Инфоурок География Другие методич. материалыКонспект урока по историческому краеведению на тему "Путешествие в бронзовый век"

конспект урока по историческому краеведению на тему "Путешествие в бронзовый век"

Скачать материал

План-конспект урока по историческому краеведению

«Путешествие в бронзовый век»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель урока:

 познакомить учащихся с хозяйством и занятиями людей эпохи бронзы.

Задачи:

1)    Информационная: создать представление о жизни людей в бронзовом             веке.

2)    Развивающая: продолжить формирование умения анализировать и извлекать информацию из исторических источников.

3)    Воспитательная: продолжить процесс воспитания уважения к памятникам истории.

4)    Коммуникативная: развивать умения работы в группах.

Планируемые результаты:

1)    Личностные:   воспитание чувства уважения к достижениям культуры; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории  как науке

2)    Метапредметные: развитие речи учащихся; формирование умения анализировать исторические источники; развитие у учащихся творческих возможностей

3)    Предметные:  развитие умений работать с изобразительными источниками

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Форма организации познавательной деятельности обучающихся: групповая.

Средства обучения: проектор, презентация, тетради, раздаточный материал.

Основные понятия изучаемые на уроке: эпоха бронзы, поселения, отгонное скотоводство, мотыжное земледелие.

Ход урока:

Актуализация знаний ( 7 минут)

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у вас есть уникальная возможность побывать в роли ученых - археологов и поучаствовать в работе археологической экспедиции. (Слайд №1)

Она проходила на территории нашего края – близ деревни Новониколаевка Челябинской области (слайд № 2).                                      

Здесь, на берегу реки Карталы - Аят в ходе разведки археологи обнаружили остатки жизни людей и пришли к выводу, что здесь находилось поселение – место, где долгое время жили люди.  (Слайд №3, 4)

Но когда жили эти люди, чем занимались? Сегодня вам предстоит ответить на эти вопросы.

Давайте вспомним, что такое археология? (Это наука, исследующая жизнь людей прошлого по материальным останкам их деятельности) К какому виду исторических источников относятся археологические находки? (вещественные)

 Какова цель археологических раскопок? (Задача археологов – не просто извлечь артефакты из земли. Археологи тщательно исследуют находки и пытаются с их помощью узнать о том, как жили люди в прошлом).

Именно это вы и попытаетесь сделать.

У вас на столах лежат фотографии с артефактами, которые были найдены входе раскопок. Ваша задача – предположить, что это за предметы и на основании этого сделать вывод о занятиях и образе жизни людей того времени.

1 группа – фрагменты костей животных и изделий из кости (пряслице и костяное шило).

2 группа – фрагменты керамических сосудов.

3 группа – каменные орудия (пест, зернотерка, шлифовальный камень).

4 группа – изделия из бронзы (нож, фрагмент серпа, бронзовая скрепка для сосуда).

         На работу в группах дается 4-5 минут. Затем – презентация результатов- 12 минут. Учитель выслушивает и при необходимости корректирует ответы учащихся.

         Физкультминутка (5 минут)

         Вы молодцы, потрудились не хуже настоящих ученых,  а теперь давайте немного отдохнем и представим себя древними гончарами. Они берут кусок глины и разминают его, чтобы он стал мягким, податливым и из него получился красивый сосуд. (Упражнение для пальцев рук) Древние земледельцы берут в руки мотыги и вспахивают землю, чтобы посеять зерно и вырастить урожай. (Наклоны вперед). Кузнецы поднимают тяжелый молоток и куют металл. (Наклоны в стороны). А вечером шаман проводит обряд, чтобы племя не пострадало от голода и болезней. (Тянемся вверх).

Закрепление материала (7 минут)

 Учащиеся слушают рассказ учителя и делают записи в тетради.

 (Слайд № 5)

         А теперь давайте подведем итоги.

Бронзовый век – это период в истории человечества, когда люди научились обрабатывать бронзу (сплав меди и олова). В нашем крае  даты эпохи бронзы 2- 3, 5 тысячи лет назад. Люди селились по берегам рек и озер. Их основными занятиями было мотыжное земледелие и отгонное скотоводство. Так как стада были довольно большими, то скот пасли на расстоянии 10-12 км. от жилища. Об этом свидетельствует множество костей коров и лошадей, найденных на поселении. При этом люди продолжали изготавливать орудия из кости – археологи нашли фрагмент костяного шила и костяное пряслице.

(Слайд № 6)

К тому времени люди уже умели изготавливать довольно качественную и красивую керамическую посуды -  сотрудники лаборатории сумели выделить фрагменты 242 сосудов. (Слайд №7)

Среди каменных орудий труда были найдены зернотерка и пест для перетирания зерна в муку, а также шлифовальный камень, на котором, возможно, точили металлические орудия. (Слайд № 8)

Еще одна группа находок – это изделия из бронзы. Среди них - нож, и предположительно фрагмент серпа, который сломался и был переделан в нож.  Добыча и выплавка металла требовала очень много труда, поэтому металл очень ценился и люди старались найти применение даже сломанным орудиям. Была найдена скрепка от сосуда. Ей  скрепляли треснувшие сосуды, чтобы трещина не пошла дальше и его можно было использовать для хранения  сыпучих продуктов. (Слайд №9)

Кроме этих находок археологи обнаружили так называемые столбовые ямки – в древности в них были вкопаны столбы, которые составляли каркас жилища. (Слайд №10)

Это были полуземлянки глубиной до 1 метра. Пол в них был земляной, стены делали из бревен, которые обмазывали глиной и утепляли дёрном. Дома располагались параллельно друг к другу, выходом к реке. На территории жилища археологи нашли следы 6 очагов. Вот как выглядит реконструкция дома.

 (Слайд № 11)

К особо интересным находкам можно отнести амулеты, сделанные из клыков животного, предположительно собаки. Возможно, люди того времени стремились с их помощью уберечь себя от злых духов. (Слайд № 12)

Рефлексия (3 минуты)

А сейчас оцените, пожалуйста, свое настроение на уроке. (Слайд № 13)

Спасибо за урок! (Слайд № 14)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по историческому краеведению на тему "Путешествие в бронзовый век""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный администратор

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:



Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель урока:

 познакомить учащихся с хозяйством и занятиями людей эпохи бронзы.

Задачи:

1)      Информационная: создать представление о жизни людей в бронзовом             веке.

2)      Развивающая: продолжить формирование умения анализировать и извлекать информацию из исторических источников.

3)      Воспитательная: продолжить процесс воспитания уважения к памятникам истории.

4)      Коммуникативная: развивать умения работы в группах.

Планируемые результаты:

1)    Личностные:   воспитание чувства уважения к достижениям культуры; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории  как науке

2)    Метапредметные:развитие речи учащихся; формирование умения анализировать исторические источники; развитие у учащихся творческих возможностей

3)    Предметные:  развитие умений работать с изобразительными источниками

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Форма организации познавательной деятельности обучающихся: групповая.

Средства обучения: проектор, презентация, тетради, раздаточный материал.

Основные понятия изучаемые на уроке: эпоха бронзы, поселения, отгонное скотоводство, мотыжное земледелие.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 891 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 866
    • DOCX 39.5 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Салтеева Светлана Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Салтеева Светлана Игоревна
    Салтеева Светлана Игоревна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3905
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 208 человек

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология общения: эффективное общение и решение конфликтов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 841 человек из 78 регионов
  • Этот курс уже прошли 383 человека

Мини-курс

Неорганическая химия

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов