Учитель
Запёка Людмила Зефридовна
МБОУ
НОШ №3 с.Троицкое
1СЛАЙД
Конспект
урока чтения и развития речи в классе-комплекте (2-4 классы) VIII
вида.
Тема: 2 кл.
А. Моздалевский «Появление весны»
3 кл. Ф. Тютчев «Зима
недаром злится»
4 кл. Ф. Тютчев
«Весенние воды»
Образовательные
задачи:1.
закрепить представления о весне;
2.развивать навыки выразительного чтения целыми словами;
Коррекционно-
развивающие задачи:
1. Развивать
устную речь учащихся через развитие словарного запаса, через участие в диалоге.
2.Развивать творческое воображения через рисование устных картин к музыке А.
Вивальди .
3.Коррегировать и развивать долговременную память через заучивание закличек
о весне.
Воспитательные
задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к природе.2. Воспитывать интерес к чтению
книг и устному народному творчеству.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация к уроку, изделия из теста (жаворонки)
Урок построен с использованием элементов
технологии продуктивного чтения
I
Организационный момент:
2 СЛАЙД
Запомни правила:
·
Внимательно
слушай – и все услышишь;
·
Внимательно
смотри – и все увидишь;
·
Думай
– и все поймешь;
II Целевая
установка:
Можно
ли из упражнений и заданий, которые мы будем выполнять, догадаться, о чем мы
будем говорить сегодня на уроке? Будьте внимательны! Какие слова будут часто
встречаться в разных заданиях?
3 СЛАЙД
Читай –
тренируйся!
Красная
лента, Красная книга, Красная площадь, весна красная, красна - девица.
Задание: Объясни значение данных словосочетаний.
4 СЛАЙД
Речевая разминка
Ма,
ма, ма – уходи быстрей …
.
На, на, на – прийди, красавица … . Чьи,
чьи, чьи – скоро побегут …
. Читаем
четко, проговаривая звуки!
5 СЛАЙД
Какие слова лишние:
Холодная, суровая, снежная, дождливая, красивая, лютая, жаркая, морозная,
белая, долгожданная. Каким
словом можно объединить все эти слова? (Зима).
-Что означает слово «долгожданная»?
-Подберите слово к слову
«долгожданная»? (весна).
-Послушайте стихотворение-загадку.
(с. 177. учебник 2 кл.).
-Я прочту стихотворение-загадку, а
вы постарайтесь предположить о каком времени года это стихотворение-загадка?
-По каким признакам вы догадались,
что это весна?
-Как вы понимаете выражение «Весной
природа просыпается».
-Чего больше всего боится зима?
Прослушивание
пьесы А. Вивальди о весне из цикла «Времена года».
СЛАЙД 6 (фото А. Вивальди).
-Попробуйте предположить, о каком
времени года это музыкальное произведение.
Вы должны слушать внимательно!
-Проверим ваши предположения. О
каком времени года это музыкальное произведение?
-Что вы услышали в музыке?
- Что почувствовали?
-Что представили?
-Итак, о чем мы сегодня говорим на
уроке? Какие слова часто повторялись во всех заданиях?
III Беседа
Какое замечательное произведение мы
прослушали! И ведь не случайно! Потому что весна – самое прекрасное время года.
-Какие признаки весны в неживой
природе вы наблюдали?
-А какие изменения произошли в
живой природе?
-Что же стало причиной этих изменений?
Весна прилетела к нам на
«солнечных» крыльях. У нее порядок строгий. Первым делом она освобождает землю:
делает проталины, топит лед на реках, озерах.
8 СЛАЙД Весенний
пейзаж.
Из оттаявшей земли
выползают насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости – птицы.
Есть у весны и
народные праздники, которые предвещают приход весны. Один из них 22 марта –
Сороки день (Жаворонки). Говорят, что на Жаворонки день с ночью меряются, т. е.
день равен ночи. Зима кончается- весна начинается. У русского народа повсюду
существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных
птиц и одна из первых – жаворонок. Жаворонка называли «вестовой птицей», т. е.
она всегда первой приносила весть о том, что пришла весна.
В древности был
обычай зазывать, закликать весну. Мамы, бабушки выпекали из теста
птиц-жаворонков, вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз изюминки. (Показ
испеченных жаворонков). Птичек раздавали детям и ласково приговаривали
«Жаворонки прилетели, на головку детям сели…». Дети с криком выбегали на улицу,
привязывали испеченных жаворонков к длинному шесту , и раскачивая самодельных
птиц, припевали:
«Прилетите,
жаворонки, к нам,
студёну зиму
унесите,
весну ясную, весну
красную принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
Потом печеных
жаворонков съедали, а головки отдавали матери со словами : «Как жаворонок
высоко летал, так чтобы и хлеб твой вырастал»
Физминутка.
Теперь мы отдохнём
и будем кликать весну. (Раздаю жаворонков детям).
9 СЛАЙД Весна,
весна красная, приди, весна, с радостью! (хором кличут весну ).
Дети читают стихи:
1. Ото всех
дверей,
Ото всех ворот, Выходи
скорей,
Торопись,
народ!
Пойдем весну кликать!
Весенние заклички
(дети держат в руках испеченных жаворонков).
2. Жаворонушки!
Прилетите к нам, да принесите нам, Нам
весну-красну, да тепло летечко!
3. Жаворонушки!
Нам зима-то надоела, много хлебушка поела, А
воды-то полила за три колодезя!
4. Жаворонушки!
Всю
куделью перепряли, на мотушки перемотали, На
базарик перетаскали, за копеечку продавали, За
копеечку продавали,
Детям хлебу покупали!
5. Жаворонушки!
Ой
вы,
жаворонушки,
Летите в поле, несите здоровье, Первое
– коровье, второе –
овечье, Третье –
человечье!
6. Жаворонки,
жавороночки!
Прилетите вы к нам,
жавороночки, Принесите
вы нам весну
красную, Лету
теплую, Надоела
нам
зима,
Надоскучила. Все
пальчики,
Все мизинчики подморозила!
7. Жаворонки,
ой вы,
жаворончки!
Зиму
замыкайте,
Весну-красну приглашайте!
8. Выпал вешний
денек,
На бугре
солнцепек.
Собирайся, сбирайся, народ, В
хоровод!
Станем кругом
ходить
Да весну
веселить,
Хоровод заведем,
запоем:
Здравствуй. Здравствуй, весна! Здравствуй. Здравствуй, весна!
Теперь, когда мы отдохнули, давайте
продолжим, о чем пойдет дальше речь на уроке?
10 СЛАЙД
2 кл. «Весенние страницы» Л. Моздалевский «Появление весны»
3 кл. «Весна в
окно стучится» Ф. Тютчев «Зима недаром злится»
4 кл. «Весна
идет» Ф. Тютчев «Весенние воды»
Как вы думаете, что объединяет эти
три произведения? тема: Приход весны.
11 СЛАЙД Фото Ф. Тютчева.
Стихотворения «Зима недаром злится»,
«Весенние воды» написал замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев. Сегодня мы
узнаем, как поэт относится к весне.
12 СЛАЙД
Самостоятельная
работа:
2 кл. с. 177. Прочитать
стихотворение, рассмотреть иллюстрацию, ответить на вопросы;
3 кл. с. 173. Прочитать
выразительно стихотворение; 4 кл. с.
196. Прочитать выразительно стихотворение, ответить на вопросы;
Работа с классом
Работа со 2 кл.
Беседа по иллюстрации, вопросы.
Задание:
Выразительно прочитать стихотворение. Ответить на вопросы;
Работа с 3 кл.
Чтение 1 строфы учащимися
вслух.
-Почему зима злится?
-Как вы понимаете «недаром»?
-Объясните, как вы понимаете 2
последние строки?
Чтение 2 строфы вслух.
-О каких признаках весенней природы
можете сказать словами автора? (все засуетилось…, жаворонки в небе…).
-Как вы понимаете выражение «все
засуетилось»?
-Что значит «нудит»?
-Почему здесь именно такое слово?
(создаются такие условия, что зиме придется уйти).
Чтение 3-4 строф учителем.
-Найдите слова, которые передают
настроение зимы и весны. (хлопочет, шумит, ворчит…).
-Для кого характерно ворчать?
-Как шумит весна?
-Найдите слова, которые доказывают,
что зима так просто не уйдет? (взбесилась, пустила…).
-Как автор назвал зимы, весну?
-На чьей стороне, по-вашему, автор?
-А вы?
-Почему вам хочется, чтоб пришла
весна?
Чтение 5 строфы учащимися.
-Как весна отреагировала на проказы
зимы? (она не обращает внимания на нее).
-В каком произведении зима названа
старухой?
-Кто автор этого произведения?
-Что случилось со старухой-Зимой?
(заплакала от злости).
Задание:
Выразительно прочитать стихотворение и отметить слова, характеризующие весну и
зиму.
Работа с 4 кл.
1. Чтение
стихотворения вслух учащимися.
-Какую картину рисует поэт в этом
стихотворении?
-Почему берег реки назван «сонным»?
-Почему о весенних ручьях сказано,
что они «блещут», «гласят»?
-Прочитайте, что гласят (говорят)
весенние ручьи?
-Как они себя называют?
-Какой вы представляете себе весну?
Задание: Устно
нарисовать портрет весны.
-Расскажите,
удалось ли нам на уроке увидеть образы Весны и Зимы?
-Удалось ли
почувствовать различие их характеров?
-Смогли ли Ф.
Тютчев и А. Вивальди показать образы Весны и Зимы?
13 СЛАЙД Домашнее
задание:
Что бы вам
хотелось сделать дома после знакомства с этими произведениями?
Выучить наизусть;
Выразительно
прочитать;
Нарисовать портрет
Весны;
Итог
урока:
Какое настроение у
вас возникло на уроке?
За что могли бы вы
себя похвалить?
14 СЛАЙД ЗАПОМНИ
ПРАВИЛА:
Внимательно
слушай - и всё услышишь.
Внимательно смотри
– и всё увидишь.
Думай - и всё
поймёшь.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.