Инфоурок Информатика Другие методич. материалыКонспект урока «Построение логических схем с помощью базовых логических элементов»

Конспект урока «Построение логических схем с помощью базовых логических элементов»

Скачать материал

Конспект урока
«Построение логических схем с помощью базовых логических элементов»


Учитель математики и информатики МБОУ « Гимназия №25» города Курска Жиленкова Н.Н.

Класс: 10

Тип урока: лекция, самостоятельная работа.

Оборудование: проектор, карточки с заданиями.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Цели урока:

Образовательные:

·                       научиться строить логические схемы для логических функций с помощью основных базовых логических элементов;

·                       научиться выписывать соответствующую логическую функцию из логической схемы.

Воспитательные:

·                       привитие навыков самостоятельности в работе, воспитание аккуратности, дисциплинированности.

Развивающие:

·                       развитие внимания, мышления, памяти обучающихся.

Ход урока:

1. Организационный момент (1 мин).
2. Проверка пройденного материала (5 мин).

Фронтальный опрос.

1.                   Перечислите основные логические операции.

2.                   Что такое логическое умножение?

3.                   Что такое логическое сложение?

4.                   Что такое инверсия?

5.                   Что такое таблица истинности?

6.                   Что такое сумматор?

7.                   Что такое полусумматор?

3. Изучение нового материала (20 мин).

Дискретный преобразователь, который после обработки входных двоичных сигналов выдает на выходе сигнал, являющийся значением одной из логических операций, называется логическим элементом.
Поскольку любая логическая операция может быть представлена в виде комбинаций трех основных, любые устройства компьютера, производящие обработку или хранение информации, могут быть собраны из базовых логических элементов, как из «кирпичиков».
Логические элементы компьютера оперируют сигналами, представляющими собой электрические импульсы. Есть импульс – логический смысл сигнала – 1, нет импульса – 0. На входы логического элемента поступают сигналы-значения аргументов, на выходе появляется сигнал-значение функции.
Преобразование сигнала логическим элементом задается таблицей состояния, которая фактически является таблицей истинности, соответствующей логической функции.
На доске приведены условные обозначения (схемы) базовых логических элементов, реализующих логическое умножение (конъюнктор), логическое сложение (дизъюнктор) и отрицание (инвертор).

Логический элемент «И»:

Описание: http://www.metod-kopilka.ru/images/a_1.jpg

Логический элемент «ИЛИ»:

Описание: http://www.metod-kopilka.ru/images/a_2.jpg

Логический элемент «НЕ»:

Описание: http://www.metod-kopilka.ru/images/a_3.jpg

Устройства компьютера (сумматоры в процессоре, ячейки памяти в оперативной памяти и др.) строятся на основе базовых логических элементов.

Пример 1. По заданной логической функции Описание: http://www.metod-kopilka.ru/images/a_4.jpgпостроить логическую схему.

Наше построение схемы, мы начнем с логической операции, которая должна выполнятся последней. В нашем случае такой операцией является логическое сложение, следовательно, на выходе логической схемы должен быть дизъюнктор. На него сигналы будут подаваться с двух конъюнкторов, на которые в свою очередь подаются один входной сигнал нормальный и один инвертированный (с инверторов).

Описание: http://www.metod-kopilka.ru/images/a_5.jpg

Пример 2. Выписать из логической схемы соответствующую ей логическую формулу:

А

В

F

0

0

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1

Описание: http://www.metod-kopilka.ru/images/a_6.jpg

Решение:

Описание: http://www.metod-kopilka.ru/images/a_7.jpg

4. Закрепление нового материала (15 мин).

Для закрепления материала обучающимся раздаются карточки на два варианта для самостоятельной работы.

Вариант 1.

1. По заданной логической функции Описание: http://www.metod-kopilka.ru/images/a_15.jpgпостроить логическую схему и таблицу истинности.
Решение:

Описание: http://www.metod-kopilka.ru/images/a_8.jpg

Описание: http://www.metod-kopilka.ru/images/a_16.jpg

2. Выписать из логической схемы соответствующую ей логическую формулу:

А

В

F

0

0

1

0

1

0

1

0

1

1

1

0

Описание: http://www.metod-kopilka.ru/images/a_122.jpg

Решение:

Описание: http://www.metod-kopilka.ru/images/a_9.jpg

Вариант 2.

1. По заданной логической функции Описание: http://www.metod-kopilka.ru/images/a_10.jpgпостроить логическую схему и таблицу истинности.
Решение:

Описание: http://www.metod-kopilka.ru/images/a_11.jpg

Описание: http://www.metod-kopilka.ru/images/a_17.jpg

2. Выписать из логической схемы соответствующую ей логическую формулу:

А

В

F

0

0

0

0

1

0

1

0

1

1

1

0

Описание: http://www.metod-kopilka.ru/images/a_12.jpg

Решение:

Описание: http://www.metod-kopilka.ru/images/a_18.jpg

5. Постановка домашнего задания. (3 мин).

По заданной логической функции Описание: http://www.metod-kopilka.ru/images/a_14.jpgпостроить логическую схему и таблицу истинности.

6. Подведение итогов урока. (1 мин).

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Оценка работы класса и отдельных обучающихся, аргументация выставления отметок, замечания по уроку.

Литература, ЭОР:

1.                 Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов,Н. Д. Угринович – 2007г.;

2. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова – 2007г.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока «Построение логических схем с помощью базовых логических элементов»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Контент-менеджер

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Класс: 10

Тип урока:лекция, самостоятельная работа.

Оборудование:проектор, карточки с заданиями.

Формы работы:коллективная, индивидуальная.

Цели урока:

Образовательные:

·         научиться строить логические схемы для логических функций с помощью основных базовых логических элементов;

·         научиться выписывать соответствующую логическую функцию из логической схемы.

Воспитательные:

·         привитие навыков самостоятельности в работе, воспитание аккуратности, дисциплинированности.

Развивающие:

 

·         развитие внимания, мышления, памяти обучающихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 676 935 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 464
    • DOCX 192.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жиленкова Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жиленкова Наталья Николаевна
    Жиленкова Наталья Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 46804
    • Всего материалов: 38

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 193 человека из 50 регионов

Курс повышения квалификации

Применение компьютерных моделей при обучении математике и информатике в рамках ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 181 человек

Курс повышения квалификации

Методы и инструменты современного моделирования

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 70 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Мини-курс

Детско-родительские отношения: эмоциональный аспект

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 23 регионов

Мини-курс

Цифровые валюты и правовое регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Путь к осознанным решениям и здоровым отношениям

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 103 человека из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек