Инфоурок Литература Другие методич. материалыКонспект урока + презентация комбинированного урока по русскому языку на тему "Недаром помнит вся Россия …" (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)

Конспект урока + презентация комбинированного урока по русскому языку на тему "Недаром помнит вся Россия …" (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ БОРОДИНО.ppt

Скачать материал "Конспект урока + презентация комбинированного урока по русскому языку на тему "Недаром помнит вся Россия …" (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Оператор очистных сооружений

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • М.Ю. Лермонтов«Бородино»Выполнила: учитель МОУ «СОШ № 5»
 Еремеева Ирина Алек...

    1 слайд

    М.Ю. Лермонтов
    «Бородино»
    Выполнила: учитель МОУ «СОШ № 5»
    Еремеева Ирина Александровна
    «Недаром помнит
    вся Россия …»

  • Содержание1. Поэт  М.Ю. Лермонтов (работа со статьей учебника).
2. Путешестви...

    2 слайд

    Содержание
    1. Поэт М.Ю. Лермонтов (работа со статьей учебника).
    2. Путешествие в музей-панораму «Бородинская битва».
    3. Словарная работа.
    4. Стихотворение «Бородино».
    5. Поразмышляем над прочитанным.
    6. Домашнее задание

  • Жанровые особенности балладыБАЛЛАДА

    3 слайд

    Жанровые особенности баллады
    БАЛЛАДА

  • Жанровые особенности балладыВЕЧНЫЕ СЮЖЕТЫДИАЛОГБАЛЛАДАУНТ→ литература      Ли...

    4 слайд

    Жанровые особенности баллады
    ВЕЧНЫЕ СЮЖЕТЫ
    ДИАЛОГ
    БАЛЛАДА
    УНТ→ литература
    Лироэпический жанр
    Историческая, героическая основа
    Источники сюжетов христианские легенды, рыцарские романы, античные мифы

  • Найдите потерянные слова 1. «Лорд …»	
2. «… и золотая стрела» 	
3. «Прекрасна...

    5 слайд

    Найдите потерянные слова
    1. «Лорд …»
    2. «… и золотая стрела»
    3. «Прекрасная …»
    4. «… и Софья»
    5. «… Элеанор»
    6. «Старуха, … закрой!»
    7. «Мальчик и …»
    8. «… и кузнец»
    9. «Джон … Зерно»
    10. «Вересковый …»

  • Проверьте себя 1. «Лорд Рэндэл»	
2. «Родин Гуд и золотая стрела»
3. «Прекрасн...

    6 слайд

    Проверьте себя
    1. «Лорд Рэндэл»
    2. «Родин Гуд и золотая стрела»
    3. «Прекрасная Маргарет»
    4. «Василий и Софья»
    5. «Королева Элеанор»
    6. «Старуха, дверь закрой!»
    7. «Мальчик и мантия»
    8. «Леди и кузнец»
    9. «Джон Ячменное Зерно»
    10. «Вересковый мед»

  • Михаил Юрьевич Лермонтов
1814-1841 гг.	Как все великие таланты, Лермонтов в...

    7 слайд


    Михаил Юрьевич Лермонтов
    1814-1841 гг.
    Как все великие таланты, Лермонтов в высшей степени обладал тем, что называется «слогом».
    Какая точность и определенность в каждом слове, как на месте и как незаменимо другим каждое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность!

    В.Г. Белинский

  • Прочтите статью учебника на страницах  164-165 и ответьте на вопросы:  - Где...

    8 слайд

    Прочтите статью учебника на страницах 164-165 и ответьте на вопросы:
    - Где родился поэт?

    - Расскажите о детских впечатлениях М.Ю. Лермонтова?

    - Каким стихотворением Лермонтов откликнулся на гибель Пушкина?

    - Когда и при каких обстоятельствах погиб поэт?
    содержание

  • Путешествие в музей-панораму «Бородинская битва».Музей-панорама «Бородинская...

    9 слайд

    Путешествие в музей-панораму «Бородинская битва».
    Музей-панорама «Бородинская битва», памятник бессмертному подвигу русского народа в период Отечественной войны 1812 года.
    Собранные здесь произведения искусства воскрешают славные страницы героического прошлого нашей страны.

  • Отечественная  война 1812 года занимает особое место в русской истории. Это б...

    10 слайд

    Отечественная война 1812 года занимает особое место в русской истории. Это была справедливая, национально-освободительная война, в которой народ многонациональной России, отстаивая честь и независимость русского государства, разбил и уничтожил армию Наполеона, считавшуюся до тех пор непобедимой.
    Для нападения на Россию Наполеон собрал 640-тысячную армию. В ночь на 24 июля 1812 года французике войска перешли западную границу России.
    Русские войска насчитывали 220 тысяч солдат.

  • Петр Иванович БагратионЛюбимый ученик и боевой соратник А.В. Суворова и М.И....

    11 слайд

    Петр Иванович Багратион
    Любимый ученик и боевой соратник А.В. Суворова и М.И. Кутузова.
    При вторжении Наполеона в Россию командовал одной из двух русских армий.
    Армия Багратиона совершила отход вглубь страны, оттянув на себя главные силы французов. На Бородинском поле 7 сентября 1812 года 2-я Западная армия под командованием П.И. Багратиона героически защищала Семеновские (Багратионовы) флеши.

  • Наполеон все усилия направил на то, чтобы разбить русские войска поодиночке....

    12 слайд

    Наполеон все усилия направил на то, чтобы разбить русские войска поодиночке. Но план французского императора не удался.
    В августе 1812 г. русские войска объединились под Смоленском. Для дальнейшего руководства армиями необходим был военачальник, пользующийся доверием и любовью народа.

  • Таким полководцем был М.И. Кутузов, имя которого с уважением произносили по в...

    13 слайд

    Таким полководцем был М.И. Кутузов, имя которого с уважением произносили по всей стране.
    Возглавив армию, Кутузов принял решение найти удобную позицию для генерального сражения. Такая позиция была найдена в 124 километрах от Москвы, близ села Бородино.
    Михаил Илларионович Кутузов

  • 7 сентября началось знаменитое Бородинское сражение, равного которому не знал...

    14 слайд

    7 сентября началось знаменитое Бородинское сражение, равного которому не знала история. Это была битва гигантов. Она развертывалась на площади 49 квадратных километров. Со стороны русских в ней принимали участие 120 тысяч, со стороны французов – 135 тысяч солдат. Этому событию и посвящена панорама известного русского художника – баталиста Ф.А. Рубо.

  • На огромном живописном полотне (длина 115, высота – 15 метров) художник запеч...

    15 слайд

    На огромном живописном полотне (длина 115, высота – 15 метров) художник запечатлел самый напряженный момент сражения в 12 часов 30 минут дня, 7 сентября 1812 года. Идет вторая яростная атака на деревню Семеновскую, после ожесточенных боев заняты знаменитые Семеновские (Багратионовы) флеши и отбита очередная атака на Курганную высоту. Русские солдаты сражались, не щадя своей жизни. Битва длилась 15 часов. Здесь, на Бородинском поле, был развеян миф о непобедимости наполеоновской армии. Главная задача Наполеона – в одном генеральном сражении уничтожить русскую армию – не была выполнена.

  • В Бородинском сражении русские войска проявили величайшее мужество, стойкость...

    16 слайд

    В Бородинском сражении русские войска проявили величайшее мужество, стойкость и героизм.
    По словам М.И. Кутузова, «баталия … была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать».
    Рано утром 8 сентября русская армия двинулась к Москве. Потери были велики – 38,5 тысяч убитыми и ранеными. Свежих резервов не было.

  • Давать ли сражение у стен Москвы или оставить ее, сохранив армию, это должен...

    17 слайд

    Давать ли сражение у стен Москвы или оставить ее, сохранив армию, это должен был решить Военный совет, созванный Кутузовым в подмосковной деревне Фили.
    Картина А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях» воссоздает этот исторический момент. Художник очень тонко и выразительно передает душевное состояние каждого участника Совета. «С потерянием Москвы не потеряна еще Россия», - заявил фельдмаршал. Кутузов принял твердое решение сберечь армию, отступить без боя.

  • Французы вступили в Москву. Начались грабежи, пожары. Пятнадцатилетний художн...

    18 слайд

    Французы вступили в Москву. Начались грабежи, пожары. Пятнадцатилетний художник А.Ф. Смирнов запечатлел эти события на полотне «Пожар Москвы».
    После тридцатипятидневного пребывания в Москве Наполеон оставил город.

  • Отечественная война 1812 г. имела огромное влияние на политическую жизнь Евро...

    19 слайд

    Отечественная война 1812 г. имела огромное влияние на политическую жизнь Европы.
    Русский народ-победитель положил начало освобождению других европейских народов от власти французских захватчиков.
    содержание

  • 20 слайд

  • Словарная работа1. Редут – полевое укрепление.
2. Картечь – артиллерийский сн...

    21 слайд

    Словарная работа
    1. Редут – полевое укрепление.
    2. Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии.
    3. Сеча – сражение, битва.
    4. Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.
    5. Бивак – стоянка войска под открытым небом.
    6. Кивер – высокий круглый военный головной убор из твердой кожи.
    7. Хват – удалой, смелый человек.
    8. Сражен булатом – то есть булатным (стальным) оружием, саблей.
    9. Уланы, драгуны – так назвали солдат кавалерийских частей в дореволюционной армии.
    10. Басурманы – здесь: враги.

    содержание

  • 22 слайд

  • 23 слайд

  • 24 слайд

  • 25 слайд

  • содержание

    26 слайд

    содержание

  • 27 слайд

  • Поразмышляем над прочитанным1. Какой мыслью и каким настроением пронизано сти...

    28 слайд

    Поразмышляем над прочитанным
    1. Какой мыслью и каким настроением пронизано стихотворение?
    2. Как вы считаете, почему рассказ о Бородинском сражении идет от лица старого солдата? Хотя Лермонтов не дает описания внешности рассказчика, как вы себе его представляете?
    3. Проследим за логикой развития сюжета. Назовите экспозицию, завязку, кульминацию и развязку. Почему Лермонтов использует диалог для рассказа о событиях?
    4. Что собой представляет первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит? Оправдывает ли себя такой выбор предложений?

  • 5. Что собой представляет остальная часть стихотворения?

6. Кто герои произв...

    29 слайд

    5. Что собой представляет остальная часть стихотворения?

    6. Кто герои произведения? Какие чувства владеют ими во время боя? Чем объясняется победа русских?

    7. Какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни?

    8.Какой прием, заимствованный из народных баллад, используется автором?

  • 9. Найдите рефрен (припев, слова или группа слов, строка или несколько строк...

    30 слайд

    9. Найдите рефрен (припев, слова или группа слов, строка или несколько строк повторяющихся в стихотворении) и подумайте, почему им начинается и заканчивается рассказ старого солдата?

    10. Как переданы в балладе звуки боя? Как называется это литературный прием?

    11. Почему для рассказа о Бородинском сражении М.Ю. Лермонтов избрал жанр баллады?
    содержание

  • Подведем итогиМ.Ю. Лермонтов «Бородино».
- Жанр:
- Признаки жанра: 


- Рефре...

    31 слайд

    Подведем итоги
    М.Ю. Лермонтов «Бородино».
    - Жанр:
    - Признаки жанра:


    - Рефрен:

    - Чувства:

    баллада;
    диалог, переходящий в монолог,
    историческая основа сюжета, героический характер,
    отчетливо слышится эмоциональный голос автора,
    есть зачин и концовка;
    несколько строк повторяющихся в стихотворении;
    припев, слова или группа слов, строка или
    гордость за наших предков, уважение к
    их подвигу, желание походить на них.

  • Домашнее задание1. Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Бородино»
   (с...

    32 слайд

    Домашнее задание
    1. Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Бородино»
    (см. рекомендации для чтения).

    2. Составить сюжетный план рассказа старого воина (в тетради).

  • Спасибо за работу!

    33 слайд

    Спасибо за работу!

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Конспект учебного занятия БОРОДИНО.doc

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)

 

Предмет:

Литература

Место занятия в структуре образовательного процесса:

Урок по учебному плану

Тема урока по учебно-тематическому плану:

«Недаром помнит вся Россия …» (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)

Номер урока по теме:

1

Форма урока:

Комбинированный урок

Цель:

1.Воспитательная: воспитание и уважение к великому прошлому России.

2. Образовательная: познакомить с содержанием стихотворения «Бородино» обратив особое внимание на его художественные достоинства;

3. Развивающая: развитие навыков выразительного чтения, умение производить анализ художественного текста

Задачи:

1. Обобщение знаний учащихся по жанровым особенностям баллады;

2. Познакомить с биографическими данными жизни М.Ю. Лермонтова, началом литературной деятельности;

3. Раскрыть истоки интереса поэта к истории России;

4. Познакомить с исторической основой стихотворения «Бородино»;

5. Проанализировать жанрово-художественные особенности

Ожидаемые результаты:

1. Сформировать представление учащихся о биографии М.Ю. Лермонтова;

2. Сформировать представление об исторической основе и содержании стихотворения «Бородино»;

3. Совершенствование умений производить анализ художественного произведения

Этапы урока (с временной раскладкой):

 

     


Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

 

I.

Организационный этап

3 мин.

Мобилизация внимания учащихся, созданий мотивации к действиям на уроке

Организация внимания, внутренней готовности

Умение организовываться

Словарный

Фронтальный

Слайд № 1

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания и внутренней готовности.

2. Чтение эпиграфа к уроку. Формулирование темы урока. Постановка общих целей урока.

1. Приветствуют учителя. Показывают свою подготовку к уроку.

2. Слушают эпиграф к уроку. Записывают тему урока в тетрадь

 

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

 

II.

Проверка домашнего задания

6

мин.

Выявление факта выполнения домашнего задания  у всего класса за короткий  промежуток времени, устранение типичных ошибок.

Жанровых особенностей баллады

Уметь четко и лаконично, осознанно излагать выученный материал, выделять главное, работать с опорным сигналом

Словесный,  взаимоконтроль, наглядный, проблемный

Индивидуальная,

групповая, коллективная

Слайд № 3, 4. 5

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Перед вами  на экране изображен опорный сигнал «Баллада», который по памяти восстанавливал шестиклассник (слайд №3).  Ваша задача за очень короткий срок найти ошибки в его работе, исправить, заполнить недостающие звенья. Сначала вы  выполняете работу самостоятельно на листочках с печатной основой, а затем проводите взаимопроверку (работа с соседом по парте), опираясь на экран, где будет представлен правильный вариант (слайд №4). 

2.  Учитель предлагает ученикам найти соответствие в таблице (слайд №5)

1. Учащиеся рассматривают слайд №3, самостоятельно заполняют сигнальные листы (Приложение 1), меняются работами, выполняют взаимопроверку на основе образца (слайд №4)

2. Учащиеся находят соответствие автор-произведение (Приложение 2) и сравнивают свои результаты с образцом (слайд №5)

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

III.

Изучение нового материала.

30

мин.

Продолжение знакомства с поэтическим миром М.Ю. Лермонтова; рассказать об исторической основе создания «Бородино», познакомить с содержанием стихотворения,  раскрыть идейно-художественное своеобразие баллады «Бородино»,

Знать содержание стихотворения «Бородино», его историческую основу и жанровое своеобразие

Совершенствование умений и навыков анализа и чтения поэтического текста, умения определять основные жанровые черты произведения. Развитие монологической и диалогической речи     

Словесно-иллюстративный, метод группового проекта

Коллективная, групповая 

Слайд № 6-26

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Рассказ о творчестве М.Ю. Лермонтова, его интересе к истории России (слайд № 6-7).   

2. Учитель ставит перед учащимися цель: ответить на предлагаемые вопросы, работая со статьей (Приложение 3). Творчество поэта – одна из ярких страниц русской поэзии. В его мастерстве мы убедимся и на сегодняшнем уроке, читая и анализируя стихотворение «Бородино».

3. В ходе эвристической беседы учитель подводит учащихся к историческим предпосылкам возникновения баллады «Бородино» (25-летняя годовщина Бородинского сражения), подчеркивая, что история героического сражения 1812 под Бородино легла в основу стихотворения М.Ю. Лермонтова, и предлагает слово группе учащихся, подготовившей проект «Путешествие по музею-панораме «Бородинская битва»» (слайды № 8-18)

 4. Прежде чем познакомиться с содержанием стихотворения обратимся к слайду (слайд №19,20) и выясним значения слов, которые встречаются в стихотворении.

     1. Редут – полевое укрепление.

     2. Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии.

     3. Сеча – сражение, битва.

     4. Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.

     5. Бивак – стоянка войска под открытым небом.

     6. Кивер – высокий круглый военный головной убор из твердой кожи.

    7. Хват – удалой, смелый человек.

    8. Сражен булатом – то есть булатным (стальным) оружием, саблей.

    9. Уланы, драгуны – так назвали солдат кавалерийских частей в дореволюционной армии.

   10. Басурманы – здесь: враги.

Привлечем наши знания, полученные на уроках русского языка. Как вы думаете, каково происхождение этих слов? 

5. Учитель читает стихотворение «Бородино» или включает запись стихотворения в исполнении народного артиста России А. Пожарова  (слайды №21-26).

1. Слушают учителя, просматривают слайд № 6-7 , делают записи в тетради.

2. Учащиеся читают статью (Приложение 3), находят ответы на вопросы.

3. Группа учащихся знакомит одноклассников с проектом «Путешествие по музею-панораме «Бородинская битва»»   (слайды № 8-18), остальные учащиеся слушают сообщение. 

4. Записывают значения слов в тетрадь. Отвечают на вопрос учителя (это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии)

5. Учащиеся слушают стихотворение «Бородино» (слайды №21-26)

      

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

IV. Эвристическая беседа

15 мин.

Выяснить, насколько учащиеся поняли содержание стихотворения. Помочь детям понять художественные особенности произведения

Знание содержания стихотворения, его жанровых особенностей, темы, идеи, ИВС

Внимательно слушать образец художественного чтения, анализировать произведение на основе вопросов учителя, выборочное выразительное чтение отрывков стихотворения

Проблемное изложение

Коллективная беседа

Слайды № 27-29

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Учитель проводит беседу по прочитанному.

Вопросы:

1.1. Какой мыслью и каким настроением пронизано стихотворение?

1.2. Как вы считаете, почему рассказ о Бородинском сражении идет от лица старого солдата? (Объясним детям, что срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек наступал на службу молодым, а заканчивал пожилым человеком). Хотя Лермонтов не дает описания внешности рассказчика, как вы себе его представляете?

1.3.  Проследим за логикой развития сюжета. Назовите экспозицию, завязку, кульминацию и развязку. Почему Лермонтов использует диалог для рассказа о событиях?

1.4. Что собой представляет первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит? Оправдывает ли себя такой выбор предложений?

1.5. Что собой представляет остальная часть стихотворения?

1.6. Кто герои произведения? Какие чувства владеют ими во время боя? Чем объясняется победа русских?

1.7. Как правильно вы рассудили, как верно дополняли свои мысли словами поэта, в которых так ясно отразили чувства народа русского, народа-героя. Однако и до сегодняшнего урока мы знали о событиях под Бородино в 1812 году, а читали стихотворение с таким интересом! Почему?

1.8. Какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни?

1.9.Какой прием, заимствованный из народных баллад, используется автором?

1.10..Найдите рефрен (припев, слова или группа слов, строка или несколько строк повторяющихся в стихотворении) и подумайте, почему им начинается и заканчивается рассказ старого солдата?

1.11. Как переданы в балладе звуки боя? Как называется это литературный прием?

1.12. Почему для рассказа о Бородинском сражении М.Ю. Лермонтов избрал жанр баллады?

         

               

   

1. Учащиеся участвуют в беседе.

    Предполагаемые ответы учащихся:

1.1. Стихотворение пронизано гордостью за участников Бородинского сражения, горечью за оставление Москвы.

1.2. Старый солдат, вероятно, был участником сражения. Он рассказывает о Бородинском сражении молодым солдатам

1.3. В центре внимания будут те 13 строф, которые представляют рассказ старого солдата. Назовите экспозицию («Мы долго молча отступали…»), завязку («И вот нашли большое поле… Построили редут»). «Два дня мы были в перестрелке…», сражение: «Ну ж был денек!» Кульминация – следующие три строфы. Развязка: «… И отступили басурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать».

1.4. Первая строфа стихотворения – это вопросительное и два восклицательных предложения, в которых заключен вопрос молодых воинов о боевых схватках под Бородином и сожаление, что отдали Москву.

1.5. Рассказ бывалого воина, участника сражения – волнующий, гордый, правдивый.

1.6. Герои лермонтовского стихотворения – русские люди, победившие в войне с французами, - простые солдаты, руководимые талантливыми военачальниками: «…могучее, лихое племя, богатыри…» Русским воинам дороги простор и свобода родной земли: «Есть разгуляться где на воле!» Они горячо любят Родину, этим и объясняется их героизм, смелость, беззаветная преданность: «Уж мы пойдем ломить стеною, уж построим мы головою за родину свою!»  Русский солдат умеет хранить спокойствие, он рассудителен и мудр: «Но тих был наш бивак открытый: кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус». Он умеет быть искренне благодарен командирам за науку: «Полковник наш рожден был хватом: слуга царю, отец солдатам … Да, жаль его: сражен булатом, он спит в земле сырой». Русский солдат верен клятве Родине. Он умрет, но не изменит: «И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!» 

1.7. Мы встретились с произведением искусства. А искусство не только рассказывает о чем-то, но и делает нас соучастниками событий, заставляет переживать изображаемое.

1.8. Речь старого солдата богата эпитетами (красочными определениями), сравнениями, метафорами, например: синие верхушки, поле грозной сечи, клятва верности, русский бой удалый, протяжный вой; умремте, как наши братья умирали; французы двинулись, как тучи; утро осветило пушки; звучал булат, картечь визжала.

1.9. Диалог, переходящий в монолог.

1.10.  Первая и последняя строфы почти полностью повторяются  (дети зачитывают).

1.11. Услышать бой помогает использованный Лермонтовым подбор звуков, имеющих художественно-выразительное значение. В литературоведении это называется  звукопись.

1.12. Именно этот жанр Лермонтов считает наиболее удачным, чтобы рассказать об исторических событиях и описать героизм русской армии.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

V. Обобщение изученного материала

6 мин.

В ходе обобщения материала подвести учащихся к пониманию, что «Бородино» обладает всеми жанровыми признаками баллады

Жанровых признаков баллады,

Сопоставлять жанровые признаки с текстом художественного произведения

Проблемный

Индивидуальные

Слайд № 30

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Подведем итоги. «Бородино» - баллада.  Учитель предлагает учащимся обобщить полученные знания, сопоставить их с литературоведческими понятиями определить место произведения в жанровой иерархии.

- Жанр: баллада;

- Признаки жанра: диалог, переходящий в монолог, историческая основа сюжета, героический характер, отчетливо слышится эмоциональный голос автора, есть зачин и концовка;

- Рефрен: припев, слова или группа слов, строка или несколько строк повторяющихся в стихотворении; 

- Чувства: гордость за наших предков, уважение к их подвигу, желание походить на них.    

1. Заполняют недостающие звенья  в слайде № 30, делают записи в тетради.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VI.  Групповая рефлексия с элементами мониторинга

15 мин.

Обучение написанию цитатного плана, подготовка к выразительному чтению отрывков

Развитие сюжетной линии произведения

Работать в группах, выборочное выразительное чтение, составлять цитатный  план

Проблемно-поисковый

Групповая

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Учитель предлагает ученикам объединиться в группы для  составления примерного плана рассказа старого воина (с использованием цитат и подготовки отрывков из баллады к выразительному чтению).

1. Учащиеся делятся на группы, составляют план рассказа старого воина, работают с Приложением 4.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VII. Работа над планом сочинения как завершающий этап модуля

15 мин.

Подготовить учащихся к написанию сочинения

Содержания произведения, его художественных особенностей

Составлять план к сочинению по заданной теме

Проблемно-поисковый

Беседа

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Ставит вопрос: «Почему же М.Ю. Лермонтов называет своих современников былинными богатырями?»

2. Выслушивает мнения учеников, записывает на доске наиболее удавшиеся ключевые фразы.

3. Помогает ученикам сформулировать план сочинения.

1. Записывают тему сочинения-рассуждения.

2. Предлагают свои варианты ответов на вопрос.

3. Фиксируют примерный план сочинения.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

Домашнее задание

2

Мин.

Закрепить изученный материал, развитие монологической речи и навыков художественного чтения поэтического произведения

Содержания произведения

Заучивание наизусть, умение составлять устное сочинение- рассуждение

Дифференцированные

Индивидуальные

Слайд № 31

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предлагает дифференцированное домашнее задание:

1. Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Бородино».

   (см. рекомендации для чтения)

2. Составить связное устное сочинение-рассуждение.

 

1. Записывают домашнее задание в дневник.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока + презентация комбинированного урока по русскому языку на тему "Недаром помнит вся Россия …" (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 539 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.02.2020 195
    • ZIP 22.8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Козлов Валерий Александрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Козлов Валерий Александрович
    Козлов Валерий Александрович
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 69551
    • Всего материалов: 201

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 334 человека из 61 региона

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 41 региона

Мини-курс

Психология эмпатии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 16 регионов

Мини-курс

Современные вызовы педагогической профессии: развитие профессионализма педагогов в контексте улучшения качества образования

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 15 регионов
Сейчас в эфире

Восстановительные и медиативные практики в профилактике кибербуллинга

Перейти к трансляции