Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект урока чтения и развития речи в классе-комплекте (2-4 классы) VIII вида по теме "Весна"

Конспект урока чтения и развития речи в классе-комплекте (2-4 классы) VIII вида по теме "Весна"

Скачать материал

Учитель Запёка Людмила Зефридовна

МБОУ НОШ №3 с.Троицкое

1СЛАЙД

Конспект урока чтения и развития речи в классе-комплекте (2-4 классы) VIII вида.

Тема:   2 кл. А. Моздалевский «Появление весны»

            3 кл. Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

            4 кл. Ф. Тютчев «Весенние воды»

 

Образовательные задачи:1. закрепить  представления  о весне;

           2.развивать навыки  выразительного чтения целыми словами;

Коррекционно- развивающие  задачи:

1. Развивать устную речь учащихся через развитие словарного запаса, через участие в диалоге.

      2.Развивать  творческое  воображения через рисование устных картин к музыке А. Вивальди .

     3.Коррегировать  и развивать  долговременную  память через заучивание  закличек о весне.

 

Воспитательные  задачи: 1. Воспитывать  бережное  отношение к природе.2. Воспитывать интерес  к чтению книг и  устному народному творчеству.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, изделия из теста (жаворонки)

Урок построен  с использованием элементов технологии  продуктивного чтения

I Организационный момент:

2 СЛАЙД

Запомни правила:

·        Внимательно слушай – и все услышишь;

·        Внимательно смотри – и все увидишь;

·        Думай – и все поймешь;

II Целевая установка:                                                                                     Можно ли из упражнений и заданий, которые мы будем выполнять, догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Будьте внимательны! Какие слова будут часто встречаться в разных заданиях?

3 СЛАЙД

Читай – тренируйся!                                                                                     Красная лента, Красная книга, Красная площадь, весна красная, красна - девица.                                                                                                                  Задание: Объясни значение данных словосочетаний.

4 СЛАЙД

Речевая разминка                                                                                                   Ма, ма, ма – уходи быстрей …  .                                                                             На, на, на – прийди, красавица …  .                                                                           Чьи, чьи, чьи – скоро побегут …  .                                                                   Читаем четко, проговаривая звуки!

5 СЛАЙД

Какие слова лишние: Холодная, суровая, снежная, дождливая, красивая, лютая, жаркая, морозная, белая, долгожданная.                                                 Каким словом можно объединить все эти слова? (Зима).

-Что означает слово «долгожданная»?

-Подберите слово к слову «долгожданная»? (весна).

-Послушайте стихотворение-загадку. (с. 177. учебник 2 кл.).

-Я прочту стихотворение-загадку,  а вы постарайтесь предположить о каком времени года это стихотворение-загадка?

-По каким признакам вы догадались, что это весна?

-Как вы понимаете выражение «Весной природа просыпается».

-Чего больше всего боится зима?

Прослушивание пьесы А. Вивальди о весне из цикла «Времена года».

СЛАЙД 6 (фото А. Вивальди).

-Попробуйте предположить, о каком времени года это музыкальное произведение.

Вы должны слушать внимательно!

-Проверим ваши предположения. О каком времени года это музыкальное произведение?

-Что вы услышали в музыке?

- Что почувствовали?

-Что представили?

-Итак, о чем мы сегодня говорим на уроке? Какие слова часто повторялись во всех заданиях?

III Беседа

Какое замечательное произведение мы прослушали! И ведь не случайно! Потому что весна – самое прекрасное время года.

-Какие признаки весны в неживой природе вы наблюдали?

-А какие изменения произошли в живой природе?

-Что же стало причиной этих изменений?

Весна прилетела к нам на «солнечных» крыльях. У нее порядок строгий. Первым делом она освобождает землю: делает проталины, топит лед на реках, озерах.

8 СЛАЙД  Весенний пейзаж.

Из оттаявшей земли выползают насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости – птицы.

Есть у весны и народные праздники, которые предвещают приход весны. Один из них 22 марта – Сороки день (Жаворонки). Говорят, что на Жаворонки день с ночью меряются, т. е. день равен ночи. Зима кончается- весна начинается. У русского народа повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц и одна из первых – жаворонок. Жаворонка называли «вестовой птицей», т. е. она всегда первой приносила весть о том, что пришла весна.

В древности был обычай зазывать, закликать весну. Мамы, бабушки выпекали из теста птиц-жаворонков, вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз изюминки. (Показ испеченных жаворонков). Птичек раздавали детям и ласково приговаривали «Жаворонки прилетели, на головку детям сели…». Дети с криком выбегали на улицу, привязывали испеченных жаворонков к длинному шесту , и раскачивая самодельных птиц, припевали:

«Прилетите, жаворонки, к нам,

 студёну зиму унесите,

весну ясную, весну красную принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!»

Потом печеных жаворонков съедали, а головки отдавали матери со словами : «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и хлеб твой вырастал»

Физминутка.

Теперь мы отдохнём и будем кликать весну. (Раздаю жаворонков детям).

9 СЛАЙД Весна, весна красная, приди, весна, с радостью! (хором кличут весну ).

Дети читают стихи:

1.     Ото всех дверей,                                                                                                     Ото всех ворот,                                                                                                    Выходи скорей,                                                                                                  Торопись, народ!                                                                                              Пойдем весну кликать!

Весенние заклички (дети держат в руках испеченных жаворонков).

2.     Жаворонушки!                                                                                       Прилетите к нам, да принесите нам,                                                                     Нам весну-красну, да тепло летечко!

3.     Жаворонушки!                                                                                           Нам зима-то надоела, много хлебушка поела,                                                          А воды-то полила за три колодезя!

4.     Жаворонушки!                                                                                                         Всю куделью перепряли, на мотушки перемотали,                                               На базарик перетаскали, за копеечку продавали,                                                 За копеечку продавали,                                                                           Детям хлебу покупали!

5.     Жаворонушки!                                                                                                 Ой вы, жаворонушки,                                                                                      Летите в поле, несите здоровье,                                                                             Первое – коровье, второе – овечье,                                                          Третье – человечье!

6.     Жаворонки, жавороночки!                                                                         Прилетите вы к нам, жавороночки,                                                        Принесите вы нам весну красную,                                                                Лету теплую,                                                                                                Надоела нам зима,                                                                                Надоскучила. Все пальчики,                                                                               Все мизинчики подморозила!

7.     Жаворонки, ой вы, жаворончки!                                                                    Зиму замыкайте,                                                                                                           Весну-красну приглашайте!

8.     Выпал вешний денек,                                                                                     На бугре солнцепек.                                                                                   Собирайся, сбирайся, народ,                                                                           В хоровод!                                                                                                    Станем кругом ходить                                                                                     Да весну веселить,                                                                                        Хоровод заведем, запоем:                                                                           Здравствуй. Здравствуй, весна! Здравствуй. Здравствуй, весна!

Теперь, когда мы отдохнули, давайте продолжим, о чем пойдет дальше речь на уроке?

10 СЛАЙД

 2 кл. «Весенние страницы» Л. Моздалевский «Появление весны»

3 кл. «Весна в окно стучится» Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

4 кл. «Весна идет» Ф. Тютчев «Весенние воды»

Как вы думаете, что объединяет эти три произведения? тема: Приход весны.

11 СЛАЙД Фото Ф. Тютчева.

Стихотворения «Зима недаром злится», «Весенние воды» написал замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев. Сегодня мы узнаем, как поэт относится к весне.

12 СЛАЙД

Самостоятельная работа:

 2 кл. с. 177. Прочитать стихотворение, рассмотреть иллюстрацию, ответить на вопросы;

3 кл. с. 173. Прочитать выразительно стихотворение;                                         4 кл. с. 196. Прочитать выразительно стихотворение, ответить на вопросы;

Работа с классом

Работа со 2 кл.

Беседа по иллюстрации, вопросы.

Задание: Выразительно прочитать стихотворение. Ответить на вопросы;

Работа с 3 кл.

Чтение 1 строфы  учащимися вслух.

-Почему зима злится?

-Как вы понимаете «недаром»?

-Объясните, как вы понимаете 2 последние строки?

Чтение 2 строфы  вслух.

-О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора? (все засуетилось…, жаворонки в небе…).

-Как вы понимаете выражение «все засуетилось»?

-Что значит «нудит»?

-Почему здесь именно такое слово?  (создаются такие условия, что зиме придется уйти).

Чтение 3-4 строф учителем.

-Найдите слова, которые передают настроение зимы и весны. (хлопочет, шумит, ворчит…).

-Для кого характерно ворчать?

-Как шумит весна?

-Найдите слова, которые доказывают, что зима так просто не уйдет?  (взбесилась, пустила…).

-Как автор назвал зимы, весну?

-На чьей стороне, по-вашему, автор?

-А вы?

-Почему вам хочется, чтоб пришла весна?

Чтение 5 строфы  учащимися.

-Как весна отреагировала на проказы зимы? (она не обращает внимания на нее).

-В каком произведении зима названа старухой?

-Кто автор этого произведения?

-Что случилось со старухой-Зимой? (заплакала от злости).

Задание: Выразительно прочитать стихотворение и отметить слова, характеризующие весну и зиму.

Работа с 4 кл.

1.     Чтение стихотворения вслух учащимися.

-Какую картину рисует поэт в этом стихотворении?

-Почему берег реки назван «сонным»?

-Почему о весенних ручьях сказано, что они «блещут», «гласят»?

-Прочитайте, что гласят (говорят) весенние ручьи?

-Как они себя называют?

-Какой вы представляете себе весну?

Задание: Устно нарисовать портрет весны.

-Расскажите, удалось ли нам на уроке увидеть образы Весны и Зимы?

-Удалось ли почувствовать различие их характеров?

-Смогли ли Ф. Тютчев и А. Вивальди показать образы Весны и Зимы?

13 СЛАЙД  Домашнее задание:

Что бы вам хотелось сделать дома после знакомства с этими произведениями?

—  Выучить наизусть;

—  Выразительно прочитать;

—  Нарисовать портрет Весны;

Итог урока:

Какое настроение у вас возникло на уроке?

За что могли бы вы себя похвалить?

14 СЛАЙД ЗАПОМНИ ПРАВИЛА:

—  Внимательно  слушай - и всё услышишь.

—  Внимательно смотри – и всё увидишь.

—  Думай - и всё поймёшь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока чтения и развития речи в классе-комплекте (2-4 классы) VIII вида по теме "Весна""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер гостиничного комплекса

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока чтения и развития речи в классе-комплекте (2-4 классы) VIII вида. Тема: 2 кл. А. Моздалевский «Появление весны» 3 кл. Ф. Тютчев «Зима недаром злится» 4 кл. Ф. Тютчев «Весенние воды» Образовательные задачи:1. закрепить представления о весне; 2.развивать навыки выразительного чтения целыми словами; Коррекционно- развивающие задачи: 1. Развивать устную речь учащихся через развитие словарного запаса, через участие в диалоге. 2.Развивать творческое воображения через рисование устных картин к музыке А. Вивальди . 3.Коррегировать и развивать долговременную память через заучивание закличек о весне. Воспитательные задачи: 1. Воспитывать бережное отношение к природе.2. Воспитывать интерес к чтению книг и устному народному творчеству. Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, изделия из теста (жаворонки) Урок построен с использованием элементов технологии продуктивного чтения

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 191 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.05.2020 206
    • DOCX 27.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Брыляева Наталия Егоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Брыляева Наталия Егоровна
    Брыляева Наталия Егоровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 87368
    • Всего материалов: 212

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 35 регионов

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 30 регионов

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 25 регионов

Курс повышения квалификации

Развитие критического мышления у младших школьников в условиях обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 27 регионов

Мини-курс

Особенности психологической коррекции детей с различными нарушениями психического развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 285 человек из 65 регионов

Мини-курс

Психология эмпатии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов

Мини-курс

Методы и подходы проведения трекинга и менторства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе