Духовная музыка в творчестве Шуберта.
Урок для 6 класса. Программа Критская, Сергеева.
Добрый день! Сегодня мы с вами продолжим
пополнять галерею музыкальных образов. И начнем сразу с музыки. Когда будете
слушать, подумайте над следующими вопросами:
1 – Где может звучать эта музыка?
2 – Какие чувства она у вас вызывает?
(Звучит «Месса ми бемоль мажор» 1 часть «Kyrie»).
Обсуждение.
Ученики: В храме. Чувство спокойствия,
молитвы, созерцания.
Учитель: В каком храме эта музыка может
звучать – в православном или католическом?
Ученики: В католическом, так как в
православном храме хор звучит без инструментального сопровождения.
Учитель: Автор этой музыки Франц Шуберт и мы
послушали «Мессу №6» 1 часть «Kyrie eleison» «Господи
помилуй».
Месса – это богослужение в католическом храме.
Но может исполняться и как концертное произведение. А какой еще немецкий
композитор сочинял мессы?
Ученики : И.С.Бах.
Учитель: Правильно. Теперь давайте послушаем
небольшой отрывок из Мессы си минор и ответим на вопрос: « Что общего и в чем
различие между Мессами Баха и Шуберта?»
Ученики: Месса Баха более строгая,
сосредоточенная, отрешенная.
Учитель: А если я вам сыграю мелодию Мессы
Шуберта на что она похожа? ( Учитель наигрывает мелодию.)
Ученики: На песню.
Учитель: Верно. Вы сами догадались, что
отличительная особенность музыки Шуберта – это песенность. А какое произведение
Шуберта мы с вами слушали недавно?
Ученики: Балладу «Лесной царь».
Учитель: Похожи эти два произведения ? Баллада
и месса?
Ученики: Они различаются по жанру, но общее у
них – это песенная основа.
Учитель: Ребята, давайте вспомним о Шуберте ?
И какому жанру он отдавал предпочтение?
Ученики: Франц Шуберт ( 1797-1828).
Австрийский композитор – романтик. Написал более 600 песен.
Учитель: В чем главная особенность романтизма?
Ученики: Акцент ставится на внутренний мир
человека.
Учитель: Его заслуга, что он жанр ПЕСНИ ,
поставил в один ряд вместе с симфонией, оперой и даже ввел песенность в мессу
- религиозный жанр.
Как вы думаете ,почему Шуберт обращается к
жанру мессы?
Ученики: Он часто ходил в церковь.
Учитель: Да, для него – это совершенно
естественная сторона жизни. Многие композиторы того времени обращались к
религиозным жанрам. В течение жизни он написал 6 месс. Можно сказать, что он
начал свой творческий путь мессой и закончил , так как последнюю мессу он
написал за полгода до смерти. Как мы уже с вами знаем судьба у Шуберта была не
очень удачна. Но в последние месяцы дела у него стали идти лучше. И Шуберт
говорил: «Надоели песни, буду писать мессы, оперы, симфонии». Но этому не
суждено было сбыться он скончался на 32 году жизни, и мы знаем Шуберта в первую
очередь как композитора песни.
Мы сейчас послушаем одно произведение, и вы
потом ответьте мне на вопрос «Это молитва или песня ?»
( Звучит Шуберт «Ave Maria» в исполнении Марии Каллас на немецком языке 1-2 куплеты) .
Ученики: Песня, есть повторы.
Ученики: Молитва, обращение к Деве Марии.
Учитель: Какие отличительные особенности у
молитвы?
Ученики: Обращение к Богу, Деве Марии, может
быть в свободной форме. Строгость, возвышенность, сдержанность.
Учитель: А у песни, романса какие особенности?
Ученики: Романс или песня – это бытовой жанр.
Может исполняться под гитару. Бытовая мелодия.
Учитель: Это бытовое звучание музыки или
высокое, религиозное? Мы сейчас пропоем, а потом послушаем еще раз, а перед
этим перенесемся в 1825 год в австрийский городок Гмунден, где проводил лето
Франц Шуберт. Он много гулял, дела стали улучшаться у него, он увлекся
произведениями шотландского поэта В.Скотта. Особенно ему понравилась поэма «Дева
озера». И он решил написать вокальный цикл, в котором было 7 номеров. И 6 номер
назывался «Третья песня Элен», которую мы теперь все знаем как «Ave Maria».
(Разучиваем первый куплет)
( Слушаем « Аве Мария» 3-4 куплеты).
Ученики: Нет. Это не бытовая песня. Это
«высокое» звучание.
Ученики: Но ведь Шуберт сам назвал это песней.
Учитель: Я думаю, что у Шуберта получилась
«Песня – молитва». Но вы дома можете еще подумать над этой проблемой. Песня или
молитва.
Итак, мы с вами послушали произведения
Шуберта «Месса №6» 1 часть и «Ave Maria». Хотя это
полярные, противоположные жанры, но их объединяет романтизм и песенность.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.