План-конспект
урока по историческому краеведению
«Путешествие
в бронзовый век»
Тип урока:
Урок
изучения нового материала
Цель урока:
познакомить
учащихся с хозяйством и занятиями людей эпохи бронзы.
Задачи:
1)
Информационная:
создать представление о жизни людей в бронзовом веке.
2)
Развивающая:
продолжить формирование умения анализировать и извлекать информацию из
исторических источников.
3)
Воспитательная:
продолжить процесс воспитания уважения к памятникам истории.
4)
Коммуникативная:
развивать умения работы в группах.
Планируемые
результаты:
1) Личностные:
воспитание чувства уважения к достижениям культуры; развитие
сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории как
науке
2) Метапредметные:
развитие речи учащихся; формирование умения анализировать исторические
источники; развитие у учащихся творческих возможностей
3) Предметные:
развитие умений работать с изобразительными источниками
Методы
обучения: объяснительно-иллюстративный,
проблемный, эвристический
Форма
организации познавательной деятельности обучающихся: групповая.
Средства
обучения: проектор, презентация, тетради, раздаточный материал.
Основные
понятия изучаемые на уроке: эпоха бронзы, поселения, отгонное
скотоводство, мотыжное земледелие.
Ход урока:
Актуализация
знаний ( 7 минут)
Здравствуйте,
ребята! Сегодня на уроке у вас есть уникальная возможность побывать в роли
ученых - археологов и поучаствовать в работе археологической экспедиции. (Слайд
№1)
Она
проходила на территории нашего края – близ деревни Новониколаевка
Челябинской области (слайд № 2).
Здесь,
на берегу реки Карталы - Аят в ходе разведки археологи обнаружили остатки жизни
людей и пришли к выводу, что здесь находилось поселение – место, где
долгое время жили люди. (Слайд №3, 4)
Но
когда жили эти люди, чем занимались? Сегодня вам предстоит ответить на эти
вопросы.
Давайте
вспомним, что такое археология? (Это наука, исследующая жизнь людей прошлого
по материальным останкам их деятельности) К какому виду исторических
источников относятся археологические находки? (вещественные)
Какова
цель археологических раскопок? (Задача археологов – не просто извлечь
артефакты из земли. Археологи тщательно исследуют находки и пытаются с их
помощью узнать о том, как жили люди в прошлом).
Именно
это вы и попытаетесь сделать.
У
вас на столах лежат фотографии с артефактами, которые были найдены входе
раскопок. Ваша задача – предположить, что это за предметы и на основании этого сделать
вывод о занятиях и образе жизни людей того времени.
1
группа – фрагменты костей животных и изделий из кости (пряслице и костяное
шило).
2
группа – фрагменты керамических сосудов.
3
группа – каменные орудия (пест, зернотерка, шлифовальный камень).
4
группа – изделия из бронзы (нож, фрагмент серпа, бронзовая скрепка для сосуда).
На работу
в группах дается 4-5 минут. Затем – презентация результатов- 12 минут. Учитель выслушивает
и при необходимости корректирует ответы учащихся.
Физкультминутка
(5 минут)
Вы молодцы,
потрудились не хуже настоящих ученых, а теперь давайте немного отдохнем и
представим себя древними гончарами. Они берут кусок глины и разминают его,
чтобы он стал мягким, податливым и из него получился красивый сосуд. (Упражнение
для пальцев рук) Древние земледельцы берут в руки мотыги и вспахивают
землю, чтобы посеять зерно и вырастить урожай. (Наклоны вперед).
Кузнецы поднимают тяжелый молоток и куют металл. (Наклоны в стороны). А
вечером шаман проводит обряд, чтобы племя не пострадало от голода и болезней.
(Тянемся вверх).
Закрепление
материала (7 минут)
Учащиеся
слушают рассказ учителя и делают записи в тетради.
(Слайд
№ 5)
А теперь давайте
подведем итоги.
Бронзовый
век – это период в истории человечества, когда люди научились обрабатывать
бронзу (сплав меди и олова). В нашем крае даты эпохи бронзы 2- 3, 5 тысячи лет
назад. Люди селились по берегам рек и озер. Их основными занятиями было
мотыжное земледелие и отгонное скотоводство. Так как стада были довольно
большими, то скот пасли на расстоянии 10-12
км. от жилища. Об этом свидетельствует множество костей коров и лошадей,
найденных на поселении. При этом люди продолжали изготавливать орудия из кости
– археологи нашли фрагмент костяного шила и костяное пряслице.
(Слайд
№ 6)
К
тому времени люди уже умели изготавливать довольно качественную и красивую
керамическую посуды - сотрудники лаборатории сумели выделить фрагменты 242
сосудов. (Слайд №7)
Среди
каменных орудий труда были найдены зернотерка и пест для перетирания зерна в
муку, а также шлифовальный камень, на котором, возможно, точили металлические
орудия. (Слайд № 8)
Еще
одна группа находок – это изделия из бронзы. Среди них - нож, и
предположительно фрагмент серпа, который сломался и был переделан в нож. Добыча
и выплавка металла требовала очень много труда, поэтому металл очень ценился и
люди старались найти применение даже сломанным орудиям. Была найдена скрепка от
сосуда. Ей скрепляли треснувшие сосуды, чтобы трещина не пошла дальше и его
можно было использовать для хранения сыпучих продуктов. (Слайд №9)
Кроме
этих находок археологи обнаружили так называемые столбовые ямки – в древности в
них были вкопаны столбы, которые составляли каркас жилища. (Слайд №10)
Это
были полуземлянки глубиной до 1 метра. Пол в них был земляной, стены делали из
бревен, которые обмазывали глиной и утепляли дёрном. Дома располагались
параллельно друг к другу, выходом к реке. На территории жилища археологи нашли
следы 6 очагов. Вот как выглядит реконструкция дома.
(Слайд
№ 11)
К
особо интересным находкам можно отнести амулеты, сделанные из клыков животного,
предположительно собаки. Возможно, люди того времени стремились с их помощью
уберечь себя от злых духов. (Слайд № 12)
Рефлексия
(3 минуты)
А
сейчас оцените, пожалуйста, свое настроение на уроке. (Слайд № 13)
Спасибо
за урок! (Слайд № 14)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.