Главная / Музыка / Конспект урока "Духовная музыка Шуберта".

Конспект урока "Духовная музыка Шуберта".

Духовная музыка в творчестве Шуберта.

Урок для 6 класса. Программа Критская, Сергеева.

Добрый день! Сегодня мы с вами продолжим пополнять галерею музыкальных образов. И начнем сразу с музыки. Когда будете слушать, подумайте над следующими вопросами:

1 – Где может звучать эта музыка?

2 – Какие чувства она у вас вызывает?

(Звучит «Месса ми бемоль мажор» 1 часть «Kyrie»).

Обсуждение.

Ученики: В храме. Чувство спокойствия, молитвы, созерцания.

Учитель: В каком храме эта музыка может звучать – в православном или католическом?

Ученики: В католическом, так как в православном храме хор звучит без инструментального сопровождения.

Учитель: Автор этой музыки Франц Шуберт и мы послушали «Мессу №6» 1 часть «Kyrie eleison» «Господи помилуй».

Месса – это богослужение в католическом храме. Но может исполняться и как концертное произведение. А какой еще немецкий композитор сочинял мессы?

Ученики : И.С.Бах.

Учитель: Правильно. Теперь давайте послушаем небольшой отрывок из Мессы си минор и ответим на вопрос: « Что общего и в чем различие между Мессами Баха и Шуберта?»

Ученики: Месса Баха более строгая, сосредоточенная, отрешенная.

Учитель: А если я вам сыграю мелодию Мессы Шуберта на что она похожа? ( Учитель наигрывает мелодию.)

Ученики: На песню.

Учитель: Верно. Вы сами догадались, что отличительная особенность музыки Шуберта – это песенность. А какое произведение Шуберта мы с вами слушали недавно?

Ученики: Балладу «Лесной царь».

Учитель: Похожи эти два произведения ? Баллада и месса?

Ученики: Они различаются по жанру, но общее у них – это песенная основа.

Учитель: Ребята, давайте вспомним о Шуберте ? И какому жанру он отдавал предпочтение?

Ученики: Франц Шуберт ( 1797-1828). Австрийский композитор – романтик. Написал более 600 песен.

Учитель: В чем главная особенность романтизма?

Ученики: Акцент ставится на внутренний мир человека.

Учитель: Его заслуга, что он жанр ПЕСНИ , поставил в один ряд вместе с симфонией, оперой и даже ввел песенность в мессу - религиозный жанр.

Как вы думаете ,почему Шуберт обращается к жанру мессы?

Ученики: Он часто ходил в церковь.

Учитель: Да, для него – это совершенно естественная сторона жизни. Многие композиторы того времени обращались к религиозным жанрам. В течение жизни он написал 6 месс. Можно сказать, что он начал свой творческий путь мессой и закончил , так как последнюю мессу он написал за полгода до смерти. Как мы уже с вами знаем судьба у Шуберта была не очень удачна. Но в последние месяцы дела у него стали идти лучше. И Шуберт говорил: «Надоели песни, буду писать мессы, оперы, симфонии». Но этому не суждено было сбыться он скончался на 32 году жизни, и мы знаем Шуберта в первую очередь как композитора песни.

Мы сейчас послушаем одно произведение, и вы потом ответьте мне на вопрос «Это молитва или песня ?»

( Звучит Шуберт «Ave Maria» в исполнении Марии Каллас на немецком языке 1-2 куплеты) .

Ученики: Песня, есть повторы.

Ученики: Молитва, обращение к Деве Марии.

Учитель: Какие отличительные особенности у молитвы?

Ученики: Обращение к Богу, Деве Марии, может быть в свободной форме. Строгость, возвышенность, сдержанность.

Учитель: А у песни, романса какие особенности?

Ученики: Романс или песня – это бытовой жанр. Может исполняться под гитару. Бытовая мелодия.

Учитель: Это бытовое звучание музыки или высокое, религиозное? Мы сейчас пропоем, а потом послушаем еще раз, а перед этим перенесемся в 1825 год в австрийский городок Гмунден, где проводил лето Франц Шуберт. Он много гулял, дела стали улучшаться у него, он увлекся произведениями шотландского поэта В.Скотта. Особенно ему понравилась поэма «Дева озера». И он решил написать вокальный цикл, в котором было 7 номеров. И 6 номер назывался «Третья песня Элен», которую мы теперь все знаем как «Ave Maria».

(Разучиваем первый куплет)

( Слушаем « Аве Мария» 3-4 куплеты).

Ученики: Нет. Это не бытовая песня. Это «высокое» звучание.

Ученики: Но ведь Шуберт сам назвал это песней.

Учитель: Я думаю, что у Шуберта получилась «Песня – молитва». Но вы дома можете еще подумать над этой проблемой. Песня или молитва.

Итак, мы с вами послушали произведения Шуберта «Месса №6» 1 часть и «Ave Maria». Хотя это полярные, противоположные жанры, но их объединяет романтизм и песенность.

Конспект урока "Духовная музыка Шуберта".
  • Музыка
Описание:

Конспект урока - "Духовная музыка Франца Шуберта".

Урок в 6 классе  "Мир образов вокальной и инструментальной музыки".

Образы западноевропейской духовной и светской музыки

Цель урока - познакомить с  духовным творчеством Шуберта. Задачи - сравнить различные жанры творчества Шуберта. На примере разных произведений : "Мессы №6 " ми бемоль мажор и "Ave Maria" ( Третья песен Элен из вокального цикла "Дева озера"). В исполнении Марии Каллас на немецком языке. Чтобы приблизить к замыслу композитора.

Дать определения песенности в творчестве Шуберта и романтизма.

1. Чем Месса Шуберта отличается от Мессы Баха.

2. Поставить  проблему "Аве Мария" - молитва или песня.

3.Обсуждение.

4. Выводы.

Автор Арсенянц Ирина Викторовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 1020
Номер материала 21845
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓