Главная / Другое / Конспект урока самопознания на тему "Свобода человека " ( 9 класс)

Конспект урока самопознания на тему "Свобода человека " ( 9 класс)

План урока «Самопознание»

Школа: Казахстан.ГУ "Гимназия им. А.М. Горького" отдела образования акимата г. Костаная

Дата: № 9 урок

Тема: Свобода человека.

Ценность: Ненасилие

Качества: толерантность, честность, не причинять зла ни одному существу: ни мыслью, ни словом, ни делом; быть достойным гражданином своей страны.

Педагог: Гареева Татьяна Павловна Класс: 9 Кол-во уч-ся: 24


Цель: расширять представления учащихся о свободе человека через ненасилие как основного принципа общечеловеческой ценности.

Задачи:

  • Расширять и углублять представления учащихся о не причинении зла ни одному существу ни мыслью, ни словом, ни делом;

  • Развивать умение быть честным,дружелюбным,толерантным.

  • Воспитывать любовь и сострадание ко всему окружающему,

стремление быть достойным гражданином своей страны.

Ресурсы: музыка саксофон «История любви», Песня Ю. Антонов - И. Кохановский - Поверь в мечту, видео М. Ганди, ПК «Свобода человека», музыка «Волшебная грусть», видео М. Ганди.

Ход урока:

  • Орг.момент.

- приветствие

- проверка отсутствующих

- проверка готовности

Позитивный настрой. Концентрация на дыхание.

Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость.

А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства.

Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза, спинки прямо, руки можно положить на колени.

Вдо-о-ох…, вы – ы-ыдох…(9-10 раз, медленно)


Сообщение темы урока: Свобода человека

  • Проверка опережающего домашнего задания.

Чтение «Интервью с современным молодым человеком» с.53 (учебник)


Анализ проводится по вопросам:

  • Какое значение имеет свобода в жизни каждого человека? Можем ли мы обойтись без свободы в своей жизни?

  • Как бы вы объяснили смысл понятия «культура свободы»?

  • Какие проблемы существуют в среде молодежи?

  • Какие ценности для Вас превыше всего?

  • Какие обязанности есть у Вас перед родными, друзьями, обществом и Родиной?

  • Ответьте на вопрос корреспондента: с 54- прочитайте:

- В семье ситуация, что надо вынести ведро с мусором. И если один человек скажет, что «я хочу быть свободным от этого», то получается, что другому придется вынести это ведро с мусором.

  • И его свобода будет ограничена? (ответы учащихся).



Примечания





2-3 мин













(пересказ учениками, если, кто-либо не прочитал).

  1. Позитивное высказывание (цитата).


«Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой».

Федор Достоевский- (1821 — 1881) - великий русский писатель

  • Как вы понимаете это изречение?

  • Что значит «владеть собой»?

  • Если какая – либо связь цитаты с домашним заданием и почему?



  1. Рассказ учителя. Мохандас Карамчанд Ганди (1822—1885) - духовный лидер Индии. Получил юридическое образование.

  • Титул «Махатма» - «Великая душа» - (дал титул Рабиндрана́т Таго́р) - индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель ).

  • В борьбе за независимость Индии М. Ганди использовал методы ненасильственного сопротивления: по его инициативе индийцы прибегали к бойкоту британских товаров и учреждений.

  • Его жизнь была ярким примером бескорыстному служению Родине. Мысль, слово и дело – едины.

  • Видео М. Гандипросмотр

Вопросы к видео:

  • Какие проявились качества характера М.Ганди?


Дар от учителя - История из жизни Аруна Ганди.

Доктор Арун Ганди — сын Махатмы Ганди и основатель Института Ненасилия имени Ганди, в своей лекции 9 июня в Университете Пуэрто Рико, в качестве примера о ненасилии в отцовстве рассказал следующую историю:

«Мне было 16 лет и я жил с родителями в институте, основанном моим дедом, в 18 милях от Дурбана, Южная Африка, в центре сахарной плантации. Мы жили в самой глубинке и у нас не было соседей, у меня было две сестры и мы всегда с нетерпением ждали возможности поехать в город, чтоб встретиться с друзьями или посмотреть фильм.

Однажды отец попросил меня отвезти его в город на конференцию на весь день и я поспешил воспользоваться возможностью. И так как я ехал в город мама дала мне список продуктов, которые надо было купить, и так как я собирался провести весь день в городе отец попросил меня закончить некоторые подвисшие дела, как например, заехать в автомобильный сервисный центр. Когда я высадил папу тем утром, он сказал мне: «Встретимся здесь в17 вечера и поедем домой вместе».

Я в спешке выполнил все поручения и сразу же направился в ближайший кинотеатр. Я так увлекся двухсерийным фильмом Джона Уэйна, что совсем забыл о времени. Когда я вспомнил, было уже 17.30. Пока я забежал в гараж за машиной и добрался до места, где ждал меня отец, было уже 18.00

Он взволнованно спросил меня: «Почему ты опоздал?» Мне было так стыдно признаться ему, что я смотрел вестерн Джона Уэйна, что я сказал:

«Машина не была готова и мне пришлось ждать», не догадываясь, что он уже позвонил в гараж.

Уличив меня во лжи, он сказал…(продолжение искать в творческой работе).















видео М .Ганди.

3 мин.

(краткое знакомство с жизнью, взглядами, убеждениями М. Ганди – принцип ненасилия, для подготовки к притче).

  1. А) Творческая деятельность, групповая работа.

  • Рассказать свою версию развития событий...


(Обсуждение,выступление каждой группы,выдвинутых версий)...

Спасибо за Ваши версии, но хотите услышать, что произошло на самом деле?

Рассказ учителя (окончание истории)...

М. Ганди: «Что-то пошло не так в том, как я воспитал тебя, что не дает тебе уверенность говорить мне правду. И чтобы разобраться в том, в чем я был не прав, воспитывая тебя, я пойду домой пешком 18 милей и подумаю об этом».

И одетый в свой костюм и туфли он пошел домой по темной и в большинстве своем не асфальтированной и неосвещенной дороге. Я не мог бросить его и в течение пять с половиной часов я ехал за ним, видя как отец проходит через агонию, из-за глупой лжи, произнесенной мной.

И прямо тогда и прямо там я принял решение никогда больше не говорить неправду. Я часто вспоминаю о том случае и задумываюсь, если бы он наказал меня тогда так, как мы наказываем своих детей, извлек ли бы я тогда урок или нет. Не думаю. Я бы выстрадал то наказание и продолжил бы поступать так же. Но это одно действие, в котором отсутствовало насилие имело такую силу, и до сих ее имеет, как будто это произошло вчера. Такова сила ненасилия.


Вопросы:

  • Что помешало Аруну сдержать обещание, данное отцу?

  • Почему Аруну было стыдно перед отцом?

  • Кого Махатма Ганди обвинил в случившемся и почему?

  • Какой извлек урок из случившегося Арун?

  • Важно ли быть честным перед самим собой и другими людьми? Почему?

  • Нужно ли свои действия согласовывать с совестью и почему?

  • Как Вы думаете, от того, какие ценности в нас заложены, какими мы станем, зависит будущее нашей страны, планеты Земля?

  • Так какова сила ненасилия и в чем ее преимущество?


Б) Творческая деятельность. Задание №3 с 36

(при наличии времени).

Как вы понимаете свою ответственность перед семьей, школой, обществом? За что ответственны вы лично? Заполните таблицу.


Я несу ответственность

перед…

За…

СОБОЙ


СЕМЬЕЙ


ШКОЛОЙ


ОБЩЕСТВОМ


ПЛАНЕТОЙ



музыка саксофон «История любви»











































музыка саксофон «История любви



  1. Групповое пение(обсуждение и исполнение).Ю. Антонов - И.

Кохановский - «Поверь в мечту»


1. Мы выбираем путь,
Идем к своей мечте,
И надо не свернуть
С пути уже нигде.
И стоит шаг пройти -
Заносит время след.
Обратного пути
У жизни просто нет.

Припев:
Поверь в мечту, поверь в мечту,
Поверь в мечту скорей,
Поверь в мечту, поверь в мечту,
Как в доброту людей,

Поверь в мечту, как в красоту,
Поверь когда-нибудь,
Поверь в мечту, поверь в мечту,
Поверь в мечту и в путь!


2.
Усталость иногда
Сожмет у сердца грудь,
Настигнет нас беда,
Чтоб осложнить нам путь.
Пройдем любви закат
И встретим с ней рассвет.
Поймем - пути назад
У жизни просто нет.


Припев: 3 раза

Песня Ю. Антонов - И. Кохановский - Поверь в мечту

  1. Опережающее домашнее задание.

  • Прочитать с 58-62 (учебник) А. Иванова

«Несколько слов о свободе и счастье»

  • Задание №2(тетрадь)

Мини – сочинение «Я чувствую себя свободным(ой), когда…»



  1. Заключительная минута тишины.

Учитель:

Закройте глаза, подумайте о том, что нового Вы для себя сегодня узнали и открыли…

Пусть Ваши мысли, слова и дела будут всегда едины.

Постарайтесь сохранить то тепло, которое излучает Ваши родные, близкие, друзья и одноклассники, дарите тепло всем, кто Вас окружает.


Музыка Дудук и кларнет


Ценность- Ненасилие

Качества:

Начальное звено: помогай всегда, не вреди никогда, работа в команде, единство, не обижай других, забота о ближних (людях, животных).

Среднее звено: понимать ценность другой культуры, толерантность, дружелюбие, единство, память о культурном наследии, забота об общественной собственности, забота об окружающей среде.

Старшее звено: уважение ко всем религиям и культурам, не причинять вреда ни одному живому существу ни мыслью, ни словом, ни делом, социальная справедливость, права человека.


Конспект урока самопознания на тему "Свобода человека " ( 9 класс)
  • Другое
Описание:



·       


Урок  самопознания в 9 классе «Свобода человека» расширяет   представления   учащихся о  свободе человека через ненасилие как основного принципа общечеловеческой ценности. 

•о не причинении  зла ни одному существу ни мыслью, ни словом, ни делом;

•развивает умение быть честным, дружелюбным, толерантным.

•воспитывает  любовь и сострадание  ко всему окружающему,

стремление  быть достойным  гражданином своей страны

 

Автор Гареева Татьяна Павловна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 992
Номер материала 23415
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓