Конспект урока русского языка
Тема: « Способы словообразования».
Задачи:
Образовательные:
-уточнить понятия
«корень», «основа», «приставка»,
«суффикс», «окончание»;
-создать с учащимися алгоритм
разбора слова по составу;
Развивающие:
-развивать умения
планировать, контролировать, регулировать
и анализировать
собственную учебную деятельность;
-развивать речь
учащихся, обогащать словарный запас детей;
-развивать умение
работать с источниками информации;
-развивать
сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
-создавать у учащихся
положительную мотивацию к уроку
русского языка путём
вовлечения каждого в активную
деятельность;
-воспитывать культуру
речи, любовь к слову, родному языку;
-воспитывать внимание,
доброе отношение друг к другу.
Ход урока
1. Орг.
момент.
На интерактивной доске диск со всеми
темами УМК «Перспектива». Электронное
приложение к учебнику Русский язык.
Проверим готовность к
уроку: У нас на столе Карточка №1, …№2, №3 (две карточки) и №4.……..
Значит, с помощью этого диска,
электронного приложения к учебнику русский язык 3 класс, мы не с пустыми руками
отправляемся в мастерскую нашего давнего знакомого профессора………..(Самоварова)
·
Продолжите его чудесную фразу.
« Для того, чтобы быть грамотным человеком, нужно знать, как
устроено слово, как образуются новые слова.
·
Найдём эту тему на диске.
·
Предлагаю выяснить, а нужно ли нам,
современным людям, знать, как образуются новые слова? Может быть, наши предки
все слова уже придумали и составили.
Я
думаю, что надо уметь образовывать новые слова, потому что
происходят
новые события, сейчас появились новые вещи, даже новые мультфильм.
·
Это можно проверить
А) (Карточка
№ работа в парах) – 3 мин.
1 ряд.
Проверка: Кто готов прочитать?
·
Какая
часть слова участвует в образовании новых слов?
Суффикс участвует в
образовании новых слов.
·
Какие
суффиксы вам помогли?
·
Моделируем
способ словообразования.
·
Докажите
нам, что получившиеся слова нужны современным людям?
2
ряд – Кто готов прочитать?.
·
Какая
часть слова участвует в образовании слов?
Приставка участвует в
образовании слов.
·
Какие
приставки вам помогли?
·
Какие
получились слова? (родственные)
·
Моделируем
способ словообразования.
·
Докажите,
что слова родственные.
·
А для
чего нужны родственные слова?
3
ряд
– Кто готов прочитать?
·
Выберите
модель словообразования. Кто выберет первую или вторую (голосуем)
·
Какой
суффикс участвует в словообразовании?
·
Какие
получились слова? Что они обозначают?
Эти слова старинные, они называют
занятие человека, они образованы с помощью суффикса –арь-.
·
Читаем
задание по карточке.
Вывод:
Сравните способы словообразования.
(Суффиксальный,
Приставочный)
·
Почему корень участвует в обоих способах?
Вывод; В корне заключено основное значение
слова.
Б)
Диск.
·
А в мастерской профессора тоже в это
время шла работа по словообразованию. (машинист, велосипедист, …)
·
Прочитаем.
·
Назовите способ. Суффиксальный
·
Почему современным людям нужны новые
слова?
·
Эти слова называют род занятий
современного человека (профессии)
·
Робот. Карточка №2. А давайте заглянем в
будущее и представим…..
·
Заклеим в конверт, лет через 10 проверим
- кто из вас правильно записал название нового предмета-помощника человека.
.
Игра:
Отдохнём и поиграем. Игра «Слова
антонимы».Карточка №3.
Г) Диск. ( Учебный
материал).
·
А в мастерской профессора
·
Прочитайте про себя и продолжите ряд слов.
·
Назовите способ словообразования.
Д) А
3 способ словообразования, тоже очень распространённый, моделируем в наших
группах. Объединяемся.
Диск. Работа
в группах. Подснежник.
·
Вывод: Такой способ называется. Приставочно-суффисальный.
·
Алгоритм словообразования.
С
помощью алгоритма. Диск. 1ряд-3
группа, 2-2, 3ряд-1группа.
·
Вернёмся в меню диска.
·
Обсудите в своей группе вариант ответа
(веер)
·
Кому хочется продолжить?
·
Вывод: Побывали
не зря в мастерской словообразования профессора Самоварова.
Карточка №1.
Установи соответствие. Прочитай
слова.
компьютер
|
чик
|
-ый-
-а-
|
пульт
|
овк
|
телефон
|
н
|
тренер
|
ик
|
Раскрой
окошечки.
Образуй новые слова
х
о д и т ь
………………………………………………………………………………………………………………..
Пах
Гвозд
Ложк
арь
Рыб
……………………………………………………………………………………………………………
Карточка
№2.
Карточка
№3.
У Б Е Ж А Т Ь
|
ПРИБЕЖАТЬ
|
ВЫКОПАТЬ
ЗАКОПАТЬ
|
ОТПЛЫТЬ
ПРИПЛЫТ
|
Карточка №4.
1группа
Запишите
слово.
1. Слово
(назови)
2. Окончание……………………..
3. Корень
слова ………………………………….. (запиши)
4.
В основе слова есть приставка
……………………….
5.
В основе слова есть суффикс ………………………………………….
2 группа.
Запишите слово.
Слово…( Назови))………………………………….
У нас получилась схема…………………………………………………………………………………………………………
3
группа. Записать
слово. Выполнить задания.
Схема……………………………………………………………………………………………………………
Мы придумали по
такой же схеме слова :
…………1……………………………………………………………
………………2………………………………………………………………..
…………………3………………………………………………………………….
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.