Главная / Начальные классы / конспект урока по русскому языку "Обращение" 4 класс

конспект урока по русскому языку "Обращение" 4 класс

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25» г.Перми




















Конспект урока русского языка «Обращение» в 4 классе .




















Коротаева Юлия Михайловна

учитель начальной школы







Пояснительная записка


Формы образовательных технологий

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

  2. Групповая работа.

  3. Современные информационные технологии.

  4. Технологии проблемно-диалогового общения.


Данный урок проводится как урок с использованием ИКТ. Целесообразность этого состоит в том, что подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебника. Появляется возможность включения игры в процесс обучения, которая является хорошим средством мотивирования учащихся к учебной деятельности. Происходит развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности, возникает возможность экономии учебного времени и выполнения за счет этого большего количества учебных заданий.

Предполагается, что урок сможет способствовать формированию следующих УУД:

личностных: стимулирование проявления интереса к новому содержанию учебного знания, развитие умения фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, эмоциональный мотив, позиционный мотив, развитее стремления к получению высокой оценки;

регулятивных: следовать заданной цели, умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, осуществлять самопроверку по эталону, корректировать самооценку, видеть и исправлять указанные ошибки. Адекватно воспринимать оценку взрослых и сверстников;

коммуникативных: деятельность в рамках сотрудничества, умение работать в группе, умение общаться, слышать и слушать;

познавательных: анализ объекта с целью выделения признака, установление причинно-следственных связей. Построение логических цепочек рассуждения.

анный урок проводится для класса, в котором обучаются дети средних возможностей, но среди них можно выделить группу сильных учащихся.

Урок разделен на 6 этапов.

На первом этапе происходит включение учащихся в урок, дается установка на урок и производится мотивирование к учебной деятельности. Актуализировать свои знания учащимся предлагается на следующем этапе с помощью "исторических данных», в результате которой дети не только включаются в интерактивную деятельность, но и расширяют свой словарный запас, а также фиксируют знания, полученные на первом уроке. Все это приводит их к осознанию темы урока и формулированию ее. Ученики не получают готового знания, они сами определяют не только тему, но и задачи урока. На следующем этапе они имеют возможность пополнить свои знания новыми и зафиксировать их. Задания с самопроверкой дают возможность оценить уровень усвоения учебного материала. На этапе рефлексии происходит не только подведение итогов урока, оценка деятельности, но и попытка применить новый материал в нестандартной ситуации. При помощи использования такой формы работы дается положительная установка на выполнение домашнего задания и на следующий урок. Домашняя работа содержит вариативную часть творческого характера.


























Конспект урока русского языка в 4 «А» классе



Тема: «Обращение».

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цели:

Обучающая:

  • формировать умение и навыки находить обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, в устной речи – интонационно;

  • формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование обращений в речи разных ситуациях;

Развивающая:

  • развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;

  • развивать креативные способности обучающихся

Воспитательная:

  • формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;

  • формировать умение работать в паре и группе с целью создания коллективного творческого продукта

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, карточки.

Ход урока


  1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Девизом нашего урока я предлагаю взять следующие слова, прочитайте их

(сначала про себя, затем вслух выразительно)

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен уверен в себе. Я буду усердно трудиться на уроке”.

Я желаю вам успеха.


3. Постановка учебной задачи.

- Сколько в русском языке падежей? (6 падежей).

- Я открою вам маленький секрет: раньше в древнерусском языке существовал седьмой падеж - «звательный». Этот падеж со временем исчез из языка, а звательная интонация осталась. Как вы думаете, где? Как в русском языке называется слово, которое зовёт? (обращение)

- Тема нашего урока «Обращение». Какую учебную задачу мы будем решать на уроке?

I. Словарная работа (вызвать ученика к доске писать под диктовку, остальные в тетрадях).

Задание № 1: поставить ударение, подчеркнуть буквы-орфограммы

(на орфографическую зоркость).

Кораблик, лебедь, старик, ткачиха, рыбка, варёную полбу (пшеничную кашу), золотая, месяц, зеркальце, три щелчка, по_лбу, яблочко, лоб.

- Знакомы вам эти слова? Откуда они?

(из сказок А. С. Пушкина).

Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме «Обращение», продолжим учиться находить обращения в речи и выделять их на письме.

- Какие вопросы можно сформулировать к теме урока? (ответы учащихся фикс на марк.доске)

  • Что такое обращение?

  • Как обращение выделяется в устной речи?

  • Как обращение выделяется на письме?

  • Какое место обращение занимает в предложении?

  • Является ли обращение членом предложения?

Таким образом, ответив на все эти вопросы, мы решим учебную задачу.

Задание № 2: Вспомним, что мы уже изучали об обращении в форме цифрового диктанта.

Если «да», то ставим цифру 1, если «нет» - 0.

(Учитель диктует вопросы, дети ставят цифры. Можно текст диктанта распечатать на каждого.)

1) обращение может состоять из нескольких слов (да – 1)

2) обращение всегда выражается именем собственным (нет – 0)

3) обращение может быть выражено именем прилагательным (да – 1)

4) обращение может находиться в конце предложения (да – 1)

5) обращение на письме выделяется только запятыми (нет – 0)

6) обращения употребляются только в разговорном стиле речи (нет – 0)

7) обращение всегда употребляется в форме именительного падежа (да – 1)

8) обращение является главным членом предложения ( нет-0)


Проверим получившиеся ответы. (Учитель вывешивает на доску лист с ответом 10110010). У кого в какой цифре ошибки? (Учащиеся разбирают ошибки)

4. Закрепление пройденного.


Как обращение выделяется на письме? (запятыми, восклицательным знаком)

Задание № 3: Расставьте нужные знаки препинания. (слайд) Взаимопроверка.

Князь им вымолвил тогда:

«Добрый путь вам господа...

Чем вы гости торг ведёте

и куда теперь плывёте?

Здравствуй грозная царица!

Бабушка постой немножко…


Психологическая разминка (слайд) — табличка.

- Внимательно посмотрите на схемы предложений, закройте глаза и мысленно представьте себе их.

- Как вы думаете, каким членом предложения является обращение? (не является членом предложения).

- Проверим вашу гипотезу. В задании № 4 подчеркните грамматическую основу предложений.

Засмеялся Балда лукаво:

«Что это ты выдумал, право?


«Балда, погоди ты морщить море,
Оброк* сполна получишь вскоре.


*Оброк — натуральный или денежный сбор с крестьян помещиками.

- Давайте проверим работу. Прочитайте предложения. В каком из них слово «Балда» является членом предложения, а в каком выступает в качестве обращения? В первом предложении Балда является подлежащим, а во втором слово «Балда» - обращение.

- Задумаемся над вопросом, как мы будем различать эти два явления.

1. Найти грамматическую основу;

2. прочитать и понять по интонации.

Вывод: Обращение не является членом предложения.

- Дети, как вы думаете, местоимение «Ты» это обращение? Докажите, что местоимение «Ты» не является обращением.

- На кого указывает местоимение «Ты»? (на Балду, не выделяется ни голосом, ни запятыми)

- Дети, запомните, местоимения «Ты», «Вы» не являются обращениями.

- Вам бы понравилось, если бы к вам обратились: «Ты, подай тетрадь!» Как исправить эту фразу, чтобы она звучала вежливо и культурно? («Саша, подай, пожалуйста, тетрадь»).

Прочитать с соответствующей интонацией.

  1. Посмотрим, какой изображена царица в первый раз. Как она

обращается к зеркальцу?

С ним приветливо шутила (приветливо, весело)

И, красуясь, говорила:

«Свет мой зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

  1. Что пишет автор в другой раз? В чём меняется интонация царицы?

Как это её характеризует?

На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

(горделиво, самонадеянно, настойчиво)

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

  1. Что узнаёт царица? С какой интонацией она обращается к

зеркальцу в этот раз?

Как царица подпрыгнёт,

Да как ручку замахнёт,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет:

(зло, возмущённо, в голосе чувствуется ненависть и зависть

(«чёрной зависти полна») к юной царевне).

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

  1. Когда мы видим царицу в следующий раз?

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая

(Какой вести?)

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала:

(требовательно, уверенно, но немного настороженно)

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

  1. И в последний раз.

Дома в ту пору без дела

Злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим

И беседовала с ним, говоря:

(равнодушно, ожидая привычного ответа)

«Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

Вывод:

- К какому же выводу мы с вами приходим?

(Обращение играет важную роль в разговорной и художественной

речи) и служит одним из средств характеристики литературного героя.

Роль обращений в речи.

Обращения играют заметную роль в речи: они не только называют того, к кому или к чему обращаются, но и оживляют нашу речь. Наконец, обращения очень часто помогают раскрыть характер героя произведения и произносятся с соответствующей интонацией.

Карточки ( работа в парах)

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе

Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

«Здравствуй, красная девица, будь царица и роди богатыря мне к исходу сентября.» (ласково, влюблено)

«Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель, не тужи.» (благодарно)

«Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?» (заинтересованно)

«Добрый путь вам, господа, по морю, по окияну к славному царю Салтану» (приветливо)

«Полно, князь, душа моя, не печалься» (нежно, успокаивающе)

  1. «Сказка о рыбаке и рыбке».

«Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!» (сварливо)

«Смилуйся, государыня рыбка, разбранила меня моя старуха.» (умоляюще)

«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, дворянкой столбовою?» (возмущённо)

«Здравствуй, барыня-сударыня дворянка! Чай, теперь твоя душенька довольна.» (укоризненно)

  1. «Сказка о попе и работнике его Балде».

«Поди-ка сюда, верный мой работник Балда!» (требовательно)

«Зачем ты, Балда, к нам залез?» (угрожающе)

«Ты, бесёнок, ещё молодёнек, со мной тягаться слабёнек» (насмешливо)

«Устал, бедняжка! Отдохни, родимый!» (жалеючи)

«Задам тебе, вражонок, задачу!» (строго)

  1. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

«Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я?» (вопрошающе)

«Постой, бабушка, постой немножко» (уважительно)

«Ой ты, дитятко девица! Пёс проклятый одолел, чуть до смерти не заел» (вкрадчиво, жалобно)

«Что, Соколко, что с тобою?» (встревоженно)

«Свет наш, солнышко! Ты ходишь круглый год по небу» (уважительно, с надеждой)

1 уровень списать 3 предложения, расставьте нужные знаки препинания.

2 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, сделать схемы к 3 предложениям.

3 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, укажите с какой интонацией они произносятся.

  1. Подведение итогов урока. Работа в группах.

- Итак, мы выявили все основные признаки обращения. Давайте, всё, что мы узнали, оформим в единый ответ. Соберитесь в группы и заполните небольшие памятки.


«Читайте Пушкина, друзья,

Читайте сказки.

И будет жизнь тогда полна

Добра и ласки».

- Какое обращение я использовала? (друзья)

- Составьте предложение с обращениями ко мне, выразив своё отношение к уроку, и своё настроение. ( раздаточные листы)

- Обратитесь к гостям (Например: Уважаемые гости, вам понравился наш урок?)

Завершим урок игрой на внимание. Я буду читать предложения с обращениями, а вы должны записывать по одной букве, из которых сложится слово (Предложения без знаков препинания демонстрируются через проектор или записаны индивидуальных карточках)

  • Всю от моря и до моря вижу я, узнаю тебя, Русь! (Гласная из слова-обращения)

  • Я прошу, хоть ненадолго, грусть моя, ты покинь меня. (Первая буква в местоимении, входящем в состав обращения).

  • Давай, земля, немножко отдохнем от важных дел.(Первая буква в слове, стоящем сразу после обращения).

  • Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке.(Последняя буква в слове, стоящем перед обращением).

  • В моей судьбе ты стала главной, родная улица моя. (Предпоследняя буква в существительном, входящем в состав обращения).

  • Кто тебя выдумал, звездная страна? (Безударная гласная в существительном, входящем в состав обращения).

Составьте из букв слово. (Умница) Кто был на уроке внимателен, у того получилось слово.

Д.З Составить текст-обращение к своим одноклассникам.



























Приложение 1

  • Всю от моря и до моря вижу я узнаю тебя Русь! (Гласная из слова-обращения)

  • Я прошу хоть ненадолго грусть моя ты покинь меня. (Первая буква в местоимении, входящем в состав обращения).

  • Давай земля немножко отдохнем от важных дел.(Первая буква в слове, стоящем сразу после обращения).

  • Возьмемся за руки друзья чтоб не пропасть поодиночке.(Последняя буква в слове, стоящем перед обращением).

  • В моей судьбе ты стала главной родная улица моя. (Предпоследняя буква в существительном, входящем в состав обращения).

  • Кто тебя выдумал звездная страна? (Безударная гласная в существительном, входящем в состав обращения).


  • Всю от моря и до моря вижу я узнаю тебя Русь! (Гласная из слова-обращения)

  • Я прошу хоть ненадолго грусть моя ты покинь меня. (Первая буква в местоимении, входящем в состав обращения).

  • Давай земля немножко отдохнем от важных дел.(Первая буква в слове, стоящем сразу после обращения).

  • Возьмемся за руки друзья чтоб не пропасть поодиночке.(Последняя буква в слове, стоящем перед обращением).

  • В моей судьбе ты стала главной родная улица моя. (Предпоследняя буква в существительном, входящем в состав обращения).

  • Кто тебя выдумал звездная страна? (Безударная гласная в существительном, входящем в состав обращения).


  • Всю от моря и до моря вижу я узнаю тебя Русь! (Гласная из слова-обращения)

  • Я прошу хоть ненадолго грусть моя ты покинь меня. (Первая буква в местоимении, входящем в состав обращения).

  • Давай земля немножко отдохнем от важных дел.(Первая буква в слове, стоящем сразу после обращения).

  • Возьмемся за руки друзья чтоб не пропасть поодиночке.(Последняя буква в слове, стоящем перед обращением).

  • В моей судьбе ты стала главной родная улица моя. (Предпоследняя буква в существительном, входящем в состав обращения).

  • Кто тебя выдумал звездная страна? (Безударная гласная в существительном, входящем в состав обращения).


  • Всю от моря и до моря вижу я узнаю тебя Русь! (Гласная из слова-обращения)

  • Я прошу хоть ненадолго грусть моя ты покинь меня. (Первая буква в местоимении, входящем в состав обращения).

  • Давай земля немножко отдохнем от важных дел.(Первая буква в слове, стоящем сразу после обращения).

  • Возьмемся за руки друзья чтоб не пропасть поодиночке.(Последняя буква в слове, стоящем перед обращением).

  • В моей судьбе ты стала главной родная улица моя. (Предпоследняя буква в существительном, входящем в состав обращения).

  • Кто тебя выдумал звездная страна? (Безударная гласная в существительном, входящем в состав обращения).

Приложение 2

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе

Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

«Здравствуй красная девица будь царица и роди богатыря мне к исходу сентября.»

«Ты царевич мой спаситель, мой могучий избавитель, не тужи.»

«Чем вы гости торг ведёте и куда теперь плывёте?»

«Добрый путь вам господа по морю, по окияну к славному царю Салтану»

«Полно князь душа моя не печалься»


1 уровень спишите 3 предложения, расставьте нужные знаки препинания.

2 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, сделать схемы к 3 предложениям.

3 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, укажите с какой интонацией ( как?) они произносятся.



«Сказка о рыбаке и рыбке».

«Дурачина ты простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!»

«Смилуйся государыня рыбка разбранила меня моя старуха.»

«Как ты смеешь мужик спорить со мною, дворянкой столбовою?»

«Здравствуй барыня-сударыня дворянка! Чай, теперь твоя душенька довольна.»


1 уровень спишите 3 предложения, расставьте нужные знаки препинания.

2 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, сделать схемы к 3 предложениям.

3 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, укажите с какой интонацией ( как?) они произносятся.

«Сказка о попе и работнике его Балде».

«Поди-ка сюда верный мой работник Балда!»

«Зачем ты Балда к нам залез?»

«Ты бесёнок ещё молодёнек, со мной тягаться слабёнек»

«Устал бедняжка! Отдохни, родимый!»

«Задам тебе вражонок задачу!»


1 уровень спишите 3 предложения, расставьте нужные знаки препинания.

2 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, сделать схемы к 3 предложениям.

3 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, укажите с какой интонацией ( как?) они произносятся.


«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

«Жизнь моя В чём, скажи, виновна я?»

«Постой бабушка постой немножко»

«Ой ты дитятко девица! Пёс проклятый одолел, чуть до смерти не заел»

«Что Соколко что с тобою?»

«Свет наш солнышко Ты ходишь круглый год по небу»

1 уровень спишите 3 предложения, расставьте нужные знаки препинания.

2 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, сделать схемы к 3 предложениям.

3 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, укажите с какой интонацией ( как?) они произносятся.

Приложение 3

С ним приветливо шутила (приветливо, весело)

И, красуясь, говорила:

«Свет мой зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»



На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

(горделиво, самонадеянно, настойчиво)

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»



Как царица подпрыгнёт,

Да как ручку замахнёт,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет:

(зло, возмущённо, в голосе чувствуется ненависть).

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»



В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала:

(требовательно, уверенно, но немного настороженно)

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»



Дома в ту пору без дела

Злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим

И беседовала с ним, говоря:

(равнодушно, ожидая привычного ответа)

«Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»























































Приложение 4

Работа в группе



Тема: «_____________________»



1_____________________________________

2_____________________________________

3_____________________________________

4_____________________________________

5_____________________________________

6_____________________________________

7_____________________________________



Приложение 5

Составьте предложение с обращениями ко мне, выразив своё отношение к уроку, и своё настроение.



конспект урока по русскому языку "Обращение" 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

Пояснительная записка

 

Формы образовательных технологий

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

  2. Групповая работа.

  3. Современные информационные технологии.

  4. Технологии проблемно-диалогового общения.

 

Данный урок проводится как урок с использованием ИКТ. Целесообразность этого состоит в том, что подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебника. Появляется возможность включения игры в процесс обучения, которая является хорошим средством мотивирования учащихся к учебной деятельности. Происходит развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности, возникает возможность экономии учебного времени и выполнения за счет этого большего количества учебных заданий.

Предполагается, что урок сможет способствовать формированию следующих УУД:

личностных: стимулирование проявления интереса к новому содержанию учебного знания, развитие умения фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, эмоциональный мотив, позиционный мотив, развитее стремления к получению высокой оценки;

регулятивных: следовать заданной цели, умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, осуществлять самопроверку по эталону, корректировать самооценку, видеть и исправлять указанные ошибки. Адекватно воспринимать оценку взрослых и сверстников;

коммуникативных: деятельность в рамках сотрудничества, умение работать в группе, умение общаться, слышать и слушать;

познавательных: анализ объекта с целью выделения признака, установление причинно-следственных связей. Построение логических цепочек рассуждения.

анный урок проводится для класса, в котором обучаются дети средних возможностей, но среди них можно выделить группу сильных учащихся.

Автор Коротаева Юлия Михайловна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2314
Номер материала 18612
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓