности работать в команде.

  6. Развитию ораторских способностей:
    - навыков публичного выступления;
    - уверенности в себе;
    - умению четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;
    - способности привлечь слушателей интонацией, жестами, мимикой.

  7. Формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе:
    - способности формулировать и отстаивать собственную точку зрения;
    - способности принимать другую точку зрения и оценивать идею, а не человека, ее декларирующего;
    - уважительному отношению к общечеловеческим и национальным ценностям, различным культурам, традициям;
    - стремлению использовать свои знания в практике общественной жизни; умению брать на себя решение каких-либо проблем.

Дебаты включают технологию, способствующую обновлению и трансформации гуманитарного образования, развитию творческой активности учащихся через включение в дебатный процесс: от поиска информации и изучения материалов по определенной проблеме до детальной разработки двух разных подходов к ее решению (утверждающего и отрицающего), что дает возможность учащимся понять многогранность и сложность поднимаемых проблем. При изучении произведений мировой художественной литературы, особенно русской литературы, в которой решаются социальные, политические и нравственные вопросы, причин для проведения дебатов достаточно много.

Основные элементы дебатов

Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы относительно предложенного тезиса, чтобы убедить нейтральную третью сторону и судей в их правильности.

  1. Тема. Тема должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы, быть пригодной для спора, то есть иметь альтернативные варианты. Тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения

  2. Утверждающая сторона пытается убедить судей в правильности своих позиций относительно формулировки темы.

  3. Отрицающая сторона пытается убедить судью в том, что позиция утверждающей стороны неверна, поскольку ее аргументация имеет недостатки.

  4. Аргументы. Каждая команда с целью доказательства создает систему аргументов, с помощью которых пытается убедить судью в том, что ее позиция является наиболее правильной.

  5. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить свидетельства поддержки (цитаты, факты и т. д.), доказывающие их позицию.

  6. Перекрестные вопросы. Наибольшее количество видов дебатов предоставляет каждому участнику возможность отвечать на вопросы оппонента.

Основные этапы проведения дебатов

  1. Подготовительный (за неделю до проведения дебатов):
    - формирование команд (6–8 человек);
    - бейджи для команд, фишки двух цветов для судей, песочные часы, гонг;
    - формулировка тезиса. Команды получают задание подготовить аргументы, доказательства, подобрать цитаты из произведений, критической литературы и т. д. «за» и «против» предложенного тезиса;
    - правила дебатов, кодекс чести дебатера, этикет проведения дебатов.

  2. Проведение дебатов
    - жеребьевка (определяется утверждающая и отрицающая команды);
    - строгое соблюдение регламента, правил работы в команде, в соответствии с которой следует не переходить на личности, обсуждать аргумент, а не позицию;
    - критерии оценки.

  3. Заключительный
    - вопросы для анализа дебатов;
    - рефлексия (письменно).

Что дают такие уроки? Во-первых, урок раскрепощает внутренние силы ребенка, облегчает ему общение, речевую деятельность, способы самовыражения. Во-вторых, обучает мысленному эксперименту, монологической речи, ораторскому искусству. В-третьих, она предоставляет возможность детям удовлетворить жажду действий. Здесь само собой идет соединение телесного и духовного в учении школьника. В-четвертых, технология дебаты учит рефлексии, специально этому не обучая. Кроме этого, использование технологии «Дебаты» на уроках литературы тесно связано с работой по культуре речи и стилистике. Применение элементов данной технологии и игры в полном объеме, способствует овладению школьниками ясной, логичной и живой речью.

Готовясь к высказыванию, учащийся должен учитывать определенные стилевые требования.

Во-первых, обдумывание темы, ее границ и своего подхода к ней, отбор материала, выбор способа его изложения предполагают необходимость раскрытия актуальности проблемы (политической, моральной, этической и т.д.), интереса к ней общества.

Определяя основную мысль будущего высказывания, участник игры должен иметь в виду, что общее назначение речи («убеждать, сообщая») реализуется в конкретной задаче жанра высказывания.

Во-вторых, материал для выступления необходимо отбирать с учетом того, что в основе данного стиля высказывания должен лежать характерный, типичный, общественно-значимый факт (или событие). Факт – сердце игры в дебаты, а новизна – ее душа. Знание этой особенности становится основой для формирования умения видеть этот факт, его новизну, фиксировать материалы жизненных наблюдений.

В-третьих, отбор и расположение материала в высказываниях подчинены реализации главной задачи речи-убеждения.

Таким образом, чтобы подготовить речь спикера, учащимся необходимо наметить цель высказывания, найти общественно значимые факты, события, примеры, собрать необходимый материал, сгруппировать его, определить способ изложения.

Далее, учащиеся должны уяснить, что выбор языковых средств обусловлен как содержанием речи, так и ее задачами, а уместность и выразительность достигаются при учете ситуации общения.

Отзывы учащихся,
участвующих в дебатах

Чему учат дебаты?

Дебаты меня многому научили: четко и аргументировано доказывать свою точку зрения, убеждать людей в своей правоте и уверенно держаться перед публикой (Оксана Иванова)

Дебаты учат уважительному отношению к оппоненту, поскольку дебаты касаются идей и их столкновения, а не личности участников, нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. А в столкновении идей единственным приемлемым оружием могут быть только обоснованные аргументы. (Ольга Калинина)

В дебатах мы учимся отстаивать свое мнение не с помощью силы, а пытаясь убедить человека с помощью аргументов, фактов, что является незаменимым достоинством в жизни (Дмитрий Самойлов)

Я участвую в дебатах, потому что мне это очень интересно. Дебаты - это общение с друзьями, новые знакомства, возможность обсудить интересные темы. Игра дает массу острых ощущений, полностью захватывает, заставляет работать головой (Дмитрий Рыльский)




hello_html_m3963d0cc.png

12


Конспект урока «Гений и злодейство – две вещи несовместные»..?
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок проведен в форме модифицированных дебатов и направлен на совершенствование умений учебно-познавательной деятельности обучающихся, диалогического общения между учащимися в процессе добывания знаний.

На уроке предлагается рассмотреть две совершенно разные точки зрения. Такие уроки раскрепощают внутренние силы ребенка, облегчают ему общение, речевую деятельность, обучают монологической речи, ораторскому искусству.

Дебаты учат рефлекии, специально этому не обучая. Использование данной технологии на уроках литературы тесно связано с работой по культуре речи и стилистике.

Автор Набатова Раиса Иосифовна
Дата добавления 24.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 900
Номер материала 58565
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓