Главная / Начальные классы / Конспект урока русского языка в 3 классе по теме " Способы словообразования".

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме " Способы словообразования".



Конспект урока русского языка

Тема: « Способы словообразования».

Задачи:

Образовательные:

-уточнить понятия «корень», «основа», «приставка»,

«суффикс», «окончание»;

-создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу;

Развивающие:

-развивать умения планировать, контролировать, регулировать

и анализировать собственную учебную деятельность;

-развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

-развивать умение работать с источниками информации;

-развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

-создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку

русского языка путём вовлечения каждого в активную

деятельность;

-воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

-воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.


Ход урока

  1. Орг. момент. На интерактивной доске диск со всеми темами УМК «Перспектива». Электронное приложение к учебнику Русский язык.



Проверим готовность к уроку: У нас на столе Карточка №1, …№2, №3 (две карточки) и №4.……..

Значит, с помощью этого диска, электронного приложения к учебнику русский язык 3 класс, мы не с пустыми руками отправляемся в мастерскую нашего давнего знакомого профессора………..(Самоварова)

  • Продолжите его чудесную фразу.

« Для того, чтобы быть грамотным человеком, нужно знать, как устроено слово, как образуются новые слова.

  • Найдём эту тему на диске.

  • Предлагаю выяснить, а нужно ли нам, современным людям, знать, как образуются новые слова? Может быть, наши предки все слова уже придумали и составили.

Я думаю, что надо уметь образовывать новые слова, потому что

происходят новые события, сейчас появились новые вещи, даже новые мультфильм.

  • Это можно проверить

А) (Карточка № работа в парах) – 3 мин.

1 ряд. Проверка: Кто готов прочитать?

  • Какая часть слова участвует в образовании новых слов?

Суффикс участвует в образовании новых слов.

  • Какие суффиксы вам помогли?

  • Моделируем способ словообразования.

  • Докажите нам, что получившиеся слова нужны современным людям?



2 рядКто готов прочитать?.

  • Какая часть слова участвует в образовании слов?

Приставка участвует в образовании слов.

  • Какие приставки вам помогли?

  • Какие получились слова? (родственные)

  • Моделируем способ словообразования.

  • Докажите, что слова родственные.

  • А для чего нужны родственные слова?

  1. рядКто готов прочитать?

  • Выберите модель словообразования. Кто выберет первую или вторую (голосуем)

  • Какой суффикс участвует в словообразовании?

  • Какие получились слова? Что они обозначают?

Эти слова старинные, они называют занятие человека, они образованы с помощью суффикса –арь-.

  • Читаем задание по карточке.



Вывод: Сравните способы словообразования.

(Суффиксальный, Приставочный)

  • Почему корень участвует в обоих способах?

Вывод; В корне заключено основное значение слова.



Б) Диск.

  • А в мастерской профессора тоже в это время шла работа по словообразованию. (машинист, велосипедист, …)

  • Прочитаем.

  • Назовите способ. Суффиксальный

  • Почему современным людям нужны новые слова?

  • Эти слова называют род занятий современного человека (профессии)

  • Робот. Карточка №2. А давайте заглянем в будущее и представим…..

  • Заклеим в конверт, лет через 10 проверим - кто из вас правильно записал название нового предмета-помощника человека.

.

Игра: Отдохнём и поиграем. Игра «Слова антонимы».Карточка №3.

Г) Диск. ( Учебный материал).

  • А в мастерской профессора

  • Прочитайте про себя и продолжите ряд слов.

  • Назовите способ словообразования.



Д) А 3 способ словообразования, тоже очень распространённый, моделируем в наших группах. Объединяемся.

Диск. Работа в группах. Подснежник.

  • Вывод: Такой способ называется. Приставочно-суффисальный.

  • Алгоритм словообразования.

С помощью алгоритма. Диск. 1ряд-3 группа, 2-2, 3ряд-1группа.

  • Вернёмся в меню диска.

  • Обсудите в своей группе вариант ответа (веер)

  • Кому хочется продолжить?

  • Вывод: Побывали не зря в мастерской словообразования профессора Самоварова.







Карточка №1.

Установи соответствие. Прочитай слова.



компьютер



чик








-ый-





-а-



пульт



овк




телефон



н




тренер



ик









Раскрой окошечки.

Образуй новые слова











х о д и т ь


………………………………………………………………………………………………………………..



Пах

Гвозд

Ложк арь

Рыб

Образуй старинные слова. Найди слово, которое сейчас употребляется с другим суффиксом.



……………………………………………………………………………………………………………

Карточка №2.





Р








О





Б





О





Т








Карточка №3.

У Б Е Ж А Т Ь

ПРИБЕЖАТЬ




ВЫКОПАТЬ



ЗАКОПАТЬ


ОТПЛЫТЬ



ПРИПЛЫТ




ЗАКРЫТЬ



ОТКРЫТь




Карточка №4.

1группа

Запишите слово.

























  1. Слово (назови)

  2. Окончание……………………..

  3. Корень слова ………………………………….. (запиши)

  4. В основе слова есть приставка ……………………….

  5. В основе слова есть суффикс ………………………………………….











2 группа. Запишите слово.





















Слово…( Назови))………………………………….

У нас получилась схема…………………………………………………………………………………………………………

3 группа. Записать слово. Выполнить задания.























Схема……………………………………………………………………………………………………………

Мы придумали по такой же схеме слова :

…………1……………………………………………………………

………………2………………………………………………………………..

…………………3………………………………………………………………….











































Конспект урока русского языка в 3 классе по теме " Способы словообразования".
  • Начальные классы
Описание:

Учебно-методический комплекс  «Перспектива» - это  система программ и  учебников. Они  рекомендованы и допущены к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Дополнительным источником обучения являются диски (электронное приложение  к учебникам  этого УМК). Данный урок построен на основе содержания теоретического и практического материала на электронном носителе (диске к учебнику русский язык).

УМК «Перспектива» СЕГОДНЯ — ЭТО:Современный информационный и образовательный ресурс для детей, учителей и семьи.

l  Эффективные образовательные инновации.

l  Успешное будущее для наших детей.

 

 

Автор Романова Марина Борисовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 780
Номер материала 46879
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓