Конспект открытого урока литературного чтения
во 2 классе
Тема:
А.Куприн «Скворцы» (отрывок).
Цели:
Образовательные: продолжить
знакомство с произведениями о весне; обучать осознанному выразительному чтению,
включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность; совершенствовать
навыки работы с текстом; расширить словарный запас детей, формировать
читательские умения (сравнивать произведения разных жанров, выполнять
задания по теме чтения).
Развивающие:
создать условия для развития творческого воображения и творческой активности
детей, умения высказывать свои мысли и аргументировать их, эмоциональной сферы
детей, ассоциативного мышления, внимания, памяти, речи.
Воспитательные: создать на
уроке атмосферу любви и интереса к живой природе, к окружающему миру,
сострадания к «братьям меньшим», воспитывать бережное отношение к природе;
воспитывать коммуникативную направленность личности, уважительное отношение к
ответам товарищей; решение нравственных проблем на основе анализа текстов
художественны произведений.
Оборудование: мультимедийный
проектор, презентация «Скворец»,
аудиозапись «Пение скворца», схема «Произведения о весне», заготовки для
групповой работы, модель обложки книги, картинки с изображением скворца, тексты.
Ход урока:
1.
Организационный момент.
2.
Актуализация знаний. Введение
в тему.
-
Послушайте загадку, о чем идет речь?
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
(Весна).
Работа
в группах. Составить рассказ:
Вот и
пришла долгожданная НАВЕС. Светит яркое СЫШКОНЛО. Сошёл с тёплых ЛЕЙПО снег. На
деревьях набухли КИПОЧ. В рощах кричат весёлые СЫКЦВРО. Появились первые
КИСНЕЖПОДНИ. ЧАТЖУР звонкие ручейки.
-
Какой была тема наших последних уроков?
-
С какими жанрами произведений вы познакомились на предыдущих уроках?
Произведения
о весне: рассказ, стихотворение, фольклор, сказка
(карточки на доске).
Викторина:
Угадайте
произведение, к какому жанру оно относится?
а)
Жавороночек,
Принеси ты нам:
Весну красную,
Красно солнышко… (закличка, фольклор)
б)
Зима не даром злится
Прошла ее пора…(стихотворение Ф. Тютчева)
в)
Приступила к работе Весна - красна. Не сразу взялась за дело. Сперва
призадумалась…(сказка Г.Скребицкого «Весна- художник»)
г)
Гонимы вешними лучами…(стихотворение А.С.Пушкина)
3.
Новый материал.
-
Вспомните, какими словами заканчивается сказка Г. Скребицкого «Весна -
художник»?
(«А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждого из них
весна придумала важное дело»).
-
Именно об этих важных делах мы сегодня и поговорим. Отгадайте загадку:
На ветке дворец, а в дворце певец?
Как зовут его? (скворец)
Прослушивание песни
скворца.
На доке
пословица «Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли»
На
доску вывешивается фото скворца
-
Что вы знаете о скворцах?
-
Что хотели бы узнать?
-
Какой будет тема нашего урока?
-
Русский писатель А.И.Куприн (портрет) написал рассказ о скворцах.
Комбинированное чтение рассказа учителем и хорошо читающими
детьми по абзацам с заданием.
По ходу чтения на полях отмечать непонятное
(?), новое, интересное (!).
-
Понравилось ли вам произведение?
-
Что было непонятно? (объяснение).
Словарная работа
Скворечник – небольшая деревянная будочка, укрепленная на
шесте или дереве около дома.
Беспечный – беззаботный, свободный от забот.
Пристально – здесь: внимательно.
Жутко – здесь: страшно.
Истребить – уничтожить, погубить.
-
Что нового из жизни скворцов вы узнали из рассказа?
-
К какому жанру относится это произведение?
- Что понравилось в рассказе?
- Какое настроение вызывает это произведение?
- Кто главные герои?
Демонстрация слайдов
«Скворцы»
По ходу демонстрации слайдов беседа по
вопросам (с опорой на рассказ):
-
В каком месяце прилетают скворцы?
- Как называется дом скворца?
- Когда у скворцов появляются птенчики?
- Какую пользу приносят скворцы?
-
Как складываются у скворцов отношения с другими птицами?
Отношения
непростые. Вот какой случай произошел однажды весной.
4.
Инсценировка «Случай»
(Рассказывают подготовленные ученики)
Этот случай был в апреле,
С юга птицы прилетели.
Тает снег, а воробья
Выгоняют из жилья.
- Убирайся вон, задира,-
Просвистел ему скворец.
-
Ни за что, моя квартира,
Я не временный жилец!
Я тут вьюги и мороз
Терпеливо перенёс.
А сейчас, под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю
И не тронусь, хоть убей!-
Прочирикал воробей.
-
Не упрямься! Мне в наследство
Этот дом достался с детства.
Вылетай.
Мой клюв остёр
А не то…
Но
тут во двор
Со скворечней Миша вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Тут же крепко привязал
И приветливо сказал:
- Я, друзья, сердечно рад,
Охраняйте вместе сад.
Только Миша слез долой,
Воробьишка удалой
В новый дом переселился
И с соседом помирился.
Выборочное чтение
-
А как о конфликте скворцов с воробьями рассказывает А.И.Куприн?
-
Когда лучше всего слушать песню скворца?
Моделирование обложки произведения
Групповое
моделирование обложки: на доске лист бумаги для обложки, наверху листа Ф.И.О.
автора, внизу - название произведения, а посередине, с помощью условных знаков
и цвета, определяют его жанр и тему. Работают с комментариями.
5.
Рефлексия.
- Что нового о скворцах вы узнали на
уроке?
- Заполнение рефлексивного «дневника»:
Урок чтения
|
Сегодня я узнал
|
Было интересно
|
Было трудно
|
Меня удивило
|
6. Домашнее задание:
- читать с.105-107, задание в рабочей
тетради на с. 64.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.