Главная / История / конспект урока по историческому краеведению на тему "Путешествие в бронзовый век"

конспект урока по историческому краеведению на тему "Путешествие в бронзовый век"

План-конспект урока по историческому краеведению

«Путешествие в бронзовый век»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель урока:

познакомить учащихся с хозяйством и занятиями людей эпохи бронзы.

Задачи:

  1. Информационная: создать представление о жизни людей в бронзовом веке.

  2. Развивающая: продолжить формирование умения анализировать и извлекать информацию из исторических источников.

  3. Воспитательная: продолжить процесс воспитания уважения к памятникам истории.

  4. Коммуникативная: развивать умения работы в группах.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:   воспитание чувства уважения к достижениям культуры; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории  как науке

  2. Метапредметные: развитие речи учащихся; формирование умения анализировать исторические источники; развитие у учащихся творческих возможностей

  3. Предметные:  развитие умений работать с изобразительными источниками

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Форма организации познавательной деятельности обучающихся: групповая.

Средства обучения: проектор, презентация, тетради, раздаточный материал.

Основные понятия изучаемые на уроке: эпоха бронзы, поселения, отгонное скотоводство, мотыжное земледелие.

Ход урока:

Актуализация знаний ( 7 минут)

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у вас есть уникальная возможность побывать в роли ученых - археологов и поучаствовать в работе археологической экспедиции. (Слайд №1)

Она проходила на территории нашего края – близ деревни Новониколаевка Челябинской области (слайд № 2).

Здесь, на берегу реки Карталы - Аят в ходе разведки археологи обнаружили остатки жизни людей и пришли к выводу, что здесь находилось поселение – место, где долгое время жили люди. (Слайд №3, 4)

Но когда жили эти люди, чем занимались? Сегодня вам предстоит ответить на эти вопросы.

Давайте вспомним, что такое археология? (Это наука, исследующая жизнь людей прошлого по материальным останкам их деятельности) К какому виду исторических источников относятся археологические находки? (вещественные)

Какова цель археологических раскопок? (Задача археологов – не просто извлечь артефакты из земли. Археологи тщательно исследуют находки и пытаются с их помощью узнать о том, как жили люди в прошлом).

Именно это вы и попытаетесь сделать.

У вас на столах лежат фотографии с артефактами, которые были найдены входе раскопок. Ваша задача – предположить, что это за предметы и на основании этого сделать вывод о занятиях и образе жизни людей того времени.

1 группа – фрагменты костей животных и изделий из кости (пряслице и костяное шило).

2 группа – фрагменты керамических сосудов.

3 группа – каменные орудия (пест, зернотерка, шлифовальный камень).

4 группа – изделия из бронзы (нож, фрагмент серпа, бронзовая скрепка для сосуда).

На работу в группах дается 4-5 минут. Затем – презентация результатов- 12 минут. Учитель выслушивает и при необходимости корректирует ответы учащихся.

Физкультминутка (5 минут)

Вы молодцы, потрудились не хуже настоящих ученых, а теперь давайте немного отдохнем и представим себя древними гончарами. Они берут кусок глины и разминают его, чтобы он стал мягким, податливым и из него получился красивый сосуд. (Упражнение для пальцев рук) Древние земледельцы берут в руки мотыги и вспахивают землю, чтобы посеять зерно и вырастить урожай. (Наклоны вперед). Кузнецы поднимают тяжелый молоток и куют металл. (Наклоны в стороны). А вечером шаман проводит обряд, чтобы племя не пострадало от голода и болезней. (Тянемся вверх).

Закрепление материала (7 минут)

Учащиеся слушают рассказ учителя и делают записи в тетради.

(Слайд № 5)

А теперь давайте подведем итоги.

Бронзовый век – это период в истории человечества, когда люди научились обрабатывать бронзу (сплав меди и олова). В нашем крае даты эпохи бронзы 2- 3, 5 тысячи лет назад. Люди селились по берегам рек и озер. Их основными занятиями было мотыжное земледелие и отгонное скотоводство. Так как стада были довольно большими, то скот пасли на расстоянии 10-12 км. от жилища. Об этом свидетельствует множество костей коров и лошадей, найденных на поселении. При этом люди продолжали изготавливать орудия из кости – археологи нашли фрагмент костяного шила и костяное пряслице.

(Слайд № 6)

К тому времени люди уже умели изготавливать довольно качественную и красивую керамическую посуды - сотрудники лаборатории сумели выделить фрагменты 242 сосудов. (Слайд №7)

Среди каменных орудий труда были найдены зернотерка и пест для перетирания зерна в муку, а также шлифовальный камень, на котором, возможно, точили металлические орудия. (Слайд № 8)

Еще одна группа находок – это изделия из бронзы. Среди них - нож, и предположительно фрагмент серпа, который сломался и был переделан в нож. Добыча и выплавка металла требовала очень много труда, поэтому металл очень ценился и люди старались найти применение даже сломанным орудиям. Была найдена скрепка от сосуда. Ей скрепляли треснувшие сосуды, чтобы трещина не пошла дальше и его можно было использовать для хранения сыпучих продуктов. (Слайд №9)

Кроме этих находок археологи обнаружили так называемые столбовые ямки – в древности в них были вкопаны столбы, которые составляли каркас жилища. (Слайд №10)

Это были полуземлянки глубиной до 1 метра. Пол в них был земляной, стены делали из бревен, которые обмазывали глиной и утепляли дёрном. Дома располагались параллельно друг к другу, выходом к реке. На территории жилища археологи нашли следы 6 очагов. Вот как выглядит реконструкция дома.

(Слайд № 11)

К особо интересным находкам можно отнести амулеты, сделанные из клыков животного, предположительно собаки. Возможно, люди того времени стремились с их помощью уберечь себя от злых духов. (Слайд № 12)

Рефлексия (3 минуты)

А сейчас оцените, пожалуйста, свое настроение на уроке. (Слайд № 13)

Спасибо за урок! (Слайд № 14)

конспект урока по историческому краеведению на тему "Путешествие в бронзовый век"
  • История
Описание:



Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель урока:

 познакомить учащихся с хозяйством и занятиями людей эпохи бронзы.

Задачи:

1)      Информационная: создать представление о жизни людей в бронзовом             веке.

2)      Развивающая: продолжить формирование умения анализировать и извлекать информацию из исторических источников.

3)      Воспитательная: продолжить процесс воспитания уважения к памятникам истории.

4)      Коммуникативная: развивать умения работы в группах.

Планируемые результаты:

1)    Личностные:   воспитание чувства уважения к достижениям культуры; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории  как науке

2)    Метапредметные:развитие речи учащихся; формирование умения анализировать исторические источники; развитие у учащихся творческих возможностей

3)    Предметные:  развитие умений работать с изобразительными источниками

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Форма организации познавательной деятельности обучающихся: групповая.

Средства обучения: проектор, презентация, тетради, раздаточный материал.

Основные понятия изучаемые на уроке: эпоха бронзы, поселения, отгонное скотоводство, мотыжное земледелие.

Автор Салтеева Светлана Игоревна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 694
Номер материала 49560
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓