Главная / Начальные классы / Конспект урока чтения и развития речи в классе-комплекте (2-4 классы) VIII вида по теме "Весна"

Конспект урока чтения и развития речи в классе-комплекте (2-4 классы) VIII вида по теме "Весна"

Учитель Запёка Людмила Зефридовна

МБОУ НОШ №3 с.Троицкое

1СЛАЙД

Конспект урока чтения и развития речи в классе-комплекте (2-4 классы) VIII вида.

Тема: 2 кл. А. Моздалевский «Появление весны»

3 кл. Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

4 кл. Ф. Тютчев «Весенние воды»



Образовательные задачи:1. закрепить представления о весне;

2.развивать навыки выразительного чтения целыми словами;

Коррекционно- развивающие задачи:

1. Развивать устную речь учащихся через развитие словарного запаса, через участие в диалоге.

2.Развивать творческое воображения через рисование устных картин к музыке А. Вивальди .

3.Коррегировать и развивать долговременную память через заучивание закличек о весне.


Воспитательные задачи: 1. Воспитывать бережное отношение к природе.2. Воспитывать интерес к чтению книг и устному народному творчеству.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, изделия из теста (жаворонки)

Урок построен с использованием элементов технологии продуктивного чтения

I Организационный момент:

2 СЛАЙД

Запомни правила:

  • Внимательно слушай – и все услышишь;

  • Внимательно смотри – и все увидишь;

  • Думай – и все поймешь;

II Целевая установка: Можно ли из упражнений и заданий, которые мы будем выполнять, догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Будьте внимательны! Какие слова будут часто встречаться в разных заданиях?

3 СЛАЙД

Читай – тренируйся! Красная лента, Красная книга, Красная площадь, весна красная, красна - девица. Задание: Объясни значение данных словосочетаний.

4 СЛАЙД

Речевая разминка Ма, ма, ма – уходи быстрей … . На, на, на – прийди, красавица … . Чьи, чьи, чьи – скоро побегут … . Читаем четко, проговаривая звуки!

5 СЛАЙД

Какие слова лишние: Холодная, суровая, снежная, дождливая, красивая, лютая, жаркая, морозная, белая, долгожданная. Каким словом можно объединить все эти слова? (Зима).

-Что означает слово «долгожданная»?

-Подберите слово к слову «долгожданная»? (весна).

-Послушайте стихотворение-загадку. (с. 177. учебник 2 кл.).

-Я прочту стихотворение-загадку, а вы постарайтесь предположить о каком времени года это стихотворение-загадка?

-По каким признакам вы догадались, что это весна?

-Как вы понимаете выражение «Весной природа просыпается».

-Чего больше всего боится зима?

Прослушивание пьесы А. Вивальди о весне из цикла «Времена года».

СЛАЙД 6 (фото А. Вивальди).

-Попробуйте предположить, о каком времени года это музыкальное произведение.

Вы должны слушать внимательно!

-Проверим ваши предположения. О каком времени года это музыкальное произведение?

-Что вы услышали в музыке?

- Что почувствовали?

-Что представили?

-Итак, о чем мы сегодня говорим на уроке? Какие слова часто повторялись во всех заданиях?

III Беседа

Какое замечательное произведение мы прослушали! И ведь не случайно! Потому что весна – самое прекрасное время года.

-Какие признаки весны в неживой природе вы наблюдали?

-А какие изменения произошли в живой природе?

-Что же стало причиной этих изменений?

Весна прилетела к нам на «солнечных» крыльях. У нее порядок строгий. Первым делом она освобождает землю: делает проталины, топит лед на реках, озерах.

8 СЛАЙД Весенний пейзаж.

Из оттаявшей земли выползают насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости – птицы.

Есть у весны и народные праздники, которые предвещают приход весны. Один из них 22 марта – Сороки день (Жаворонки). Говорят, что на Жаворонки день с ночью меряются, т. е. день равен ночи. Зима кончается- весна начинается. У русского народа повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц и одна из первых – жаворонок. Жаворонка называли «вестовой птицей», т. е. она всегда первой приносила весть о том, что пришла весна.

В древности был обычай зазывать, закликать весну. Мамы, бабушки выпекали из теста птиц-жаворонков, вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз изюминки. (Показ испеченных жаворонков). Птичек раздавали детям и ласково приговаривали «Жаворонки прилетели, на головку детям сели…». Дети с криком выбегали на улицу, привязывали испеченных жаворонков к длинному шесту , и раскачивая самодельных птиц, припевали:

«Прилетите, жаворонки, к нам,

студёну зиму унесите,

весну ясную, весну красную принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!»

Потом печеных жаворонков съедали, а головки отдавали матери со словами : «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и хлеб твой вырастал»

Физминутка.

Теперь мы отдохнём и будем кликать весну. (Раздаю жаворонков детям).

9 СЛАЙД Весна, весна красная, приди, весна, с радостью! (хором кличут весну ).

Дети читают стихи:

  1. Ото всех дверей, Ото всех ворот, Выходи скорей, Торопись, народ! Пойдем весну кликать!

Весенние заклички (дети держат в руках испеченных жаворонков).

  1. Жаворонушки! Прилетите к нам, да принесите нам, Нам весну-красну, да тепло летечко!

  2. Жаворонушки! Нам зима-то надоела, много хлебушка поела, А воды-то полила за три колодезя!

  3. Жаворонушки! Всю куделью перепряли, на мотушки перемотали, На базарик перетаскали, за копеечку продавали, За копеечку продавали, Детям хлебу покупали!

  4. Жаворонушки! Ой вы, жаворонушки, Летите в поле, несите здоровье, Первое – коровье, второе – овечье, Третье – человечье!

  5. Жаворонки, жавороночки! Прилетите вы к нам, жавороночки, Принесите вы нам весну красную, Лету теплую, Надоела нам зима, Надоскучила. Все пальчики, Все мизинчики подморозила!

  6. Жаворонки, ой вы, жаворончки! Зиму замыкайте, Весну-красну приглашайте!

  7. Выпал вешний денек, На бугре солнцепек. Собирайся, сбирайся, народ, В хоровод! Станем кругом ходить Да весну веселить, Хоровод заведем, запоем: Здравствуй. Здравствуй, весна! Здравствуй. Здравствуй, весна!

Теперь, когда мы отдохнули, давайте продолжим, о чем пойдет дальше речь на уроке?

10 СЛАЙД

2 кл. «Весенние страницы» Л. Моздалевский «Появление весны»

3 кл. «Весна в окно стучится» Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

4 кл. «Весна идет» Ф. Тютчев «Весенние воды»

Как вы думаете, что объединяет эти три произведения? тема: Приход весны.

11 СЛАЙД Фото Ф. Тютчева.

Стихотворения «Зима недаром злится», «Весенние воды» написал замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев. Сегодня мы узнаем, как поэт относится к весне.

12 СЛАЙД

Самостоятельная работа:

2 кл. с. 177. Прочитать стихотворение, рассмотреть иллюстрацию, ответить на вопросы;

3 кл. с. 173. Прочитать выразительно стихотворение; 4 кл. с. 196. Прочитать выразительно стихотворение, ответить на вопросы;

Работа с классом

Работа со 2 кл.

Беседа по иллюстрации, вопросы.

Задание: Выразительно прочитать стихотворение. Ответить на вопросы;

Работа с 3 кл.

Чтение 1 строфы учащимися вслух.

-Почему зима злится?

-Как вы понимаете «недаром»?

-Объясните, как вы понимаете 2 последние строки?

Чтение 2 строфы вслух.

-О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора? (все засуетилось…, жаворонки в небе…).

-Как вы понимаете выражение «все засуетилось»?

-Что значит «нудит»?

-Почему здесь именно такое слово? (создаются такие условия, что зиме придется уйти).

Чтение 3-4 строф учителем.

-Найдите слова, которые передают настроение зимы и весны. (хлопочет, шумит, ворчит…).

-Для кого характерно ворчать?

-Как шумит весна?

-Найдите слова, которые доказывают, что зима так просто не уйдет? (взбесилась, пустила…).

-Как автор назвал зимы, весну?

-На чьей стороне, по-вашему, автор?

-А вы?

-Почему вам хочется, чтоб пришла весна?

Чтение 5 строфы учащимися.

-Как весна отреагировала на проказы зимы? (она не обращает внимания на нее).

-В каком произведении зима названа старухой?

-Кто автор этого произведения?

-Что случилось со старухой-Зимой? (заплакала от злости).

Задание: Выразительно прочитать стихотворение и отметить слова, характеризующие весну и зиму.

Работа с 4 кл.

  1. Чтение стихотворения вслух учащимися.

-Какую картину рисует поэт в этом стихотворении?

-Почему берег реки назван «сонным»?

-Почему о весенних ручьях сказано, что они «блещут», «гласят»?

-Прочитайте, что гласят (говорят) весенние ручьи?

-Как они себя называют?

-Какой вы представляете себе весну?

Задание: Устно нарисовать портрет весны.

-Расскажите, удалось ли нам на уроке увидеть образы Весны и Зимы?

-Удалось ли почувствовать различие их характеров?

-Смогли ли Ф. Тютчев и А. Вивальди показать образы Весны и Зимы?

13 СЛАЙД Домашнее задание:

Что бы вам хотелось сделать дома после знакомства с этими произведениями?

  • Выучить наизусть;

  • Выразительно прочитать;

  • Нарисовать портрет Весны;

Итог урока:

Какое настроение у вас возникло на уроке?

За что могли бы вы себя похвалить?

14 СЛАЙД ЗАПОМНИ ПРАВИЛА:

  • Внимательно слушай - и всё услышишь.

  • Внимательно смотри – и всё увидишь.

  • Думай - и всё поймёшь.





















Конспект урока чтения и развития речи в классе-комплекте (2-4 классы) VIII вида по теме "Весна"
  • Начальные классы
Описание:

 

Конспект урока чтения и развития речи в классе-комплекте (2-4 классы) VIII вида.

 

Тема:   2 кл. А. Моздалевский «Появление весны»

 

            3 кл. Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

 

            4 кл. Ф. Тютчев «Весенние воды»

 

 

 

Образовательные задачи:1. закрепить  представления  о весне;

 

           2.развивать навыки  выразительного чтения целыми словами;

 

Коррекционно- развивающие  задачи:

 

1. Развивать устную речь учащихся через развитие словарного запаса, через участие в диалоге.

 

      2.Развивать  творческое  воображения через рисование устных картин к музыке А. Вивальди .

 

     3.Коррегировать  и развивать  долговременную  память через заучивание  закличек о весне.

 

 

 

Воспитательные  задачи: 1. Воспитывать  бережное  отношение к природе.2. Воспитывать интерес  к чтению книг и  устному народному творчеству.

 

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, изделия из теста (жаворонки)

 

Урок построен  с использованием элементов технологии  продуктивного чтения

 

Автор Запёка Людмила Зефридовна
Дата добавления 15.04.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 935
Номер материала 59676
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы