Главная / Физика / Конспект урока физики по теме "Магнитное поле.Постоянные магниты"

Конспект урока физики по теме "Магнитное поле.Постоянные магниты"

КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИКИ

Участники: учащиеся 8 класса

Автор: Мишарина Людмила Николаевна, учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа»с.Подъельск (МОУ «СОШ» с.Подъельск), Корткеросский район, Республика Коми.

На уроке использованы готовые инновационные учебные материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: «Использование магнитного поля», «Наблюдение и опыт», « Постоянные магниты», «Можно ли разделить магнитные полюсы», Тест к уроку «Постоянные магниты» (Приложение 1, Таблица 2).

Тема: «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Дата проведения урока: 30.04.2013.

Цель урока: создание условий для развития навыков исследовательской работы учащихся на основе нового учебного материала: «постоянный магнит», «магнитное поле постоянных магнитов».

Задачи:

-закрепление навыков экспериментальной работы на основе изучения физических свойств постоянных магнитов, расширения понятий магнитного поля;

-развитие: самостоятельного мышления, грамотной устной речи; умений выдвигать гипотезы, планировать , классифицировать, обобщать, формулировать выводы; навыков самооценки;

-воспитание: самостоятельности, наблюдательности, культуры взаимодействия в группе.

Аннотация.

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) способствует активизации познавательной деятельности учащихся на уроке . Интерактивный учебный материал ЭОР помогает учителю ставить учебные задачи, организовать фронтальную и групповую деятельность учащихся по изучению новых понятий, индивидуальную (на этапе контроля), позволяет экономить учебное время на этапе мотивации и постановки проблемы урока.

Этот урок является третьим в разделе «Электромагнитные явления». Основной метод активизации познавательной деятельности на уроке – исследовательский.

Развитию исследовательских умений: выдвигать гипотезы, планировать , классифицировать, обобщать, формулировать выводы; самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с одноклассниками – способствовали ЭОР ,используемые на данном уроке. Интерес к изучаемому понятию «постоянные магниты» был достигнут на этапе мотивирования к исследовательской деятельности за счет использования слайд – шоу «Использование магнитов». Видеофрагмент позволил заинтересовать учащихся учебным материалом, была создана проблемная ситуация (где применяются магниты?). Мотивации на проведение исследований способствует обращение к личному жизненному опыту учащихся, к чувственному восприятию учебного материала (приемы - «удивляй», «верю, не верю»). В процессе работы с текстами, иллюстрациями, анимациями , аудио и видеофрагментами, схемами и моделями, тестами, учащиеся включались в различные виды деятельности: чтение фрагментов текста, просмотр иллюстраций и видеофрагментов, прослушивание комментариев к текстам и иллюстрациям, выполнение интерактивных заданий.

Тест к уроку «Постоянные магниты», на этапе первичной проверки полученных знаний позволил организовать самостоятельную работу учащихся. Самостоятельная работа учащихся с электронным ресурсом способствовала формированию регулятивных умений учащихся. Ученик имеет возможность самостоятельно распределить время, фиксировать полученную учебную информацию, оценивать полученные знания и умения, устанавливает границы «знания» и «незнания». Особенно учащимся понравились интерактивные задания с магнитными. Яркие анимации циркулярных токов ресурсов «Постоянные магниты» и «Можно ли разделить магнитные полюсы» помогли в объяснении нового учебного материла. При выполнении практических заданий учащиеся имели возможность проверить свои результаты по образцу, которые были представлены на слайдах ресурса «Постоянные магниты». ЭОР помогали учащимся в решении практических задач ,в проведении учебных исследований, выполнение тренажеров с подсказками и без них, с проверкой ответа.

В результате практической деятельности на уроке у учащихся были сформированы понятия «постоянный магнит», «магнитное поле постоянного магнита» как особого вида электромагнитного взаимодействия, умения исследовать и объяснять свойства постоянных магнитов. В приложении 6 приводятся фотографии моментов урока, сканкопии листов с выполненными учащимся практическими заданиями.

Список литературы, используемой на уроке:

1.Перышкин А.В.Физика .8 класс. Учебник для общеобразовательных заведений.М., «Дрофа»,2012

2.Касьянов В.А. ,В.Ф.Дмитриева Рабочая тетрадь по физике 8 класс .М., «Экзамен»,2012

3.Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2001.

4.Ширяева В.А. ТРИЗ-педагогика менеджеру современной школы. – М,: Сентябрь, 2008. 5.Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного процесса в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград. Учитель, 2008.

6.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.А.Яковлева. Творческие задания Золотого ключика. / http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm





Таблица 1

Конспект урока физики 8 класс

Тема: «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов»

Деятельность учителя используемые ЭОР

(с указанием названия порядкового номера из Таблицы 2-Приложение1)

Деятельность ученика

Приемы

методы оборудование

дидактическое обеспечение

1. Начало урока

Цель: заинтересовать, включить детей в активную деятельность подвести к цели и задачам урока.

Приветствует учащихся

Демонстрирует ресурс 1слайд-шоу «Использование магнитного поля» Задает вопрос: что является объектом изучения сегодняшнего урока?

Предлагает указать на предметы, приборы в классе, в которых имеется

постоянный магнит.

Смотрят слайд-шоу ,

дополняют рассказ о применении магнита в жизни человека.

Называют тему урока «Магниты»

Отвечают на вопросы, указывают на магниты.

Прием «необъявленная тема»

На демонстрационном столе дугообразный, полосовой магниты, демонстрационный амперметр

Компьютер,

проектор,

экран, ресурс 1 (Приложение 2,

рис. 1).


2.Актуализация знаний и способов действий

Цель: мотивирование исследовательской деятельности, проектирование задач урока.

Организует деятельность учащихся по проектированию задач урока с помощью вопросов.

Обращает внимание учащихся на название темы в учебнике ,с.138.

Задает вопросы: что вы знаете о постоянных магнитах? Что бы вы хотели о них узнать?

Пишет на доске вопросы :

Почему так называются?

Какие свойства?

Из чего делают?

Форма и окраска?















При затруднении

в постановке вопросов

учащимися задает вопрос: верите ли вы , что у магнита всегда есть два полюса? Сколько бы мы не делили его, он всегда имеет два полюса. Раздает листочки с утверждениями о свойствах магнита, организует обсуждение полученных результатов

предлагает обсудить на

какие вопросы хотели бы найти ответы.

Предлагает ответить на эти вопросы экспериментальным путем.

Чтобы напомнить учащимся основные этапы проведения эксперимента демонстрирует слайд 3

ресурса 2 «Наблюдение и опыт».

Дает задание по тексту слайда:

Найдите по тексту ответы на вопросы:

что такое гипотеза? чем эксперимент отличается от простого наблюдения?

как ставится цель эксперимента? как делаются выводы?

Предлагает в качестве «помощников»

источники информации: учебник, карточки с заданиями, ресурс ЕК ЦОР «Постоянные магниты», видеоролик «Можно ли разделить магниты?»

Называют тему урока «Постоянные магниты.

Магнитное поле постоянных магнитов», записывают тему урока в тетрадях. Предлагают

вопросы для обсуждения :

-почему магниты притягивают

к себе железные предметы?

-почему их называют постоянными?

-какими свойствами они обладают?

-из какого материала изготавливают

постоянные магниты?

-почему они имеют такую форму и цвет?

Читают утверждения и отмечают галочкой утверждения, в которые верят или не верят.

Работают индивидуально с карточками «верю, не верю».

Формулируют вопросы урока,

высказываются, предлагают,

какие свойства магнитов хотели бы проверить с помощью эксперимента.











Читают текст, отвечают на вопросы учителя:

- гипотеза – предположение, полученное в ходе рассуждений;

-эксперимент – специальные опыты, подтверждающие или опровергающие гипотезу;

-цель – установить причину явления или выяснить, как протекают эти явления;

- подтвердилась или не подтвердилась гипотеза пишем в выводах.


Учебник физики

8 класс[1]



Постоянные дугообразные и полосовые магниты.



Прием «вопросительные

слова»














Приемы: «удивляй!»

«верю, не верю»

«знаю, умею, хочу узнать».

Индивидуальные

карточки (Приложение 5).

Компьютер,

проектор,

экран, ресурс 2.

( Приложение 2,

рис. 2).









Ноутбуки

3.Открытие нового знания .

Цель: организация активной познавательной деятельности учащихся по формированию понятий «постоянные магниты, магнитное поле постоянных магнитов»

Сообщает учащимся:

-наш первый эксперимент является проверочным. Мы сначала изучим информацию о постоянных магнитах, а затем проверим полученную информацию с помощью эксперимента.

1.Демонстрирует слайды ресурса 3 «Постоянные магниты».

Организует работу с текстом

Слайд 2

- прочитайте текст.

- скажите, на какие вопросы

есть ответы в этом тексте?

-прочитайте те предложения, в которых есть ответы на поставленные в начале урока вопросы.

2.Организует работу с учебником:

-найдите определение постоянного магнита, прочитайте и напишите его в тетрадь;

-прочитайте второй абзац текста,

какую информацию о магнитах вы узнали?

3.Демонстрирует слайд3

с изображением циркулярных токов, просит учащихся прочитать текст слайда .

Обращает внимание на ключевые

слова текста: « в магнитах кольцевые токи ориентированы одинаково, поэтому магнитные поля, образующиеся вокруг токов

направлены одинаково, и усиливают друг друга».

Задает вопросы: можно ли утверждать ,что источником магнитного поля постоянных магнитов являются электроны в атомах, вращающиеся вокруг ядра? встречаются ли постоянные магниты в природе?

Указывает на текст учебника с.138.













4.Демонстрирует слайд 4 просит прочитать текст, задает вопросы: как называют магниты , изображенные на слайде? почему их так называют? что нового вы узнали про магниты?














1.Наблюдают за анимацией,

читают:

- постоянные магниты – тела, длительное время сохраняющие намагниченность (кобальт, никель, железо);

-магниты имеют разную форму и размеры;

-к магниту притягиваются

железные гвозди, скрепки

и другие железные предметы

из железа ,никеля, стали;

-любой кусок железа становится магнитом , если по нему несколько раз провести в одном и том же направлении одним концом постоянного магнита.

2.Читают текст учебника с.138,

записывают определение постоянного магнита в тетрадь.

Отвечают на вопрос: Ампер объяснял намагниченность железа и стали существованием электрических токов.



3.Наблюдают за анимацией, читают текст слайда 3.





















Соглашаются и записывают в тетради: источником магнитного поля постоянных магнитов являются электроны в атомах, вращающиеся вокруг ядра.





Читают текст учебника: «…в природе встречаются естественные магниты –железная руда (магнитный железняк). Богатые залежи магнитного железняка имеются на Урале, в Курской области, Украине, Карелии[1,с.138].

4.По тексту слайда 4 находят ответ и называют: дугообразный и полосовой.

- потому что они похожи на дугу и полоску;

- у магнита есть полюса, северный и южный, обозначаются буквами N, S ;

-полюсами называют те места магнита, которые оказывают

наиболее сильное магнитное действие;

-северный полюс выкрашен в синий цвет, южный – в красный.

Исследовательский метод



Ресурс 3

( Приложение 2,

рис. 3).


Лабораторное оборудование

компьютеры,

раздаточный материал –

указания по

выполнению практических работ.

(Приложение 5)













Учебник физики 8 класс[1].

Ресурс 3,слайд3

( Приложение 2,

рис. 4).


































Компьютер, проектор, экран.

Ресурс 3,слайд 4

(Приложение 2, рис.5)














5.Организует фронтальную работу

в парах с проговариванием вслух полученных результатов.

Организует обсуждение хода экспериментальной работы.

В случае затруднения предлагает повторить действия по слайду 2





































Обобщает результаты практической работы №1:

-мы экспериментальным путем убедились в справедливости утверждений о постоянных магнитах:

-постоянные магниты чаще всего

имеют дугообразную ,плоскую форму;

-имеют полюса – места, в которых магнитное воздействие наибольшее;

- северный полюс синего цвета,

южный – красного;

- магниты притягивают к себе железные предметы.



Задает вопрос: как вы думаете, какие предметы кроме железа притягивают магниты?

Ответ на этот вопрос можно найти в учебнике на с.138 ,организует работу с текстом учебника.

6.Демонстрирует эксперимент по взаимодействию магнитной стрелки с постоянным магнитом. Предлагает учащимся выполнить практическую работу№2.


Обобщает полученные учащимися выводы:

-разноименные полюса магнитов притягиваются, одноименные – отталкиваются.












Демонстрирует ресурс 3

слайд 6 , выполняет интерактивное задание, задает вопрос:

как вы понимаете утверждение «разноименные полюса магнитов притягиваются, одноименные – отталкиваются»?

В случае затруднения организует работу с текстом учебника (с.139).

-Замечает, что магнитные стрелки устроены также как и магниты и ведут себя так же как и постоянные магниты. В подтверждение демонстрирует взаимодействие двух магнитных стрелок.

5.Предлагают план проведения эксперимента по изучению свойств постоянных магнитов:

- ставим цель исследования;

-выдвигаем предположение (гипотезу);

-проводим эксперимент

(смотрим цель);

-делаем выводы(смотрим гипотезу).

Практическая работа №1

Цель: определить какие тела притягивает постоянный магнит.

Гипотеза: магнит притягивает к себе железные предметы и не притягивает пластмассу, дерево, медную проволоку.

Проводят исследования свойств постоянных магнитов по плану

(образцу),обсуждают результаты, заполняют Таблицу 1.Представляют полученные результаты перед классом, показывают , рассказывают:

-северный полюс магнита выкрашен в синий цвет, южный - в красный;

-магниты притягивают к себе

железные скрепки, железные опилки ; не притягивают – пластмассовую палочку, медную проволоку, деревянную линейку;

-железные опилки притягиваются полюсами и не притягиваются остальными частями магнитов.



Находят по тексту учебника:

-«хорошо притягиваются магнитом чугун ,сталь и некоторые сплавы» [1,с.138].



Выполняют практическую работу №2.

Цель: проверить на практике ,как ведут себя магниты при приближении друг к другу одноименными и разноименными полюсами.

Гипотеза: одноименные полюса отталкиваются, разноименные –притягиваются.

-Проводят исследования свойств постоянных магнитов по плану(образцу), обсуждают результаты, записывают выводы на карточках и в тетрадях, представляют результаты исследований перед классом – демонстрируют притяжение и отталкивание магнитной стрелки от полосового и дугообразного магнита.

-Делают выводы: разноименные полюса магнитов притягиваются, одноименные – отталкиваются.

Наблюдают за демонстрацией , читают текст слайда 6.

-Отвечают на вопрос: южный полюс отталкивается от южного полюса и притягивается северным полюсом.

-Наблюдают за анимацией , за демонстрацией и задаются вопросом: каким образом можно объяснить взаимодействие магнитов и магнитных стрелок?

На столах оборудование:

пластмассовая палочка, железные скрепки, медная проволока, деревянная линейка, пластиковый пакет с железными опилками, полосовой и дугообразный магниты.


Раздаточный материал –карточки

«Практическая работа №1»

(Приложение 5).







Учебник физики 8 класс[1].



Дугообразный и полосовой магниты, магнитная стрелка на подставке.










Раздаточный материал –карточки

«Практическая работа №2»

(Приложение 5).













Компьютер,

проектор, экран

Ресурс 3,слайд 6

(Приложение 2 ,

Рис.6)

7. С помощью вопросов создает проблему для перехода к следующему исследованию, организует работу с текстом учебника, с.139.

- каким образом можно объяснить взаимодействие магнитов и магнитных стрелок?






Задает вопрос: верите ли вы, что железные опилки помогут нам обнаружить магнитное поле вокруг магнитов?





Предлагает подойти к ноутбукам , открыть слайд 7 и выполнить практическую работу№3.






Наблюдает за деятельностью учащихся , организует отчет групп

перед классом.


Обобщает полученные выводы и

обращает внимание учащихся, что линии магнитного поля постоянных магнитов похожи на магнитные линии катушки с током, которые наблюдали на предыдущем уроке.

Обращает внимание на слайд 8 ресурса 3 и рекомендует нарисовать

линии магнитного поля полосового

магнита в тетрадь.




8. У.: вернемся к началу урока и вспомним, как намагнитить тело.

Найдите карточку «Практическая работа №4»,прочитайте задание и выполните его, но сначала сформулируйте гипотезу- что вы получите в результате намагничивания проволоки.


Организует практическую работу №4 ,

помогает формулировать гипотезу, выводы, обсуждение полученных результатов.



Обращает внимание учащихся

на тот факт, что независимо, каким концом магнита проводим по проволоке, на концах проволоки образуются два разных полюса -северный и южный.

У.: Гипотеза не подтвердилась, но мы

убедились, что верно другое утверждение- при намагничивании

в теле образуются два полюса, одноименные полюса невозможно.


























9.Организует подведение итогов этапа

«открытие нового знания» с помощью приема «создай паспорт».

У.: На сегодняшнем уроке мы познакомились с новыми понятиями. Попробуем составить паспорт для понятий «постоянный магнит» и «магнитное поле постоянного магнита». Для этого укажем имя понятия, место рождения (источник),

дата рождения -адрес проживания, где проявляется, особенности–главные характеристики.

Благодарит за хорошую характеристику – паспорт.

У.: мы также узнали характер взаимодействия магнитов. Предлагаю вам проверить пройти тестирование, которое поможет вам узнать, как вы запомнили учебный материал.

7.Предполагают : существует какая – то сила вокруг магнитов.

Находят ответ на вопрос в учебнике: «Взаимодействие магнитов объясняется тем, что вокруг любого магнита имеется магнитное поле. Магнитное поле одного магнита действует на другой магнит, и, наоборот, магнитное поле второго магнита действует на первый»[1,с.139].

Отвечают: «верим» или «не верим».

Работают с ресурсом 3 «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов», изучают рисунки, читают текст, выполняют практическую работу №3, следуя указаниям слайда7.

Цель практической работы №3:

получить наглядную картину магнитного поля постоянного магнита.

Гипотеза: магнитные линии постоянных магнитов похожи

на магнитные линии катушки

с током.

Результаты исследований обсуждают в парах, срисовывают полученную картину, участвуют в обсуждении полученных результатов с одноклассниками,

делают выводы: магнитные линии замкнуты; выходят из северного полюса, заходят в южный; у полюсов линии гуще, чем по бокам; линии магнитного поля постоянных магнитов похожи на магнитные линии катушки с током линии магнитного поля постоянных магнитов похожи на магнитные линии катушки с током.



8.Отвечают: для этого надо провести несколько раз в одном направлении постоянным магнитом по телу.





Выполняют практическую работу №4

Цель: научиться намагничивать железную проволоку и убедиться на практике, что невозможно получить одноименные магнитные полюс.

Гипотеза: при намагничивании

стальной проволоки постоянным магнитом получим

либо северный, либо южный

полюс на концах проволоки.

Проводят по стальной проволоке одним концом постоянного магнита (северным), с помощью магнитной стрелки устанавливают «полюс» проволоки -подводят проволоку

к северному и южному полюсу магнитной стрелки.

Убеждаются в том, что один конец проволоки притягивает

южный полюс магнитной стрелки и отталкивает –северный; второй конец проволоки притягивается к северному полюсу магнитной стрелки и отталкивается от

южного полюса магнитной стрелки.

С помощью плоскогубцев делят проволоку на две части и убеждаются в том , что кусочки проволоки также имеют два полюса. Делают вывод:

на концах проволоки

получили северный и южный полюсы, получить одноименные полюсы невозможно.

9.Работают над составлением

паспорта в тетрадях, отвечают

у доски.

Пример паспорта:

Имя: постоянный магнит

Место рождения: Курск

Дата рождения:2013

Адрес: компас

Особенности: сделан из железа, имеет северный и южный полюсы, притягивает к себе железные предметы.


Учебник физики 8 класс[1].








Ноутбуки

Ресурс 3,слайды 7,8(Приложение 2, рис.7,8)





Дугообразный и полосовой магнит

железные опилки в коробке, листы плотной бумаги

(картон, стекло)

Раздаточный материал –карточки

«Практическая работа №3»

(Приложение 5).
















Раздаточный материал –карточки

«Практическая работа №4»

(Приложение 5).


Стальная проволока,

дугообразные и полосовые магниты,

магнитная стрелка на

подставке,

плоскогубцы.












Прием «создай паспорт»

4. Рефлексия

Цель: создать условия для фиксирования нового содержания, изученного на уроке, и для организации самооценки учениками собственной учебной деятельности.

Организует самостоятельную работу учащихся с самопроверкой по эталону с использованием ресурса 4

«Тест к уроку «Постоянные магниты». Организует обсуждение результатов тестирования, задает вопросы: при выполнении каких заданий вы испытали затруднения, какие вопросы вы бы хотели обсудить, может, вы с чем-то не согласны? как бы вы оценили свои знания? как бы вы оценили свою работу на уроке?

Работают с ресурсом 4, выбирают ответы на вопросы ,

соотносят их с правильными ответами, оценивают уровень усвоения учебного материала.

Учащиеся высказываются и оценивают себя.





Ноутбук


Ресурс 4

Тест к уроку «Постоянные магниты». (Приложение 2,рис 9-13)




5.Завершение урока.

Цель: установление соответствия достигнутых результатов учащимися целям и задачам урока, создание проблемной ситуации для перехода к следующему уроку.

1.Организует подведение итогов урока.

У.: чтобы помочь вам в оценке своей деятельности на уроке продолжите предложения:

я узнал(а)…..

я научился….,

меня удивил тот факт, что….

мне не понравилось…..

я бы хотел изменить….

Благодарит учащихся за участие в обсуждении, подводит итоги урока,

Оценивает работу учащихся по согласованию с ними.

2.Подводит учащихся к проблеме следующего урока.

У.: в начале урока мы с вами поставили ряд вопросов, практически на все вопросы мы ответили, экспериментальным путем проверили основные свойства магнитов, научились намагничивать стальную проволоку, убедились в том, что одноименные полюсы на разных концах проволоки невозможно получить. Более того, получить одноименные полюсы невозможно даже при делении постоянных магнитов на части.

Но остается открытым вопрос - почему?

Найти ответ на этот вопрос вам поможет ресурс 5 – видеоролик «Можно ли разделить магнитные полюсы», который я предлагаю вам посмотреть дома. И я надеюсь , на следующем уроке вы ответите на вопрос: можно ли разделить магнитные полюсы?

3.Предлагает дома прочитать еще раз по учебнику §57и поработать в рабочей тетради: ответить на вопросы, выполнить задания из §57.

Домашнее задание: к следующему уроку подготовить рассказ «Постоянные магниты» с использованием записей в тетради и рабочей тетради , видеоролика «Можно ли разделить магнитные полюсы».

Напоминает учащимся: видеоролик можно посмотреть в кабинете физики, информатики или дома в контакте.

Благодарит учащихся за совместное

сотрудничество.

Высказываются, добавляют окончания предложений.

Кто не желает высказаться вслух, имеет возможность написать продолжения предложений на листочках.





Самооценка по листам самоконтроля - оценивают свою деятельность на уроке в баллах ,

подходят к учителю согласовывают оценки.


















Высказывают предположения:

наверное, потому что невозможно разделить атомы.





Выставляют отметки в дневники, записывают домашнее задание, просматривают задания из рабочей тетради, задают вопросы по содержанию заданий.

Карточки с

предложениями

и заданием

«Продолжите

предложения»

(Приложение4 )




Листки самоконтроля

(Приложение 4)

Прием «райтинг»











Компьютер проектор

экран, ресурс 5

(Приложение2,

рис.14)


Рабочая тетрадь по физике 8 класс

[2].





Ресурс 5 :

Видеоролик

«Можно ли разделить магнитные полюсы».

Приложение 2, рис.14)
















Приложение 1

Таблица 2

Перечень используемых ЭОР по теме:

«Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов»

Название ресурса






Тип, вид

ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Слайд – шоу

«Использование магнитного поля»

(N 187167)

Теория

Иллюстрация

Слайд – шоу

и озвученный рассказ

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b8273c46-890a-4e22-bade-ab614635905f/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&


2

Наблюдение и опыт

(N 205905

Интерактивное задание, мультимедиа

Текст, иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b2b47-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?from=4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66&interface=pupil&class[]=43&class[]=49&class[]=50&class[]=51&subject=30

3

Постоянные магниты

(N 206061)

Инновационный учебно-методический материал

Интерактивное задание

мультимедиа

Текст, иллюстрация,

анимации, интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba079-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf

4

Тест к уроку "Постоянные магниты"

(N 206014)

Контроль

Тест, интерактивное задание



Тест, интерактивное задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b7967-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?from=4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66&interface=catalog&class=50&subject=30

5

Видеоролик «Можно ли разделить магнитные полюсы»

(N 187228)

Практический модуль

анимация




Иллюстрированный и озвученный рассказ

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/da63726e-afb9-4ce4-8922-8582036f88c3/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&





Приложение 2


hello_html_m16bbe392.png


Рис1 .Ресурс1 «Использование постоянных магнитов»


hello_html_mba4c975.png

Рис.2. Ресурс 2.Слайд 3 «Наблюдение и опыт».



hello_html_m654a1542.png

Рис .3 Ресурс 3. «Постоянные магниты» Слайд 2.



hello_html_m1ad3d3d1.png

Рис 4..Ресурс 3. «Постоянные магниты». Слайд 3.











hello_html_52b3ee54.png

Рис 5.Ресурс 3. «Постоянные магниты». Слайд 4



hello_html_m339ca784.png

Рис 6.Ресурс 3. «Постоянные магниты». Слайд 6.



hello_html_586e507e.png

Рис .7 Ресурс 3. «Постоянные магниты». Слайд 7.



hello_html_67718008.png

Рис.8.Ресурс 3. «Постоянные магниты». Слайд 8.



hello_html_395d73f9.png

Рис.9 Ресурс 4. «Тест к уроку «Постоянные магниты».

hello_html_397a79a2.png

Рис.10. Ресурс 4. «Тест к уроку «Постоянные магниты».



hello_html_3f9b5e19.png

Рис.11. Ресурс 4. «Тест к уроку «Постоянные магниты».



hello_html_65edd4b4.png

Рис.12. Ресурс 4. «Тест к уроку «Постоянные магниты».



hello_html_m26ab662c.png

Рис.13. Ресурс 4. «Тест к уроку «Постоянные магниты».



hello_html_6f211ecd.png

Рис 14.Ресурс 5. Видеоролик «Можно ли разделить постоянные магниты»



Приложение 3

Таблица 3.

Мои познания по теме «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов»

Отметьте галочкой напротив утверждений в столбиках «верю» , «не верю».Если вас что-то удивило, поставьте знак в столбик «примечания».В конце урока вернитесь к утверждениям и проверьте себя ,отметьте ,что изменилось в ваших познаниях к концу урока.

Утверждения

Верю

Не верю

Узнал(а)

Примечания

1.Магнит притягивает железо, кобальт, никель





2.Можно сделать магнит, у которого был бы только северный полюс





3.Если разломать магнит, то каждый осколок будет магнитом





4.Северный полюс магнита притягивает южный полюс магнита





5.Можно намагнитить медную проволоку





6.Намотанная на гвоздь медная проволока будет электромагнитом, если подключить концы проволоки к источнику тока.





7.Магнитное поле постоянного магнита направлено от северного полюса к южному





8.Одноименные полюса магнита отталкиваются





9.Северный магнитный полюс Земли находится вблизи южного географического полюса





10.Магнитное поле постоянного магнита образуется циркулярными токами





















Приложение 4

Таблица 4

Листок самоконтроля по теме «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов»

Этапы урока

Содержание деятельности

Баллы

Максимальный балл

1.Формулирование темы, цели и задач урока.

1.Выдвижение темы цели и задач урока; ответы на вопросы учителя, участие в беседе.

2.Участие в опросе «верю, не верю»


5



5

2.Новая тема

Практическая работа №1

Практическая работа №2

Практическая работа №3

Практическая работа №4

Презентация результатов практических работ


5

3.Самостоятельная работа

Работа с ЕКЦОР «Постоянные магниты»

(конспект, рисунок, таблица, кластер и т.п.)


5

4.Первичная проверка полученных знаний и умений

Тест «Постоянные магниты»


5

5.Подведение итогов урока

Участие в обсуждении результатов деятельности на уроке.


5

Итоги урока:




За каждый вид деятельности на уроке и верно выполненные задания (самостоятельно) по 1 баллу, с помощью учителя , товарища- 0,5 балла.



Продолжите предложения:


я узнал(а)…..

я научился….,

меня удивил тот факт, что….

мне не понравилось…..

я бы хотел изменить….









Приложение 5

Практическая работа №1. Постоянный магнит.

Оборудование : пластмассовая палочка, железные скрепки, медная проволока, деревянная линейка, пластиковый пакет с железными опилками, полосовой и дугообразный магниты.

Гипотеза:

Цель: проверить на практике, какие тела притягивает постоянный магнит.

Ход работы: 1).Изучите внешний вид постоянных магнитов . 2).Проверьте действие магнита на различные предметы.3).Обсудите полученные в результате наблюдения результаты. Заполните Таблицу 5. 4).Напишите выводы: подтвердилась ли ваша гипотеза ,какие тела притягивают к себе постоянные магниты.

Таблица 5

Название постоянного магнита, его внешний вид

Полюсы постоянного магнита (цвет)

Название предмета, тела

Результаты опыта





























Выводы:























Практическая работа№2. Свойства постоянных магнитов

Оборудование: дугообразный и полосовой магниты, магнитная стрелка на подставке.

Гипотеза:

Цель : проверить на практике как ведут себя магниты при приближении друг к другу одноименными и разноименными полюсами.

Ход работы:1).Приближайте магнит к магнитной стрелке – то северным , то южным полюсом.2).Ответьте на вопрос: как ведет себя стрелка при сближении с одноименным (разноименным) полюсом постоянного магнита.3).Обсудите полученные результаты наблюдения.4).Напишите выводы- ответ на вопрос п.2, подтвердилась ли ваша гипотеза.

Выводы :



Практическая работа №3. Обнаружение магнитного поля магнита

Оборудование: полосовой , дугообразный, кольцеобразный магниты, железные опилки, листы бумаги.

Гипотеза:

Цель: получить наглядную картину магнитного поля постоянного магнита.

Ход работы:1).Положите на магнит лист бумаги и осторожно рассыпьте на лист железные опилки, постучите по листу с опилками(легонько) ручкой.2).Зарисуйте полученную картину в таблицу.3).В третьем столбце таблицы 6 напишите особенности линий магнитного поля постоянного магнита(какие они – прямые, кривые, замкнутые).4).Обсудите полученные результаты наблюдения с одноклассниками и сделайте выводы: подтвердилась ли гипотеза, каковы особенности магнитных линий постоянных магнитов, похожи ли они на магнитные линии катушки с током ( вспомните предыдущий урок). Напишите выводы.

Таблица6

Название магнита

Линии магнитного поля (рисунок)

Особенности рисунков


































Выводы:





Практическая работа №4. Намагничивание стальной проволоки и получение магнитных полюсов.

Оборудование : магнит, проволока стальная, магнитная стрелка, плоскогубцы.

Гипотеза:

Цель: научиться намагничивать стальную проволоку и убедиться на практике, что невозможно получить одноименные магнитные полюса.

Ход работы:

1).Поднесите стальную проволоку к магнитной стрелке. Пронаблюдайте: как ведет себя магнитная стрелка.2).Проведите несколько раз одним концом магнита по стальной проволоке, в одном направлении сверху вниз. 3).Приближайте стальную проволоку к магнитной стрелке, то одним , то другим концом. Пронаблюдайте за поведением магнитной стрелки.4).Что вы заметили? Опишите поведение магнитной стрелки до и после намагничивания стальной проволоки. Обсудите полученные результаты в группе. 5).Сделайте первый вывод: что надо сделать для того, чтобы намагнитить тело? Есть ли полюсы у стальной проволоки, сколько их?

Вывод 1:

6).Сломайте стальную проволоку с помощью плоскогубцев на две части и проверьте магнитные полюсы получившихся частей – повторите пункты 3и4.7).Обсудите в группе полученные результаты наблюдений .8).Сделайте вывод 2: есть ли одноименные полюсы у частей стальной проволоки? Подтвердилась ли гипотеза?

Вывод 2:























Приложение 6.

G:\DCIM\101NIKON\DSCN9760.JPGG:\DCIM\100NIKON\DSCN9759.JPG

C:\Users\User\Desktop\приложение 6\верю не верю 2.jpg



C:\Users\User\Desktop\приложение 6\верю не верю.jpg

C:\Users\User\Desktop\приложение 6\верю не верю 3.jpg

Конспект урока физики по теме "Магнитное поле.Постоянные магниты"
  • Физика
Описание:

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) способствует активизации познавательной деятельности учащихся на уроке . Интерактивный учебный материал  ЭОР  помогает учителю ставить учебные задачи, организовать фронтальную и групповую деятельность   учащихся по изучению новых понятий, индивидуальную  (на этапе контроля), позволяет экономить учебное время на этапе мотивации и постановки проблемы урока.

Этот урок является третьим в разделе «Электромагнитные явления».Основной метод активизации познавательной деятельности на уроке – исследовательский.

Развитию исследовательских умений:  выдвигать гипотезы, планировать , классифицировать, обобщать, формулировать выводы; самостоятельности в  планировании и осуществлении учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с одноклассниками – способствовали  ЭОР ,используемые на данном уроке. Интерес к изучаемому понятию «постоянные магниты»  был достигнут  на этапе мотивирования  к исследовательской  деятельности за счет использования слайд – шоу «Использование  магнитов».Видеофрагмент позволил  заинтересовать  учащихся учебным материалом, была создана проблемная ситуация (где применяются магниты?).Мотивации на проведение исследований способствует  обращение к личному жизненному  опыту учащихся, к чувственному восприятию учебного материала (приемы - «удивляй», «верю, не верю»). В процессе работы  с текстами, иллюстрациями, анимациями , аудио и видеофрагментами,  схемами и моделями, тестами, учащиеся включались  в различные виды деятельности: чтение фрагментов текста, просмотр иллюстраций и видеофрагментов, прослушивание комментариев к текстам и иллюстрациям, выполнение интерактивных заданий.

Тест к уроку «Постоянные магниты», на этапе первичной проверки полученных знаний     позволил организовать самостоятельную работу учащихся. Самостоятельная работа учащихся с  электронным ресурсом  способствовала формированию регулятивных умений учащихся. Ученик имеет возможность самостоятельно распределить  время,  фиксировать полученную учебную информацию, оценивать полученные знания и умения, устанавливает границы  «знания» и «незнания». Особенно учащимся понравились интерактивные задания с магнитными. Яркие анимации циркулярных токов   ресурсов  «Постоянные магниты» и «Можно ли разделить магнитные полюсы»  помогли  в объяснении  нового учебного материла. При выполнении практических заданий учащиеся имели возможность проверить свои результаты  по образцу, которые были представлены на слайдах  ресурса «Постоянные магниты». ЭОР помогали учащимся  в решении практических  задач ,в  проведении учебных  исследований, выполнение тренажеров с подсказками и без них, с проверкой ответа.

 

В результате  практической  деятельности на уроке у учащихся  были  сформированы понятия «постоянный магнит», «магнитное поле постоянного магнита» как особого вида электромагнитного взаимодействия, умения исследовать и объяснять свойства постоянных магнитов. В приложении 6 приводятся фотографии моментов урока, сканкопии  листов с выполненными  учащимся практическими заданиями.

Автор Мишарина Людмила Николаевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 973
Номер материала 20930
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓