Главная / Русский язык и литература / конспект урока + презентация комбинированного урока по русскому языку на тему "Недаром помнит вся Россия …" (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)

конспект урока + презентация комбинированного урока по русскому языку на тему "Недаром помнит вся Россия …" (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)

Документы в архиве:

12.48 МБ БОРОДИНО.ppt
125.5 КБ Конспект учебного занятия БОРОДИНО.doc
364.91 КБ 1.mp3
750.62 КБ 2.mp3
4.4 МБ 3.mp3
4.18 МБ 4.mp3
1.23 МБ 5.mp3

Название документа БОРОДИНО.ppt

М.Ю. Лермонтов «Бородино» Выполнила: учитель МОУ «СОШ № 5» Еремеева Ирина Але...
Содержание 1. Поэт М.Ю. Лермонтов (работа со статьей учебника). 2. Путешестви...
Жанровые особенности баллады БАЛЛАДА
Жанровые особенности баллады ВЕЧНЫЕ СЮЖЕТЫ ДИАЛОГ БАЛЛАДА УНТ→ литература Лир...
Найдите потерянные слова 1. «Лорд …»	 2. «… и золотая стрела» 	 3. «Прекрасна...
Проверьте себя 1. «Лорд Рэндэл»	 2. «Родин Гуд и золотая стрела» 3. «Прекрасн...
Михаил Юрьевич Лермонтов 1814-1841 гг. 	Как все великие таланты, Лермонтов в...
Прочтите статью учебника на страницах 164-165 и ответьте на вопросы: - Где ро...
Путешествие в музей-панораму «Бородинская битва». Музей-панорама «Бородинская...
Отечественная война 1812 года занимает особое место в русской истории. Это бы...
Петр Иванович Багратион Любимый ученик и боевой соратник А.В. Суворова и М.И....
Наполеон все усилия направил на то, чтобы разбить русские войска поодиночке. ...
Таким полководцем был М.И. Кутузов, имя которого с уважением произносили по в...
7 сентября началось знаменитое Бородинское сражение, равного которому не знал...
На огромном живописном полотне (длина 115, высота – 15 метров) художник запеч...
В Бородинском сражении русские войска проявили величайшее мужество, стойкость...
Давать ли сражение у стен Москвы или оставить ее, сохранив армию, это должен ...
Французы вступили в Москву. Начались грабежи, пожары. Пятнадцатилетний художн...
Отечественная война 1812 г. имела огромное влияние на политическую жизнь Евро...
Словарная работа 1. Редут – полевое укрепление. 2. Картечь – артиллерийский с...
содержание
Поразмышляем над прочитанным 1. Какой мыслью и каким настроением пронизано ст...
5. Что собой представляет остальная часть стихотворения? 6. Кто герои произве...
9. Найдите рефрен (припев, слова или группа слов, строка или несколько строк ...
Подведем итоги М.Ю. Лермонтов «Бородино». - Жанр: - Признаки жанра: - Рефрен:...
Домашнее задание 1. Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Бородино» (см....
Спасибо за работу!
1 из 33

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 М.Ю. Лермонтов «Бородино» Выполнила: учитель МОУ «СОШ № 5» Еремеева Ирина Алекса
Описание слайда:

М.Ю. Лермонтов «Бородино» Выполнила: учитель МОУ «СОШ № 5» Еремеева Ирина Александровна «Недаром помнит вся Россия …»

№ слайда 2 Содержание 1. Поэт М.Ю. Лермонтов (работа со статьей учебника). 2. Путешествие в
Описание слайда:

Содержание 1. Поэт М.Ю. Лермонтов (работа со статьей учебника). 2. Путешествие в музей-панораму «Бородинская битва». 3. Словарная работа. 4. Стихотворение «Бородино». 5. Поразмышляем над прочитанным. 6. Домашнее задание

№ слайда 3 Жанровые особенности баллады БАЛЛАДА
Описание слайда:

Жанровые особенности баллады БАЛЛАДА

№ слайда 4 Жанровые особенности баллады ВЕЧНЫЕ СЮЖЕТЫ ДИАЛОГ БАЛЛАДА УНТ→ литература Лироэп
Описание слайда:

Жанровые особенности баллады ВЕЧНЫЕ СЮЖЕТЫ ДИАЛОГ БАЛЛАДА УНТ→ литература Лироэпический жанр Историческая, героическая основа Источники сюжетов христианские легенды, рыцарские романы, античные мифы

№ слайда 5 Найдите потерянные слова 1. «Лорд …»	 2. «… и золотая стрела» 	 3. «Прекрасная …
Описание слайда:

Найдите потерянные слова 1. «Лорд …» 2. «… и золотая стрела» 3. «Прекрасная …» 4. «… и Софья» 5. «… Элеанор» 6. «Старуха, … закрой!» 7. «Мальчик и …» 8. «… и кузнец» 9. «Джон … Зерно» 10. «Вересковый …»

№ слайда 6 Проверьте себя 1. «Лорд Рэндэл»	 2. «Родин Гуд и золотая стрела» 3. «Прекрасная
Описание слайда:

Проверьте себя 1. «Лорд Рэндэл» 2. «Родин Гуд и золотая стрела» 3. «Прекрасная Маргарет» 4. «Василий и Софья» 5. «Королева Элеанор» 6. «Старуха, дверь закрой!» 7. «Мальчик и мантия» 8. «Леди и кузнец» 9. «Джон Ячменное Зерно» 10. «Вересковый мед»

№ слайда 7 Михаил Юрьевич Лермонтов 1814-1841 гг. 	Как все великие таланты, Лермонтов в вы
Описание слайда:

Михаил Юрьевич Лермонтов 1814-1841 гг. Как все великие таланты, Лермонтов в высшей степени обладал тем, что называется «слогом». Какая точность и определенность в каждом слове, как на месте и как незаменимо другим каждое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность! В.Г. Белинский

№ слайда 8 Прочтите статью учебника на страницах 164-165 и ответьте на вопросы: - Где родил
Описание слайда:

Прочтите статью учебника на страницах 164-165 и ответьте на вопросы: - Где родился поэт? - Расскажите о детских впечатлениях М.Ю. Лермонтова? - Каким стихотворением Лермонтов откликнулся на гибель Пушкина? - Когда и при каких обстоятельствах погиб поэт? содержание

№ слайда 9 Путешествие в музей-панораму «Бородинская битва». Музей-панорама «Бородинская би
Описание слайда:

Путешествие в музей-панораму «Бородинская битва». Музей-панорама «Бородинская битва», памятник бессмертному подвигу русского народа в период Отечественной войны 1812 года. Собранные здесь произведения искусства воскрешают славные страницы героического прошлого нашей страны.

№ слайда 10 Отечественная война 1812 года занимает особое место в русской истории. Это была
Описание слайда:

Отечественная война 1812 года занимает особое место в русской истории. Это была справедливая, национально-освободительная война, в которой народ многонациональной России, отстаивая честь и независимость русского государства, разбил и уничтожил армию Наполеона, считавшуюся до тех пор непобедимой. Для нападения на Россию Наполеон собрал 640-тысячную армию. В ночь на 24 июля 1812 года французике войска перешли западную границу России. Русские войска насчитывали 220 тысяч солдат.

№ слайда 11 Петр Иванович Багратион Любимый ученик и боевой соратник А.В. Суворова и М.И. Ку
Описание слайда:

Петр Иванович Багратион Любимый ученик и боевой соратник А.В. Суворова и М.И. Кутузова. При вторжении Наполеона в Россию командовал одной из двух русских армий. Армия Багратиона совершила отход вглубь страны, оттянув на себя главные силы французов. На Бородинском поле 7 сентября 1812 года 2-я Западная армия под командованием П.И. Багратиона героически защищала Семеновские (Багратионовы) флеши.

№ слайда 12 Наполеон все усилия направил на то, чтобы разбить русские войска поодиночке. Но
Описание слайда:

Наполеон все усилия направил на то, чтобы разбить русские войска поодиночке. Но план французского императора не удался. В августе 1812 г. русские войска объединились под Смоленском. Для дальнейшего руководства армиями необходим был военачальник, пользующийся доверием и любовью народа.

№ слайда 13 Таким полководцем был М.И. Кутузов, имя которого с уважением произносили по всей
Описание слайда:

Таким полководцем был М.И. Кутузов, имя которого с уважением произносили по всей стране. Возглавив армию, Кутузов принял решение найти удобную позицию для генерального сражения. Такая позиция была найдена в 124 километрах от Москвы, близ села Бородино. Михаил Илларионович Кутузов

№ слайда 14 7 сентября началось знаменитое Бородинское сражение, равного которому не знала и
Описание слайда:

7 сентября началось знаменитое Бородинское сражение, равного которому не знала история. Это была битва гигантов. Она развертывалась на площади 49 квадратных километров. Со стороны русских в ней принимали участие 120 тысяч, со стороны французов – 135 тысяч солдат. Этому событию и посвящена панорама известного русского художника – баталиста Ф.А. Рубо.

№ слайда 15 На огромном живописном полотне (длина 115, высота – 15 метров) художник запечатл
Описание слайда:

На огромном живописном полотне (длина 115, высота – 15 метров) художник запечатлел самый напряженный момент сражения в 12 часов 30 минут дня, 7 сентября 1812 года. Идет вторая яростная атака на деревню Семеновскую, после ожесточенных боев заняты знаменитые Семеновские (Багратионовы) флеши и отбита очередная атака на Курганную высоту. Русские солдаты сражались, не щадя своей жизни. Битва длилась 15 часов. Здесь, на Бородинском поле, был развеян миф о непобедимости наполеоновской армии. Главная задача Наполеона – в одном генеральном сражении уничтожить русскую армию – не была выполнена.

№ слайда 16 В Бородинском сражении русские войска проявили величайшее мужество, стойкость и
Описание слайда:

В Бородинском сражении русские войска проявили величайшее мужество, стойкость и героизм. По словам М.И. Кутузова, «баталия … была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать». Рано утром 8 сентября русская армия двинулась к Москве. Потери были велики – 38,5 тысяч убитыми и ранеными. Свежих резервов не было.

№ слайда 17 Давать ли сражение у стен Москвы или оставить ее, сохранив армию, это должен был
Описание слайда:

Давать ли сражение у стен Москвы или оставить ее, сохранив армию, это должен был решить Военный совет, созванный Кутузовым в подмосковной деревне Фили. Картина А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях» воссоздает этот исторический момент. Художник очень тонко и выразительно передает душевное состояние каждого участника Совета. «С потерянием Москвы не потеряна еще Россия», - заявил фельдмаршал. Кутузов принял твердое решение сберечь армию, отступить без боя.

№ слайда 18 Французы вступили в Москву. Начались грабежи, пожары. Пятнадцатилетний художник
Описание слайда:

Французы вступили в Москву. Начались грабежи, пожары. Пятнадцатилетний художник А.Ф. Смирнов запечатлел эти события на полотне «Пожар Москвы». После тридцатипятидневного пребывания в Москве Наполеон оставил город.

№ слайда 19 Отечественная война 1812 г. имела огромное влияние на политическую жизнь Европы.
Описание слайда:

Отечественная война 1812 г. имела огромное влияние на политическую жизнь Европы. Русский народ-победитель положил начало освобождению других европейских народов от власти французских захватчиков. содержание

№ слайда 20
Описание слайда:

№ слайда 21 Словарная работа 1. Редут – полевое укрепление. 2. Картечь – артиллерийский снар
Описание слайда:

Словарная работа 1. Редут – полевое укрепление. 2. Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии. 3. Сеча – сражение, битва. 4. Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия. 5. Бивак – стоянка войска под открытым небом. 6. Кивер – высокий круглый военный головной убор из твердой кожи. 7. Хват – удалой, смелый человек. 8. Сражен булатом – то есть булатным (стальным) оружием, саблей. 9. Уланы, драгуны – так назвали солдат кавалерийских частей в дореволюционной армии. 10. Басурманы – здесь: враги. содержание

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23
Описание слайда:

№ слайда 24
Описание слайда:

№ слайда 25
Описание слайда:

№ слайда 26 содержание
Описание слайда:

содержание

№ слайда 27
Описание слайда:

№ слайда 28 Поразмышляем над прочитанным 1. Какой мыслью и каким настроением пронизано стихо
Описание слайда:

Поразмышляем над прочитанным 1. Какой мыслью и каким настроением пронизано стихотворение? 2. Как вы считаете, почему рассказ о Бородинском сражении идет от лица старого солдата? Хотя Лермонтов не дает описания внешности рассказчика, как вы себе его представляете? 3. Проследим за логикой развития сюжета. Назовите экспозицию, завязку, кульминацию и развязку. Почему Лермонтов использует диалог для рассказа о событиях? 4. Что собой представляет первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит? Оправдывает ли себя такой выбор предложений?

№ слайда 29 5. Что собой представляет остальная часть стихотворения? 6. Кто герои произведен
Описание слайда:

5. Что собой представляет остальная часть стихотворения? 6. Кто герои произведения? Какие чувства владеют ими во время боя? Чем объясняется победа русских? 7. Какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни? 8.Какой прием, заимствованный из народных баллад, используется автором?

№ слайда 30 9. Найдите рефрен (припев, слова или группа слов, строка или несколько строк пов
Описание слайда:

9. Найдите рефрен (припев, слова или группа слов, строка или несколько строк повторяющихся в стихотворении) и подумайте, почему им начинается и заканчивается рассказ старого солдата? 10. Как переданы в балладе звуки боя? Как называется это литературный прием? 11. Почему для рассказа о Бородинском сражении М.Ю. Лермонтов избрал жанр баллады? содержание

№ слайда 31 Подведем итоги М.Ю. Лермонтов «Бородино». - Жанр: - Признаки жанра: - Рефрен: -
Описание слайда:

Подведем итоги М.Ю. Лермонтов «Бородино». - Жанр: - Признаки жанра: - Рефрен: - Чувства: баллада; диалог, переходящий в монолог, историческая основа сюжета, героический характер, отчетливо слышится эмоциональный голос автора, есть зачин и концовка; несколько строк повторяющихся в стихотворении; припев, слова или группа слов, строка или гордость за наших предков, уважение к их подвигу, желание походить на них.

№ слайда 32 Домашнее задание 1. Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Бородино» (см. ре
Описание слайда:

Домашнее задание 1. Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Бородино» (см. рекомендации для чтения). 2. Составить сюжетный план рассказа старого воина (в тетради).

№ слайда 33 Спасибо за работу!
Описание слайда:

Спасибо за работу!

Название документа Конспект учебного занятия БОРОДИНО.doc

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)


Предмет:

Литература

Место занятия в структуре образовательного процесса:

Урок по учебному плану

Тема урока по учебно-тематическому плану:

«Недаром помнит вся Россия …» (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)

Номер урока по теме:

1

Форма урока:

Комбинированный урок

Цель:

1.Воспитательная: воспитание и уважение к великому прошлому России.

2. Образовательная: познакомить с содержанием стихотворения «Бородино» обратив особое внимание на его художественные достоинства;

3. Развивающая: развитие навыков выразительного чтения, умение производить анализ художественного текста

Задачи:

1. Обобщение знаний учащихся по жанровым особенностям баллады;

2. Познакомить с биографическими данными жизни М.Ю. Лермонтова, началом литературной деятельности;

3. Раскрыть истоки интереса поэта к истории России;

4. Познакомить с исторической основой стихотворения «Бородино»;

5. Проанализировать жанрово-художественные особенности

Ожидаемые результаты:

1. Сформировать представление учащихся о биографии М.Ю. Лермонтова;

2. Сформировать представление об исторической основе и содержании стихотворения «Бородино»;

3. Совершенствование умений производить анализ художественного произведения

Этапы урока (с временной раскладкой):


Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения


I.

Организационный этап

3 мин.

Мобилизация внимания учащихся, созданий мотивации к действиям на уроке

Организация внимания, внутренней готовности

Умение организовываться

Словарный

Фронтальный

Слайд № 1

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания и внутренней готовности.

2. Чтение эпиграфа к уроку. Формулирование темы урока. Постановка общих целей урока.

1. Приветствуют учителя. Показывают свою подготовку к уроку.

2. Слушают эпиграф к уроку. Записывают тему урока в тетрадь


Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения


II.

Проверка домашнего задания

6

мин.

Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени, устранение типичных ошибок.

Жанровых особенностей баллады

Уметь четко и лаконично, осознанно излагать выученный материал, выделять главное, работать с опорным сигналом

Словесный, взаимоконтроль, наглядный, проблемный

Индивидуальная,

групповая, коллективная

Слайд № 3, 4. 5

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Перед вами на экране изображен опорный сигнал «Баллада», который по памяти восстанавливал шестиклассник (слайд №3). Ваша задача за очень короткий срок найти ошибки в его работе, исправить, заполнить недостающие звенья. Сначала вы выполняете работу самостоятельно на листочках с печатной основой, а затем проводите взаимопроверку (работа с соседом по парте), опираясь на экран, где будет представлен правильный вариант (слайд №4).

2. Учитель предлагает ученикам найти соответствие в таблице (слайд №5)

1. Учащиеся рассматривают слайд №3, самостоятельно заполняют сигнальные листы (Приложение 1), меняются работами, выполняют взаимопроверку на основе образца (слайд №4)

2. Учащиеся находят соответствие автор-произведение (Приложение 2) и сравнивают свои результаты с образцом (слайд №5)

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

III.

Изучение нового материала.

30

мин.

Продолжение знакомства с поэтическим миром М.Ю. Лермонтова; рассказать об исторической основе создания «Бородино», познакомить с содержанием стихотворения, раскрыть идейно-художественное своеобразие баллады «Бородино»,

Знать содержание стихотворения «Бородино», его историческую основу и жанровое своеобразие

Совершенствование умений и навыков анализа и чтения поэтического текста, умения определять основные жанровые черты произведения. Развитие монологической и диалогической речи

Словесно-иллюстративный, метод группового проекта

Коллективная, групповая

Слайд № 6-26

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Рассказ о творчестве М.Ю. Лермонтова, его интересе к истории России (слайд № 6-7).

2. Учитель ставит перед учащимися цель: ответить на предлагаемые вопросы, работая со статьей (Приложение 3). Творчество поэта – одна из ярких страниц русской поэзии. В его мастерстве мы убедимся и на сегодняшнем уроке, читая и анализируя стихотворение «Бородино».

3. В ходе эвристической беседы учитель подводит учащихся к историческим предпосылкам возникновения баллады «Бородино» (25-летняя годовщина Бородинского сражения), подчеркивая, что история героического сражения 1812 под Бородино легла в основу стихотворения М.Ю. Лермонтова, и предлагает слово группе учащихся, подготовившей проект «Путешествие по музею-панораме «Бородинская битва»» (слайды № 8-18)

4. Прежде чем познакомиться с содержанием стихотворения обратимся к слайду (слайд №19,20) и выясним значения слов, которые встречаются в стихотворении.

1. Редут – полевое укрепление.

2. Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии.

3. Сеча – сражение, битва.

4. Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.

5. Бивак – стоянка войска под открытым небом.

6. Кивер – высокий круглый военный головной убор из твердой кожи.

7. Хват – удалой, смелый человек.

8. Сражен булатом – то есть булатным (стальным) оружием, саблей.

9. Уланы, драгуны – так назвали солдат кавалерийских частей в дореволюционной армии.

10. Басурманы – здесь: враги.

Привлечем наши знания, полученные на уроках русского языка. Как вы думаете, каково происхождение этих слов?

5. Учитель читает стихотворение «Бородино» или включает запись стихотворения в исполнении народного артиста России А. Пожарова (слайды №21-26).

1. Слушают учителя, просматривают слайд № 6-7 , делают записи в тетради.

2. Учащиеся читают статью (Приложение 3), находят ответы на вопросы.

3. Группа учащихся знакомит одноклассников с проектом «Путешествие по музею-панораме «Бородинская битва»» (слайды № 8-18), остальные учащиеся слушают сообщение.

4. Записывают значения слов в тетрадь. Отвечают на вопрос учителя (это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии)

5. Учащиеся слушают стихотворение «Бородино» (слайды №21-26)

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

IV. Эвристическая беседа

15 мин.

Выяснить, насколько учащиеся поняли содержание стихотворения. Помочь детям понять художественные особенности произведения

Знание содержания стихотворения, его жанровых особенностей, темы, идеи, ИВС

Внимательно слушать образец художественного чтения, анализировать произведение на основе вопросов учителя, выборочное выразительное чтение отрывков стихотворения

Проблемное изложение

Коллективная беседа

Слайды № 27-29

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Учитель проводит беседу по прочитанному.

Вопросы:

1.1. Какой мыслью и каким настроением пронизано стихотворение?

1.2. Как вы считаете, почему рассказ о Бородинском сражении идет от лица старого солдата? (Объясним детям, что срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек наступал на службу молодым, а заканчивал пожилым человеком). Хотя Лермонтов не дает описания внешности рассказчика, как вы себе его представляете?

1.3. Проследим за логикой развития сюжета. Назовите экспозицию, завязку, кульминацию и развязку. Почему Лермонтов использует диалог для рассказа о событиях?

1.4. Что собой представляет первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит? Оправдывает ли себя такой выбор предложений?

1.5. Что собой представляет остальная часть стихотворения?

1.6. Кто герои произведения? Какие чувства владеют ими во время боя? Чем объясняется победа русских?

1.7. Как правильно вы рассудили, как верно дополняли свои мысли словами поэта, в которых так ясно отразили чувства народа русского, народа-героя. Однако и до сегодняшнего урока мы знали о событиях под Бородино в 1812 году, а читали стихотворение с таким интересом! Почему?

1.8. Какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни?

1.9.Какой прием, заимствованный из народных баллад, используется автором?

1.10..Найдите рефрен (припев, слова или группа слов, строка или несколько строк повторяющихся в стихотворении) и подумайте, почему им начинается и заканчивается рассказ старого солдата?

1.11. Как переданы в балладе звуки боя? Как называется это литературный прием?

1.12. Почему для рассказа о Бородинском сражении М.Ю. Лермонтов избрал жанр баллады?

1. Учащиеся участвуют в беседе.

Предполагаемые ответы учащихся:

1.1. Стихотворение пронизано гордостью за участников Бородинского сражения, горечью за оставление Москвы.

1.2. Старый солдат, вероятно, был участником сражения. Он рассказывает о Бородинском сражении молодым солдатам

1.3. В центре внимания будут те 13 строф, которые представляют рассказ старого солдата. Назовите экспозицию («Мы долго молча отступали…»), завязку («И вот нашли большое поле… Построили редут»). «Два дня мы были в перестрелке…», сражение: «Ну ж был денек!» Кульминация – следующие три строфы. Развязка: «… И отступили басурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать».

1.4. Первая строфа стихотворения – это вопросительное и два восклицательных предложения, в которых заключен вопрос молодых воинов о боевых схватках под Бородином и сожаление, что отдали Москву.

1.5. Рассказ бывалого воина, участника сражения – волнующий, гордый, правдивый.

1.6. Герои лермонтовского стихотворения – русские люди, победившие в войне с французами, - простые солдаты, руководимые талантливыми военачальниками: «…могучее, лихое племя, богатыри…» Русским воинам дороги простор и свобода родной земли: «Есть разгуляться где на воле!» Они горячо любят Родину, этим и объясняется их героизм, смелость, беззаветная преданность: «Уж мы пойдем ломить стеною, уж построим мы головою за родину свою!» Русский солдат умеет хранить спокойствие, он рассудителен и мудр: «Но тих был наш бивак открытый: кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус». Он умеет быть искренне благодарен командирам за науку: «Полковник наш рожден был хватом: слуга царю, отец солдатам … Да, жаль его: сражен булатом, он спит в земле сырой». Русский солдат верен клятве Родине. Он умрет, но не изменит: «И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!»

1.7. Мы встретились с произведением искусства. А искусство не только рассказывает о чем-то, но и делает нас соучастниками событий, заставляет переживать изображаемое.

1.8. Речь старого солдата богата эпитетами (красочными определениями), сравнениями, метафорами, например: синие верхушки, поле грозной сечи, клятва верности, русский бой удалый, протяжный вой; умремте, как наши братья умирали; французы двинулись, как тучи; утро осветило пушки; звучал булат, картечь визжала.

1.9. Диалог, переходящий в монолог.

1.10. Первая и последняя строфы почти полностью повторяются (дети зачитывают).

1.11. Услышать бой помогает использованный Лермонтовым подбор звуков, имеющих художественно-выразительное значение. В литературоведении это называется звукопись.

1.12. Именно этот жанр Лермонтов считает наиболее удачным, чтобы рассказать об исторических событиях и описать героизм русской армии.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

V. Обобщение изученного материала

6 мин.

В ходе обобщения материала подвести учащихся к пониманию, что «Бородино» обладает всеми жанровыми признаками баллады

Жанровых признаков баллады,

Сопоставлять жанровые признаки с текстом художественного произведения

Проблемный

Индивидуальные

Слайд № 30

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Подведем итоги. «Бородино» - баллада. Учитель предлагает учащимся обобщить полученные знания, сопоставить их с литературоведческими понятиями определить место произведения в жанровой иерархии.

- Жанр: баллада;

- Признаки жанра: диалог, переходящий в монолог, историческая основа сюжета, героический характер, отчетливо слышится эмоциональный голос автора, есть зачин и концовка;

- Рефрен: припев, слова или группа слов, строка или несколько строк повторяющихся в стихотворении;

- Чувства: гордость за наших предков, уважение к их подвигу, желание походить на них.

1. Заполняют недостающие звенья в слайде № 30, делают записи в тетради.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VI. Групповая рефлексия с элементами мониторинга

15 мин.

Обучение написанию цитатного плана, подготовка к выразительному чтению отрывков

Развитие сюжетной линии произведения

Работать в группах, выборочное выразительное чтение, составлять цитатный план

Проблемно-поисковый

Групповая


Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Учитель предлагает ученикам объединиться в группы для составления примерного плана рассказа старого воина (с использованием цитат и подготовки отрывков из баллады к выразительному чтению).

1. Учащиеся делятся на группы, составляют план рассказа старого воина, работают с Приложением 4.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VII. Работа над планом сочинения как завершающий этап модуля

15 мин.

Подготовить учащихся к написанию сочинения

Содержания произведения, его художественных особенностей

Составлять план к сочинению по заданной теме

Проблемно-поисковый

Беседа


Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Ставит вопрос: «Почему же М.Ю. Лермонтов называет своих современников былинными богатырями?»

2. Выслушивает мнения учеников, записывает на доске наиболее удавшиеся ключевые фразы.

3. Помогает ученикам сформулировать план сочинения.

1. Записывают тему сочинения-рассуждения.

2. Предлагают свои варианты ответов на вопрос.

3. Фиксируют примерный план сочинения.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

Домашнее задание

2

Мин.

Закрепить изученный материал, развитие монологической речи и навыков художественного чтения поэтического произведения

Содержания произведения

Заучивание наизусть, умение составлять устное сочинение- рассуждение

Дифференцированные

Индивидуальные

Слайд № 31

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предлагает дифференцированное домашнее задание:

1. Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Бородино».

(см. рекомендации для чтения)

2. Составить связное устное сочинение-рассуждение.


1. Записывают домашнее задание в дневник.


конспект урока + презентация комбинированного урока по русскому языку на тему "Недаром помнит вся Россия …" (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)
  • Русский язык и литература
Описание:

Целью данного урока являются

воспитание и уважение к великому прошлому России;

ознакомление с содержанием стихотворения «Бородино»;

развитие навыков выразительного чтения;

умение производить анализ художественного текста.

На уроке решаются следующие задачи:

1. Обобщение знаний учащихся по жанровым особенностям баллады;

2. Ознакомление с биографическими данными жизни М.Ю. Лермонтова, началом литературной деятельности;

3. Ознакомление с исторической основой стихотворения «Бородино»;

4. Анализ жанрово-художественные особенностей произведения.

Результатом урока являются

формирование представления об исторической основе и содержании стихотворения «Бородино»;

совершенствование умений производить анализ художественного произведения.

Автор Еремеева Ирина Александровна
Дата добавления 15.02.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 685
Номер материала 56358
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓