Главная / География / Конспект урока по географии на тему "Ветер"(6 класс)

Конспект урока по географии на тему "Ветер"(6 класс)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Ветер»


1

ФИО (полностью)

Янгуразова Найля Фатиховна

2

Место работы

МБОУ ООШ №1с. Средняя Елюзань

3

Должность

Учитель

4

Предмет

география

5

Класс

6

6

Тема и номер урока в теме

«Ветер» урок 38

7

Базовый учебник

Начальный курс географии. 6 класс. Авторы: Е.М. Домогадских


8.Цель урока:

Раскрыть основные научные положения темы. Обобщить знания учащихся по даннойтеме во взаимосвязи с природой и жизнедеятельностью человека.

9. Задачи урока:

Образовательные:

  • Сформировать понятия «ветер», «бриз», «муссон»;

  • формировать знания о причинах возникновения ветра, изучить виды ветров, направление и силу ветров;

Развивающие:

  • Продолжить развивать умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их поисковая деятельность) и интерес к предмету;

  • Развивать умение строить графики розы ветров;

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.


  1. Тип урока: изучение нового материала.

Актуализация знаний

Изучение нового материала

Самостоятельная работа. Выполнить упражнения, выяснить причину образования ветра

Беседа.Виды ветров

Практическая работа. Направление и сила ветра.

Самостоятельная работа. Построить “Розу ветров” по данным собственного наблюдения, используя данные календаря погоды или приведенные данные.

Закрепление. Выполнение тестов по теме.

Формы работы учащихся: самостоятельная, тестовая (компьютер с последующей проверкой), работа в тетради, с атласом, учебником,

  1. Необходимое техническое оборудование: физическая карта полушарий, учебники, атласы, компьютер, презентация «Ветер», мультимедийный проектор, экран.

  2. Структура и ход урока













СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Оргмомент.

Актуализация знаний


Беседа по вопросам.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем по теме «Атмосфера»

3

2.

Изучение нового материала

Самостоятельная работа.

Презентация «Ветер»

Учителем даются задания на слайдах презентации с целью узнать, как образуется ветер? Почему меняется его сила (скорость)?


На основе учебного материала о температуре и давлении воздуха, выполняют упражнения, выясняют причину образования ветра, делают выводы.

10

3.

Виды ветров

Беседа


1. Атмосферное давление. Изменение атмосферного давления с высотой. Ветер. Контрольные задания (со специальными возможностями для слабовидящих)

http://www.fcior.edu.ru/card/27089/atmosfernoe-davlenie-izmenenie-atmosfernogo-davleniya-s-vysotoy-veter-kontrolnye-zadaniya-so-special.html

сцена3 модуля 1.


По вопросам, данным учителем, определяют черты сходства и различия в образовании ветров: муссона и бриза. Заполнить сравнительную таблицу “Муссон и бриз”

7

4.

Практическая работа. Направление и сила ветра.

Презентация «Ветер»

Организация практической работы в классе. Используя слайды решить географические задачи.

Учащиеся выполняют практическую работу

13


Самостоятельная работа

Данные календаря погоды

Построить “Розу ветров” по данным собственного наблюдения, используя данные календаря погоды или приведенные данные.

Учащиеся строят «Розу ветров»

7


Закрепление


Презентация «Ветер»


Выполнение тестов по теме.

5






Приложение к плану-конспекту урока

«Ветер»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

п/п

Название ресурса

Адрес в Интернет

Тип ресурса

Форма предъявления информации

Уровень интерактивности

Предполагаемая форма использования

1.

Атмосферное давление. Изменение атмосферного давления с высотой. Ветер. Контрольные задания (со специальными возможностями для слабовидящих)

http://www.fcior.edu.ru/card/27089/atmosfernoe-davlenie-izmenenie-atmosfernogo-davleniya-s-vysotoy-veter-kontrolnye-zadaniya-so-special.html



контрольный модуль

тест

высокий

беседа















ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Ветер»


Цель урока:

Сформировать понятия «ветер», «бриз», «муссон». Продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их поисковая деятельность); формировать познавательную активность, знания о причинах возникновения ветра, изучить виды ветров, направление и силу ветров.

Развивать умение строить графики розы ветров.

Воспитывать бережное отношение к природе.


Оборудование: физическая карта полушарий, учебники, атласы, компьютер, презентация «Ветер».

Метод: беседа, частично – поисковый.


Тип урока: изучение нового материала.


Ход урока:

Изучая географию, мы совершаем интересное путешествие в мир природы Земли, узнаем при этом очень много. Мы совершили путешествие по литосфере, узнали о природе земной коры, путешествовали по гидросфере, узнали о природе воды. Сейчас мы тоже совершаем путешествие.


Актуализация знаний (используется Презентация)

Беседа по вопросам:

По какой оболочке Земли мы с вами путешествуем? (по атмосфере)

Что такое атмосфера? – воздушная оболочка Земли.

Из чего состоит атмосфера? (имеет три слоя: тропосфера, стратосфера, высшие слои атмосферы)

Какая оболочка является «фабрикой погоды»? (Тропосфера)

Что ещё мы знаем об атмосфере? (В ней имеется атмосферное давление, которое понижается и повышается)

Как и на сколько изменяется давление? (При подъёме вверх – понижается, а при опускании - повышается.На каждые 10,5 метров мы теряем или приобретаем 1 ммрт столба)

Какое атмосферное давление является нормальным? (760 ммрт.ст.)


Постановка целей, познавательной задачи урока (используется Презентация)

Мы с вами не случайно заговорили об атмосферном давлении, потому что сегодня перейдём к изучению темы, которая связана с этим понятием.


Вопросы классу:


1. Что это?

Без рук, без ног,
А дерево гнет.


Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)


2. Как выглядит река, море, лес, в безветренную погоду, как – при сильном ветре и урагане?


3. О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (Формулирование целей урока)


Изучение нового материала:


1. Что такое ветер, причины его образования


Самостоятельная работа (используется Презентация)


Цель: узнать, как образуется ветер? Почему меняется его сила (скорость)?


Задание: на основе учебного материала о температуре и давлении воздуха, выполнить упражнения, выяснить причину образования ветра, сделайте вывод.


Упражнение 1

Определите: а) повышается или  б) понижается атмосферное давление:

1. С увеличением высоты.

2. С опусканием в глубокую шахту.

3. С повышением температуры воздуха.

4. С понижением температуры воздуха.


Упражнение 2

Выберите в примерах, где будет более высокое давление:

Ночью летом      1) над сушей             2) над морем

Днем летом        3) над сушей             4) над морем

Зимой                  5) над сушей              6) над морем

Летом                   7) над сушей             8) над морем

Выберите в примерах, где давление будет меньше:

Летом над сушей  1)  ночью                2)  днем

Летом над морем  3) ночью            4) днем

 Над морем            5) зимой                   6) летом

 Над сушей            7) зимой                  8) летом


  Вывод: чем сильнее нагрета земная поверхность, тем больше от неё прогревается воздух, а чем теплее воздух, тем он легче. Поэтому теплый воздух поднимается вверх, а в этой области образуется зона пониженного давления,   а над холодной, наоборот, зона повышенного давления. И воздушные массы начинают перемещаться из повышенного давления в зону пониженного давления. Главная причина образования ветра – разница в атмосферном давлении.


Задание: дайте определение понятию «ветер», запишите в словарь географических терминов.


Виды ветров

Беседа (используется Презентация)


Цель: Определить черты сходства и различий в образовании ветров: муссона и бриза.


Вопросы и задания для беседы с учащимися:


1.Показать на карте полушарий, где дуют муссоны.

2.Бриз – ветер, который меняет свое направление два раза в сутки,

муссон – ветер, который меняет свое направление два раза в году, зависит это от температуры и давления.

Скажите пожалуйста, названные ветры будут дуть постоянно с одинаковой силой или нет?


Дневной бриз дует с озера на сушу.


img7


img6

Ночной бриз дует с суши на озеро

Образование муссона.

Задание: используя схемы, объяснить механизм образования муссона.

img3



img4



Задание: Заполнить сравнительную таблицу “Муссон и бриз”


Сравниваемые черты

Муссон

Бриз

1. Причина образования

 

 

2. Территории, где встречаются?

 

 

3. Когда меняют свое направление?

 

 

4.Сколько раз меняют свое направление в течение года?

 

 


Итог: муссоны и бризы – это ветры, дующие из области повышенного давления в область пониженного давления, муссон меняет свое направление два раза в год, бриз – два раза в сутки.



Направление и сила ветра.

Практическая работа (используется Презентация)


Цель: рассмотреть понятия «направление ветра» и «сила ветра».


Вопрос классу: Как определить направление ветра? Какие предметы, явления могут помочь в этом. 

Задание: используя слайды решить географические задачи:


Задача 1. Ветер  называют по той стороне горизонта, откуда он дует. Определите, какой дует ветер?



I - северный,

II - северо–восточный,

III - восточный,

IV - юго–восточный,

V - юго–западный,

VI - южный,

VII - западный,

VIII - северо-западный.





I - С севера

II - С юго – востока

III - С юго - запада

IV - На юго - запад

V  - С северо - запада

VI - На запад

VII -На север

VIII- На восток

IX  - На северо - восток

X - На северо - запад

XI - На юго - восток


Задача 2.В перечисленных ниже пунктах дано название ветра, его сила в баллах. Во время просмотра презентации укажите, какой ветер характеризует приведенные ниже поэтические образы силы ветра?

1. Штиль, безветрие (0 баллов). Листья на деревьях неподвижны, дым поднимается вверх вертикально.

2. Слабый ветер (1 -2 балла). Чувствуется легкое дуновение, листья шелестят.

3. Умеренный ветер (3 – 4 балла). Колеблются листья и ветви деревьев.

4. Сильный ветер (5 - 6 баллов). Колеблются большие ветви и вершины деревьев.

5. Крепкий ветер (7 -8 баллов).  Качаются стволы деревьев.

6. Штормовой ветер (9 – 10 баллов). Колеблются большие ветви и вершины деревьев.

7. Жесткий шторм, переходящий в ураган (11 – 12 баллов). Ветер производит большие разрушения: срывает крыши, вырывает деревья с корнями.


1.Сегодня старый ясень сам не свой,-

Как будто страшный сон его тревожит:

Ветвями машет, шелестит листвой,

А почему, - никто сказать не

может…(С.Я.Маршак)

2. Буря воет в саду, буря ломится в дом,

Я боюсь, чтоб она не сломила

Старый дуб, что посажен отцом,

И ту иву, что мать посадила…(Н.Ф.Некрасов)

3….Тиха украинская ночь

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Серебристых тополей листы…(А.С.Пушкин)

4. Трещит мороз, шумит метель:

Вершиною качает ель. (М.Ю.Лермонтов)

5. Горные вершины

Спят во мгле ночной,

Тихие долины

Полны свежей мглой:

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…(М.Ю.Лермонтов)

6. Как большой ветер

Напал на наш остров!

С домишек сдул крыши,

Как с молока пену…(Н.Матвеева)



7. Вспоминал я, как в зимнем бору,

Без ветвей от макушек до пят,

Чуть качаясь в снегу на ветру,

Корабельные сосны скрипят…(С.Я.Маршак)



4.Роза ветров

Самостоятельная работа (используется Презентация)


Задание: О направлениях  ветра, господствующих в течении определенного промежутка времени, можно узнать по графику, называемому «Розой ветров». Построить “Розу ветров” по данным собственного наблюдения, используя данные календаря погоды или приведенные данные.

img12


Алгоритм построения «Розы ветров»

1.Вычертить основные и промежуточные стороны горизонта.

2. Принять условно, что одному отрезку на графике соответствует определённое количество дней.

3. Подсчитать, сколько дней в течение месяца ветер дует в данных направлениях.

4. На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.

5. Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют. В центре рисуют кружочек, в котором записывают число дней без ветра.


Закрепление. Выполнение тестов по теме.


Домашнее задание: пользуясь календарем погоды, составьте розу ветров и определите, какие ветры преобладали в нашей местности в сентябре, ноябре, марте. 2. Подготовить сообщения о значении ветра.

.          


Итог урока. Рефлексия.

- Что важного для себя вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Понравился вам урок или нет? Почему?


Конспект урока по географии на тему "Ветер"(6 класс)
  • География
Описание:

Цель  урока:

Раскрыть основные научные положения темы. Обобщить знания учащихся по даннойтеме во взаимосвязи с природой и жизнедеятельностью человека.

Задачи урока:

Образовательные:

   Сформировать понятия «ветер», «бриз», «муссон»;

  формировать знания о причинах возникновения ветра, изучить виды ветров, направление и силу ветров;

Развивающие: 

Продолжить развивать умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их поисковая деятельность) и интерес к предмету;

   Развивать умение строить графики розы ветров;

Воспитательные:

   Воспитывать бережное отношение к природе.

 

 

Автор Янгуразова Наиля Фатиховна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1043
Номер материала 21139
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓