Главная / Физика / Конспект урока физики и географии в 7 классе «Плавание судов. Свойства морской воды».

Конспект урока физики и географии в 7 классе «Плавание судов. Свойства морской воды».

Кейс урок по физике и географии в 7 классе. hello_html_3a94cd3c.png

Учитель физики: Викторенко Г.Н., учитель географии: Пешкин Д. Н. Первый городской общеобразовательный лицей. Г. Петропавловск.

Тема: «Плавание судов. Свойства морской воды».

Цель урока: 1. Изучить свойства морской воды и условия плавания судов. 2.«Формирование альтернативного мышления и целостных представлений об окружающем мире с позиции естественных законов и интеграции учебного содержания предметов естественно-математического цикла»  Тип урока: Организация работы учащихся на основе кейс - технологии. Метод развивает следующие навыки: Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы. Получают коммуникативные навыки. Развивают презентационные умения. Приобретают экспериментальные умения и навыки. Работа с измерительными приборами.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, ареометры, сосуды с пресной и соленой водой, пластилин, динамометры, нитки, скорлупки-половинки от грецких орехов.

Ход урока. (Учитель физики): Ребята, сегодня наш урок пройдёт в необычной форме. За эти 45 минут у вас будет и география, и физика. А тема нашего урока «Плавание судов. Свойства морской воды» и с позиции естественных законов природы и физики мы с вами попробуем помочь в решении проблемы, с которой к нам обратился начинающий российский бизнесмен. А сейчас напомним, что произошло с начинающим бизнесменом. Описание проблемы (сценка+презентация) (Дети показывают и озвучивают):

Капитан: Начинающий российский бизнесмен закупил в городе Мумбаи (Бомбей) партию товаров для перепродажи в России. Бизнесмен: Наиболее дешевым маршрутом доставки груза оказался морской. Для перевозки груза я, зафрахтовал судно, но отношения с капитаном сразу не заладились. Капитан: Узнав маршрут путешествия, капитан отказался погрузить на корабль весь груз. Бизнесмен: Часть товара пришлось отправить самолётом, что довольно накладно (дорого). А я еще с уроков физики 7 класса знаю, что судно можно загружать по ватерлинию. После погрузки оставшегося товара ватерлиния корабля была выше поверхности моря. Но и во время путешествия происходили странные вещи. Уже на следующей остановке в городе Адене мне показалось, что осадка корабля уменьшилась. А в городе Порт-Судан это превратилось в уверенность – по дороге капитан явно приторговывал моим товаром. Расстояние между ватерлинией и поверхностью воды увеличивалось, а значит и груза становилось меньше. Решив, что меня обманывают, стал следить за ватерлинией и капитаном корабля. Капитан: На промежуточных остановках в городах Александрии, Стамбуле, и Севастополе расстояние между ватерлинией и поверхностью воды неуклонно сокращалось. А в Ростове на Дону, родном городе бизнесмена, ватерлиния коснулась поверхности воды. Бизнесмен: Это привело меня к полному замешательству. (Учитель физики): Вы услышали историю путешествия бизнесмена, попробуйте разобраться и объяснить ему:

1.Почему капитан судна отказался брать на борт весь груз? 2.Продавал ли капитан товар по пути следования судна? 3.Почему так странно изменялась осадка корабля во время путешествия? (Учитель географии): Вы знаете, что класс был разбит на 4 группы. Каждая группа получила кейс с заданием: найти информацию по своему вопросу и подготовить презентацию (см. приложение). Сейчас мы послушаем, что нам расскажут ребята из каждой группы. (Выступает каждая группа: сообщают задание и, используя презентацию, ведут рассказ.). Фрагменты выступления группы физиков (презентация).





hello_html_102e77b5.pnghello_html_m387c04d2.pnghello_html_12693b65.pnghello_html_32c5d1d2.pnghello_html_m43a296a0.pnghello_html_51cae0cc.pnghello_html_d954898.pnghello_html_m3e887d16.png


hello_html_39936162.pnghello_html_m37ce8d6a.png



hello_html_m3ce70d9d.pnghello_html_1efef759.png

hello_html_m3d4e204d.pnghello_html_320849e3.png

hello_html_7d31ac17.pnghello_html_4e9f0464.png

hello_html_8f52acc.pnghello_html_2f1a6851.png



Выводы групп: 1. Мы проследили маршрут путешествия бизнесмена и подтверждаем: капитан выбрал самый короткий путь. В результате выполнения задания мы поняли, что капитан судна должен знать о течениях в проливах и учитывать их при плавании. ИТОГ: капитан хорошо знал маршрут путешествия и поэтому не согласился брать на борт весь груз. 2. При движении судна капитан должен знать соленость водоёмов, т.к. от солёности зависит плотность воды. А значит и выталкивающая сила! Эти знания стали причиной того, что капитан не взял весь груз!

3. Изучив маршрут путешествия: порты и страны, в которые заходило судно, мы убедились, что капитан выбрал безопасные места для отдыха и пополнения запасов продовольствия - это стало залогом успешного плавания! 4. При движении корабля из морской воды в речную плотность воды уменьшилась, значит, уменьшилась выталкивающая сила и поэтому осадка корабля увеличилась. Капитан судна знал об этом до плавания и поэтому не взял весь груз на борт судна. (Учитель физики): В результате проведенной вами работы вы узнали? (Учащиеся подводят итог работы): А) Одно из свойств воды - солёность. В) Солёность зависит от климата, осадков, впадающих в моря рек. С) Чем больше соленость, тем больше плотность воды. Д) Чем больше плотность воды, тем больше выталкивающая сила, тем меньше осадка судна. (Учитель физики): И перед тем как ответить нашему бизнесмену на поставленные им вопросы, выполните задание. Задание для всего класса.

Вам даны скорлупки от грецких орехов, пластилин и сосуды с солёной и пресной водой. Придумайте как, используя эти тела проверить, правоту капитана о том, что нагружать корабль в море до ватерлинии опасно, зная, что он будет затем плыть в пресной воде.

Учащиеся проводят эксперимент в результате, которого выясняют, что скорлупка грецкого ореха, нагруженная пластилином, плавает в соленой воде и тонет в пресной.

Итог: (Учащиеся отвечают на вопросы):

1.Почему капитан судна отказался брать на борт весь груз? Это было бы опасно для путешествия: корабль мог утонуть.

2.Продавал ли капитан товар по пути следования судна? Капитан не продавал груз, просто корабль по пути следования попадал в моря с разной соленостью, а значит и плотностью.

3.Почему так странно изменялась осадка корабля во время путешествия? Так как менялась плотность воды, то изменялась и выталкивающая сила. Это было причиной странного изменения осадки корабля.

Сценка: После ответа на эти вопросы капитан и бизнесмен пожимают друг другу руки, а бизнесмен благодарит учащихся за помощь: спасибо, вы открыли мне глаза, виноват не капитан, а я, нужно было лучше учить в школе географию и физику.

Учитель физики: Сегодня на уроке мы узнали:

  1. Географическое положение проливов, каналов, морей, океанов, городов и стран.

  2. О наличии течений в проливах и каналах.

  3. О различии солености водоёмов.

  4. Поняли условия плавания судов и от чего они зависят.

  5. Условия успешного мореходства.

  6. Научились пользоваться ареометром.

Учитель физики: вы все отлично поработали, и каждая группа получает оценку «5». На этом наш урок окончен, до свидания!



Конспект урока физики и географии в 7 классе «Плавание судов. Свойства морской воды».
  • Физика
Описание:

Кейс урок по физике и географии в 7 классе «Плавание судов. Свойства морской воды». 

Данный материал был написан мною недавно и нигде не печатался. Считаю, что он будет интересен учителям физики, так как в нем представлен опыт применения кейс-технологии на интегрированном уроке физики и географии.

Цель урока: 1. Изучить свойства морской воды и условия плавания судов. 2.«Формирование альтернативного мышления и целостных представлений об окружающем мире с позиции естественных законов и интеграции учебного содержания предметов естественно-математического цикла»

Автор Викторенко Геннадий Николаевич
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 659
Номер материала 19182
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓