Инфоурок Биология КонспектыКонспект урока биологии в 10 классе по теме: «Оплодотворение. Двойное оплодотворение у цветковых растений»

Конспект урока биологии в 10 классе по теме: «Оплодотворение. Двойное оплодотворение у цветковых растений»

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc

МБОУ «СОШ 92 г.ВЕЛЬСКА»

Конспект урока биологии в 10 классе

по теме:

«Оплодотворение. Двойное оплодотворение у цветковых растений»

Кичева Наталья Гурьевна, учитель биологии, высшей квалификационная категория

2014 год


ТЕМА УРОКА: Оплодотворение. Двойное оплодотворение у цветковых растений.

ЦЕЛИ УРОКА:

1.  Раскрыть    сущность    оплодотворения    и    биологический    смысл    двойного оплодотворения у цветковых растений.

2.              Углубить   знания   о   половом   размножении   на   основе   изучения   двойного оплодотворения у цветковых растений.

3.              Сформировать  интерес  к российской науке через  знакомство  с  выдающимся русским ученым С.Г.Навашиным

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы «Овогенез. Сперматогенез».

С использованием мультимедийной установки «Создание опорных схем «Оплодотворение и двойное оплодотворение у цветковых растений».

ПЛАН УРОКА:        I. Вводная беседа с элементами проверки домашнего задания.

II.  Новый материал:
1.  а) оплодотворение;

б)  виды оплодотворения;

в)  этапы оплодотворения.

2.   Двойное оплодотворение у цветковых растений:

а)  открытие;

б)  спорогенез, гаметогенез;

в)  сущность двойного оплодотворения;

г)  вывод.

III.      Закрепление.

IV.     Домашнее задание. ХОД УРОКА

I.          Вводная беседа с элементами проверки домашнего задания.

Учитель:   на  прошлом  уроке  мы  с  вами  изучали  формы  размножения  (далее фронтальный опрос по материалам § 22.( уч. Беляев Д.К.)

Вопросы:

v Вспомните основные формы размножения?

v Что лежит в основе размножения?

v В чем суть бесполого размножения?

v В чем суть полового размножения?

v Докажите, что размножение - одно из важнейших свойств живой природы.

v Какая из форм размножения является наиболее эффектной с биологической точки зрения?   

v Где образуются половые клетки?

Далее   индивидуальный   опрос   1-го   учащегося   (у   доски   по   таблице   «Овогонез, Сперматогенез».

Вопрос: рассказать, как происходит образование гамет, то есть, как происходит овогенез и Спермотогнез". ( Монологический ответ обучающегося).

II.        а) Оплодотворение

Учитель:       для   того,   чтобы   осуществлялось   половое   размножение   организму недостаточно просто сформировать половые клетки - гаметы в ходе овогенеза и спермататогенеза, надо обеспечить возможность их встречи, т.е. должно произойти оплодотворение.

Так вот     тема    сегодняшнего урока «Оплодотворение. Двойное оплодотворение у

цветковых растений»  (слайд № 1) дети записывают тему в тетради.


Цель урока: «Раскрыть сущность оплодотворения и биологический смысл двойного оплодотворения у цветковых растений (слайд № 2)

Итак, что же такое оплодотворение? (слайд № 3 ) «Процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки, сопровождающееся объединением их генетического материала» (обучающиеся записывают в тетрадь)

б) виды оплодотворения (слайд № 4)
Учитель:
                                      ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

                                      

ПЕРКРЕСТНОЕ            САМООПЛОДОТВОРЕНИЕ

( обучающиеся записывают в тетрадь)            гермафродитизм

Существует 2 типа                 ОПЛОДОТВОРЕНИЯ (слайд № 5 )

                          

НАРУЖНОЕ             ВНУТРЕННЕЕ

вне организма самки      в половых органах самки

Вопрос  учителя:  -       вспомните для каких  организмов характерно  наружное оплодотворение, а для каких внутреннее?   (работа со слайдом № 5) (Ребята отвечают наружное: рыбы, земноводные

внутреннее: пресмыкающие, птицы, млекопитающие)

в) Этапы оплодотворения (дети записывают в тетради)
Учитель: процесс оплодотворения состоит из нескольких этапов.

1 этап   проникновение сперматозоидов в яйцеклетку [ слайд № 6}

Прочтем: как это происходит на примере лягушки. Откроем учебник ( Д.К.Беляев изд.

«Просвещение» на стр. 85 (дети читают)

2 этап. Слияние гаплоидных ядер обеих гамет в результате чего образуется зигота (слайд № 7)

3 этап. Активизация зиготы к дроблению и дальнейшему развитию [ слайд № 8 ) Вопрос учителя: Какой вывод можно сделать?

Какова биологическая сущность оплодотворения?

Предполагаемый ответ   обучающегося:   Возникает   уникальная   комбинация   генетического   материала отцовского и материнского организмов ( слайд № 9 ) Ребята вывод записывают в тетрадь.

2.Двойное оплодотворение у цветковых растений

Учитель: Особый вид оплодотворения характерен для цветковых растений.

а)   он был открыт в 1898 году русским ботаников, академиком Сергеем Гавриловичем
Навашиным и получил название двойного оплодотворения. (слайд № 10, 11). На нем
более подробно остановимся. Для этого нам необходимо вспомнить строение цветка,
тычинок, пестика, семени однодольного растения.

(Далее беседа с обучающимися по слайдам № 12, 13, 14).

б)    спорогенез и гаметогенез              процесс формирования половых клеток растений
рассмотрим на примере цветковых ( покровносеменных) растений. В нем

РАЗЛИЧАЮТ

СПОРОГЕНЕЗ                ГАМЕТОГЕНЕЗ

в основе лежит мейоз      в основе лежит митоз


Далее учитель: развитие мужских гамет ( слайд № 15, 16 ) - рассказ учителя Как происходит развитие семяпочки в завязи (рассказ учителя по слайду №17)

в) как происходит двойное оплодотворение (рассказ учителя по слайду № 18)

г) Вывод: Вопрос учителя к обучающимся

-   попробуйте сделать вывод о биологическом смысле двойного оплодотворения у цветковых растений. ( ребята высказывают свое мнение)

Общий вывод (слайд № 19)   (обучающиеся записывают в тетрадь)   «Биологический смысл двойного оплодотворения заключается в образовании эндосперма пищи для зародыша, это обеспечило цветковым растениям преимущества перед другими группами растений» Далее идут слайды с цветковыми растениями.

III .Закрепление

1.  Что такое оплодотворение?

2.              Какие типы оплодотворения вы знаете?

3.              Кем и когда было открыто двойное оплодотворение и цветковых растений?

4.              В чем заключается процесс двойного оплодотворения?

IV. Домашнее задание. § 23, стр. 84 - 87. проработать вопросы на странице 87.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока биологии в 10 классе по теме: «Оплодотворение. Двойное оплодотворение у цветковых растений»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Руководитель реабилитационного подразделения

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Оплодотворение. Двойное оплодворение у цветковых растений..ppt

Скачать материал "Конспект урока биологии в 10 классе по теме: «Оплодотворение. Двойное оплодотворение у цветковых растений»"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Тема урока:«Оплодотворение. Двойное оплодотворение у цветковых растений.»Кичё...

    1 слайд

    Тема урока:
    «Оплодотворение. Двойное оплодотворение у цветковых растений.»
    Кичёва Н.Г. Учитель географии ,биологии ,экологии МОУ СШ №92 г. Вельск.

  • Цель урока:Раскрыть сущность оплодотворения и биологический смысл двойного оп...

    2 слайд

    Цель урока:
    Раскрыть сущность оплодотворения и биологический смысл двойного оплодотворения у цветковых растений.

  • 1. Что такое оплодотворение?Процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки, сопро...

    3 слайд

    1. Что такое оплодотворение?
    Процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки, сопровождающийся объединением их генетического материала, называют оплодотворением.

  • Виды оплодотворения:Перекрёстное – это слияние гамет разных особей.Самооплодо...

    4 слайд

    Виды оплодотворения:
    Перекрёстное – это слияние гамет разных особей.
    Самооплодотворение - это объединение гамет, продуцируемых одних организмом.

  • ОплодотворениеНаружное ВнутреннееЗемноводныеМоллюскиПресмыкающиесяРыбыМлекопи...

    5 слайд

    Оплодотворение
    Наружное
    Внутреннее
    Земноводные
    Моллюски
    Пресмыкающиеся
    Рыбы
    Млекопитающие
    Человек

  • 2. Этапы оплодотворения 1 этап:
Проникновение сперматозоидов в яйцеклетку

    6 слайд

    2. Этапы оплодотворения
    1 этап:
    Проникновение сперматозоидов в яйцеклетку

  • 2 этап:
Слияние гаплоидных ядер обеих гамет, в результате чего образуется зиг...

    7 слайд

    2 этап:
    Слияние гаплоидных ядер обеих гамет, в результате чего образуется зигота.
    =

  • 3 этап:
Активизация зиготы к дроблению и дальнейшему развитию.=новый организм

    8 слайд

    3 этап:
    Активизация зиготы к дроблению и дальнейшему развитию.
    =
    новый организм

  • Вывод.Возникает уникальная комбинация генетического материала отцовского и ма...

    9 слайд

    Вывод.
    Возникает уникальная комбинация генетического материала отцовского и материнского организмов.

  • 3. Двойное оплодотворение у цветковых растений.3.1. Открытие.
Такой тип оплод...

    10 слайд

    3. Двойное оплодотворение у цветковых растений.
    3.1. Открытие.
    Такой тип оплодотворения был открыт в 1898 году русским ботаником, академиком Сергеем Гавриловичем Навашиным.

  • С.Г.Навашин
1857-1930 гг.

    11 слайд

    С.Г.Навашин
    1857-1930 гг.

  • 3.2. Строение цветкаЦветоножкаЦветоложеЛепестки венчикаЧашелистикиТычинки (пы...

    12 слайд

    3.2. Строение цветка
    Цветоножка
    Цветоложе
    Лепестки венчика
    Чашелистики
    Тычинки (пыльник + тычиночная нить)
    Пестик (рыльце + столбик + завязь +семяпочка)

  • 3.3. Строение пестикаРыльцеСтолбикСемяпочкаЗавязьЗародышевый мешокЯйцеклетка...

    13 слайд

    3.3. Строение пестика
    Рыльце
    Столбик
    Семяпочка
    Завязь
    Зародышевый мешок
    Яйцеклетка (n)
    Центральная клетка (2n)

  • 3.4. Строение семениЭндоспермСемядоляЗародышевая почечкаЗародышевый стебелёкЗ...

    14 слайд

    3.4. Строение семени
    Эндосперм
    Семядоля
    Зародышевая почечка
    Зародышевый стебелёк
    Зародышевый корешок
    Околоплодник, сросшийся с семенной кожурой

  • 3.5. Развитие мужских гамет (пыльцы в пыльнике)IIIМикроспорогенез (мейоз)Микр...

    15 слайд

    3.5. Развитие мужских гамет (пыльцы в пыльнике)
    I
    II
    Микроспорогенез (мейоз)
    Микрогаметогенез (митоз)
    Пыльцевое зерно
    Вегетативная клетка
    Генеративная клетка
    Спермий

  • Пыльцевые зёрна разных растений

    16 слайд

    Пыльцевые зёрна разных растений

  • 3.6. Развитие семяпочки в завязиМакроспорогенез (мейоз)IIIНаправительные (ред...

    17 слайд

    3.6. Развитие семяпочки в завязи
    Макроспорогенез (мейоз)
    II
    I
    Направительные (редукционные) тельца
    Макрогаметогенез (митоз)
    На зародышевый мешок
    Центральная клетка (2n)
    Яйцеклетка (n)

  • 4. Оплодотворение

    18 слайд

    4. Оплодотворение

  • 5. ВыводБиологический смысл двойного оплодотворения заключается в образовании...

    19 слайд

    5. Вывод
    Биологический смысл двойного оплодотворения заключается в образовании эндосперма – пищи для зародыша; это обеспечило цветковым растениям преимущества перед другими группами растений.

  • 20 слайд

  • 21 слайд

  • 22 слайд

  • 23 слайд

  • 24 слайд

  • 25 слайд

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока в 10 классе. Урок раскрывает сущность оплодотворения у цветковых растений и его биологический смысл. Углубляет знания о половом размножении. К конспекту прилагается презентация. Конспект по УМК Беляева Д.К

ТЕМА УРОКА: Оплодотворение. Двойное оплодотворение у цветковых растений.

 

ЦЕЛИ УРОКА:

1.  Раскрыть    сущность    оплодотворения    и    биологический    смысл    двойного оплодотворения у цветковых растений.

2.             Углубить   знания   о   половом   размножении   на   основе   изучения   двойного оплодотворения у цветковых растений.

3.             Сформировать  интерес  к российской науке через  знакомство  с  выдающимся русским ученым С.Г.Навашиным

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 773 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2014 5177
    • RAR 3.7 мбайт
    • 191 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Алферова Вера Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Алферова Вера Михайловна
    Алферова Вера Михайловна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 11285
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 69 регионов

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 46 регионов

Мини-курс

Родительство

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 11 регионов

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 29 регионов

Мини-курс

Проведение и применение трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 37 регионов