Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока русского языка в 3 классе по теме " Способы словообразования".

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме " Способы словообразования".

Скачать материал

 

                              Конспект урока  русского языка

                           Тема: « Способы словообразования».

Задачи:

Образовательные:

-уточнить понятия «корень», «основа», «приставка»,

«суффикс», «окончание»;

-создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу;

Развивающие:

-развивать умения планировать, контролировать, регулировать

и анализировать собственную учебную деятельность;

-развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

-развивать умение работать с источниками информации;

-развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

-создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку

русского языка путём вовлечения каждого в активную

деятельность;

-воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

-воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

 

                                               Ход урока

1.      Орг. момент.     На  интерактивной доске  диск со всеми темами УМК «Перспектива»Электронное приложение к учебнику Русский язык.

 

Проверим готовность к уроку: У нас на столе  Карточка №1, …№2, №3 (две карточки) и  №4.……..

Значит, с помощью этого диска, электронного приложения к учебнику русский язык 3 класс, мы не с пустыми руками  отправляемся в мастерскую нашего давнего знакомого профессора………..(Самоварова)  

·         Продолжите  его чудесную  фразу.

    « Для того, чтобы быть грамотным человеком, нужно знать, как устроено слово, как образуются новые слова.

·        Найдём эту тему на  диске. 

·         Предлагаю выяснить, а нужно ли нам, современным людям, знать, как образуются  новые слова? Может  быть, наши предки все слова уже придумали и составили.

Я думаю, что надо уметь образовывать новые  слова, потому что

происходят новые события, сейчас появились новые вещи, даже новые мультфильм.  

·         Это можно проверить

А)    (Карточка № работа в парах) – 3 мин.

     1 ряд.  Проверка:  Кто готов прочитать?

·         Какая часть слова участвует в образовании  новых  слов?

Суффикс участвует в образовании новых слов.

·         Какие суффиксы вам помогли?

·          Моделируем  способ словообразования.

·         Докажите нам, что  получившиеся  слова   нужны  современным  людям?

 

2 ряд –   Кто готов прочитать?.

·         Какая часть слова участвует в образовании  слов?

Приставка  участвует в образовании слов.

·         Какие  приставки  вам помогли? 

·         Какие получились слова? (родственные)

·         Моделируем   способ словообразования.

·         Докажите, что слова родственные.

·         А для чего нужны родственные слова?

3         ряд –  Кто готов прочитать?

·         Выберите  модель словообразования. Кто выберет первую или вторую (голосуем)

·         Какой суффикс участвует в словообразовании?

·         Какие получились слова? Что они обозначают?

Эти слова старинные,  они называют  занятие человека, они образованы с помощью суффикса –арь-.

·         Читаем задание по карточке.

 

Вывод:  Сравните способы словообразования.

(Суффиксальный, Приставочный)

·         Почему корень участвует в обоих способах?

         Вывод;       В корне заключено основное значение слова.

 

 Б)            Диск.

·        А в мастерской профессора тоже  в это время шла работа по словообразованию. (машинист, велосипедист, …)

·          Прочитаем.

·         Назовите способ. Суффиксальный

·          Почему современным людям нужны  новые  слова?

·         Эти слова называют  род занятий  современного человека (профессии)

·         Робот.  Карточка №2.  А давайте заглянем в будущее и представим…..

·         Заклеим в конверт,  лет через 10 проверим  - кто из вас правильно записал название нового предмета-помощника человека.

.

Игра:  Отдохнём и поиграем. Игра «Слова  антонимы».Карточка №3.

  Г)         Диск. ( Учебный материал).

·         А в мастерской профессора

·         Прочитайте  про себя и продолжите ряд слов.

·         Назовите способ словообразования.

 

Д)     А 3 способ  словообразования, тоже очень распространённый, моделируем в наших группах. Объединяемся.

    Диск.      Работа в группах.      Подснежник.

·         Вывод: Такой способ называется.  Приставочно-суффисальный.

·         Алгоритм словообразования.

С помощью алгоритма.  Диск. 1ряд-3 группа, 2-2, 3ряд-1группа.

·         Вернёмся в меню диска.

·         Обсудите в своей группе вариант  ответа (веер)

·         Кому хочется продолжить?  

·         Вывод: Побывали не зря в мастерской словообразования профессора Самоварова.

 

 

 

     Карточка №1.

Установи соответствие. Прочитай слова.                       

 

компьютер

 

         чик

 

 

              

 

 

                                        -ый-

 

    

 

           -а-

 

пульт

 

         овк

 

 

телефон

 

           н

 

 

тренер

 

          ик

 

 

 

 

                         

 

       Раскрой окошечки.       

       Образуй новые слова                                                       

 

 

 

 

                                                          

 

 

 

                                                х о д и т ь           

 

………………………………………………………………………………………………………………..

 

                                                                

Пах                                                      

Гвозд                                                

Ложк                                                                                арь

Рыб                                                        

Образуй старинные слова. Найди слово, которое сейчас употребляется с другим суффиксом.

 

……………………………………………………………………………………………………………

Карточка №2.

 

 

     Р

 

 

 

 

   О

 

 

    Б

 

 

   О

 

 

   Т

 

 

 

 

 

 

Карточка №3.

У Б Е Ж А Т Ь

ПРИБЕЖАТЬ

 

 

ВЫКОПАТЬ

 

ЗАКОПАТЬ

 

ОТПЛЫТЬ

 

ПРИПЛЫТ

 

 

ЗАКРЫТЬ

 

ОТКРЫТь

 

 

Карточка №4.

1группа

                                          Запишите  слово.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Слово  (назови)

2.     Окончание……………………..

3.     Корень слова  ………………………………….. (запиши)

4.     В  основе слова есть приставка       ……………………….

5.     В основе слова есть суффикс  ………………………………………….

 

 

 

 

                                                                                

 

         2 группа.                                                                       Запишите  слово. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово…( Назови))………………………………….

У нас получилась схема…………………………………………………………………………………………………………

 

                     

3 группа.                                   Записать слово.  Выполнить задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема……………………………………………………………………………………………………………

Мы  придумали по такой же схеме слова :

…………1……………………………………………………………

………………2………………………………………………………………..

…………………3………………………………………………………………….

      

 

 

 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка в 3 классе по теме " Способы словообразования"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыковед

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Учебно-методический комплекс  «Перспектива» - это  система программ и  учебников. Они  рекомендованы и допущены к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Дополнительным источником обучения являются диски (электронное приложение  к учебникам  этого УМК). Данный урок построен на основе содержания теоретического и практического материала на электронном носителе (диске к учебнику русский язык).

УМК «Перспектива» СЕГОДНЯ — ЭТО:Современный информационный и образовательный ресурс для детей, учителей и семьи.

l  Эффективные образовательные инновации.

l  Успешное будущее для наших детей.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 515 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 533
    • DOCX 31.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Романова Марина Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Романова Марина Борисовна
    Романова Марина Борисовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4576
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 953 человека из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 7 684 человека

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы дизайна в Figma

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 84 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 10 человек