Главная / Информатика / Конспект урока «Построение логических схем с помощью базовых логических элементов»

Конспект урока «Построение логических схем с помощью базовых логических элементов»

Конспект урока
«Построение логических схем с помощью базовых логических элементов»


Учитель математики и информатики МБОУ « Гимназия №25» города Курска Жиленкова Н.Н.

Класс: 10

Тип урока: лекция, самостоятельная работа.

Оборудование: проектор, карточки с заданиями.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Цели урока:

Образовательные:

  • научиться строить логические схемы для логических функций с помощью основных базовых логических элементов;

  • научиться выписывать соответствующую логическую функцию из логической схемы.

Воспитательные:

  • привитие навыков самостоятельности в работе, воспитание аккуратности, дисциплинированности.

Развивающие:

  • развитие внимания, мышления, памяти обучающихся.

Ход урока:

1. Организационный момент (1 мин).
2. Проверка пройденного материала (5 мин).

Фронтальный опрос.

  1. Перечислите основные логические операции.

  2. Что такое логическое умножение?

  3. Что такое логическое сложение?

  4. Что такое инверсия?

  5. Что такое таблица истинности?

  6. Что такое сумматор?

  7. Что такое полусумматор?

3. Изучение нового материала (20 мин).

Дискретный преобразователь, который после обработки входных двоичных сигналов выдает на выходе сигнал, являющийся значением одной из логических операций, называется логическим элементом.
Поскольку любая логическая операция может быть представлена в виде комбинаций трех основных, любые устройства компьютера, производящие обработку или хранение информации, могут быть собраны из базовых логических элементов, как из «кирпичиков».
Логические элементы компьютера оперируют сигналами, представляющими собой электрические импульсы. Есть импульс – логический смысл сигнала – 1, нет импульса – 0. На входы логического элемента поступают сигналы-значения аргументов, на выходе появляется сигнал-значение функции.
Преобразование сигнала логическим элементом задается таблицей состояния, которая фактически является таблицей истинности, соответствующей логической функции.
На доске приведены условные обозначения (схемы) базовых логических элементов, реализующих логическое умножение (конъюнктор), логическое сложение (дизъюнктор) и отрицание (инвертор).

Логический элемент «И»:

hello_html_2987b706.jpg

Логический элемент «ИЛИ»:

hello_html_m1fea365a.jpg

Логический элемент «НЕ»:

hello_html_m1c4c205c.jpg

Устройства компьютера (сумматоры в процессоре, ячейки памяти в оперативной памяти и др.) строятся на основе базовых логических элементов.

Пример 1. По заданной логической функции hello_html_2258fd61.jpgпостроить логическую схему.

Наше построение схемы, мы начнем с логической операции, которая должна выполнятся последней. В нашем случае такой операцией является логическое сложение, следовательно, на выходе логической схемы должен быть дизъюнктор. На него сигналы будут подаваться с двух конъюнкторов, на которые в свою очередь подаются один входной сигнал нормальный и один инвертированный (с инверторов).

hello_html_3fb0ba52.jpg

Пример 2. Выписать из логической схемы соответствующую ей логическую формулу:

А

В

F

0

0

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1

hello_html_30c5b91c.jpg

Решение:

hello_html_45b8da75.jpg

4. Закрепление нового материала (15 мин).

Для закрепления материала обучающимся раздаются карточки на два варианта для самостоятельной работы.

Вариант 1.

1. По заданной логической функции hello_html_m5a139c17.jpgпостроить логическую схему и таблицу истинности.
Решение:

hello_html_m414b0447.jpg

hello_html_730f3834.jpg

2. Выписать из логической схемы соответствующую ей логическую формулу:

А

В

F

0

0

1

0

1

0

1

0

1

1

1

0

hello_html_31a821e0.jpg

Решение:

hello_html_500c4c7c.jpg

Вариант 2.

1. По заданной логической функции hello_html_m3c8b24dc.jpgпостроить логическую схему и таблицу истинности.
Решение:

hello_html_m260152d0.jpg

hello_html_mcb1cadc.jpg

2. Выписать из логической схемы соответствующую ей логическую формулу:

А

В

F

0

0

0

0

1

0

1

0

1

1

1

0

hello_html_m327e7448.jpg

Решение:

hello_html_604be8dd.jpg

5. Постановка домашнего задания. (3 мин).

По заданной логической функции hello_html_m25b81863.jpgпостроить логическую схему и таблицу истинности.

6. Подведение итогов урока. (1 мин).

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Оценка работы класса и отдельных обучающихся, аргументация выставления отметок, замечания по уроку.

Литература, ЭОР:

  1. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов,Н. Д. Угринович – 2007г.;

2. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова – 2007г.

Конспект урока «Построение логических схем с помощью базовых логических элементов»
  • Информатика
Описание:

Класс: 10

Тип урока:лекция, самостоятельная работа.

Оборудование:проектор, карточки с заданиями.

Формы работы:коллективная, индивидуальная.

Цели урока:

Образовательные:

·         научиться строить логические схемы для логических функций с помощью основных базовых логических элементов;

·         научиться выписывать соответствующую логическую функцию из логической схемы.

Воспитательные:

·         привитие навыков самостоятельности в работе, воспитание аккуратности, дисциплинированности.

Развивающие:

 

·         развитие внимания, мышления, памяти обучающихся.

Автор Жиленкова Наталья Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 334
Номер материала 38921
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓